ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 92О0000-01-2022-000006-36 от 13.05.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 92OS0000-01-2022-000006-36

Производство № 3а-14/2022

Категория 011а

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего – судьи Орловой С.В.,

при секретаре – Пономаренко Ю.С.,

с участием:

представителя административного истца – ФИО1,

представителя административного ответчика – ФИО2,

представителя заинтересованного лица – Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО3,

прокурора – Махиня В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, заинтересованные лица – Правительство Севастополя, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, о признании недействующим в части нормативного правового акта,

установил:

18 января 2022 г. Министерство обороны Российской Федерации (далее, в том числе – Минобороны России), действуя через своего представителя, обратилось в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, в котором просит признать недействующим приказ Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 3 декабря 2019 г. № 276 «Об утверждении документации по планировке территории линейного объекта «Газопровод высокого давления (1,2 Мпа) от ГРС-3 до ГГРП на Северной стороне, среднего давления от ГГРП до ГГРП-6а с переходом Севастопольской бухты» в части планировки территории линейного объекта на земельном участке военного городка № 42, как несоответствующий законодательству Российской Федерации со дня его принятия.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании распоряжения Правительства Севастополя от 20 марта 2015 г. № 195-РП «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность» и в соответствии с Перечнем недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, являющимся приложением к указанному распоряжению, недвижимое имущество военного городка № 42 в количестве 60 зданий и сооружений, расположенных по адресу: г. Севастополь, бухта Карантинная, площадь земельного участка – 23,7500 га, передано безвозмездно из собственности города Севастополя в федеральную собственность.

Во исполнение указанного распоряжения 25 марта 2015 г. Главным управлением имущественных и земельных отношений города Севастополя и ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России подписан акт приема-передачи указанного имущества.

При таких обстоятельствах, в соответствии со статьями 10, 11, 17 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», пунктами 1, 2, 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», земельный участок военного городка № 42 предоставлен для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации и Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, в частности, в отношении спорного земельного участка и имущества военного городка, расположенного на нем.

Вместе с тем, подготовленная ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, направленная в адрес ГАУ «Цифровой Севастополь – МФЦ в г. Севастополе» 22 июня 2021 г., Правительством Севастополя не согласована.

Согласно письму заместителя губернатора – председателя Правительства Севастополя от 16 августа 2021 г. № 7538/01-01-021-11/02/21613 в ходе проведения анализа границ испрашиваемого земельного участка выявлено наличие препятствий в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а именно пересечение с территорией, в отношении которой приказом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя № 276 от 3 декабря 2019 г. утверждена документация по планировке территории линейного объекта «Газопровод высокого давления (1,2 Мпа) от ГРС-3 до ГГРП на Северной стороне, среднего давления от ГГРП до ГГРП-6а с переходом Севастопольской бухты».

Письмом от 9 сентября 2021 г. исх. № 8288/21 Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказал ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в предоставлении государственной услуги о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: бухта Карантинная, площадью 218701 кв.м, поскольку при рассмотрении материалов, представленных для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории выявлено, в том числе пересечение границ земельного участка военного городка и земельного участка, в отношении которого разработан ППТ и ПМ вх. № 1942/19 ГКУ «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» газопровод высокого давления (1,2 Мпа) от ГРС-3 до ГГРП на Северной стороне, среднего давления от ГГРП до ГГРП-6а с переходом Севастопольской бухты, временный отвод (утвержден приказом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя № 276 от 3 декабря 2019 г.).

По мнению истца принятый административным ответчиком нормативный правовой акт – приказ Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 3 декабря 2019 г. № 276 применим к Министерству обороны Российской Федерации, поскольку проектная документация по планировке территории линейного объекта газопровода предусматривает размещение линейного объекта, в том числе и на земельном участке военного городка № 42.

Министерство обороны Российской Федерации полагает, что оспариваемый приказ принят в нарушение нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу (пункта 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее, в том числе – ЗК РФ), пунктов 10 и 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне») и нарушает права и законные интересы административного истца как собственника недвижимого имущества военного городка № 42.

В судебном заседании представитель административного истца иск поддержала по изложенным в нем основаниям, указав, кроме того, что до настоящего времени границы военного городка № 42 не установлены, а на часть земельного участка данного военного городка с кадастровым номером право собственности зарегистрировано за городом Севастополем, в связи с чем в настоящее время в Арбитражном суде города Севастополя имеется спор относительно права собственности на указанный земельный участок, площадью 11066±37 кв.м.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, полагая, что оспариваемый приказ принят органом государственной власти в пределах компетенции, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав административного истца.

Представитель заинтересованного лица – Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании просил административный иск Минобороны России удовлетворить, считая оспариваемый нормативный правовой акт противоречащим законодательству, имеющему большую юридическую силу, и нарушающим права Министерства обороны Российской Федерации.

Правительство Севастополя, а также Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, являющиеся заинтересованными лицами по настоящему делу, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще, в связи с чем, с учетом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, считавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 3 декабря 2019 г. Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя издан оспариваемый истцом приказ № 276, которым утверждена документация по планировке территории линейного объекта «Газопровод высокого давления (1,2 Мпа) от ГРС-3 до ГГРП на Северной стороне, среднего давления от ГГРП до ГГРП-6а с переходом Севастопольской бухты» (т. 1 л.д. 129, т. 2 л.д. 1-226).

Документация по планировке территории разработана в рамках реализации государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 21 ноября 2016 г. № 1112-ПП (подпрограмма 5 «Газификация города Севастополя»).

Проектируемый объект расположен в городе Севастополе, Нахимовский район (Нахимовский муниципальный округ), Ленинский район (Ленинский муниципальный округ), Гагаринский район (Гагаринский муниципальный округ), пересекает Севастопольскую бухту.

Необходимость строительства определена потребностью улучшения стабилизации газоснабжения Южной стороны города Севастополя. Ввод в эксплуатацию газопровода высокого и среднего давления от ГРС Северная сторона до ГГРП-6А с переходом Севастопольской бухты (дюкера) обеспечит подачу дополнительных объемов газа с Северной стороны в южную часть города в объеме до 25 тыс. м3/час и устойчивое и безаварийное газоснабжение существующих объектов газопотребления города, особенно районов бухты Камышовой и бухты Казачьей.

Указанный приказ об утверждении документации по планировке территории линейного объекта подписан уполномоченным должностным лицом органа исполнительной власти – заместителем директора Департамента – начальником Управления градостроительной политики Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, и опубликован 3 декабря 2019 г. на официальном сайте Правительства Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://sev.gov.ru).

Считая, что указанным приказом утверждена документация по планировке и межеванию территории, на которой предусматривается размещение линейного объекта, в том числе на земельном участке военного городка по адресу: , принадлежащем Министерству обороны Российской Федерации, что препятствует осуществлению правомочий собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, Министерство обороны Российской Федерации обратилось с настоящим иском в суд.

Вместе с тем, доводы административного иска не имеют под собой правовой основы, указывающей на наличие оснований для удовлетворения исковых требований.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее также – ГрК РФ, здесь и далее – в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).

Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится, как следует из содержания подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в том числе утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения.

Законодательное разграничение полномочий в градостроительной деятельности закреплено также статьями 6, 7, 8 ГрК РФ, определяющими соответственно полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этой сфере.

Пунктом 2 статьи 7 ГрК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных данным Кодексом.

Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулируется ГрК РФ с учетом особенностей, установленных статьей 63 названного кодекса.

Так, согласно части 9 статьи 63 ГрК РФ утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Исходя из названных норм, а также положений статьи 35 Устава города Севастополя от 14 апреля 2014 г. № 1-ЗС (далее – Устав города Севастополя), статей 5, 5.1 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. № 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя», пунктов 1.1, 2.1, 3.53-1, 3.51 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 29 декабря 2016 г. № 1300-ПП (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, являясь исполнительным органом государственной власти Севастополя, проводит на территории города Севастополя государственную политику и осуществляет правовое регулирование в области архитектуры и градостроительства, административно-территориального устройства, направленные на создание безопасной, экологически чистой, благоприятной среды жизнедеятельности, на комплексное и эффективное развитие и формирование рациональных систем расселения, социальной, производственной и инженерно-транспортной инфраструктур, бережное природопользование, сохранение исторического и культурного наследия, природных ландшафтов, повышение уровня архитектурно-художественной выразительности застройки города Севастополя, а также внедрение новых технологий для обеспечения ресурсо- и энергосбережения; принимает решения об утверждении документации по планировке и (или) межеванию территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов; осуществляет иные полномочия в обозначенных сферах деятельности в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 части 2 статьи 5 Закона города Севастополя от 29 сентября 2015 г. № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя», законодательство города Севастополя составляют, в том числе, приказы исполнительных органов государственной власти города Севастополя – нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти, которые связаны с реализацией полномочий, определенных законодательством города Севастополя и положениями о соответствующих органах исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 3, статьи 11 Закона города Севастополя от 10 марта 2017 г. № 325-ЗС «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе» (в редакции, действовавшей на момент проведения публичных слушаний), Регламента проведения собрания участников публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе, утвержденного приказом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 5 мая 2017 г. № 53, распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 17 сентября 2019 г. № 183, публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории линейного объекта «Газопровод высокого давления (1,2 Мпа) от ГРС-3 до ГГРП на Северной стороне, среднего давления от ГГРП до ГГРП-6а с переходом Севастопольской бухты» проведены в районах, на территории которых разработан проект планировки участка линейного объекта. Так, в Нахимовском муниципальном округе города Севастополя публичные слушания состоялись 1 октября 2019 г., в Гагаринском муниципальном округе города Севастополя – 2 октября 2019 г., в Ленинском муниципальном округе города Севастополя – 3 октября 2019 г., о чем составлено заключение по результатам публичных слушаний, утвержденное заместителем директора Департамента – начальником Управления градостроительной политики Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя 21 октября 2019 г., из которого усматривается, что в публичных слушаниях приняло участие 14 человек, высказавших свою позицию в отношении обсуждаемых предложений и замечаний (т. 1 л.д. 130, 131).

Следовательно, участие граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществлялась подготовка проектов ее планировки и межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией названных проектов, при принятии оспариваемого нормативного правового акта обеспечено.

Таким образом, исходя из установленных судом обстоятельств и норм приведенного законодательства, оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в пределах компетенции, в установленной форме, надлежащим образом доведен до всеобщего сведения, процедура его принятия и опубликования соблюдена.

В соответствии с положениями статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; участии граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.

Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно статье 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1).

Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (часть 4 статьи 41 ГрК РФ).

Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6 статьи 41 ГрК РФ).

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

В силу части 1 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.

Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта (часть 3 статьи 43 ГрК РФ).

Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Как усматривается из материалов дела, указанные проект планировки и проект межевания территории линейного объекта «Газопровод высокого давления (1,2 Мпа) от ГРС-3 до ГГРП на Северной стороне, среднего давления от ГГРП до ГГРП-6а с переходом Севастопольской бухты» разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2017 г. № 564 «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов», распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 19 февраля 2019 г. № 14 «О разработке документации по планировке территории линейного объекта «Газопровод высокого давления (1,2 Мпа) от ГРС-3 до ГГРП на Северной стороне, среднего давления от ГГРП до ГГРП-6а с переходом Севастопольской бухты» и на основании Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г. № 4114, Региональных нормативов градостроительного проектирования города Севастополя, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 20 апреля 2017 г. № 317-ПП, иных действующих нормативных правовых документов в области градостроительства, технических регламентов (т. 2 л.д. 1-226).

Таким образом, нарушений норм градостроительного законодательства при принятии оспариваемого нормативного правового акта по делу не установлено.

Относительно довода административного истца о нарушении его права на образование и приобретение земельного участка, находящегося в его фактическом пользовании, суд приходит к следующему.

Из положений пунктов 10, 12 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» следует, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» допускается заключение концессионного соглашения, может быть передано концессионеру в соответствии с указанным Федеральным законом.

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами (часть 1 статьи 93 ЗК РФ).

Распоряжением Правительства Севастополя № 195-РП от 20 марта 2015 г. «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность» и в соответствии с Перечнем недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, являющимся приложением к указанному распоряжению, недвижимое имущество военного городка № 42 в количестве 60 зданий и сооружений, расположенных в г. Севастополе, бухта Карантинная, площадь земельного участка 23,7500 га, передано безвозмездно из собственности города Севастополя в федеральную собственность, между Главным управлением имущественных и земельных отношений города Севастополя и ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России подписан акт приема-передачи указанного имущества.

Учитывая изложенное, истец считает, что земельный участок, расположенный по адресу бухта Карантинная, площадью 218701 кв.м, в отношении которого ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» просило утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, является землями обороны, в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует положениям пункта 2 статьи 7 ЗК РФ.

Вместе с тем, согласно положениям статьи 6 ЗК РФ, статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» земельный участок как предмет права должен иметь характеристики индивидуально-определенной вещи, в том числе с определением местоположения границ земельного участка. Земельный участок под военным городком № 42 на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, как и на момент передачи на основании вышеприведенного распоряжения № 195-РП от 20 марта 2015 г. имущества данного городка в федеральную собственность образован не был, сведения о нем в ЕГРН не внесены, следовательно, он не мог быть учтен при разработке оспариваемого нормативного правового акта.

Кроме того, в соответствии с подпунктом «д» пункта 20 постановления Правительства РФ от 12 мая 2017 г. № 564 «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) в проекте планировки территории учитываются границы существующих земельных участков, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, в границах территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки, с указанием номеров характерных точек границ таких земельных участков, а также форм собственности таких земельных участков и информации о необходимости изъятия таких земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о наличии оснований возникновения права собственности на земельный участок, в силу которых, в соответствии с частью 1 статьи 93 ЗК РФ, земельный участок, относительно которого принят оспариваемый нормативный акт, следует считать землями обороны и безопасности, в дело не представлено.

Таким образом, учитывая отсутствие утвержденных границ земельного участка, расположенного под военным городком № 42, довод истца о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом его прав относительно земельного участка, не находящегося в его собственности и не имеющего установленных границ землепользования, является несостоятельным.

При этом следует отметить, что территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.

Указанное также сочетается с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека, согласно которым политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2017 г. № 10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.

По смыслу части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование осуществляется в целях комплексного развития территории, исходя из совокупности различных факторов, и карты, входящие в состав документации по планировке, отображают не только фактическое, но и перспективное использование территории.

Кроме того, вышеприведенные положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке и межеванию территории, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат обязательных требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки и межевания территории.

При таких обстоятельствах, оснований считать права административного истца нарушенными, не имеется.

Таким образом, несоответствие приказа Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 3 декабря 2019 г. № 276, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе положениям пункта 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 10 и 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», как об этом указывает истец, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и противоречий, в том числе иным правовым нормам, имеющим большую юридическую силу, не содержит.

В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта в случае признания оспариваемого полностью или в части нормативного правового акта соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Министерства обороны Российской Федерации к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании недействующим в части нормативного правового акта – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Севастопольский городской суд.

Судья –

Мотивированное решение составлено 26 мая 2022 г.

Судья –