ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 92/20 от 29.05.2020 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 92/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 мая 2020 года г. Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Романовой Е.В., при секретаре Ярашутиной Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности мастера. Место работы находится на архипелаге Новая Земля Архангельской области. 30 апреля 2019 года между работниками ЖКС и работодателем был заключен коллективный договор. В соответствии с пунктом 2.3 договора и приложения к нему с 01 мая 2019 года минимальная месячная тарифная ставка работника электросетевого хозяйства составляет 10 303 руб. К данной тарифной ставке согласно пункту 2.4 договора и приложения к нему для исчисления его должностного оклада применяется тарифный коэффициент, соответствующий квалификационному уровню, определяемому согласно ЕКТС работ и профессий рабочих. Его квалификационный уровень – 10, соответственно, к минимальной месячной тарифной ставке применяется тарифный коэффициент 3,5. С учетом указанного обстоятельства его оклад составляет 36 060 руб. Заработная плата исчислена ответчиком за период с мая по июль 2019 года без учета указанного размера оклада. Просил взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в размере 251 740 руб., компенсацию морального вреда.

В ходе рассмотрения дела истец заявленные требования увеличил, просил взыскать задолженность по заработной плате за период с мая 2019 года по июль 2019 года в размере 424 696 руб. 84 коп., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Истец ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Его представитель ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и дополнениях к нему. Указал, что ответчику было известно о факте коллективных переговоров. Со стороны комиссии по подготовке проекта и заключению коллективного договора на 2019 – 2020 годы были выполнены все необходимые условия для подписания коллективного договора и введения его в действие. Первичная профсоюзная организация объединяла более половины работников. ФИО3 являлся руководителем обособленного структурного подразделения ЖКС , осуществлял функции работодателя по отношению к лицам, принимаемым на работу, обладал правом подписывать и утверждать кадровые документы. Учреждение уполномочило ФИО3 выступать от его имени в качестве работодателя ЖКС . Трудовое законодательство не содержит такого понятия как согласование коллективного договора. Утверждение ответчика о невозможности обеспечить условия коллективного договора, поскольку финансируется из федерального бюджета, не имеет отношения к делу, так как ответчик является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет приносящую доход деятельность. Трудовое законодательство не содержит понятия недействительности коллективного договора. Довод ответчика о том, что он не наделил ФИО3 необходимыми полномочиями является злоупотреблением правом.

Ответчик ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не правил. Ранее в ходе рассмотрения дела представитель ответчика ФИО4 с иском не согласился по основаниям, изложенным в возражениях.

Третье лицо Министерство обороны Российской Федерации, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направило.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату ему заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, при этом согласно статье 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом РФ, трудовым договором, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.

Из материалов дела следует, что в период с марта 2018 года по настоящее время истец состоит с ответчиком в трудовых отношениях, с 13 декабря 2018 года в должности старшего мастера, исполняет трудовые обязанности на архипелаге Новая Земля.

Разделом 6.1 трудового договора ФИО1 установлен оклад в размере 7 540 руб. с 01 февраля 2019 года (дополнительное соглашение от 18 февраля 2019 года), районный коэффициент 2,0 и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 80% с последующим увеличением до 100%, а также предусмотрено предоставление льгот и выплата компенсаций на условиях, в порядке и размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами работодателя и трудовым договором.

30 апреля 2019 года между работниками ЖКС и работодателем был заключен коллективный договор, зарегистрированный министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области под от 3 июня 2019 года.

Согласно условиям вышеуказанного коллективного договора минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности устанавливается согласно приложению к договору, размер которой в 2019 года составляет 10 303 руб.

Как следует из пояснений истца его квалификационный уровень – 10, соответствии с Приложением к коллективному договору для указанного квалификационного разряда применяется тарифный коэффициент 3,5.

В соответствии с положениями статьи 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Истец, обосновывая свои требования заключенным 30 апреля 2019 года коллективным договором, ссылался на то, что его условия соответствуют нормам действующего законодательства, работодатель своего мотивированного отказа от заключения коллективного договора не направлял, в этой связи условия коллективного договора, как улучшающие положение работника по сравнению с условиями заключенного трудового договора, должны применяться при оплате труда работников.

С учетом положений частей первой и пятой статьи 40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (часть 1). Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 настоящего Кодекса. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая - пятая статьи 37 настоящего Кодекса) (часть 5).

В силу положений части 1 статьи 33 ТК РФ интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

При этом в силу положений части 1 статьи 34 ТК РФ представителями работодателей - организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Как усматривается из коллективного договора от работодателя он подписан начальником ЖКС (архипелаг Новая Земля филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по 12 ГУ МО) 30 апреля 2019 года.

Согласно доверенности от 01 февраля 2019 , выданной начальником филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по 12 ГУ МО), действующим на основании доверенности от 17 декабря 2018 года ФИО5, он уполномочил начальника ЖКС ФИО3, в том числе участвовать в коллективных переговорах по вопросам подготовки и заключения коллективного договора с профессиональным союзом гражданского персонала учреждения в целях обеспечения социально-трудовых прав лиц гражданского персонала учреждения с правом подписания коллективного договора (с обязательным согласованием с учреждением в установленном порядке в соответствии с ТК РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их прав и гарантиях деятельности»).

Из материалов дела следует, что согласование Учреждения на заключение коллективного договора ФИО3 не получено. При таких обстоятельствах у него отсутствовали полномочия на подписание коллективного договора.

Кроме того, усматривается, что в коллективных переговорах представитель федерального органа исполнительной власти – учредителя ответчика – Министерства обороны Российской Федерации как представитель работодателя в нарушение положений статьи 34 ТК РФ не участвовал, как не участвовал и представитель непосредственно ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» М. России, а не работник филиала, между тем, расходные обязательства в связи с заключением коллективного договора возникают у Министерства обороны Российской Федерации как главного распорядителя бюджетных средств и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России как распорядителя бюджетных средств. Приказ о проведении коллективных переговоров от 30 января 2019 года издан начальником филиала ФГБУ «Ц.» Минобороны России (по 12 ГУ МО). Между тем, из указанного приказа, доверенности, выданной на имя ФИО3 01 февраля 2019 года, не усматривается, что филиал наделен полномочиями разрешать вопросы ведения коллективных переговоров непосредственно от имени ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России без согласования с учреждением и принимать решение о возникновении расходных обязательств непосредственно у учреждения.

Само по себе право ФИО3 принимать сотрудников на штатные должности с определенным штатным расписанием денежным содержанием и осуществлять по отношении к ним функции работодателя на основании доверенности (пункт 18 доверенности), не свидетельствует о том, что ему переданы полномочия по разрешению от имени Учреждения вопросов о возникновении расходных обязательств Учреждения. Жилищно-коммунальная служба является обособленным структурным подразделением ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и правами непосредственно ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России как юридического лица не обладает.

Система оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года .

Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 11 мая 2017 года утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Данное Положение устанавливает систему оплаты труда гражданского персонала Учреждения в соответствии с требованиями приказа Министра обороны от 23 апреля 2014 года «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. ». Положение о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России распространяется на всех работников Учреждения, в том числе и на работников ЖКС филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по 12 ГУ МО).

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является бюджетной организацией и финансируется из средств, выделяемых Министерством обороны РФ. Приказом Министра обороны РФ от 22 сентября 2018 годв утвержден Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство обороны.

Пунктом 3 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России определено, что учреждение непосредственно подчинено руководителю Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а пунктом 9 Устава предусмотрено, что организационно-штатная структура учреждения определяется штатом и штатным расписанием, утверждаемым в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.

30 октября 2018 года Департаментом эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ утверждено штатное расписание ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в том числе и филиала (по 12 ГУ МО) на 2019 год, в котором отражены должности, занимаемые истцом и оклады, в соответствии с которыми ему начислялась и выплачивалась заработная плата.

В этой связи, поскольку коллективный договор заключен с нарушением положений статей 33, 34 ТК РФ, в отсутствии финансового обеспечения, без участия Министерства обороны Российской Федерации, его положения не подлежат применению.

С учетом изложенного основания считать, что у истца имеется основанное на законе право требования взыскании задолженности по заработной плате за период с мая 2019 года по июль 2019 года в размере 424 696 руб. 84 коп., и что такая задолженность у ответчика перед ним имеется, отсутствуют. Факт наличия такой задолженности на нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела. В установленном законом порядке ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не устанавливало истцу оклад и коэффициент, заявленный им в иске.

На основании изложенного, руководствуясь 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение суда изготовлено 05 июня 2020 года.

Судья Е.В. Романова