ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 92О0000-01-2021-000082-83 от 27.05.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 92OS0000-01-2021-000082-83

Производство № 3а-7/2022

Категория 011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 мая 2022 г. г. Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего – судьи Орловой С.В.,

при секретаре судебного заседания – Пономаренко Ю.С.,

с участием:

представителей административного истца – Сикорской О.И., Погребняк Н.Ю.,

представителя административного ответчика – Замятиной М.О.,

представителя заинтересованного лица – Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя – Сучу Я.С.,

прокурора – Махиня В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоКлининг» к Правительству Севастополя, заинтересованные лица – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Фонд проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие», Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, о признании недействующими нормативных правовых актов,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоКлининг» (далее, в том числе – ООО «ЭкоКлининг», Общество), действуя через своего представителя, обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Севастополя, в котором, с учетом уточнения к иску, просит признать недействующим постановление Правительства Севастополя от 11 июня 2019 г. № 400-ПП «Об утверждении градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта)» в изначальной редакции с момента его утверждения в части включения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Севастополь, :

- в объект на плане под номером 12 (12.1, 12.2, 12.3), исключив его из Таблицы I. «Положение о характеристиках объектов капитального строительства социального, общественно делового и иного назначения» Том 1. Книга 1. «Положение о характеристиках планируемого развития территории»;

- в объект на плане под номером 12 (12.1, 12.2, 12.3), исключив его из Таблицы III. «Сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения» Том 1. Книга 1. «Положение о характеристиках планируемого развития территории»;

- в объект на плане под номерами 12.1, 12.2, 12.3, исключив его из Таблицы 1. «Положение об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» Том 1. Книга 2. «Положение о характеристиках планируемого развития территории», отменив его в указанной части.

Кроме того, административный истец просит признать недействующим постановление Правительства Севастополя от 19 декабря 2019 г. № 672-ПП «Об утверждении документации по планировке территории «Проект межевания территории в части кадастровых кварталов в городе Севастополе» с момента его утверждения полностью.

В обоснование заявленных требований указано, что ООО «ЭкоКлининг» является арендатором земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 300 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, на основании договора аренды земельного участка № 41, заключенного с Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя 3 февраля 2020 г., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка – для строительства и обслуживания мини-гостиницы.

Обществом осуществлялись действия, направленные на оформление градостроительной документации для строительства мини-гостиницы на земельном участке.

Так, Обществом был получен Градостроительный план земельного участка, подготовленный 14 февраля 2018 г. Управлением градостроительной политики, с установленными границами земельного участка с кадастровым номером , в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, на чертеже градостроительного плана земельного участка, однако, в связи приведением в соответствие с законодательством Российской Федерации договора аренды земельного участка в судебном порядке, он был заключен лишь 3 февраля 2020 г., по истечении срока действия градостроительного плана от 14 февраля 2018 г., в связи с чем возникла необходимость для разработки нового градостроительного плана.

В декабре 2020 г. Общество узнало о принятии постановления Правительства Севастополя от 19 декабря 2019 г. № 672-ПП «Об утверждении документации по планировке территории в части кадастровых кварталов в городе Севастополе» (далее, в том числе – постановление Правительства Севастополя от 19 декабря 2019 г. № 672-ПП, Проект межевания территории) и постановления Правительства Севастополя от 11 июня 2019 г. № 400-ПП «Об утверждении градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта)» (далее, в том числе – постановление Правительства Севастополя от 11 июня 2019 г. № 400-ПП, Проект планировки территории). В границы указанной территории вошел спорный земельный участок с кадастровым номером .

В период с 16 декабря 2020 г. по 18 января 2021 г. были проведены общественные слушания по внесению изменений в градостроительную документацию по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта)», утвержденную постановлением Правительства Севастополя от 11 июня 2019 г. № 400-ПП.

Обществом на общественное обсуждение было подано предложение об учете в Проекте планировки и межевания территории наличия договора аренды земельного участка с кадастровым номером , однако в результате обсуждений предложение «ЭкоКлининг» учтено не было со ссылкой на постановление Правительства Севастополя от 11 июня 2019 г. № 400-ПП, согласно которому Проектом планировки и межевания территории, предусмотрено изъятие земельного участка с кадастровым номером , в связи с тем, что площадь данного земельного участка составляет 300 кв.м, и размещение объекта капитального строительства (мини-гостиницы) на нем не представляется возможным без соблюдения требований по безопасной эксплуатации здания и обязательных технических регламентов.

Позже Обществом был получен новый Градостроительный план земельного участка, подготовленный 29 января 2021 г. Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя, согласно пункту 2.4 которого, границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, на чертеже градостроительного плана земельного участка не указаны, так как в соответствии с документацией по планировке территории «Проект планировки и межевания территории в части кадастровых кварталов в городе Севастополе», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 19 декабря 2019 г. № 672-ПП, земельный участок подлежит изъятию для государственных нужд.

Ссылаясь на положения пункта 8 статьи 1, статей 9, 14, пункта 2 части 1 статьи 18, частей 2 и 6 статьи 63, 41-43, части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), истец указывает, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки, которые, как и градостроительные регламенты, а также достаточное нормативное регулирование градостроительной деятельности, в частности, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов, на территории города Севастополя отсутствуют, в связи с чем используется Генеральный план города Севастополя, утвержденный решением сессии Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г. № 4114. Вместе с тем, истец полагает, что оспариваемые Проект планировки территории и Проект межевания территории противоречат действующему на территории города Севастополя Генеральному плану.

Также указывает, что Правительство Севастополя, принимая оспариваемые постановления № 400-ПП, № 672-ПП, не приняло во внимание существующий порядок землепользования, фактически нивелировав установленное ранее выданным ГПЗУ соответствие размера земельного участка градостроительным регламентам для территории зоны, в которой расположен земельный участок и требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке. Правительство Севастополя фактически исключило возможность землепользования указанного земельного участка истцом в целях строительства, ограничив его резервированием для государственных и муниципальных нужд, при этом, не раскрыв понятия таких нужд и критериев для их определения, что, в свою очередь, создает правовую неопределенность судьбы данного земельного участка, является злоупотреблением прав со стороны органа власти и создает угрозу для будущего принятия неправомерного решения об изъятии земельного участка у его правообладателя.

Кроме того, не имея представления о расчетных показателях необходимого обеспечения территории определенным развитием, Правительство Севастополя относит спорный земельный участок к виду разрешенного использования – обслуживание автотранспорта и планирует, посредством объединения четырех земельных участков, в том числе спорным, создание плоскостной открытой стоянки автомобилей на вновь образованном земельном участке, общей площадью 2445 кв.м, в связи с чем усматривается формальный подход к отнесению спорного земельного участка именно к такому будущему его использованию.

Таким образом, административный истец считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты с нарушением градостроительных норм, кроме того, не было учтено фактическое землепользование Общества, в связи с чем нарушены его законные права.

Также, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), согласно которым изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд может иметь место в исключительных случаях, а также на Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2008 г. № 9-П, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 г. № 309-КГ15-5924 по делу № А07-21632/2013, административный истец указывает, что решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято только в исключительных случаях для достижения общественно полезных целей, реализация которых невозможна без вмешательства органов государственной власти или местного самоуправления в частные интересы, однако Правительство Севастополя, утвердив проекты планировки и межевания территории, не установило наличие правовых оснований для изъятия земельного участка, находящегося в пользовании Общества, имеющийся при этом публичный интерес, а также соразмерность вмешательства муниципальных органов в частные интересы для достижения публичных целей, чем не обеспечило необходимый баланс интересов и нарушило имущественные права, гарантированные статьей 35 Конституции Российской Федерации.

Также истец указывает, что ООО «ЭкоКлининг» не принимало участия в общественных слушаниях как по утверждению постановления Правительства Севастополя от 11 июня 2019 г. № 400-ПП, так и по внесению изменений в него, однако подавало письменные предложения о необходимости учета действующего договора аренды на земельный участок, находящийся в его пользовании. Вместе с тем внесенное обществом предложение учтено не было, а аргументацией к отказу послужило указание на недостаточную площадь земельного участка, которая, по мнению уполномоченного органа, является недостаточной для размещения мини-гостиницы. Таким образом, в рамках рассмотрения внесенного Обществом предложения, вместо разрешения вопроса о необходимости его использования для определенных, конкретизированных государственных нужд в соответствии с проектом, был разрешен вопрос о соответствии/несоответствии планируемого строительством объекта на спорном земельном участке градостроительным нормам, чем были нарушены права и законные интересы истца. При подготовке градостроительного плана земельного участка от 14 февраля 2018 г. и при переоформлении договора аренды земельного участка от 3 февраля 2020 г. вопрос об изъятии спорного земельного участка не возникал и не нашел свое отображение в указанных документах, в связи с чем, истец считает, что подобная неопределенность может привести к тому, что решение об изъятии земельного участка принято не будет, при этом Общество не сможет реализовывать свои права как землепользователь, либо не получит компенсацию за расходы по освоению земельного участка, либо утратит право на получение равнозначного участка.

Также в обоснование иска в части признания недействующим постановления Правительства Севастополя от 19 декабря 2019 г. № 672-ПП, истец указывает, что в соответствии с Законом города Севастополя от 29 сентября 2015 г. № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» (далее, в том числе – Закон о правовых актах города Севастополя), правовые акты или их отдельные положения утрачивают силу в случае признания правового акта или его отдельных положений утратившими силу другим правовым актом. Вместе с тем, постановлением Правительства Севастополя от 19 декабря 2019 г. № 672-ПП признан утратившим силу проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта), утвержденный постановлением Правительства Севастополя от 11 июня 2019 г. № 400-ПП. Ссылаясь на необходимость проведения в соответствии Законом о правовых актах города Севастополя экспертизы проектов правовых актов, а также на Порядок проведения правовой, юридико-технической и лингвистической экспертиз проектов правовых актов Губернатора города Севастополя, Правительства Севастополя, договоров и соглашений, заключаемых Губернатором города Севастополя от имени города Севастополя, утвержденный постановлением Правительства Севастополя от 25 декабря 2015 г. № 1303-ПП, административный истец указывает, что при принятии оспариваемого постановления Правительства Севастополя от 19 декабря 2019 г. № 672-ПП, была нарушена юридическая конструкция документа и неверно установлен механизм реализации его положений. Указанное, по мнению истца, свидетельствует о нарушении формы принятия оспариваемого постановления Правительства Севастополя от 19 декабря 2019 г. № 672-ПП, поскольку утратившим силу можно признать нормативный документ, утверждающий документацию или его часть, а не саму градостроительную документацию, либо внести изменения в постановление Правительства Севастополя от 11 июня 2019 г. № 400-ПП. Сама по себе градостроительная документация – «Проект межевания территории в части кадастровых кварталов в городе Севастополе» не является нормативным правовым актом, а является составной частью ранее утвержденной документации. При этом, исходя из структуры градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта)», такого документа, как признанный утратившим силу Проект межевания территории не существовало в виде отдельного документа, так как состав документации «Проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта)» включает в себя 3 тома, состоящие из книг. Таким образом, не был определен предел отмененной документации, как и не определен предел документации, оставленной Правительством Севастополя в силе. По мнению истца, нарушение формы принятия, способа принятия и структуры постановления Правительства Севастополя от 19 декабря 2019 г. № 672-ПП приводит к его незаконности в полном объеме.

В судебном заседании представители административного истца иск поддержали по изложенным в нем основаниям.

Представитель Правительства Севастополя в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, полагая, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты органом государственной власти в пределах компетенции, в установленном порядке, не противоречат нормам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав административного истца.

Представитель заинтересованного лица – Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в судебном заседании, считая оспариваемые нормативные правовые акты не противоречащим законодательству, имеющему большую юридическую силу, просила административный иск ООО «ЭкоКлининг» оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Фонд проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие», Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, являющиеся заинтересованными лицами по настоящему делу, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще, от Департамента по имущественным и земельным отношениям поступили возражения на административное исковое заявление, в которых Департамент просит отказать в удовлетворении иска, в связи с чем, с учетом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, считавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании договора аренды земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополь, заключенного ООО «ЭкоКлининг» с Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 3 февраля 2020 г. № 41, ООО «ЭкоКлининг» является арендатором земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 300 кв.м, расположенного по адресу: , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка – для строительства и обслуживания мини-гостиницы (т. 1 л.д. 83-89).

Согласно градостроительному плану указанного земельного участка от 29 января 2021 г. № РФ-92-1-03-0-00-2021-0143, данный земельный участок частично расположен в границах территории, в отношении которой постановлением Правительства Севастополя от 11 июня 2019 г. № 400-ПП утверждена градостроительная документация «Проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта)» и документация по планировке территории «Проект межевания территории в части кадастровых кварталов в городе Севастополе», утвержденная постановлением Правительства Севастополя от 19 декабря 2019 г. № 672-ПП. При этом, согласно пункту 2.4 указанного градостроительного плана границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, на чертеже градостроительного плана земельного участка не указаны, так как в соответствии с документацией по планировке территории «Проект межевания территории в части кадастровых кварталов в городе Севастополе», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 19 декабря 2019 г. № 672-ПП, земельный участок подлежит изъятию для государственных нужд (т. 1 л.д. 101-112).

Указанная документация по планировке территории разработана в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2022 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 790, согласно которой предусмотрено, что по результатам реализации мероприятий по направлению «прочие нужды» Республика Крым и город Севастополь получают необходимую градостроительную документацию, включая схемы территориального планирования, правила застройки и землепользования, схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Предельные объемы финансирования Программы по направлению «прочие нужды» приведены в приложении № 6 к ФЦП, где для осуществления подготовки документов территориального планирования и градостроительного зонирования города Севастополя в период на 2015-2022 годы предусмотрен объем финансирования мероприятий на подготовку градостроительной документации по территориальному планированию, к которым относится подготовка документов территориального планирования и градостроительного зонирования города Севастополя.

В свою очередь, в соответствии с указанной ФЦП постановлением Правительства Севастополя от 20 октября 2016 г. № 1000-ПП утверждена Государственная программа города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2017-2020 годы» (в редакции, действовавшей до 8 сентября 1017 г.), где в приложении № 2 под № 4 предусмотрена разработка и утверждение проекта планировки и межевания территории с кадастровым номером , срок реализации – 2017 год. Постановлением Правительства Севастополя от 07 сентября 2017 г. № 654-ПП (вступило в силу 8 сентября 2017 г.) в указанную государственную программу внесены изменения, приложение № 2 изложено в новой редакции, согласно которой разработка и утверждение проекта планировки и проекта межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта) предусмотрено мероприятием № 6, срок его реализации продлен до 2018 года.

Также, Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 21 июля 2017 г. № 357-ЗС «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года», в котором утверждены стратегические направления и перспективы развития города.

Ключевым проектом для развития туристической отрасли в городе Севастополе, согласно Стратегии, является проект создания городского парка между мысом Хрустальным и восточным берегом Карантинной бухты.

Таким образом, реализация проекта планировки территории Карантинной бухты входит в перечень стратегических задач, решение которых необходимо для реализации Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года.

Во исполнение Государственной программы города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2017-2020 годы» Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя с ОАО «» заключен государственный контракт от 25 декабря 2017 г. № 08/2017 на оказание услуг по разработке и утверждению проекта планировки и межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта).

Данной документацией по планировке территории определена территория проектирования площадью 58,5 га, расположенная в Ленинском районе города Севастополя, с видом на музей-заповедник Херсонес-Таврический, недалеко от Приморского бульвара, в кадастровом квартале .

Проектом планировки и межевания территории предлагается сформировать несколько объединенных между собой центров, в том числе Музейно-мемориальный комплекс, Театрально-образовательный комплекс, состоящий из театра оперы и балета, хореографической академии, музейного комплекса, высшей школы театрального и музыкального искусства, детской художественной школы. При реализации идеи развития нового городского пространства учитывались исторические ландшафтно-видовые характеристики территории. Все существующие и планируемые объекты объединяются в единое общественное пространство с парковой зоной у моря, общей протяженностью 5 км – от Графской пристани до Карантинной бухты – будущего центра культурной и общественной жизни города Севастополя.

11 июня 2019 г. Правительством Севастополя издано оспариваемое истцом постановление № 400-ПП, которым утверждена градостроительная документация «Проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта)» (т. 3 л.д. 11-256).

Указанное постановление Правительства Севастополя от 11 июня 2019 г. № 400-ПП подписано высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации – Губернатором города Севастополя, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя, и опубликовано 19 июня 2019 г. на официальном сайте Правительства Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru) (т. 3 л.д. 9-10, 11).

Постановлением Правительства Севастополя от 19 декабря 2019 г. № 672-ПП утверждена документация по планировке территории «Проект межевания территории в части кадастровых кварталов в городе Севастополе» в границах элемента планировочной структуры, установленного проектом планировки территории с кадастровым номером (Карантинная бухта), утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 11 июня 2019 г. № 400-ПП «Об утверждении градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта)».

Этим же постановлением Правительства Севастополя проект межевания территории с кадастровым номером 91:03:001001 (Карантинная бухта), утвержденный постановлением Правительства Севастополя от 11 июня 2019 г. № 400-ПП «Об утверждении градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта)», признан утратившим силу.

Указанное постановление Правительства Севастополя от 19 декабря 2019 г. № 672-ПП подписано высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации – временно исполняющим обязанности Губернатора города Севастополя, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя, и опубликовано 20 декабря 2019 г. на официальном сайте Правительства Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru) (т. 4 л.д. 1-2, 3-4).

Данным проектом межевания, который выполнен в виде отдельного документа с целью приведения границ земельных участков для размещения объектов капитального строительства культурно-образовательного комплекса в соответствии с приказами Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя от 16 июля 2019 г. № 541 и от 1 ноября 2019 г. № 1226, которыми определены границы территории объектов культурного наследия «Скульптурная композиция «Солдат и матрос» и «Форт Меньшиков», предусматривается образование земельных участков под размещение объектов капитального строительства регионального и местного значения, территорий общего пользования, в том числе в отношении которых предполагается резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд, выполнено нормативно-планировочное обоснование местоположения границ земельных участков и их частей.

Считая, что указанные постановления Правительством Севастополя приняты без учета принадлежащего на праве аренды истцу земельного участка, расположенного на территории, относительно которой приняты оспариваемые постановления, а также в нарушение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, чем нарушены его права и законные интересы, ООО «ЭкоКлининг» обратилось с настоящим иском в суд.

Вместе с тем, доводы административного иска не имеют под собой правовой основы, указывающей на наличие оснований для удовлетворения исковых требований.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее также – ГрК РФ, здесь и далее – в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).

Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится, как следует из содержания подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в том числе утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, региональных нормативов градостроительного проектирования.

Законодательное разграничение полномочий в градостроительной деятельности закреплено также статьями 6, 7, 8 ГрК РФ, определяющими соответственно полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этой сфере.

Пунктом 2 статьи 7 ГрК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных данным Кодексом.

Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулируется ГрК РФ с учетом особенностей, установленных статьей 63 названного кодекса.

Так, согласно части 9 статьи 63 ГрК РФ утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Исходя из названных норм, а также положений части 2 статьи 31, статей 24, 35 Устава города Севастополя от 14 апреля 2014 г. № 1-ЗС (далее – Устав города Севастополя), части 1 статьи 4 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. № 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя», части 1 статьи 23 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» (далее – Закон о Правительстве Севастополя), Правительство Севастополя, являясь высшим исполнительным органом государственной власти Севастополя и в пределах своих полномочий: разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования; осуществляет в соответствии с законодательством города Севастополя регулирование градостроительной деятельности; осуществляет в сфере градостроительства и землепользования иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом, иными законами города Севастополя, а также указами Губернатора.

В соответствии со статьей 24 Устава города Севастополя, статьями 6, 7 Закона о Правительстве Севастополя, Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя, формирует и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя.

Частями 1 и 2 статьи 8 Закона о Правительстве Севастополя установлено, что правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства. Порядок принятия правовых актов Правительства определяется Правительством.

Таким образом, исходя из установленных судом обстоятельств и из норм приведенного законодательства, с целью реализации, в том числе государственной программы города Севастополя, оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом в пределах компетенции, в установленной форме, надлежащим образом доведены до всеобщего сведения, процедура их принятия соблюдена.

В соответствии с положениями статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; участии граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.

Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).

В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий ООО «ЭкоКлининг» на праве аренды, частично находится в границах планируемого земельного участка 1:4, площадью 2444 кв.м, с видом разрешенного использования «Обслуживание автотранспорта» (код 4.9), с устройством плоскостной открытой стоянки автомобилей.

Согласно статье 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1).

Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (часть 4 статьи 41 ГрК РФ).

Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6 статьи 41 ГрК РФ).

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

В силу части 1 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.

Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта (часть 3 статьи 43 ГрК РФ).

Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Как усматривается из Основной (утверждаемой) части проекта планировки территории, изготовленной ОАО «Российский » в 2019 году, проект планировки территории разработан, в том числе в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Региональными нормативами градостроительного проектирования города Севастополя, утвержденными постановлением Правительства Севастополя от 20 апреля 2017 г. № 317-ПП, приказа Министерства культуры Российской Федерации от 11 января 2016 г. № 2 «О включении города Севастополь в перечень исторических поселений федерального значения, утверждении границ территории и предмета охраны исторического поселения город Севастополь»; приказа Министерства культуры РФ от 12 августа 2016 г. № 1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе» и на основании Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г. № 4114.

Как следует из выкопировки из Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г. № 4114, являющегося действующей градостроительной документацией на территории города Севастополя, земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий Обществу на праве аренды, расположен в зоне много- и среднеэтажной жилой застройки.

Часть 5 статьи 85 ЗК РФ и часть 3 статьи 35 ГрК РФ предусматривают, что земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства по настоящему административному делу судом не установлено оснований для утверждения о том, что оспариваемая градостроительная документация противоречит Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г. № 4114.

Доводы административного истца относительно незаконности формирования земельного участка с видом разрешенного использования «Обслуживание автотранспорта» без учета фактического землепользования и наличия потребности в размещении автостоянки на спорном земельном участке, проверены и подлежат отклонению, поскольку территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.

Указанное также сочетается с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека, согласно которым политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2017 г. № 10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.

По смыслу части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование осуществляется в целях комплексного развития территории, исходя из совокупности различных факторов, и карты, входящие в состав документации по планировке, отображают не только фактическое, но и перспективное использование территории.

Оспариваемый Проект планировки территории, утвержденный постановлением Правительства Севастополя от 11 июня 2019 г. № 400-ПП, содержит материалы по обоснованию проекта планировки территории, где, в частности, с целью развития транспортной инфраструктуры, обоснована необходимость размещения, в том числе плоскостной открытой стоянки автомобилей на 72 машино-места, подземной стоянки автомобилей на 144 машино-места, плоскостной открытой стоянки автомобилей на 65 машино-мест, при этом оспариваемым Проектом межевания территории предполагается резервирование и (или) изъятие земельного участка, принадлежащего истцу на праве аренды, для государственных или муниципальных нужд.

С учетом указанных обстоятельств и вопреки доводам истца, формирование оспариваемыми проектами планировки и межевания территории, в том числе земельного участка 1:4, осуществлено не произвольно, а при наличии соответствующего обоснования и с соблюдением требований законодательства.

Доводы иска о том, что решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято только в исключительных случаях для достижения общественно полезных целей, однако Правительство Севастополя, утвердив проекты планировки и межевания территории, не установило наличие правовых оснований для изъятия земельного участка, находящегося в пользовании Общества, публичные интересы, а также соразмерность вмешательства муниципальных органов в частные интересы для достижения публичных целей, чем не обеспечило необходимый баланс интересов и нарушило имущественные права, гарантированные статьей 35 Конституции Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 279 ГК РФ установлено, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Согласно подпункту 3 пункта 2 названной статьи в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

В силу пункта 3 статьи 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Статьей 49 ЗК РФ предусмотрены основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Вместе с тем утверждение оспариваемых проектов планировки и межевания территории осуществлено в сфере градостроительной деятельности и иные отношения не регламентирует, не является основанием для досрочного прекращения права аренды на спорный земельный участок, а является основанием для последующего принятия (в случае необходимости) решений об изъятии земельных участков и иных объектов недвижимости для реализации государственных и муниципальных нужд с целью планируемого (перспективного) использования территории.

Согласно материалам дела решение об изъятии земельного участка и досрочном прекращении договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя и переданного ОО «ЭкоКлининг» на праве аренды, уполномоченным органом не принималось.

Доводы административного истца о том, что в ходе проведения публичных слушаний по внесению изменений в документацию по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта)», не были учтены замечания Общества об учете в Проекте планировки и межевания территории наличия договора аренды земельного участка с кадастровым номером , также не могут быть приняты во внимание.

Так, в соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 3, статьи 11 Закона города Севастополя от 10 марта 2017 г. № 325-ЗС «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе» (в редакции, действовавшей на момент проведения публичных слушаний), Регламента проведения собрания участников публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе, утвержденного приказом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 5 мая 2017 г. № 53, распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 15 апреля 2019 г. № 59 «О проведении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта) в Ленинском муниципальном округе города Севастополя», опубликованного на официальных сайтах Правительства Севастополя и Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя 15 апреля 2019 г., а также в газете «Севастопольские извести» (выпуск № 10 от 22 апреля 2019 г.), публичные слушания по указанному проекту планировки и проекту межевания территории состоялись 29 апреля 2019 г., о чем составлен протокол публичных слушаний № 20, из которого усматривается, что в публичных слушаниях приняло участие 576 человек, высказавших свою позицию в отношении обсуждаемых предложений и замечаний. По результатам проведения публичных слушаний составлено заключение, утвержденное директором Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя 7 июня 2019 г.

Следовательно, участие граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществлялась подготовка проектов ее планировки и межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией названных проектов, при принятии постановления Правительства Севастополя от 11 июня 2019 г. № 400-ПП обеспечено.

Кроме того, по смыслу перечисленных выше правовых норм, регулирующих порядок принятия проектов планировки и межевания территории, публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер, не являются формой осуществления власти населением, при этом уполномоченный орган государственной власти вправе учесть имеющиеся замечания, однако данные замечания не являются обязательными к принятию.

При этом, учитывая, что проектом межевания территории, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 19 декабря 2019 г. № 672-ПП, не предусмотрено установление, изменение или отмена красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории и в отношении которой постановлением Правительства Севастополя от 11 июня 2019 г. № 400-ПП ранее был утвержден проект планировки территории, а также то, что проект межевания территории не влечет за собой изменение границ территории общего пользования, проведение публичных слушаний на основании части 12 статьи 43 ГрК РФ не требовалось.

Также, в соответствии с Положением о порядке согласования проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения, утвержденным приказом Минкультуры России от 31 июля 2013 г. № 1062, проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта), утвержденный постановлением Правительства Севастополя от 11 июня 2019 г. № 400-ПП, а также проект межевания территории в части кадастровых кварталов в городе Севастополе, утвержденный постановлением Правительства Севастополя от 19 декабря 2019 г. № 672-ПП, были согласованы с Министерством культуры Российской Федерации, что подтверждается письмами от 10 июня 2019 г. № 8076-12-02 и от 25 ноября 2019 г. № 18553-12-02 (т. 2 л.д. 165, 172).

Кроме того, указанные проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта) и проект межевания территории в части кадастровых кварталов в городе Севастополе были согласованы с Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, что подтверждается письмами от 20 мая 2019 г. № 6866/01-10-04-13/19 и от 31 октября 2019 г. № 18860/01-10-04-13/03/19 (т. 2 л.д. 164, 171).

Доводы представителей административного истца о том, что при принятии оспариваемого постановления Правительства Севастополя от 19 декабря 2019 г. № 672-ПП, была нарушена юридическая конструкция документа и неверно установлен механизм реализации его положений, так как утратившим силу можно признать нормативный документ, утверждающий документацию или его часть, а не саму градостроительную документацию, либо внести в него изменения, что свидетельствует о нарушении формы принятия, способа принятия и структуры указанного постановления Правительства Севастополя, являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Так, как указано выше, отношения, возникающие при подготовке и принятии проекта планировки и межевания территории, направлены на регулирование общественных отношений, поскольку градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положениях статей 42-46 ГрК РФ, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории.

Проект планировки и проект межевания территории затрагивают интересы неопределенного круга лиц, поскольку распространяют свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определенной территории), касаются соответствующего круга государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц, в связи с чем отвечают признакам нормативного правового акта.

Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проекта планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (часть 3). Согласно части 6 статьи 43 этого же кодекса на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 данной статьи.

Помимо этого, само по себе то обстоятельство, что именно проектом планировки территории устанавливаются границы зон размещения объектов капитального строительства внутри элемента планировочной структуры, конкретные характеристики подлежащих размещению объектов капитального строительства (подпункт «в» пункта 1, пункт 2 части 3 статьи 42 ГрК РФ), и исключительно в соответствии с проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в конкретных границах в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ, позволяет прийти к выводу о том, что документация по планировке территории обладает свойствами нормативности и в части определения ею конкретных границ, на которые распространяются установленные ею правовые режимы.

Признание постановлением Правительства Севастополя от 19 декабря 2019 г. № 672-ПП утратившим силу проекта межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта), утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 11 июня 2019 г. № 400-ПП «Об утверждении градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта)», по сути, влечет его исключение из-под действия правового режима, установленного данной документацией по планировке территории.

Кроме того, документация по планировке территории, рассчитана на неоднократное применение, так как не носит разовый характер, не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда возникают обстоятельства, предусмотренные данной документацией, не содержит указания на конкретное событие, с наступлением которого связано издание правового акта. Названная документация определяет правила поведения и является обязательной к исполнению участниками данных правоотношений.

Таким образом, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», и проект планировки территории, и проект межевания территории отвечают признакам нормативного правового акта.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 17 Закона города Севастополя от 29 сентября 2015 г. № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» структура правового акта в зависимости от объема и сложности строения включает в себя приложение – структурная часть правового акта, содержащая правила, положения, регламенты, графические изображения, перечни, таблицы и иные материалы, являющаяся неотъемлемой частью соответствующего правового акта и имеющая равную с ним юридическую силу.

Таким образом, учитывая, что утвержденная документация по планировке территории, является приложением к постановлению Правительства Севастополя от 11 июня 2019 г. № 400-ПП, Правительством Севастополя, в соответствии со статьей 41 Закона города Севастополя от 29 сентября 2015 г. № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя», на законных основаниях и в соответствии с установленным порядком принято оспариваемое постановление от 19 декабря 2019 г. № 672-ПП, которым ранее утвержденный Правительством Севастополя проект межевания территории признан утратившим силу.

Данный вывод подтверждается также тем, что постановлением Правительства Севастополя от 27 февраля 2021 г. № 61-ПП и постановлением Правительства Севастополя от 10 августа 2021 г. № 375-ПП внесены изменения в постановление Правительства Севастополя от 11 июня 2019 г. № 400-ПП, согласно которым приложение к нему (документация по планировке территории) изложено в новых редакциях.

При этом, вопреки доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении, в соответствии с частью 3 статьи 20 Закона о правовых актах города Севастополя, проект постановления Правительства Севастополя от 19 декабря 2019 г. № 672-ПП являлся предметом правовой, лингвистической, юридико-технической экспертиз, о чем свидетельствует подпись начальника Правового управления Правительства Севастополя на листе согласования и пояснительная записка к указанному проекту. Само оспариваемое постановление Правительства Севастополя от 19 декабря 2019 г. № 672-ПП содержит указание в какой части нормативный правовой акт признан утратившим силу, не допускает двойственного толкования и не создает правовую неопределенность в данном вопросе.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления Правительства Севастополя приняты в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и противоречий, в том числе иным правовым нормам, имеющим большую юридическую силу, не содержит.

В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта в случае признания оспариваемого полностью или в части нормативного правового акта соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоКлининг» к Правительству Севастополя о признании недействующими нормативных правовых актов – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Севастопольский городской суд.

Судья –

Мотивированное решение составлено 10 июня 2022 г.

Судья –