ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 920004-01-2021-001109-63 от 14.01.2022 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

дело № 92RS0004-01-2021-001109-63

производство № 12-61/2022 (12-994/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Севастополь 14 января 2022 года

Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Крылло П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановлене старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий Службы в г. Севастополе ПУ ФСБ России по Республике Крым ФИО4 от 26.02.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий Службы в г. Севастополе ПУ ФСБ России по Республике Крым ФИО4 от 26.02.2021 ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере25 400 руб.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, ФИО1 обратился с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель доводы жалобы поддержали, указав, что в настоящее время выдаются разрешения на вылов калкана и скат одинаковых сетей. Кроме того, согласно обжалуемое постановление противоречит разъяснению Росрыболовству от 15.03.2021 (л.д. 76)

Представитель Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым Государственный участковый инспектор РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов считал обжалуемое постановление законным и обоснованным, жалобу просил оставить без удовлетворения. Обратил внимание, что ответ Росрыболовства от 15.03.2021 противоречит приказу приказ Росрыболовства от 03.06.2015 (пункт 14.5), который запрещает разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения.

Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы производства по делу об административном правонарушении и доводы жалобы, следует прийти к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

В соответствии со ст.26 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться, в том числе, следующие ограничения рыболовства: виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов; размер ячеи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и конструкция орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.

Согласно ч.4 ст.43.1 Закона правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

Как следует из материалов дела, приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 9 января 2020 №1 «Об утверждении правил рыболовства для Азова-Черноморского рыбохозяйственного бассейна» утверждены правила рыболовства для Азово-Черноморского рывбохозяйственного бассейна.

В соответствии с п.4.3 Приложения к Приказу установлены ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов, в том числе: виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов; размер ячеи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и конструкция орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.

Согласно п.9.2 Приложения к Приказу капитан судна или лицо, ответственное за добычу (вылов), указанные в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов: организует работу по добыче (вылову) водных биоресурсов на рыболовных (рыбопромысловых) участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыболовных (рыбопромысловых участков); распределяет обязанности между работниками юридического лица или индивидуального предпринимателя и обеспечивает соблюдение Правил рыболовства.

В соответствии с п.13.3 Приложения юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет и представлять сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов с искажением фактических размеров улова, его видового состава, используемых орудий добычи (вылова), сроков, видов использования и способов добычи (вылова), а также без указания района добычи (вылова) или с указанием неверного наименования района добычи (вылова).

Согласно протоколу об административном правонарушении от 15.02.2021 , 15.02.2021 с 17 часов 50 минут по 20 часов 20 минут в ходе осуществления пограничной деятельности должностными лицами на причале , по адресу: г. Севастополь, <адрес>, было осмотрено судно «<данные изъяты>».

По результатам осмотра судна составлен акт осмотра судно и акт контроля выгрузки уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции в морском порту (месте доставки).

Согласно судовому билету судна «<данные изъяты>» собственником является ФИО1

В соответствии с разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов , выданным индивидуальному предпринимателю ФИО5, пользователю разрешена добыча (вылов) в том числе: скатов сетью ставной одностенной в количестве 5 единиц; камбалу-калкана сетью ставной одностенной в количестве 25 единиц.

В соответствии с приказом ИП ФИО5 от 02.01.2021 капитан судна «<данные изъяты>» назначен ответственным за добычу водных биологических ресурсов, соблюдение правил рыболовства, ведение рыбопромыслового журнала и другой документации, соблюдение природоохранного законодательства и соблюдения санитарных норм при осуществлении промышленного рыболовства.

В промысловом журнале указано, что первой и второй операцией являлось постановка 8 суток на камбалу-калкана и 2 сеток на ската. Третья операция – постановка 9 сеток на камбалу-калкана и 1 сетка на ската.

Должностное лицо, обосновано пришёл к выводу, что ФИО1 03.02.2021 выполнил операции по постановке орудий добычи (вылова) ВБР – сетей ставных одностенных (длина каждой сети по 100 м., размер (шаг) ячейки – 200х200 мм), в три порядка (ставки), по 10 единиц сетей в каждом порядке, что свидетельствует о фактической установке/применении группы сетей в виде порядка (ставки) ставных сетей в количестве 30 единиц, из которых часть, 25 единиц, записана в промысловом журнале, как орудия добычи (вылова) ВБР «камбала-калкан», а часть, 5 единиц, для добычи (вылова) ВБР «скаты».

Доводы ФИО1 о том, что им применено не 30 единиц сетей на один вид водных биоресурсов, а именно 5 единиц для вылова скатов и 25 для вылова камбалы-калкана, что не противоречит выданному разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и действующему законодательству судом не принимаются, так как различные ограничения рыболовства, в том числе виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) ВБР законодательством устанавливаются в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования.

ФИО1 применено 30 единиц идентичных сетей, как орудие лова для камбала- калкан, вместо допустимых 25 единиц.

Формальное разделение одного орудия лова в виде порядков (ставок) ставных сетей в количестве 30 единиц путем внесения соответствующих сведений в промысловый журнал, с одинаковым размером ячеек на 25 и 5 единиц не может отвечать целям ограничительных мер, установленных законодательством для сохранения биоресурсов и их рационального использования. Так как, данное действие не исключает возможности вылова биоресурсов большим количеством орудий, чем это предусмотрено ограничениями, выданного разрешения.

Доводы стороны защиты о противоречии обжалуемого постановления разъяснению Росрыболовству от 15.03.2021 (л.д. 76) суд во внимание не принимает, так как указанный ответ противоречит п. 14.5 Регламента Федерального агентства по рыболовству, утвержденного Приказ Росрыболовства от 03.06.2015 N 417 (ред. от 15.06.2021), которым агентству запрещено давать Разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения. При этом Агентство вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства.

Согласно п. 1.2 Регламента, Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: - по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их статуса, государственному надзору за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства; - по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также аквакультуры (рыбоводства), производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также в сфере производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в отношении морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. Агентство осуществляет свои полномочия в установленных законодательством Российской Федерации случаях на территории Российской Федерации, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств и в открытых районах Мирового океана.

Должностное лицо обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.17 КоАП РФ.

Предметом административного правонарушения являются ВРБ в виде кабалы-калкан – 47 кн. И скаты – 76 кг.

В соответствии со ст.3.5 КоАП РФ, административный штраф является денежным взысканием и может выражаться, в том числе, в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

Согласно ч.2 ст.27.11 КоАП РФ стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях стоимость изъятых вещей определяется на основании их рыночной стоимости.

В соответствии с положениями Пленума Верховного суда РФ от 23.11.2010 №27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства», стоимость таких ресурсов должна определяться на момент окончания или пресечения административного правонарушения на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены, либо исходя из рыночной стоимости биоресурсов, в частности, с учетом данных, полученных от рыбодобывающих предприятий, торгово-промышленных палат.

Согласно п.1 ч.1 ст.3.5, ч.1,2 ст.27.11. КоАП РФ в случае необходимости стоимость биоресурсов может быть определена на основании заключения эксперта.

В связи с отсутствием государственных регулируемых цен, должностное лицо обоснованно, для определения стоимости выловленных биоресурсов использовало данные о их рыночной стоимости.

Согласно ответу ИП ФИО6 рыночная стоимость камбала-калкан (сырец) по состоянию на 15.02.2021 составила 550 рублей за килограмм, стоимость ската (сырец) – 20 рублей за килограмм.

Согласно ответу ИП ФИО7 рыночная стоимость камбала-калкан (сырец) по состоянию на 15.02.2021 составила 450 рублей за килограмм, стоимость ската (сырец) – 30 рублей за килограмм.

Оснований не принимать или не доверять представленным ИП ФИО6, ИП ФИО7 сведениям, оснований не имеется, так как данные ИП являются профессиональными участниками рыботорговли и рыбодобычи.

Согласно справке-расчету стоимость биоресурсов составила 25400 рублей. Таким образом, однократная стоимость водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, составляет 25 400 рублей.

В связи с чем, с доводами ФИО1 о неправильности расчета размера примененного административного штрафа согласиться нельзя.

Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Вина ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании письменными материалами дела, которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Не доверять указанным выше доказательствам, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, оснований не имеется, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 г. N 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство", санкцией части 2 статьи 8.17 КоАП РФ предусмотрено назначение административного штрафа в размере, кратном стоимости водных биоресурсов, явившихся предметом административного правонарушения.

Нарушение правил, регламентирующих рыболовство, создает существенную угрозу охраняемых законом правоотношений, относится к категории нарушений, посягающих на охрану окружающей среды и природопользования,

ФИО1 назначено справедливое наказание, с учетом обстоятельств совершенного правонарушения. Основания для замены наказания в виде административного штраф на предупреждения суд не усматривает.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что при производстве по делу фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, представленным доказательствам дана надлежащая, отвечающая правилам ст. 26.11 КоАП РФ, а также учитывая, что нарушений норм процессуального права не допущено, законных оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий Службы в г. Севастополе ПУ ФСБ России по Республике Крым ФИО4 от 26.02.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, в отношении ФИО1 - оставить без изменения.

Жалобу ФИО1 – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья: П.В. Крылло