ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 920003-01-2021-005593-50 от 16.03.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Прохорчук О.В. Дело № 92RS0003-01-2021-005593-50

(номер производства по делу в суде Производство № 12-11/2022

первой инстанции 5-1800/2021)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Севастопольского городского суда Орлова С.В., с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (<...>) жалобу общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» на постановление судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 16 декабря 2021 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь»,

установил:

постановлением судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 16 декабря 2021 г. общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» (далее – ООО «Благоустройство города «Севастополь», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, защитник ООО «Благоустройство города «Севастополь» обратился в Севастопольский городской суд с жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы защитник ссылается на следующие обстоятельства. В качестве нарушений законодательства об охране окружающей среды Обществу вменяются факты захоронения отходов I-IV класса опасности, содержащих полезные компоненты и запрещенные к захоронению. Постановлением Правительства Севастополя от 27 декабря 2019 г. № 698-ПП утверждена Территориальная схема обращения с отходами города Севастополя, согласно которой для предварительной сортировки отходов определено возведение на территории города Севастополя мусоросортировочного комплекса типа «<данные изъяты>». Вместе с тем, до настоящего времени мусоросортировочный комплекс не возведен. Письмом от 15 марта 2021 г. № 269 в адрес Департамента городского хозяйства города Севастополь направлено предложение о внесении изменений в Территориальную схему обращения с отходами города Севастополя в части исключения инвестиционных мероприятий по строительству комплекса «<данные изъяты>». При этом, на территории города Севастополя имеется объект обработки (сортировки) отходов, принадлежащий ООО «<данные изъяты>», с которым неоднократно инициировались мероприятия по вопросу запуска указанного объекта обработки, однако запуск указанного комплекса также не осуществлен. Вышеуказанные обстоятельства являлись предметом судебного рассмотрения, по результатам которого определением Ленинского районного суда города Севастополя от 9 июня 2021 г. ООО «Благоустройство города «Севастополь» предоставлена рассрочка исполнения решения суда по организации на полигоне твердых коммунальных отходов «<данные изъяты>» сортировки поступающих твердых коммунальных отходов (далее, в том числе – ТКО) с целью исполнения требований действующего законодательства, в том числе распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. № 1589-р, сроком на один год – до 9 июня 2022 г. Таким образом, захоронение на полигоне ТКО отходов I-IV класса опасности, содержащих полезные компоненты, вызвано отсутствием действующих объектов обработки (сортировки) отходов и не связано с ненадлежащей организацией работы и бездействием общества.

Также защитник выражает несогласие с выводом судьи, указавшим в качестве нарушения осуществление работ по обращению с ТКО не в соответствии с утвержденным Регламентом работы полигона «Первомайская балка» (г. Севастополь). Так, процесс отвода биогаза обеспечен путем организации пассивной дегазации, о чем сообщалось в Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Кроме того, высота слоя ТКО, с учетом уплотнения, разравнивается до уровня не более 2 метров, однако измерение высоты слоя отходов в ходе проверки осуществлялось сотрудниками Росприроднадзора на краю отвала рабочей карты (месте выгрузки мусоровозов), который на момент проведения мероприятий не был уплотнен и выравнен надлежащим образом ввиду невозможности приостановки процесса опорожнения мусоровозов в летний период. В ночной период слой ТКО, с учетом уплотнения разравнивается до уровня не более 2 метров.

Относительно сетчатых переносных элементов ограждения защитник указывает на то, что на момент проверки указанные сетчатые ограждения были временно перемещены на действующей карте с отметки 205,24 на отметку 192,38, что было связано с необходимостью оперативного формирования откосов тела полигона в период повышенной пожароопасности, согласно требованиям постановления Правительства Севастополя от 10 июня 2021 г. № 270-ПП «О введении особого противопожарного режима и дополнительных требованиях пожарной безопасности на территории города Севастополя» а также приказа ООО «Благоустройство города «Севастополь» от 15 июня 2021 г. № 95А.

Также в жалобе защитник указывает на несогласие с вмененным правонарушением в части задействования в процесс захоронения отходов работников – В.И., К.И., А.А., Д.А., не имеющих документов о квалификации и о прохождении профессионального обучения для работы с отходами. Так, указанные сотрудники полигона не осуществляют деятельность по обработке отходов I-IV класса опасности, и выполнение данных обязанностей не предусмотрено их должностными инструкциями, в связи с чем прохождение профессионального обучения не требовалось.

Относительно невнесения полигона ТКО «<данные изъяты>» в Государственный реестр объектов размещения отходов защитник указывает, что информация о необходимости изменения категории земельного участка, на котором размещен полигон и которой в настоящее время является категория «земли населенных пунктов», ранее неоднократно доводилась до сведения органов исполнительной власти города Севастополя, однако до настоящего времени категория земель названного земельного участка не изменена, в связи с чем отсутствует возможность внесения сведений о полигоне в Государственный реестр объектов размещения отходов и, как следствие, отсутствуют правовые основания для получения ООО «БГС» лицензии на захоронение отходов, поскольку иные объекты размещения твердых коммунальных отходов на территории города Севастополя, действующей Территориальной схемой не определены. Таким образом, неисполнение требований законодательства в области лицензирования и охраны окружающей среды не связаны с ненадлежащей организацией работы и/или бездействием общества, в том числе его должностных лиц.

Указанная жалоба подана в установленный законом срок, а потому подлежит рассмотрению по существу.

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебном заседании доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просил ее удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в связи с чем на основании части 3 статьи 25.4, пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения защитника ООО «Благоустройство города «Севастополь», изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, согласно которой судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении такой деятельности, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса

Обжалуемым постановлением установлено, в том числе следующее.

Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 30 июля 2021 г. по 12 августа 2021 г. на основании решения о проведении выездной проверки № 02-ВП-П-З от 16 июля 2021 г. проведена плановая выездная проверка объекта I категории (свидетельство CFXMU672 от 25 мая 2018 г., код объекта 67-0167-001007-П) Полигон ТКО «<данные изъяты>», эксплуатируемого предприятием ООО «Благоустройство города Севастополь».

В соответствии с Регламентом работы полигона «<данные изъяты>» (г. Севастополь), утвержденным генеральным директором ООО «Благоустройства города Севастополь» Ю.Я. в 2018 году (Раздел 1 «Общие положения»), полигон «<данные изъяты>» является инженерным специализированным сооружением, предназначенным для захоронения твердых отходов, обеспечивающим санитарное и эпидемиологическое благополучие населения г. Севастополя, экологическую безопасность окружающей среды.

На полигон принимаются бытовые отходы (кроме жидких коммунальных отходов и опасных отходов в составе коммунальных отходов) из жилых домов, административных и общественных учреждений и организаций, предприятий торговли и общественного питания, заведений культуры и искусства, учебных и лечебно-профилактических заведений и других предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, уличный и садово-парковый смет и листья, а также измельченные строительные отходы и промышленные отходы IV и V классов опасности.

Приему на полигон не подлежат твердые, жидкие, пастообразные отходы радиоактивных веществ, отходы I, II и III классов опасности.

В нарушение Регламента работы полигона ТКО «<данные изъяты>» (г. Севастополь) в ходе осмотра полигона ТКО 2 августа 2021 г. (акт обследования территории № 1 от 2 августа 2021 г.) были выявлены такие виды отходов, не подлежащих захоронению согласно Регламенту, как: фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные (код по ФККО 9 21 301 01 52 4); приемники телевизионные, совмещенные или не совмещенные с широковещательными радиоприемниками или аппаратурой для записи или воспроизведения звука или изображения, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 81 420 00 00 0); машины стиральные бытовые, утратившие потребительские свойства» (код по ФККО 4 82 513 11 52 4); тара из разнородных полимерных материалов, загрязненная нефтепродуктами (содержание менее 15 %) (код по ФККО 4 38 195 12 52 4).

В соответствии с Регламентом работы полигона «<данные изъяты>» (г. Севастополь), утвержденным генеральным директором ООО «Благоустройства города Севастополь» Ю.Я. в 2018 году (Раздел 3 «Организация работ за полигоне»), на технологическую операцию по складированию отходов задействуют три бульдозера и уплотнитель для полигонов промышленных и бытовых отходов РЭМ-25. Один бульдозер Б10М осуществляет сталкивание отходов; второй бульдозер Б10М выполняет разравнивание отходов, разрушение крупных фракций. Уплотнение слоя укладки отходов осуществляется многократным (не менее 4-х раз) проходом уплотнителя для полигонов РЭМ-25 по одному следу до уменьшения толщины слоя 0,2-0,3 м. За счет уплотненных слоев отходов создается слой высотой 2,5 метра. Уплотненный слой отходов высотой 2,5 метра изолируется с помощью бульдозера Б10М слоем грунта 0,2 м (с учетом уплотнения грунта).

Аналогичные требования предусмотрены Рабочим проектом 10.213-13-ОВОС «Полигон ТБО в Первомайской балке. 3-я очередь. Корректировка. Оценка воздействия на окружающую среду. Том 5».

В нарушение Регламента работы полигона ТКО «<данные изъяты>» (г. Севастополь), в ходе визуального обследования территории тела полигона ТКО «<данные изъяты>» (г. Севастополь) с привлечением экспертов ФГБК ЦЛАТИ по ЮФО и применением поверенного лазерного дальномера, было установлено, что высота уплотненного слоя ТКО на рабочей карте полигона ТКО без нанесения изолирующего слоя составляет 9,8 метра (акт обследования территории № 1 от 2 августа 2021 г.).

В соответствии с Регламентом работы полигона «<данные изъяты>» (г. Севастополь), утвержденным генеральным директором ООО «Благоустройства города Севастополь» Ю.Я. в 2018 году (Раздел 5 «Система отвода биогаза»), для отвода биогаза из тела полигона предусмотрена система газа с помощью дегазационных труб.

Установку дегазационных труб производить в период складирования отходов. По мере складирования отходов необходимо производить наращивание труб выше слоя складируемых отходов на высоту 2 метра. Соединение труб производится на муфтах с установкой резинового уплотнительного кольца. Установку труб начинать с первого слоя складирования отходов от противофильтрационного экрана, согласно плану расположения дегазационных труб.

Дегазационную сеть выполнять из перфорированных асбестоцементных труб диаметром 150 мм, длиной 3 метра. Перфорацию асбестоцементных труб выполнять на длину 2,5 метра, оба конца дегазационной трубы на длину 0,25 м необходимо оставлять без перфорации.

В соответствии с Рабочим проектом 10.213-13-ОВОС «Полигон ТБО в Первомайской балке. 3-я очередь. Корректировка. Оценка воздействия на окружающую среду», эксплуатация третьей очереди полигона ТКО предусматривает наличие системы дегазации выполненной в виде системы скважин и коллекторов из 20 металлических труб диаметром 300-345 мм и длиной 5 метров, наращиваемых по мере складирования ТКО.

В ходе визуального обследования территории тела полигона ТКО <данные изъяты>» (г. Севастополь) установлено, что на рабочей карте полигона дегазационные трубы отсутствуют. Трубы установлены только на уже отработанных участках, при этом процедура их наращивания не соблюдена, система коллекторов отсутствует, материал, диаметр и количество труб не соответствуют проектным решениям. Как следствие, предусмотренное проектом функционирование системы дегазации, не обеспечено.

В соответствии с Регламентом работы полигона «<данные изъяты>» (г. Севастополь), утвержденным генеральным директором ООО «Благоустройства города Севастополь» Ю.Я. в 2018 году, на полигоне предусмотрены и должны выполняться следующие природоохранные мероприятия: на основных направлениях распространения легких фракций отходов устанавливаются временные сетчатые переносные элементы ограждения.

В нарушение Регламента работы полигона ТКО «<данные изъяты>» (г. Севастополь), в ходе визуального обследования территории тела полигона ТКО «<данные изъяты>» (г. Севастополь) было установлено, что временные сетчатые переносные элементы ограждения на рабочей карте полигона ТКО отсутствуют.

Аналогичные требования предусмотрены Рабочим проектом 10.213-13-ОВОС (Полигон ТБО в Первомайской балке. 3-я очередь. Корректировка. Оценка воздействия на окружающую среду. Том 5).

В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно пункту 2.1 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» до 1 января 2023 г. запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, также не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» до 1 января 2023 г. объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее – перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 г. и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства, объект размещения (захоронения) отходов ТКО (полигон ТКО «<данные изъяты>»), эксплуатируемый предприятием ООО «Благоустройство города «Севастополь» не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).

Кроме того, согласно статье 15 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности.

В соответствии со штатной численностью работников структурного подразделения предприятия ООО «Благоустройство города «Севастополь» – полигон «<данные изъяты>»» она составляет 27 человек, в том числе 9 человек, непосредственно задействованных в процессе захоронения отходов. При этом четверо из них не имеют документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности: В.И., машинист бульдозера 6-го разряда; К.А., рабочий полигона; А.А., водитель автомобиля 2 класса (цистерна); Д.А., рабочий полигона.

Согласно должностным инструкциям, все четверо указанных работников полигона ТКО «<данные изъяты>» осуществляют непосредственное обращение с отходами на полигоне ТКО.

Таким образом, работники полигона ТКО «<данные изъяты>» ООО «Благоустройство города «Севастополь» В.И. (в период с 2 июня 2020 г. по настоящее время); К.И. (в период с 1 декабря 2014 г. по настоящее время); А.А. (в период с 1 июня 2016 г. по настоящее время) и Д.А. (в период с 20 января 2016 г. по настоящее время) осуществляли деятельность по обработке отходов I-IV классов опасности, не имея документов квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности.

Установив данные обстоятельства, судья районного суда города Севастополя пришла к выводу о том, что ООО «Благоустройство города «Севастополь» нарушены, в том числе: пункты 1, 2 статьи 34, пункт 2 статьи 11, статья 15, пункты 2.1, 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Рабочий проект 10.213-13-OBOC «Полигон ТБО в Первомайской балке. 3-я очередь. Корректировка. Оценка воздействия на окружающую среду; Регламент работы полигона «Первомайская балка» (г. Севастополь), что влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ.

Проверяя законность указанного постановления в данной части, прихожу к выводу о наличии в действиях ООО «Благоустройство города «Севастополь» состава вмененного административного правонарушения и о виновности в его совершении, отметив, что указанные деяния, совершенные данным юридическим лицом образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, а фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 02-92-348П от 16 августа 2021 г., составленным уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статей 28.2, 28.3 КоАП РФ; актом выездной проверки от 12 августа 2021 г. № 02-92-90П; актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 2 августа 2021 г. № 1 и фототаблицей к нему; выпиской из ЕГРЮЛ, а также иными материалами дела.

Доводы жалобы о том, что процесс отвода биогаза обеспечен путем организации пассивной дегазации, о соблюдении высоты слоя ТКО, который с учетом уплотнения разравнивается до уровня не более 2 метров, о временной вынужденной переноске сетчатых переносных элементов ограждения не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат обстоятельствам, установленным в ходе производства по делу, и опровергаются вышеприведенными доказательствами, которые в совокупности свидетельствуют о том, что ООО «Благоустройство города «Севастополь», будучи юридическим лицом, не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований в области охраны окружающей среды при сборе и накоплении отходов производства и потребления. При этом представленные защитником в судебное заседание фотатаблицы № 1, № 2 и № 3 не подтверждают соблюдение вышеуказанных требований, поскольку из них невозможно установить когда именно и при каких обстоятельствах они выполнены.

Не могут быть приняты во внимание и доводы жалобы об отсутствии состава правонарушения в части задействования в процесс захоронения отходов работников – В.И., К.И., А.А., Д.А., не имеющих документов о квалификации и о прохождении профессионального обучения для работы с отходами, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и неверной трактовке фактических обстоятельств произошедшего события. Так, в должностные обязанности В.И., работающего в ООО «Благоустройство города «Севастополь» со 2 июня 2020 г. машинистом бульдозера 6-го разряда, входит перемещение отходов, грунта, сырья и других материалов; выполнение планировочных работ в карьере, на отвалах, на теле полигона; разравнивание, уплотнение отходов, грунта. В должностные обязанности К.А. и Д.А. – рабочих полигона, принятых на работу 1 декабря 2014 г. и 20 января 2016 г., соответственно, входит, в том числе выполнение работ по подготовке вакуумной машины для механизированного заполнения, транспортировки и выгрузки жидких отходов к месту слива и обезвреживания. В должностные обязанности А.А., работающего водителем автомобиля 2 класса (цистерна) с 1 июня 2016 г., входит выполнение заданий по откачке выгребных ям, канализационных колодцев и емкостей для сбора фильтрата; транспортировка и выгрузка в местах утилизации жидких бытовых отходов и фильтрата. Таким образом, указанные сотрудники полигона непосредственно осуществляют деятельность по обработке отходов I-IV класса опасности, и выполнение данных обязанностей предусмотрено их должностными инструкциями.

Доводы жалобы о том, что полигон ТКО «<данные изъяты>» не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов ввиду отнесения земельного участка к категории земель «земли населенных пунктов» и бездействии органов государственной власти по неизменению этой категории, в связи с чем отсутствует возможность внесения сведений о полигоне в государственный реестр объектов размещения отходов, а также доводы защитника, приведенные в судебном заседании о том, что положения пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» до 1 января 2023 г. не распространяется на полигон ТКО «<данные изъяты>», введенный в эксплуатацию до 1 января 2019 г., не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В пунктах 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно пункту 2.1 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», до 1 января 2023 года запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, установленный пунктом 7 статьи 12 данного закона, не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 данной статьи.

В силу пункта 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с письмом Росприроднадзора от 29 декабря 2018 г. № АА-10-02-36/29634 «О направлении информации» использование объектов размещения отходов, не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года возможно после включения таких объектов в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.

Исходя из приведенных норм закона и разъяснений Росприроднадзора, использование объектов размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, с 2019 года до 1 января 2023 года возможно при условии включения их в установленном порядке в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов, дела объект – полигон ТКО «Первомайская балка», на котором ООО «Благоустройство города «Севастополь» размещаются твердые коммунальные отходы, не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, а также письмом Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя от 26 августа 2019 г. за исх. № 192726826.08.19 было отказано в его включении в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта Российской Федерации.

Каких-либо доказательств, подтверждающих, что ООО «Благоустройство города «Севастополь» были обжалованы действия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по отказу в изменении категории земельного участка суду не представлены.

При таких обстоятельствах использование ООО «Благоустройство города «Севастополь» указанного объекта размещения отходов, не внесенного в государственный реестр объектов размещения отходов и не включенного в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта Российской Федерации, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ.

Таким образом, совокупностью всех материалов дела полностью подтверждается факт совершения ООО «Благоустройство города «Севастополь» указанного административного правонарушения, при этом в ходе производства по делу об административном правонарушении все процессуальные действия должностными лицами административного органа совершались с соблюдением требований действующих нормативных актов и в рамках полномочий, установленных законом.

ООО «Благоустройство города «Севастополь» привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 4 статьи 8.2 КоАП РФ, с учетом имущественного положения юридического лица, характера совершенного правонарушения.

При этом, с учетом всех обстоятельств совершенного правонарушения, степени его общественной опасности, по данному делу отсутствуют основания для применения в отношении ООО «Благоустройство города «Севастополь» положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Таким образом, каких-либо обстоятельств, которые в силу пунктов 3-5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Вместе с тем, имеются основания для изменения вынесенного судьей районного суда постановления по следующим основаниям.

Пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены требования к объектам размещения входов – захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается», определен перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.

В ходе производства по делу об административном правонарушении установлено, что на участке рабочей карты полигона ТКО визуальным осмотром выявлен факт захоронения таких отходов I-IV класса опасности, содержащих полезные компоненты и запрещенных к захоронению, как: покрышки шин пневматических с тканевым, либо металлическим кордом, отработанные (код по ФККО 9 21 130 01 50 4 и 9 21 130 02 50 4); лампы – ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 71 101 01 52 1); светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 82 415 01 52 4); телефоны и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 81 321 01 52 4), чем нарушен пункт 8 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также распоряжение Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается».

Однако вывод судьи районного суда о нарушении ООО «Благоустройство города «Севастополь» указанных нормативных правовых актов, согласно которым захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается, сделан без учета доводов заявителя об отсутствии возможности утилизации указанных отходов в силу объективных причин.

Данные обстоятельства, указанные заявителем в качестве обоснования своей позиции, в нарушение статей 24.1, 26.1 и статьи 26.2 КоАП РФ не были исследованы и проверены судом, вместе с тем, указанные доводы являются юридически значимыми обстоятельствами и подлежали выяснению судьей суда первой инстанции для принятия объективного решения.

Так, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда города Севастополя от 11 июня 2019 г. по гражданскому делу № 2-1332/2019 на ООО «Благоустройство города «Севастополь» возложена обязанность обеспечить деятельность по сбору, накоплению и размещению твердых бытовых и нетоксичных промышленных отходов на полигоне ТБО, расположенном в Первомайской балке города Севастополя в соответствии с требованиями федерального законодательства, обязав выполнить, в том числе, следующие мероприятия: обеспечить предварительную обработку отходов, поступающих на полигон ТКО в Первомайской балке г. Севастополя, с целью извлечения отходов производства и потребления, захоронение которых запрещается в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается».

Определением судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 9 июня 2021 г., вступившим в законную силу 2 и юля 2021 г., в связи с невозможностью у ООО «Благоустройство города «Севастополь» исполнения решения суда в указанной части, на основании заявления Общества, последнему предоставлена рассрочка исполнения решения суда по гражданскому делу № 2-1332/2019 на 1 год, то есть до 9 июня 2022 г.

Факт захоронения ООО «Благоустройство города «Севастополь» отходов I-IV класса опасности, содержащих полезные компоненты и запрещенных к захоронению, выявлен в ходе выездной проверки в период с 30 июля 2021 г. по 12 августа 2021 г., то есть в период действия рассрочки исполнения вышеуказанного решения.

Изложенное свидетельствует о наличии объективных причин, препятствующих ООО «Благоустройство города «Севастополь» выполнить мероприятия по обеспечению предварительной обработки отходов, поступающих на полигон ТКО в Первомайской балке г. Севастополя, с целью извлечения отходов производства и потребления, захоронение которых запрещается, и как следствие – отсутствии возможности утилизации указанных отходов, в связи с чем нарушение пункта 8 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в качестве объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, в данных обстоятельствах не может быть вменено ООО «Благоустройство города «Севастополь».

При таких обстоятельствах указание на нарушение ООО «Благоустройство города «Севастополь» пункта 8 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», распоряжения Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» подлежит исключению из мотивировочной части постановления.

Кроме того, исключению из постановления судьи районного суда подлежит указание на нарушение ООО «Благоустройство города «Севастополь» пунктов 2 и 4 статьи 67, статьи 73 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», поскольку ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении судьи районного суда не указано в чем именно выразились действия (бездействие) ООО «Благоустройство города «Севастополь», связанные с нарушением требований в области производственного экологического контроля (статья 67) и невыполнении обязанности по подготовке руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (статья 73).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 16 декабря 2021 г. – изменить.

Исключить из мотивировочной части постановления судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 16 декабря 2021 г. указание на совершение ООО «Благоустройство города «Севастополь» административного правонарушения, выразившегося в захоронении отходов I-IV класса опасности, содержащих полезные компоненты и запрещенных к захоронению, а также указание на нарушение ООО «Благоустройство города «Севастополь» пункта 8 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», распоряжения Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, пунктов 2 и 4 статьи 67, статьи 73 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В остальной части постановление судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 16 декабря 2021 г. оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения.

Судья С.В. Орлова