ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 92О0000-01-2022-000097-54 от 31.08.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

УИД № 92OS0000-01-2022-000097-54

Производство №3а-63/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

31 августа 2022 года г. Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего судьи Кондрак Н.И.,

при секретаре Пономаренко Ю.С.,

с участием прокурора Махини В.В.,

представителей административного истца Скворцовой Е.В., Борзова С.А.,

административного ответчика Чирковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску представителя Стрюкова Валерия Владимировича к Законодательному Собранию города Севастополя о признании нормативного правового акта не действующим в части, -

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Севастопольский городской суд с административным иском, в котором просит признать незаконным пункт 2 статьи 1 Закона города Севастополя №314-ЗС от 29 декабря 2016 года «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя» (далее – Закон № 314-ЗС).

В обоснование иска указывает, что статьей 9 Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» (далее -Закон №89-ФЗ) установлено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию. Согласно п.п. 16, 17, 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1156 от 12 ноября 2016 года в редакции от 18 марта 2021 года (далее по тексту – Правила), в случае выявления места несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), обязанность по ликвидации свалки возлагается либо на собственника земельного участка, либо на регионального оператора. Письмом Минфина России №24-05-07/7992 от 07 февраля 2020 года разъяснено, что ликвидация места несанкционированного размещения ТКО образовывает содержание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые предусматривают деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. В силу ч. 1 ст. 9 Закона №89-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию, соответственно, собственник земельного участка в случае ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно, обязан иметь соответствующую лицензию. Отмечает, что системный подход к анализу норм действующего законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами позволяет сделать вывод о том, что ликвидация мест несанкционированного размещения отходов является обязанностью собственника земельного участка либо регионального оператора по обращению с отходами на соответствующей территории.

Оспариваемым пунктом 2 статьи 1 Закона №314-ЗС органам местного самоуправления передано отдельное государственное полномочие - реализация мероприятий по удалению твердых коммунальных отходов, в том числе с мест несанкционированных и бесхозных свалок и по их транспортировке для утилизации. Во исполнение указанной нормы Департаментом городского хозяйства города Севастополя 12 апреля 2021 года издан Приказ №123-ОД «Об утверждении Порядка ликвидации несанкционированных складирований отходов на территории внутригородских муниципальных образований города Севастополя», согласно пункта 5 которого в редакции от 01 сентября 2021 года обязанность по ликвидации места несанкционированного складирования отходов за счет средств предоставленной субсидии из бюджета города Севастополя или за счет собственных средств с последующим возмещением средств из бюджета города возлагалась на регионального оператора. Приказом №362-ОД от 26 октября 2021 года в названный Порядок были внесены изменения, согласно которым обязанность по ликвидации места несанкционированного складирования отходов передается ГБУ «Парки и скверы», которое осуществляло ликвидацию несанкционированных размещений ТКО не самостоятельно, а путем привлечения исполнителей через закупки услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Кроме того, в период действия Приказа №123-ОД, в редакции от 26 октября 2021 года, закупку услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов осуществляли так же и местные администрации внутригородских муниципальных образований. 14 января 2022 года Департаментом городского хозяйства города Севастополя принята новая редакция Приказа №123-ОД, согласно пункту 4 которого в случае выявления несанкционированного складирования отходов, относящихся согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора №242 от 22 мая 2017 года к коду - отходы коммунальные твердые (в том числе коды, содержащиеся в его составе), внутригородские муниципальные образования г. Севастополя принимают исчерпывающие меры по устранению несанкционированных складирований таких отходов в рамках переданных государственных полномочий согласно п. 2 ст. 1 Закона города Севастополя №314-ЗС от 29 декабря 2016 года «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя». Согласно указанной редакции ГБУ «Парки и скверы» из процедуры ликвидации несанкционированных свалок удалено. В настоящее время обязанности регионального оператора осуществляет ООО «Благоустройство города Севастополя» на основании заключенного 14 августа 2017 года с Департаментом городского хозяйства города Севастополя соглашения «Об организации и осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Севастополя», согласно пунктов 1.2, 2.1, 6.1 которого основной целью деятельности регионального оператора является организация деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории города Севастополя в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами. Зоной деятельности регионального оператора определена вся территория города Севастополя в соответствии с Территориальной схемой. К обязанностям регионального оператора отнесена ликвидация несанкционированного складирования отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора. По мнению истца в существующей системе правового регулирования ликвидации несанкционированных свалок на территории г. Севастополя с учетом оспариваемой нормы региональный оператор, а также собственник земельного участка исключены из указанной системы правоотношений, что не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - ст.ст. 1, 8, 9 Закона №89-ФЗ в редакции от 02 июля 2021 года, п.п. 16, 17, 18 Правил.

Полагает, что передача полномочий в сфере обращения с отходами органам местного самоуправления без соблюдения требований вышеназванных федеральных нормативных актов создает угрозу несвоевременного и некомпетентного удаления свалок, что может повлечь за собой негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, негативное воздействие на состояние здоровья как административного истца, так и неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представители административного истца требования административного иска поддержали в полном объёме по изложенным в нем доводам.

Представитель административного ответчика исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в представленных в материалы дела письменных возражениях.

Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить заявленные требования без удовлетворения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации предусматривает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Закон N 314-ЗС согласно его преамбулы принят в целях повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и исполнительных органов государственной власти города Севастополя, усиления роли органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии соответствующих территорий Законодательным Собранием г. Севастополя 29.12.2016, опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания города Севастополя http://sevzakon.ru 29.12.2016, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.12.2016.

Как установлено судом, Закон № 314-ЗС принят в соответствии с полномочиями Законодательного Собрания города Севастополя на пленарном заседании Законодательного Собрания города Севастополя 29 декабря 2016 года в порядке, установленном для принятия законов города Севастополя в соответствии с частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 8, статьей 7 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», частью 1 статьи 13 и частью 1 статьи 20 Устава города Севастополя, частями 1, 2 статьи 1 и части 1 статьи 9, статьей 33 Закона города Севастополя от 10 июля 2014 года № 35-ЗС «О Законодательном Собрании города Севастополя», подписан Губернатором города Севастополя 29 декабря 2016 года.

Нарушений процедуры его принятия, опубликования, вступления в силу допущено не было и административным истцом, как следует из пояснений его представителей, по данным основаниям, как и по основаниям отсутствия полномочий на его принятие, не оспаривается.

Оспариваемым пунктом 2 статьи 1 Закона № 314-ЗС в целях обеспечения жизнедеятельности населения города Севастополя органы местного самоуправления наделяются, среди прочего, государственными полномочиями - реализация мероприятий по удалению твердых коммунальных отходов, в том числе с мест несанкционированных и бесхозных свалок, и по их транспортировке для утилизации. Истец полагает, что данная норма не соответствует ст.ст. 1, 8, 9 Закона №89-ФЗ в редакции от 02 июля 2021 года, п.п. 16, 17, 18 Правил.

С данными доводами согласиться нельзя исходя их следующего.

Статьей 1 Закона №89-ФЗ определены основные понятия, использующиеся в данном Законе, статья 8 определяет полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами, статья 9 - лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Пунктами 16, 17, 18 Правил установлены полномочия регионального оператора в случае обнаружения места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, а также обязанности собственника земельного участка.

В силу положений статьи 6 Закона № 89-ФЗ организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации.

В свою очередь подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации указанной деятельности на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно положений статьи 8.1 Закона № 89-ФЗ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года. Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 настоящего Федерального закона. Нарушений данных норм допущено не было.

Оспариваемый пункт 2 статьи 1 Закона № 314-ЗС предполагает лишь наделение органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельным государственным полномочием по реализации мероприятий по удалению твердых коммунальных отходов, в том числе с мест несанкционированных и бесхозных свалок и по их транспортировке для утилизации и не регламентирует непосредственную реализацию мероприятий в рамках осуществления переданных отдельных государственных полномочий города Севастополя.

По мнению суда, доводы административного истца относительно возможной угрозы нарушения его прав на благоприятную окружающую среду, несоответствия положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, по существу сводятся к несогласию не с передачей органам местного самоуправления в городе Севастополе полномочий в сфере обращения с отходами, а с непосредственным применением уполномоченными органами положений пункта 2 статьи 1 оспариваемого Закона города Севастополя.

Суд полагает несостоятельными доводы иска о том, что исполняя оспариваемую норму правоприменители исключили регионального оператора, а также собственника земельного участка из правоотношений в сфере ликвидации несанкционированных свалок на территории города Севастополя, что, по его мнению, создает угрозу несвоевременного и некомпетентного удаления свалок, может повлечь за собой негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, негативное воздействие на состояние здоровья граждан, поскольку оспариваемая норма Закона № 314-ЗС не определяет конкретные способы осуществления мероприятий по удалению твердых коммунальных отходов, а наделяет конкретный субъект публичной власти полномочием по реализации таких мероприятий.

Несостоятельны и ссылки на лицензируемый характер деятельности по обращению с ТКО, поскольку оспариваемая норма, как и весь Закон в целом не подразумевают, что соответствующая деятельность должна осуществляться непосредственно органом местного самоуправления.

Исходя из вышеизложенного, оспариваемым положением Закона № 314-ЗС права истца не нарушаются, несоответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не установлено, вследствие чего иск удовлетворению не подлежит.

Суд так же отмечает, что административный истец полагая, что имеется угроза нарушения его прав на благоприятную окружающую среду по изложенным в иске основаниям, не лишен права обратиться с иском об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями или в рамках оспаривания подзаконных нормативных правовых актов, принятых во исполнение оспариваемого положения Закона № 314-ЗС.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Стрюкова Валерия Владимировича к Законодательному Собранию города Севастополя о признании нормативного правового акта не действующим в части отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Севастопольский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2022.

Судья Севастопольского

городского суда Н.И. Кондрак