ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 92О0000-01-2022-000024-79 от 03.06.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

№ 92OS0000-01-2022-000024-79

Дело № 3а-22/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2022 года город Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего судьи Бояриновой Е.В.,

при секретаре Михайловой В.Г.,

с участием прокурора Махини В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» к Управлению по тарифам города Севастополя, заинтересованное лицо: Федеральная антимонопольная служба России об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

Приказом Управления по тарифам города Севастополя от 28 декабря 2021 года № 120-УТ (далее – Приказ № 120-УТ от 28 декабря 2021 года) установлены стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя внутри границ земельного участка Заявителя, на 2022 год согласно приложению.

В частности, названным Приказом установлены:

Стандартизированная тарифная ставка на проектирование сети газопотребления (Спр);

Стандартизированная тарифная ставка на строительство газопровода (сеть газопотребления) (СГ);

Стандартизированная тарифная ставка на установку пункта редуцирования газа (сеть газопотребления) (Спрг),

Стандартизированная тарифная ставка на установку отключающих устройств (сеть газопотребления) (Соу),

Стандартизированная тарифная ставка на устройство внутреннего газопровода объекта капитального строительства Заявителя (сеть газопотребления) (),

Стандартизированная тарифная ставка на установку прибора учета газа (сеть газопотребления) (Спу).

Стандартизированная тарифная ставка на установку газоиспользующего оборудования (сеть газопотребления) (Сгио).

Согласно пункту 4 Приказ № 120-УТ от 28 декабря 2021 года вступил в силу с 01 января 2022 года.

Данный нормативный правовой акт опубликован 28 декабря 2021 года на официальном сайте Правительства Севастополя https://tarif.sev.gov.ru/ofitsialnye-dokumenty/?doc=164165.

ПАО «Севастопольгаз» обратилось в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением о признании Приказа № 120-УТ от 28 декабря 2021 года не действующим в полном объёме с 01 января 2022 года и возложении на административного ответчика обязанности принять новый нормативный правовой акт, взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемый Приказ противоречит нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере газоснабжения, имеющим большую юридическую силу, а именно статье 23.2 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», пунктам 11, 26(18), 26(21), 32, 41 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021, Методическим указаниям по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размера стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину», утверждённым приказом ФАС от 16 августа 2018 года № 1151/18.

Так, ПАО «Севастопольгаз» направил в адрес Управления по тарифам города Севастополя материалы, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения внутри границ заявителя на 2022 год. Кроме того, 23 декабря 2021 года, в адрес Управления по тарифам в электронном виде направлены уточняющие расчеты размера стандартизированных ставок внутри границ заявителя.

При этом, Управлением по тарифам не были приняты во внимание данные расчеты, установив размер стандартизированных ставок на уровне 2021 года с учетом ИПЦ 4,3% и без учета сметной прибыли. Такой подход не предусмотрен Методическими рекомендациями и не учитывает рыночные цены материалов (работ, услуг), необходимых для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения. Следует отметить, что за период с 2020 по 2021 год значительно увеличилась стоимость трубной продукции, что не учтено в расчетах Управления по тарифам и ведет ПАО «Севастопольгаз» к непокрытым убыткам по данному виду деятельности.

Кроме того, Управлением по тарифам города Севастополя не было учтено особое мнение ПАО «Севастопольгаз» от 28 декабря 2021 года№ 03-19295, указывающее на неправомерность представленных проекта приказа Управления по тарифам города Севастополя «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя внутри границ земельного участка заявителя, на 2022 год», экспертного заключения от 18 декабря 2021 года и расчетов от 24 декабря 2021 года.

Данный факт приводит к значительному занижению стандартизированных ставок, определяющих плату за технологическое присоединение внутри границ земельного участка Заявителя, что подтверждает анализ ставок, утвержденных на 2022 год органами исполнительной власти других субъектов Российской Федерации для других ГРО.

Определением суда от 06 апреля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Представителем административного ответчика поданы письменные возражения, согласно которым с иском не согласны по основаниям, изложенным в них.

В судебном заседании представитель ПАО «Севастопольгаз» доводы административного иска поддержал по изложенным в нём основаниям.

Представитель административного ответчика, заинтересованное лицо – ФАС России о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, представили отзыв на иск, в котором просили рассмотреть дело без их участия.

Заслушав пояснения явившихся лиц, специалистов, изучив материалы дела, доводы иска и возражений на него, заключение прокурора, в котором прокурор просила в иске отказать, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении), Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» (далее - Основные положения), а также Методическими указаниями по расчёту размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, утверждёнными Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 16 августа 2018 года № 1151/18 «Об утверждении Методических указаний по расчёту размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину» (далее - Методические указания № 1151/18).

В соответствии со статьёй 23.2 Закона о газоснабжении, пункта 8 Основных положений, пунктом 96 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила подключения № 1314), государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие её величину. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие её величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчёту размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с Положением об Управлении по тарифам города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 12.03.2021 № 90-ПП (далее - Положение), Управление по тарифам города Севастополя (далее - Управление, орган регулирования) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в области государственного регулирования тарифов, регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов). Целями деятельности Управления являются выработка и реализация государственной политики и нормативное правовое регулирование в области регионального государственного регулирования цен (тарифов). Основными задачами деятельности Управления являются установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на территории города Севастополя, контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Таким образом, Управление по тарифам города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 6 Положения, Управление по тарифам города Севастополя осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, органами исполнительной власти города Севастополя, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями и принимает в пределах своих полномочий решения самостоятельно.

В соответствии с Порядком работы Коллегиального органа - Правления при Управлении города Севастополя, утвержденным приказом Управления от 07.06.2021 № 5-УТ «Об утверждении Коллегиального органа при Управлении по тарифам города Севастополя» (далее - Приказ 5-УТ), Коллегиальный орган создан для определения основных направлений деятельности исполнительного органа государственной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), а также принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней.

На рассмотрение Правления выносятся вопросы об установлении (изменении, отмене) регулируемых Управлением, цен, тарифов, плат, надбавок, наценок, индексов и уровней и т.д., о принятии в пределах компетенции Управления решений об утверждении нормативно-методических документов, определяющих порядок формирования и расчета цен (тарифов), а также о принятии иных решений в установленной сфере.

Приказ № 120- УТ от 28 декабря 2021 года принят на состоявшемся 28 декабря 2021 года заседании коллегиального органа – Правления при Управлении по тарифам города Севастополя на основании протокола заседания Правления и экспертного заключения главного специалиста-эксперта отдела тарифного регулирования и контроля в электрической и газовой отрасли Управления по тарифам Ондриковой С.В.

Приказ принят исполнительным органом государственной власти в области государственного регулирования тарифов на заседании Коллегиального органа при Управлении в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» (далее - Основные положения № 1021), от 30 декабря 2013 года № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», Методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными приказом ФАС России от 16 августа 2018 года № 1151/18, Положением и на основании протокола заседания Коллегиального органа - Правления при Управлении по тарифам города Севастополя от 28 декабря 2021 № 15/УТ.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя в установленной форме, в пределах предоставленных ему полномочий, официально опубликован. Существенных нарушений процедуры его принятия, влекущих признание недействующим, не установлено.

В силу пп. «в» и «ж» пункта 11 Основных положений № 1021, к числу принципов формирования и государственного регулирования платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, относятся, в частности, удовлетворение платежеспособного спроса на газ, достижение баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа; возмещение газораспределительным организациям экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям.

В соответствии с абзацем 2 статьи 23.2 Закона о газоснабжении размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие её величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Таким образом, федеральный законодатель прямо указал тарифному органу в названной правовой норме на необходимость установления размера платы за технологическое присоединение в соответствии с методическими указаниями по его расчёту, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Государственному регулированию согласно статье 23.2 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон № 69-ФЗ) подлежат в том числе, и стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы.

Следовательно, доводы административного истца о нарушении Управлением пункта 11 Основных положений № 1021, при осуществлении расчета размеров стандартизированных ставок внутри границ земельного участка заявителя, не обоснованы документально и не находят подтверждения в представленных материалах и в законодательной базе тарифного регулирования.

Пункт 26 (18) Основных положений № 1021 указывает, что при определении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям учитываются средства для компенсации расходов газораспределительной организации на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов.

Данный пункт не указывает, при определении какой платы за технологическое присоединение орган регулирования обязан учесть средства для компенсации расходов ГРО на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов.

Основными положениями № 1021 предусмотрены несколько размеров плат в соответствии с критериями отнесения на основании действующего законодательства, а именно:

- размер платы, определяемый на максимальном и минимальном уровне (5-15 мЗ/час, 200 м, Р=0,3 МПа);

-размер платы, определяемый по стандартизированным тарифным ставкам до границ земельного участка (0-500 мЗ/час, Р=0,6 МПа);

-размер платы, определяемый по стандартизированным тарифным ставкам внутри границ земельного участка;

-размер платы, определяемый по индивидуальному проекту (свыше 500 мЗ/час, свыше Р=0,6 МПа);

То есть, компенсация расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе технологического присоединения, относится только к «11» категории заявителей 15-15 мЗ/час, 200 м, Р=0,3 МПа), предусмотренная пунктом 26(22) Основных положений № 1021, а формулы расчета объема средств для компенсации этой категории заявителей («Р» категории заявителей (6-15 мЗ/час. 200 м. Р=0.3 Мпа) предусмотрены Методическими указаниями № 1151/18. Других категорий заявителей, по которым учитывались бы средства для компенсации расходов газораспределительной организации на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов, действующим законодательством не предусмотрено.

Административный истец, ссылаясь на пункт 26(18) Основных положений № 1021, в свою очередь, не представил информации Управлению о понесенных расходах на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов в соответствии с действующим законодательством. Указанный пункт, на который ссылается административный истец, не относится к расчету размеров СТСВГ согласно Разделу IV Методических указаний № 1151/18.

Следовательно, доводы административного истца о нарушении Управлением пункта 26(18) Основных положений № 1021 при осуществлении расчета размеров СТСВГ не обоснованы документально и не находят подтверждения в представленных материалах и в законодательной базе тарифного регулирования.

Пункт 26(21) Основных положений №1021 определяет сроки предоставления материалов в целях определения платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в отношении заявителей, указанных в абзаце первом пункта 26(22) настоящих Основных положений № 1021. Газораспределительные организации ежегодно, не позднее 1 октября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) прогнозные сведения о планируемых расходах на технологическое присоединение на очередной календарный год в соответствии с Методическими указаниями № 1151/18.

То есть, в соответствии с абзацем 1 и 4 пункта 26 (21) Основных положений № 1021 на основе представленных сведений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают на очередной календарный год для каждой газораспределительной организации, к газораспределительным сетям которой планируется подключение новых потребителей газа, стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение, не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году.

Управление рассмотрело заявление и материалы, представленные ПАО «Севастопольгаз» от 01 октября 2021 года вх. № 506/01-42-04.1- 02/01/21 (согласно пункту 26(21) «не позднее 1 октября») по определению стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения ПАО «Севастопольгаз» на территории города Севастополя внутри границ земельного участка заявителя, на 2022 год. К заявлению был представлен пакет документов на 316 листах на бумажном носителе и CD - диске 9,54 Мб, 16 папок, 210 файлов.

28 декабря 2021 года состоялось заседание Коллегиального органа - Правления при Управлении, согласно повестки дня заседания Коллегиального органа - Правления при Управлении № 15/УТ, размещенной на официальном сайте Управления от 17 декабря 2021 года.

ПАО «Севастопольгаз» своевременно было направлено приглашение от 18 декабря 2021 года исх. № 498/01-42-02-02/24/21. Таким образом, Приказ № 120 - УТ принят в соответствии со сроками, указанными в пункте 26(21) Основных положений № 1021.

Следовательно, доводы административного истца о нарушении Управлением пункта 26(21) Основных положений № 1021 являются не обоснованными документально и не находят подтверждения в представленных материалах и в законодательной базе тарифного регулирования.

Согласно Методическим указаниям № 1151/18, СТСВГ устанавливаются на основании представляемых газораспределительными организациями расчетов. В соответствии с пунктом 32 Методических указаний № 1151/18 предусмотрено, что размер плановых параметров, используемых для расчета размера СТСВГ, определяется на очередной календарный год исходя из фактических данных за 3 календарных года (2018,2019,2020), предшествующих текущему году, при установлении ставок на 2022 год.

Фактические расходы, используемые для расчета размера СТСВГ, определяются по договорам о подключении, по которым подписан акт о подключении (технологическом присоединении) в соответствующем году, вне зависимости от периода, в течение которого данные расходы были понесены.

Фактические экономически обоснованные расходы, сложившиеся у ПАО «Севастопольгаз», учитываемые при установлении размера СТСВГ, с учетом индексов, указанных в пункте 33 настоящих Методических указаний № 1151/18 и не должны превышать расходы, определенные в соответствии с НЦС.

Пунктом 15 Методических указаний № 1151/18 установлено ограничение фактических расходов ПАО «Севастопольгаз» укрупненными сметными нормативами для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (далее - НЦС), а для объектов газораспределительной сети, в отношении которых не утверждены НЦС, - средними рыночными ценами материалов (работ, услуг), необходимыми для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения. Для города Севастополя на 2019, 2020, 2021 годы утверждались НЦС Минстроем России. (Приказы Минстроя России от 21.07.2017 № 1012/пр «Об утверждении укрупненных сметных нормативов», от 19.12.2019 № 825/пр «Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства», от 11.03.2021 № 127/пр «Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства»).

В соответствии с абзацем вторым пункта 88 Правил подключения, размер платы за подключение определяется на основании размеров стандартизированных тарифных ставок, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании представленных газораспределительной организацией расчетов. В соответствии с пунктом 32 Методических указаний при установлении ставок предусмотрено, что размер плановых параметров, используемых для расчета размера СТСВГ, определяются на очередной календарный год исходя из фактических данных за календарный год, предшествующий текущему году.

ПАО «Севастопольгаз» не представило обоснования фактически понесенных затрат за 2018, 2019, 2020 годы по выполненным работам и заключенным договорам внутри границ заявителей. Представленные ГРО от 10 октября 2021 года вх. № 506/01-42-04.1-02/01/21 расчеты по определению СТСВГ на 2022 год произведены на основании локальных сметных расчетов, составленных в программном комплексе «ГРАНД-смета» с учетом территориальных единичных расценок по городу Севастополю, учитываемых рыночные стоимости материалов (работ и услуг), необходимых для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения. Для города Севастополя на 2019, 2020, 2021 годы утверждались НЦС Минстроем России. Поэтому произвести анализ представленных размеров стандартизированных тарифных ставок (плановых параметров на очередной календарный 2022 год) исходя из фактических затрат ПАО «Севастопольгаз» (не представленных за 2019, 2020, 2021 годы), как того требует пункт 32 Методических указаний, регулятору не представляется возможным. Проведение анализа плановых затрат, составленных в программе «ГРАНД- смета», а не фактических, противоречит пункту 32 Методических указаний.

На заседании Правления Коллегиального органа при Управлении по тарифам города Севастополя, которое состоялось 03 декабря 2021 года№ 12/УТ рассматривался вопрос: «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя, на 2022 год», по итогам рассмотрения которого Председателем Правления Оренштейном К.А. было предложено ПАО «Севастопольгаз» провести рабочее совещание по вопросу установления стандартизированных тарифных ставок внутри границ земельного участка заявителя, которые планируется установить 28 декабря 2021 года. А также обсудить все спорные вопросы, касающиеся технологических присоединений внутри границ земельного участка в соответствии с протоколом рабочего совещания с ПАО «Севастопольгаз» от 08 декабря 2021 года № б/н, которое состоялось по адресу: А в Управлении, принято совместное решение применить индексацию на прогнозный среднегодовой уровень инфляции к установленным ранее размерам стандартизированных тарифных ставок (приказ Департамента городского хозяйства города Севастополя от 30.12.2020 № 547-ОД «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя внутри границ земельного участка Заявителя, на 2021 год») в связи со значительным ростом материалов (работ и услуг) в 2021 году. На 2022 год индекс ИЦП составил - 4,3%.

Таким образом, в отсутствие фактических затрат предприятия за 2018, 2019, 2020 годы, а также согласно абзаца 8 пункта 32 Методических указаний (средних фактических данных по газораспределительным организациям в границах одного субъекта Российской Федерации, имеющим аналогичную структуру и характеристики газового хозяйства) органом регулирования определено, что наиболее корректным способом определения размера стандартизированных тарифных ставок будет индексация установленных (на 2021 год) экономически обоснованных размеров стандартизированных тарифных ставок с учетом индекса цен производителей (индекса-дефлятора по видам экономической деятельности «Строительство»), определенного с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, размещенного на сайте Министерства экономического развития http://economy.gov.ru.

Следовательно, доводы административного истца о нарушении Управлением пункта 32 Методических указаний № 1151/18, являются не обоснованными документально и не находят подтверждения в представленных материалах и в законодательной базе тарифного регулирования.

В соответствии с пунктом 41 Методических указаний № 1151/18 размеры стандартизированных тарифных ставок внутри границ земельного участка заявителя определяются на основании средних рыночных цен на материалы (работы, услуги), необходимых для строительства сети газопотребления в целях технологического присоединения, но при этом, размеры утвержденных в соответствии с Разделом VI Методических указаний № 1151/18 СТСВГ не должны превышать размеры стандартизированных тарифных ставок, установленных в соответствии с Разделом IV Методических указаний № 1151/18.

В соответствии с пунктом 15 Раздела IV Методических указаний № 1151/18 при определении затрат, используемых в расчете стандартизированных тарифных ставок по Разделу IV Методических указаний № 1151/18, произведение Р 20-50 и 1р не может превышать расходы, определенные в соответствии с НЦС, а для объектов газораспределительной сети, в отношении которых не утверждены НЦС, - средние рыночные цены материалов (работ, услуг), необходимых для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения. НЦС для объектов газораспределительной сети утверждены приказом Минстроя России от 11 марта 2021 года № 127/пр «Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства» и действовали весь календарный 2021 год. С НЦС работают все предприятия Российской Федерации, которые выполняют мероприятия по технологическому присоединению. Методические указания № 1151/18 не содержат пунктов, которые бы позволили регулирующему органу соотнести формы собственности предприятий (ПАО, ООО, ГУП, ОАО) к газораспределительной организации к которой можно применять/ не применять НЦС. Дифференцированного подхода действующим законодательством не предусмотрено.

Методические указания № 1151/18 введены в действие с 17 декабря 2018 года. До этого времени действовали Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденные приказ ФСТ России от 28.04.2014 № 101-э/3 (далее - Методические указания № 101-э/3). При издании нового нормативно-правового акта (Методические указания № 1151/18) ФАС России был разработан новый Раздел VI и добавлен в Методические указания № 1151/18, которого не было в методологии прописанной Методическими указаниями № 101-э/3, то есть до 17 декабря 2018 года размеры стандартизированных тарифных ставок внутри границ земельного участка заявителя не регулировались на государственном уровне, данные работы и затраты по ним относились к нерегулируемой деятельности предприятий и соответственно сами предприятия назначали цену за работы в границах земельных участков заявителей при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства заявителя к газораспределительным сетям предприятий.

Применение НЦС обязательно для различных видов форм государственной и муниципальной собственности предприятий в том числе и для юридических лиц, и в своей ежедневной деятельности предприятия могут заключать договоры стоимость которых не будет рассчитана по НЦС, но не в случае ценообразования при государственном регулировании.

Источник финансирования не может влиять на стоимость строительства, и не имеет значения за счет каких средств бюджетной сферы или не бюджетной выполнены мероприятия по технологическому присоединению внутри границ земельного участка заявителя, итоговая стоимость от этого не зависит. Поскольку предприятие занимается в том числе регулируемой деятельностью, значит ценообразование для такого предприятия должно производиться с учетом законодательства в сфере тарифного регулирования.

Следовательно, ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по изданию нормативно-правовых документов, применение которых обязательно всем органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по регулированию цен (тарифов) на всей территории Российской Федерации, в том числе установлению размеров плат за технологическое присоединение к газораспределительным сетям. Следовательно, при издании Методических указаний № 1151/18 ФАС России изучила законодательные акты, действующие в градостроительной деятельности Российской Федерации и участвующие в ценообразовании, при строительстве газораспределительных сетей, а также возможность оказания услуг предприятиями с различными формами собственности и доли уставного капитала этих предприятий осуществляющих регулируемую деятельность в указанной сфере.

Следовательно, доводы административного истца о нарушении Управлением пункта 41 Методических указаний №1151/18, также являются не обоснованными документально и не находят подтверждения в представленных материалах и в законодательной базе тарифного регулирования.

Административный истец приводит в качестве примера размеры установленных СТСВГ в других субъектах Российской Федерации, сравнивая регионы Московской области, Республики Крым и города Севастополя, при этом административный истец не обладает полной информацией и не предоставляет суду и административному ответчику первичную документацию (бухгалтерскую отчетность) газораспределительных организаций Московской области, Республики Крым, которая представлялась к рассмотрению в регулирующие органы указанных субъектов, на основании которой были произведены расчеты размеров СТСВГ. Сравнение размера СТСВГ ПАО «Севастопольгаз» с размерами СТСВГ газораспределительных организаций, осуществляющих деятельности в других субъектах Российской Федерации без анализа рынка услуг, стоимости товаров и услуг в субъекте, различных переводных коэффициентов является необоснованным и необъективным.

В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен названным Кодексом.

Однако в материалах дела не содержатся доказательства, подтверждающие нарушение указанных выше пунктов действующего законодательства, относительно установленных Управлением размеров СТСВГ.

В своих пояснениях суду, специалист Ондрикова С.В. показала, что у ПАО «Севастопольгаз» раздельного учета нет, тарифное дело, которое направлялось в адрес Управления за исх.№3-14/189 не было учтено при формировании тарифов на 2022 год с согласия руководителя ПАО «Севастопольгаз», предприятию необходимо было представить сведения о фактически понесенных затратах в виде актов, которые должны быть подтверждены бухгалтерской отчетностью, тогда как предприятием были предоставлены сведения о плановых расходах, что является умышленным нарушением п. 22 Методических указаний № 412.

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста Белоусова И.Э. пояснила, что с Приказом она как экономист, не согласна, поскольку нарушен подход к установлению тарифов, документы были поданы в сентябре 2021 г., а за основу Управлением по тарифам были приняты сметные расчеты предприятия за 2020 года, подаваемые на 2021 год, и они были проиндексированы на 4,3%. Тарифное дело, поданное в 2021 году не было взято за основу. Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 в п.11 определяет, что расходы возмещения газораспределительным организациям экономически обоснованных затрат должны быть фактически понесены. Управление по тарифам г. Севастополя проигнорировало императивные требования норм действующего законодательства, что привело к установлению экономически необоснованных тарифов. ПАО «Севастопольгаз» понесло фактические убытки, не имеющие источника покрытия и финансирования.

С учетом мнений специалистов и представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что поскольку Методические указания содержат требование о необходимости представить сведения о фактически понесенных затратах, и у предприятия имелась, такая возможность, то Управлением по тарифам города Севастополя, обоснованно не учтено тарифное дело, которое направлялось в адрес Управления за исх.№3-14/189 при формировании тарифов на 2022 год.

Указание административного истца на то, что административным ответчиком не было учтено Особое мнение ПАО «Севастопольгаз» опровергается Протоколом заседания правления № 15/УТ от 28 декабря 2021 году в котором отражено, что решение об установлении стандартизированных тарифных ставок принято с учётом озвученного Особого мнения и проекта экспертного заключения от 18 декабря 2021 года № 498/01-42-002/21, от 23 декабря 2021 года № 513/01-42-04.3-23/02/21.

Доводы административного истца в данной части подлежат отклонению, ввиду их необоснованности, не аргументированности, а также, в силу того, что они не нашли своего подтверждения, в том числе исходя из выводов, указанных в экспертом заключении об установлении стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя на 2022 год внутри границ земельного участка заявителя. Указанные установленные обстоятельства не влекут признание нормативного правового акта не действующим, поскольку соответствующие требования соблюдены.

При таких обстоятельствах оснований полагать нарушенными права административного истца не имеется. Не установлено судом и не соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В связи с изложенным, в удовлетворении заявленных административных исковых требований надлежит отказать.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны, понесенные судебные расходы.

С учётом действующего законодательства и отказа в удовлетворении административного иска, требования в части взыскания судебных расходов удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» о признании не действующим Приказа Управления по тарифам города Севастополя № 120- УТ от 28 декабря 2021 года «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя внутри границ земельного участка Заявителя, на 2022 год» - отказать.

,,,,,

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Севастопольский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2022 года.

Судья Е.В. Бояринова