ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 93/2022 от 08.02.2022 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело -93/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

08.02.2022 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Евангелевская Л.В.

Рассмотрев жалобу ГУФСИН России по Ростовской области на постановление заместителя начальника отделения судебных приставов-старшего судебного пристава ОСП по работе с юридическими лицами УФССП России по Ростовской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГУФСИН России по Ростовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отделения судебных приставов-старшего судебного пристава ОСП по работе с юридическими лицами УФССП России по Ростовской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ – ГУФСИН России по Ростовской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ГУФСИН России по Ростовской области обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просило обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства.

В обжалуемом постановлении ОСП по работе с ЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> указано, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом- исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако должник не исполнил установленные требования судебным приставом- исполнителем. Однако, в установленный срок, а именно ДД.ММ.ГГГГ ГУФСИН уведомил ОСП но работе с ЮЛ о частичном исполнении решения суда, а также об отсутствии финансирования для его полного исполнения.

Также ДД.ММ.ГГГГ ГУФСИН уведомил ОСП по работе с ЮЛ о частичном исполнении решения суда, а также об отсутствии финансирования для его полного исполнения.

По аналогичному постановлению но исполнительному производству

ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, административный штраф в размере 60 000 рублей, отменен.

ДД.ММ.ГГГГ ОСП по работе с ЮЛ был составлен протокол об административном правонарушении по исполнительному производству от

ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. На данный протокол ГУФСИН было дано объяснение в письменном виде.

ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание • уголовно- исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций (и.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждено Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования, изложенные в исполнительном документе, об обязании произвести финансирование учреждений, не может осуществляться но особым правилам, закрепленным в гл. 13 Закона об исполнительном производстве и общим условиям совершения исполнительных действий, регламентированным ст. 105 Закона об исполнительном производстве.

В письме ФСС1Т России от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> ТИ «О проведении анализа исполнения судебных решений, должниками по которым являются публично-правовые образования и бюджетные учреждения», указывается, что в рамках исполнения отдельных судебных решений объем финансирования, необходимый для их исполнения, не установлен. Судебным приставам- исполнителям необходимо понуждать должников кг действиям по составлению сметы расходов в целях установления объемов финансирования, необходимого для исполнения судебных решений. Необходимо информировать главных распорядителей бюджетных средств о включении соответствующего объема финансирования в расходную часть бюджета на текущий год, в сводную бюджетную роспись, а при необходимости в проект бюджета па следующий год. Предполагается, что та или иная задержка исполнения судебного решения при определенных обстоятельствах может быть оправдана.

Указанные требования не могут быть исполнены в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, т.к. существуют особенности финансирования казенных учреждений и органов УИС, являющихся получателями средств федерального бюджета.

Согласно Указу Президента РФ от 13.10.2004 №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России осуществляет’ функции главного распорядителя федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно- исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также: вносит Министру юстиции Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования уголовно- исполнительной системы.

Пункт 13 вышеуказанного акта, устанавливает: «Финансирование расходов па содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в Федеральном бюджете».

Распоряжением ФСИМ России от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>р (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по главе 320 «Федеральная служба исполнения наказаний».

Смета по лимитам бюджетных обязательств по выполнению функций учреждений или органа УИС составляется па период одного финансового года. Структурные подразделений ФСИН России, ответственные за распределение бюджетных ассигнований по курируемым направлениям расходов на основании предложений территориальных органов распределяют территориальным органам ФСИН России денежные средства из лимитов бюджетных обязательств без изменения лимитов бюджетных обязательств по главе 320 «Федеральная служба исполнения наказаний».

Таким образом, в материалах исполнительного производства имеются сведения о частичном исполнении решения суда в соответствии е компетенцией должника возложенных обязанностей, связанных с получением финансирования. Необходимый объем финансирования учреждениями и ГУ ФСИН России по Ростовской области установлен, неоднократно направлялись в структурные подразделения ФСИН России соответствующие заявки на получение денежных средств, что свидетельствует об отсутствии объективной стороны (бездействие) и субъективной стороны (умысла и вины), главными составляющими административного правонарушения.

Кроме того, считают недопустимым применение санкции в виде штрафа в отношении должника, являющегося уполномоченным органом от имени Российской Федерации осуществлять права и обязанности в исполнительном производстве.

На основании изложенного просит суд отменить постановление по делу об административном правонарушении врио начальника отделения старшего судебного пристава, ОСП по работе е ЮЛ по I. Ростову-на-Дону УФССП России по Ростовской области (далее ОСИ по работе с ЮЛ) майора внутренней службы ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. Восстановить срок обжалования.

В судебном заседании присутствует защитник ГУФСИН России по РО ФИО2 Требования поддержала в полном объеме. Представитель административного органа не явился, направил материалы административного дела.

Выслушав защитника, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, судья приходит к следующему.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в случае пропуска установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ, часть 1 статьи 30.10 КоАП РФ), в порядке, предусмотренном статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ, с обязательным извещением указанных лиц. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (часть 3 статьи 30.3 КоАП РФ).

Исходя из ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Ходатайство о восстановлении срока разрешается, в том числе при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Судом установлено, что обжалуемое постановление административный истец получил ДД.ММ.ГГГГ

В Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону, административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ согласно входящему штампу канцелярии, в пределах десятидневного срока обжалования с момента получения копии постановления.

Таким образом, суд полагает, что срок обжалования пропущен по уважительной причине, поэтому подлежит восстановлению.

Согласно ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие или бездействие, за совершение которого административным законодательством установлена ответственность.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Судом установлено, что на исполнении в ОСП по работе с юридическими лицами УФССП России по Ростовской области находится исполнительное производство <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ возбужденного на основании исполнительного документа – исполнительный лист <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ предмет исполнения: обязать ГУФСИН России по Ростовской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в зак4онную силу произвести финансирование ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по Ростовской области в целях проведения лабораторных исследований согласно программе производственного контроля в цехах металлообработки, деревообработки, консервном и швейном- обеспечения полов и стен санузла цеха металлообработки покрытием из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, легко моющимися горячей водой с применением моющих и дезинфицирующих средств; остекления оконных проемов, приведения в рабочее состояние искусственного освещения и отопления – устранение в цехе деревообработки дефектов пола, остекления оконных проемов, приведения в рабочее состояние отопления- обеспечение стен швейного цеха гардеробной для хранения спецодежды покрытием из влагостойких материалов с гладкими поверхностями, легко моющимися горячей водой с применением моющих и дезинфицирующих средств, комплектации светильников защитной арматурой и приведение в рабочее состояние осветительных приборов, в отношении должника: ГУФСИН России по РО, ИНН <данные изъяты>

Требования исполнительного документа - Исполнительный лист <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ., выданного органом: Новочеркасский городской суд по делу <данные изъяты>, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ в срок для добровольного исполнения не исполнены

ДД.ММ.ГГГГ г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, по исполнительному производству неимущественного характера, в размере 50000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Однако, должником содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, не исполнены.

На основании изложенного, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по работе с юридическими лицами по г. Ростову-на-Дону ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ГУФСИН России по РО, по основаниям, предусмотренным ч.1 ст.17.15 КРФобАП.

В соответствии с ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, административная ответственность наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

В порядке ст. 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч. 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

В силу ст. 113 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении, судьей установлено, что после вступления решения суда в законную силу все действия ГУФСИН России по Ростовской области были направлены на добровольное исполнение постановленного судебного решения.

Исполнение решения связано с необходимостью проведения определенных видов работ и получения бюджетных денежных средств.

Согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.

Требования, изложенные в исполнительном документе, об обязании ГУФСИН России по Ростовской области произвести финансирование учреждения, не может осуществляться по особым правилам, закрепленным в главе 13 Закона об исполнительном производстве и общим условиям совершения исполнительных действий, регламентированным ст. 105 указанного закона.

Кроме того, согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, указанному выше, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также вносит Министру юстиции Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования уголовно-исполнительной системы.

Пунктом 13 Положения установлено, что финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в Федеральном бюджете.

Распоряжением ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> утвержден порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по главе 320 «Федеральная служба исполнения наказаний». Смета по лимитам бюджетных обязательств по выполнению функций учреждений или органа УИС составляется на период одного финансового года. Структурные подразделения ФСИН России, ответственные за распределение бюджетных ассигнований по курируемым направлениям расходов на основании предложений территориальных органов распределяют территориальным органам ФСИН России денежные средства из лимитов бюджетных обязательств без изменения лимитов бюджетных обязательств по главе 320 «Федеральная служба исполнения наказаний».

Порядок расходования средств от приносящей доход деятельности установлен Распоряжением ФСИН России от <данные изъяты><данные изъяты> «О нормативах и порядке использования превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности, полученных в результате привлечения осужденных к труду учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ГУФСИН России по Ростовской области направило в адрес ОСП по работе с юридическими лицами УФССП России по Ростовской области письмо, в котором указало об исполнении решения Новочеркасского городского суда Ростовской области.

Неисполненными остались следующие пункты:

В цехе металлообработки и деревообработки не приведено в рабочее состояние отопление. В связи с большой площадью отапливаемого помещения, центральная газокалариферная не способна отопить данное помещение. Для приведения в соответствие отопления необходима пристройка дополнительной котельной для отпаивания производственных помещений. Необходимые мероприятия невозможно реализовать в связи с отсутствием необходимых денежных средств.

Приведенные обстоятельства в совокупности дают основания для вывода о том, что не исполнение требований исполнительного документа неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем срок, допущено не по вине ГУФСИН России по Ростовской области, которое принимает необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, вынесено в отношении ГУФСИН России по Ростовской области, неправомерно.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением при-знается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юриди-ческого лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, судья приходит к выводу, что в действиях ГУФСИН России по Ростовской области отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и она не правомерно признана виновный в совершении данного административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9, 31.1, 30.14 КоАП РФ, судья-

Р Е Ш И Л :

Ходатайство о восстановлении срока на обжалование удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отделения судебных приставов-старшего судебного пристава ОСП по работе с юридическими лицами УФССП России по Ростовской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГУФСИН России по Ростовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП – отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ГУФСИН России по Ростовской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней с момента вручения (получения).

Судья Л.В. Евангелевская