Судья Власенко Ф.В. Дело № 92RS0003-01-2023-002667-33
(номер производства по делу в суде Производство № 12-3/2024
первой инстанции 5-591/2023)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
14 февраля 2024 года г. Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Бояринова Елена Владимировна, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (<...>) жалобу защитника должностного лица - ректора ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» ФИО1 – ФИО2 на постановление судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 11 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ФИО1,
установил:
постановлением судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 11 декабря 2023 года должностное лицо – ректор ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 20.34 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Севастопольский городской суд, защитник должностного лица ФИО1 – ФИО2 просит постановление судьи от 11 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава, административного правонарушения.
Ссылаясь на Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 226- ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Федеральный закон от 21 ноября 1995 года № 170- ФЗ «Об использовании атомной энергии» указывает, что административное дело могло быть возбуждено лишь после требований законодательства, то есть после того, как о выявленных нарушениях сообщено в Ростехнадзор, либо его территориальные органы, которые были установлены в рамках осуществления контроля и эти нарушения не были устранены.
Протокол об административном правонарушении составлен без указания документа фиксирующего нарушения требований и свидетельствующий принятии мер по контролю за устранением выявленных нарушений. Описанное в протоколе об административном правонарушении событие административного правонарушения не попадает под диспозицию статьи 20.34 КоАП РФ, что является существенным недостатком. В связи с чем, не может быть признан допустимым доказательством.
В постановлении об административном правонарушении судья районного суда не указано, в чем именно выразились виновные действия (бездействие) ФИО1, какие возложенные на него как на руководителя важного государственного объекта служебные обязанности им не исполнены, или исполнены ненадлежащем образом.
Судья не дал оценку приказу от 10 декабря 2019 года № 2079-п «О делегировании полномочий», согласно которому в период когда было совершено административное правонарушение, полномочия руководителя важного государственного объекта по обеспечению безопасности исследовательского ядерного реактора ИР-100 осуществлял заместитель ректора по радиационной безопасности, физической защите, учёту и контролю ядерных материалов ФИО3
Таким образом, вина должностного лица ФИО1 во вмененном ему административном правонарушении судом не доказана, оценка предоставленным защитником доказательствам отсутствия вины не дана, что свидетельствует о допущенных судом существенных нарушениях процессуальных норм КоАП РФ и является основанием для отмены постановления об административном правонарушении и прекращении производства по делу.
В судебном заседании защитник должностного лица ФИО1 – ФИО2 жалобу по доводам в ней изложенным поддержала, просила ее удовлетворить, отменить постановление судьи по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу.
Представитель должностного лица - ФИО4 возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить без изменения постановление судьи районного суда города Севастополя от 11 декабря 2023 года в отношении должностного лица ФИО1
Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, заслушав участников, судья вышестоящей инстанции считает постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 20.34 КоАП РФ нарушение требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, руководителями указанных объектов, руководителями и должностными лицами организаций, важные государственные объекты и (или) специальные грузы, сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения по ст. 20.34 КоАП РФ составляет нарушение требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, руководителями указанных объектов, руководителями и должностными лицами организаций, важные государственные объекты и (или) специальные грузы, сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.
Охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации возлагается на войска национальной гвардии (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон N 226-ФЗ)).
При выполнении задач по охране важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии, уполномоченным должностным лицам войск национальной гвардии предоставляется право выдавать руководителям указанных объектов или руководителям либо должностным лицам организаций, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии (за исключением руководителей (должностных лиц) объектов использования атомной энергии), обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в ходе осуществления своих полномочий нарушений требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии (п. 2 ст. 9 Закона N 226-ФЗ).
В случае выявления указанных нарушений на объектах использования атомной энергии должностные лица войск национальной гвардии обязаны сообщить об этом в соответствующий орган управления использованием атомной энергии и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии, либо его территориальные органы в течение пяти рабочих дней со дня выявления таких нарушений.
Как следует из протокола об административном правонарушении, при проведении плановой проверки в период с 23 по 27 октября 2023 года в соответствии с предписанием от 10 октября 2023 года № 300 Федеральной службы Войск национальной гвардии РФ «О проведении проверки выполнений требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны» в отношении комплекса исследовательского ядерного реактора ИР-100 Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет», расположенном по адресу: <адрес>, установлено, что в нарушение пунктов 49, 50 Требований, ширина охраняемой полосы не соответствует установленным требованиям (менее 10 метров), при этом не оборудованы дополнительные инженерные заграждения и средства охранного телевидения для наблюдения за подступами к объекту, которые в соответствии с приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 12 октября 2021 г. № 077 «Об утверждении Перечня Сведений, подлежащих засекречиванию, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Перечень) относятся к сведениям, содержащим государственную тайну;
- нарушение пунктов 73, 74 Требований, контрольно-пропускной пункт для пропуска людей не оборудован кабиной часового КПП, наблюдательной будкой и противопульным щитом (защитно-оборонительным сооружением) обеспечивающими соответствующий класс защиты от средств поражения, принятых в модели нарушителя, которые, в соответствии с Перечнем относятся к сведениям, содержащим государственную тайну;
- в нарушение пунктов 73, 91 Требований, контрольно-пропускной пункт для пропуска автомобильного транспорта не оборудован кабиной часового контрольно-пропускного пункта, наблюдательной вышкой (наблюдательной будкой), защитно-оборонительным сооружением обеспечивающими соответствующий класс защиты от средств поражения, принятых в модели нарушителя, которые, в соответствии с Перечнем относятся к сведениям, содержащим государственную тайну.
На основании установленных нарушений, в отношении должностного лица - ФИО1, ректора Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования (далее - ФГАОУ ВО) «Севастопольский государственный университет», 27 октября 2022 года составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьёй 20.34 КоАП РФ, согласно которым совершил нарушение Требований к оборудованию инженерно- техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2017 года № 646)., а так же Требований к оборудованию инженерно- техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 646 от 27 мая 2017 года.
Судья районного суда с учетом установленных в протоколе об административном правонарушении обстоятельств, а также имеющихся доказательств пришёл к выводу о наличии в действиях должностного лица – ректора ФГАО ВО «Севастопольский государственный университет» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.34 КоАП РФ.
При этом судья районного суда учел, что факт выделения субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий по ядерной, радиационной, промышленной и пожарной безопасности, физической защиты объектов использования атомной энергии нашел своё подтверждение.
Фактические обстоятельства и вина должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка в совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:
- определением о направлении протокола об административном правонарушении в суд от 27 октября 2023 года (л.д.2-4);
- протоколом об административном правонарушении № 2 от 27 октября 2022 года (л.д.5-9);
- распоряжением Федеральной службы войск национальной гвардии № 1/1932-р от 15 сентября 2023 года (л.д.10-12);
-выпиской из плана проведения плановых проверок выполнения требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации на 2023 год (л.д.13);
- предписанием старшего специалиста по особым поручениям группы контроля оборудования и эксплуатации инженерно-технических средств охраны важных государственных объектов отдела контроля оборудования и эксплуатации инженерно-технических средств охраны важных государственных объектов Главного управления охраны объектов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (л.д.14);
- письмом ректору ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» о проведении плановой проверки выполнения требований к оборудованию ИТСО ФГАОУ ВО «ИР-100 СевГУ» (л.д.18);
- выпиской акта проверки № 4092/12-310 с 27 октября 2023 года (л.д.19-20);
- выпиской акта проверки № 57с от 31 мая 2018 года (л.д.21-22);
- выпиской акта проверки № 4092/12-145с от 30 сентября 2021 года( л.д.23-24);
- выпиской из письма Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 15 августа 2023 года согласно которому на содержание и выполнение мероприятий по устранению недостатков и замечаний на ИР-100 в 2022 году Министерством образования России СевГУ выделены средства целевой субсидии по коду 01-12 «Реализация мероприятий ао ядерной, радиационной, промышленной и пожарной безопасности, физической защите объектов использования атомной энергии» в размере 245 329 600 рублей. При этом 180 000 000 рублей выделены целевым назначением на реализацию мероприятий на ИР -100, в том числе на замену ограждения и строительство комендатуры для воинской части Росгвардии, охраняющей ИР-100 (л.д.25);
- справкой начальника штаба войсковой части 6916 (л.д.26);
- выпиской из Постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2017 года № 646дсп, согласно которому утверждены требования к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации (л.д.27);
-- выпиской из Требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации (л.д.28-30);
- выпиской из Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (л.д. 31-32);
- приказом Минобрнауки № 1382 от 28 декабря 2018 года об утверждении устава ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» (л.д.33);
- Уставом ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» (л.д.34-57);
- приказом Минобрнауки № 441 от 18 марта 2020 года о внесении изменений в устав ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» (л.д.58-59);
- изменения в Устав ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» (л.д.60);
- приказом Минобрнауки № 1638 от 29 декабря 2021 года о внесении изменений в устав ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» (л.д.58-59);
- изменения в Устав ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» (л.д.62);
- приказом Минобрнауки № 745 от 09 августа 2022 года о внесении изменений в устав ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» (л.д.63-64);
- приказом Минобрнауки № 914 от 22 сентября 2022 года о создании филиала ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» и внесении изменения в устав ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» (л.д.65-6);
- приказом Минобрнауки № 426 от 19 августа 2022 года о внесении изменений в устав ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» (л.д.63-64);
-приказом № 20-02-01/98 от 25 декабря 2018 года о назначении на должность ректора ФИО1 (л.д.69);
- извещением о явке для составления протокола об административном правонарушении в котором имеется подпись ФИО1 (л.д.7071);
- копией паспорта ФИО1 (л.д.72-73);
- соглашением о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации № 075-02-2022-980 от 14 февраля 2022 года (л.д.98-105);
- дополнительным Соглашением к Соглашению о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации № 075-02-2022-980 от 24 февраля 2022 года № 075-02-2022-980/1 (л.д.106-107);
- дополнительным Соглашением к Соглашению о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации № 075-02-2022-980 от 31 мая 2022 года № 075-02-2022-980/2 (л.д.108-110);
- дорожной картой контроля мероприятий ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» (л.д.110-111);
- договором на поставку шлюзовой кабины № 91-22/ЕП-223 от 29 июня 2022 года (л.д.116);
- техническим заданием на поставку товара, приложением к договору от 29 июня 2022 года (л.д.117-119);
- актом приема-передачи товара, приложение к Договору от 29 июня 2022 года (л.д.119);
- товарной накладной, и акта приема-передачи (л.д.120);
- договором на выполнение работ по разработке документации на капитальный ремонт ограждения комплекса исследовательского ядерного реактора ИР-100 № 132-22/ЕП-223 от 17 августа 2022 года;- техническим заданием к договору от 17 августа 2022 года (л.д.124-127);
- актом приемки выполненных работ № 1 от 22 марта 2023 года ( л.д.128);
- договором на выполнение работ по капитальному ремонту ограждения комплекса исследовательского ядерного реактора ИР-100 и техническое задание ФГАОУ «Севастопольский государственный университет» № 107-23/ЕП-223 от 15 сентября 2023 года (л.д.129-136);
- сметной документацией к договору от 15 сентября 2023 года (л.д.137);
- уведомлением о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения Договора от 19 июля 2022 №0000000007522Q9U0004/10-22/КЭФ-223 (л.д.138);
- письмом Росгвардии № 4092/24-861 от 28 сентября 2022 года в адрес ректора ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» о внесении изменений в приложение к техническому заданию на поставку и монтаж объекта №Войсковая комендатура» (л.д.139).
Наличие фактов нарушений Требований к оборудованию важных государственных объектов инженерно-техническими средствами охраны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 646дсп от 27 мая 2017 года (далее - Требования) установлено УДЛ Росгварди что подтверждается актом проверки от 27 октября 2023 года № 4092/12-310с и протоколом об административном правонарушении № 2 от 27 октября 2023 года. Каких-либо опровержений, возражений, претензий и особых мнений Университета в Протоколе об административном правонарушении и Акте по результатам проверки не имеется.
Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о том, что должностным лицом – ректором ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.34 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ФИО1 правильно квалифицированы по статье 20.34 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании имеющихся по делу доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности должностному лицу в пределах санкции статьи 20.34 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии вины должного лица ФИО1 в связи с делегированием полномочий на его заместителя, является необоснованным.
Уставом ФГАОУ ВО «СевГУ», утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 28 декабря 2018 года № 1382, а именно, в соответствии с пунктом 4.52 единоличным исполнительным органом является ректор, пунктом 4.57 определена ответственность ректора за хозяйственную деятельность Университета, а в соответствии с пунктом 4.58, ректор:
1) осуществляет текущее руководство деятельностью Университета...;
13) организует работу структурных подразделений Университета;
18) распоряжается имуществом и средствами Университета...;
24) отвечает за реализацию решений органов государственной власти.
Кроме того, пунктом 1 статьи 13 Федеральный закон от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" к компетенции ректора относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения.
Вместе с тем, пунктом 3 Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 года № 456 указано, что за нарушение настоящих Правил, руководители ядерных объектов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассматривая доводы жалобы в части касающейся освоения целевой субсидии выделенной из федерального бюджета Минобрнауки России, следует учесть тот факт, что в мае 2022 года, на реализацию мероприятий по антитеррористической защите ядерного реактора ИР-100 была выделена сумма в размере 180 млн. 465 тыс. рублей.
По итогам 2022 года, из-за бездействия ректора Университета ФИО1 в части касающейся контроля за выполнением указанных мероприятий, выделенные средства были освоены менее чем на 20%. А остатки в апреле 2023 года в соответствии с бюджетным кодексом РФ изъяты у Университета в федеральный бюджет (выписка из письма Министерства науки и высшего образования РФ от 15 августа 2023 года № МН-6/1623ДПдсп).
По факту, за 2022 и 2023 года на выделенные из федерального бюджета средства, в целях повышения защиты ядерного реактора ИР-100, был проведен только капитальный ремонт ограждений охраняемой полосы запретной зоны и тот без учета устранения имеющихся нарушений п. 49, 50 Требований, указанных в Актах по результатам проверок проведенных УДЛ Росгвардии ранее.
В ходе рассмотрения жалобы и пояснений участников процесса установлено, что в декабре 2023 года, должностными лицами войсковой части 6916 был зафиксирован факт недобросовестного отношения администрации объекта к приёмо -передаточным работам. В соответствии с письмом Университета поступившим в адрес воинской части 12 февраля 2024 года № 445, спустя 45 дней с даты поступления запроса, работы приняты у подрядной организации в полном объеме 22 декабря 2023 года, что не соответствовало действительности, по состоянию на 27 декабря 2023 года строительство продолжалось, что подтверждается донесением командира войсковой части 6916 от 29 декабря 2023 года № 4092/28-2109 в адрес управления Южного округа ВНГ РФ.
В ходе проверки надежности охраны ядерного реактора ИР-100 проведенной комиссией управления Южного округа ВНГ РФ в период с 22 по 26 января 2024 года, было установлено, что завершенное строительство внешнего ограждения охраняемой полосы имеет существенные расхождения с утвержденными техническим заданием и проектной (рабочей) документацией на капитальный ремонт ограждений ИР-100, которые на сегодняшний день не позволяют провести приемку ограждения в эксплуатацию Росгвардией.
Кроме того, установлено, что университет привлечен к административной ответственности предусмотренной ст. 19.20 КоАП РФ в связи с привлечением к строительным работам подрядной организации не имеющей соответствующей лицензии Ростехнадзора (дело № 5-0694/9/2023), о чем в Росгвардию уведомлений не поступало.
С учетом изложенного, постановление судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 11 декабря 2023 года является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судьей вышестоящего суда не установлено нарушений норм административного законодательства, влекущих отмену или изменение постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 11 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника должностного лица - ректора ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» ФИО1 – ФИО2 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статей 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.В. Бояринова