ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 920004-01-2021-005358-23 от 20.04.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Григорьева У.С. Дело № 92RS0004-01-2021-005358-23

(номер производства по делу Производство № 21-286/2022

в суде первой инстанции 12-42/2022)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Севастопольского городского суда Орлова Светлана Васильевна, с участием защитника – Овсянникова Д.В., должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление – старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды – Е.А., представителя административного органа – Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя – Зыкова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу директора Государственного бюджетного учреждения «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» Кузина И. А. на решение судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 2 февраля 2022 г. и на постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Е.А. от 24 ноября 2021 г. № 417/11/2021-Ф по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении директора Государственного бюджетного учреждения «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» Кузина И. А.,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Е.А. от 24 ноября 2021 г. № 417/11/2021-Ф директор Государственного бюджетного учреждения «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» (далее – ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя») Кузин И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

На данное постановление должностного лица Кузин И.А. подал жалобу в Нахимовский районный суд города Севастополя.

Решением судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 2 февраля 2022 г. оспариваемое постановление оставлено без изменения, а жалоба Кузина И.А. – без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением суда, Кузин И.А. подал в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы Кузин И.А. указывает, что расходы на содержание земельного участка с кадастровым номером , который не является кладбищем, не включены в состав государственного задания ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя», в связи с чем он лишен возможности установить ограждение земельного участка или произвести с его территории вывоз грунта, завезенного третьими лицами. Формальное закрепление за бюджетным учреждением земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования без возможности его содержания, не свидетельствует о наличии у него возможности не допустить нарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ. При этом, ни им, ни подчиненными ему работниками не предпринималось активных действий, направленных на совершение указанного правонарушения. Указывает, что административный орган и районный суд не исследовали устав бюджетного учреждения и трудовой договор на предмет наличия у него полномочий по прекращению деятельности третьих лиц по завозу грунта на территорию указанного земельного участка, которые он не мог пресечь, поскольку у него отсутствовали полномочия по созданию препятствий технике и лицам, которые осуществляли сброс отходов грунта на земельный участок, отсутствовали денежные средства на оборудование указанного земельного участка ограждением, вывоз с него грунта, обеспечение его охраной. В ходе производства по делу установлено, что завоз грунта на земельный участок осуществлялся на транспортных средствах гражданами А.М. и А.В., которые привлечены к административной ответственности, при этом, фактов того, что они действовали с его ведома или являлись работниками бюджетного учреждения не установлено. Считает, что отсутствует объективная сторона административного правонарушения, а именно причинно-следственная связь между его действиями и наступившими в результате вредными последствиями.

Также Кузин И.А. указывает, что вменяемое ему деяние не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, поскольку описанное в оспариваемых постановлении контролирующего органа и решении суда деяние по загрязнению земель необходимо квалифицировать по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, вместе с тем доказательств уничтожения или порчи (разрушения) плодородного слоя почвы, а также доказательств, подтверждающих глубину загрязнения и мощность плодородного слоя, как и того, что почвенный покров является плодородным, материалы дела не содержат.

Также в своих дополнениях к жалобе Кузин И.А. ссылается на нарушение частей 1, 2, 4 статьи 27.10 КоАП РФ, поскольку процесс отбора части проб не был заснят на видео, что позволяет усомниться в том, что пробы вообще отбирались. На приложенной схеме границ загрязненной территории, выполненной ООО «Реал», земля города и границы земельного участка с кадастровым номером не обозначены, отсутствует информация о месте взятия проб сотрудниками ФГБУ «Черноморо-азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море», при этом отбором проб на определение морфологического состава, токсичности, острой токсичности занимались неизвестные лица. Также, в нарушение пункта 9.1 ГОСТ 17.4.3.01-2017 между временем взятия проб и временем их поступления в лабораторию прошло более 5 часов. Считает, что отсутствие надлежащей видеофиксации отбора проб, невозможность отделить объединенные пробы почвы, взятые на земельном участке с кадастровым номером , от проб, взятых на земле города, допущенные нарушения при биотестировании проб, а также нарушения процессуального законодательства при составлении протокола взятия проб и образцов от 6 сентября 2021 г. № 252/11-2021-ПО свидетельствуют о том, что указанный протокол взятия проб, протокол лабораторных испытаний отобранных проб от 21 сентября 2021 г. № 59-П-21, протоколы испытаний (измерений) от 21 сентября 2021 г. № 1214, № 1215, № 1216, № 1217 не являются надлежащими доказательствами по делу.

Настоящая жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу.

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Овсянников Д.В. жалобу поддержал по основаниям, изложенным в жалобе и дополнениях к ней, просил постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление – старший государственный инспектор города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды – Е.А. и представитель административного органа – Зыков В.А., в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражали, настаивали на законности и обоснованности оспариваемых актов.

Кузин И.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявил, в связи с чем, на основании части 2 статьи 25.1, пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьями 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от негативного воздействия, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Компонентами природной среды согласно статье 1 названного закона признаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа, в том числе на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается и установлено при его рассмотрении, что на основании поступившей из Департамента городского хозяйства города Севастополя информации, специалистами Севприроднадзора 18 августа 2021 г. обследована территория земельного участка с кадастровым номером (географические координаты 44.638485, 33.600230), расположенного в районе кладбища на Северной стороне города Севастополя, на которой зафиксирован факт масштабной планировки отходами грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, коричневого и белого цвета с вкраплениями лома железобетонных изделий, лома бетона, отходов тары и упаковки из полиэтилена, утративших потребительские свойства, растительных остатков. На момент обследования лица, осуществляющие несанкционированный сброс отходов не зафиксированы, зафиксирована работа бульдозера, регистрационный знак на котором отсутствует.

21 августа 2021 г. с 14.15 до 15.00 на указанном земельном участке повторно зафиксирован факт сброса отходов грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, из грузового автотранспортного средства MAN, государственный регистрационный знак . На момент фиксации правонарушения на земельном участке находилось два неустановленных лица, осуществляющих контроль за выгрузкой и планированием отходов, работал бульдозер, регистрационный знак на котором отсутствовал.

31 августа 2021 г. в 12.27 на указанном земельном участке также зафиксирован факт сброса отходов грунта с вкраплениями камней разных фракций, образовавшегося при проведении землеройных работ, из грузового автотранспортного средства с государственным регистрационным знаком . На момент обследования на указанном земельном участке находились неустановленные лица, осуществляющие контроль за выгрузкой и планированием отходов, работали бульдозеры.

6 сентября 2021 г. с 10:50 до 12:15 старшим государственным инспектором города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Е.А., в том числе с участием геодезиста ООО «<данные изъяты>» Р.П., с применением видеозаписи проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером , в ходе которого установлено, что на указанной территории проводится масштабная планировка отходами различного морфологического состава: грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ коричневого и белого цвета различных фракций до 0,5 м в диаметре, с вкраплениями лома асфальта, твердых коммунальных отходов, растительных остатков, лома железобетонных изделий, лома бетона, ветоши. Территория разделена на две площадки – нижнюю и верхнюю, геодезистом ООО «<данные изъяты>» были выполнены геодезические и топографические работы, соотнесены границы несанкционированных свалок отходов с границами земельных участков, произведены замеры площадей несанкционированных свалок отходов на земельных участках, зафиксированы точки отбора проб почвы в системе координат СК-63. Также зафиксирован факт завоза отходов грунта, образовавшегося при проведении земляных работ, на машине с государственным регистрационный знаком , на месте несанкционированного складирования отходов на земельном участке с кадастровым номером .

В результате выполнения геодезических работ и анализа кадастровых планов территорий установлено, что общая площадь загрязнения составила 12303 кв.м, из них на земельном участке с кадастровым номером – 11742 кв.м, на землях города – 561 кв.м., общая площадь загрязнения на верхней площадке – 11184 кв.м; на земельном участке с кадастровым номером – 10623 кв.м, на городской земле – 561 кв.м, общая площадь загрязнения на нижней площадке – 1119 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером – 1119 кв.м.

Земельный участок с кадастровым номером , являющийся собственностью города Севастополя, с 18 февраля 2021 г. находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя».

9 ноября 2021 г. по факту несанкционированного складирования отходов, старшим государственным инспектором города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Е.А., в отношении директора ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя», в бессрочном пользовании которого находится земельный участок, захламленный отходами IV-V класса опасности, – Кузина И.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 9 ноября 2021 г. № 00538/11/2021, составленным уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статей 28.2, 28.3 КоАП РФ; актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 18 августа 2021 г. № 230/11-2021-О и фототаблицей к нему; выпиской из ЕГРН от 24 августа 2021 г.; протоколом осмотра территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 21 августа 2021 г. № 234/11-2021-ПО, фототаблицей и видеозаписью к нему; протоколом осмотра территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 31 августа 2021 г. № 246/11-2011-ПО, фототаблицей и видеозаписью к нему; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 21 августа 2021 г. № 252/11-2021-ПО, фототаблицей и видеозаписью к нему и иными доказательствами, которые в совокупности оценены на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Вышеуказанные обстоятельства, установленные в результате проведения административного расследования, послужили основанием для вынесения в отношении директора ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» Кузина И.А. оспариваемого постановления о назначении административного наказания от 24 ноября 2021 г. № 417/11/2021-Ф.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Кузин И.А. является директором ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя», на указанную должность назначен на основании приказа Департамента городского хозяйства города Севастополя от 3 ноября 2017 г. № 246-л.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 трудового договора от 3 ноября 2017 г. № 11, заключенного между Департаментом городского хозяйства города Севастополя и Кузиным И.А. (Руководитель), назначенным директором ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» (Учреждение), последний является единоличным исполнительным органом Учреждения и самостоятельно решает все вопросы деятельности учреждения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению иных органов. Руководитель вправе: действовать без доверенности от имени Учреждения, представлять его интересы на территории Российской Федерации и за ее пределами, в пределах компетенции и интересов Учреждения; совершать сделки от имени Учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Уставом Учреждения; в пределах своей компетенции издавать приказы (распоряжения) и давать указания, обязательные для всех работников Учреждения; решать и иные вопросы, отнесенные федеральным законодательством, Уставом Учреждения и настоящим трудовым договором к компетенции Руководителя (подпункты 2.2.1, 2.2.2, 2.2.7, 2.2.9). Руководитель обязан: добросовестно и разумно руководить Учреждением, организовывать выполнение решений Учреждения по вопросам деятельности Учреждения и осуществлять иные полномочия, отнесенные законодательством, Уставом Учреждения и настоящим трудовым договором к его компетенции; при исполнении своих должностных обязанностей руководствоваться федеральным законодательством, законодательством и иными нормативными правовыми актами города Севастополя, Уставом Учреждения и настоящим трудовым договором (подпункты 2.3.1, 2.3.2).

Таким образом, директор ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» Кузин И.А., исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ и совокупности возложенных на него обязанностей, является должностным лицом, наделенным административно-хозяйственными функциями.

Кроме того, исходя из положений раздела 5 указанного трудового договора, Кузин И.А. несет ответственность в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством и трудовым договором.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, Кузин И.А., будучи должностным лицом, на которое возложены организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды.

Доводы заявителя, изложенные в жалобе о том, что расходы на содержание земельного участка с кадастровым номером не включены в состав государственного задания ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» и указанный земельный участок не включен в Реестр кладбищ города Севастополя, в связи с чем он лишен возможности установить ограждение земельного участка или произвести с его территории вывоз грунта, завезенного третьими лицами, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемых актов. Так, в материалах дела об административном правонарушении не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие у директора ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» реальной возможности осуществлять контроль по соблюдению требований действующего законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, а также свидетельствующие о том, что Кузиным И.А. до выявления данного административного правонарушения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками предложения о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий государственного учреждения и выполнение учреждением определенных задач, однако бюджетные средства на указанные цели не выделялись.

Будучи должностным лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению требований федерального законодательства, Кузин И.А. не был лишен возможности по собственной инициативе вносить главному распорядителю бюджетных средств предложения о выделении денежных средств, в том числе на мероприятия, связанные с недопущением загрязнения земельного участка, переданного возглавляемому им учреждению в бессрочное пользование, а также соответствующим образом реагировать на подобные нарушения со стороны третьих лиц, своевременно информировать об этом руководство Департамента городского хозяйства города Севастополя. Однако таких сведений в ходе производства по делу не получено, а направленное письмо в адрес начальника управления благоустройства Департамента городского хозяйства города Севастополя за исх. № 452 от 30 августа 2021 г. не свидетельствует о достаточности принятых мер по соблюдению требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды.

Таким образом, доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Кузин И.А. принял все зависящие от него меры по предотвращению правонарушения, в материалы дела не представлено.

Довод жалобы о том, что ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку учреждение и его работники непричастны к организации на земельном участке несанкционированной свалки, своего подтверждения не нашел.

Так, в обоснование данного довода заявитель указывает, что завоз грунта на земельный участок с кадастровым номером осуществлялся на транспортных средствах гражданами А.М., А.В., которые привлечены к административной ответственности, при этом, фактов того, что они действовали с его ведома или являлись работниками бюджетного учреждения не установлено.

Вместе с тем указанные обстоятельства не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов.

Согласно выписке из ЕГРН ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» является владельцем земельного участка с кадастровым номером , находящегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования.

При таких обстоятельствах, должностное лицо и судья районного суда обоснованно исходили из того, что Кузин И.А., будучи руководителем ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя», в пользовании которого находится земельный участок, в силу закона обязан не допускать его захламление отходами, попадание отходов на почву, иное негативное воздействие на них, а также выполнять установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель.

Не могут быть приняты во внимание и доводы жалобы о том, что описанное в оспариваемых постановлении контролирующего органа и решении судьи деяние по загрязнению земель необходимо квалифицировать по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, в связи с чем вменяемое Кузину И.А. бездействие не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, по следующим основаниям.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, составляет противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Цель указанной нормы состоит в обеспечении охраны земли, как важнейшего фактора жизнеобеспечения населения и средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей народного хозяйства, а также как элемента окружающей среды, находящегося в сложной взаимосвязи с другими ее составляющими – водными ресурсами, лесами, животным и растительным миром.

Таким образом, доводы о неправильной квалификации вызваны ошибочным толкованием норм материального права. Порча земель в настоящем случае Кузину И.А. не вменена, в связи с чем оснований для квалификации его действий по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ не имелось. Деяние Кузина И.А. правомерно квалифицировано по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, поскольку им допущено невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель. При этом, для квалификации действий Кузина И.А. по указанной норме КоАП РФ, доказательств ухудшения качественного состояния земель, как последствий действий руководителя юридического лица, не требуется, поскольку данное правонарушение имеет формальный состав и наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным условием для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение.

Также не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что не установлены границы загрязненной территории и на приложенной схеме границ загрязненной территории, выполненной ООО «<данные изъяты>», земля города или границы земельного участка с кадастровым номером , не обозначены. Так, старшим государственным инспектором Е.А. установлена свалка отходов различного морфологического состава: грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, коричневого и белого цвета различных фракций, с вкраплениями лома асфальта, твердых коммунальных отходов, отходов тары и упаковки из полиэтилена, утративших потребительские свойства, растительных остатков, лома железобетонных изделий, лома бетона, ветоши и т.п.

Согласно отчету о выполнении геодезических работ и топографических работ по установлению границ загрязнения территории в районе кладбища на Северной стороне на земельном участке с кадастровым номером , выполненному ООО «<данные изъяты>», общая площадь на земельном участке с кадастровым номером составила 11742 кв.м, из них на верхней площадке – 10623 кв.м, на нижней площадке – 1119 кв.м.

Таким образом, в ходе производства по делу об административном правонарушении, в результате выполнения геодезических работ и анализа кадастровых планов территории, с использованием спутникового геодезического оборудования достоверно установлены границы несанкционированной свалки отходов, в том числе на земельном участке с кадастровым номером , которые отображены на схеме границ загрязненной территории, выполненной специалистами ООО «<данные изъяты>».

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного кодекса.

Действия Кузина И.А., не выполнившего установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, квалифицированы по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного кодекса.

Оценив собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности директора ГБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» Кузина И.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, соблюдены.

Принцип презумпции невиновности при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны были трактоваться в пользу заявителя, нарушений норм материального и процессуального права либо обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1-4.3 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, личности привлекаемого лица.

Вмененное Кузину И.А. административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства, при этом существенная угроза охраняемым отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей, предусмотренных законодательством об охране окружающей природной среды, в связи с чем оснований для признания данного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, или замены административного штрафа предупреждением на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ, не имеется.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления (решения) без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9 КоАП РФ, судья,

решил:

постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Е.А. от 24 ноября 2021 г. № 417/11/2021 и решение судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 2 февраля 2022 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении директора Государственного бюджетного учреждения «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Севастополя» Кузина И. А. – оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения.

Судья С.В. Орлова