Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
с участием прокурора Масленникова В.А.,
при секретаре Ежовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Региональной общественной организации Свердловской области «Чистый двор - Чистый город» об оспаривании решения Избирательной комиссии города Нижний Тагил от 20.01.2012 № 9/72 «Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутом Региональной общественной организацией Свердловской области «Чистый двор - Чистый город»,
установил:
В соответствии со статьей 20 Устава муниципального образования «Город Нижний Тагил» городская Дума состоит из 27 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет:
13 депутатов городской Думы избираются на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории города Нижний Тагил,
14 депутатских мандатов городской Думы распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.
Решением Нижнетагильской городской Думы от 12.12.2011 № 56 «О назначении выборов депутатов Нижнетагильской городской Думы шестого созыва» в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьей 23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 11, 12 Избирательного кодекса Свердловской области и статьей 9 Устава города Нижний Тагил назначены выборы депутатов Нижнетагильской городской Думы шестого созыва на 04 марта 2012 года.
Решение официально опубликовано в соответствии со статьей 45 Устава муниципального образования «Город Нижний Тагил» в газете «Горный край» 13.12.2001 № 90 (1814).
Решением Избирательной комиссии города Нижний Тагил от 20.01.2012 № 9/72 Региональной общественной организации Свердловской области «Чистый двор - Чистый город» отказано в заверении списка кандидатов в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого Региональной общественной организацией Свердловской области «Чистый двор - Чистый город», ввиду несоблюдения требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Избирательным кодексом Свердловской области от 29.04.2003 № 10-ОЗ, поскольку общественное объединение, не являющееся политической партией или ее структурным подразделением, на выборах депутатов представительного органа муниципального образования по единому избирательному округу (в отличие от выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам) не относится к избирательным объединениям и не вправе самостоятельно выдвигать список кандидатов.
По мнению Избирательной комиссии города Нижний Тагил, такое общественное объединение на выборах депутатов представительного органа муниципального образования по единому избирательному округу может лишь предлагать кандидатуры для включения их в списки кандидатов, выдвигаемые избирательными объединениями - политическими партиями, а также региональными отделениями или иными структурными подразделениями политической партии, в соответствии с пунктом 2.1 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ Региональная общественная организация «Чистый двор - Чистый город» обратилась в суд в порядке главы 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением об оспаривании решения Избирательной комиссии города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутом Региональной общественной организацией «Чистый двор - Чистый город».
В обоснование своих требований Региональная общественная организация «Чистый двор - Чистый город» указала, что действующее законодательство о выборах не содержит нормы, которая позволяла бы избирательной комиссии, организующей выборы, определять, является ли общественная организация избирательным объединением или нет.
Региональная общественная организация «Чистый двор - Чистый город» включена в Список зарегистрированных на территории избирательных объединений, имеющих право участвовать в выборах (досрочных выборах) в органы местного самоуправления на территории , назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, по.
В своем заявлении Региональная общественная организация «Чистый двор - Чистый город» просит:
признать решение Избирательной комиссии города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным;
обязать Избирательную комиссию города Нижний Тагил вынести решение о заверении списка кандидатов избирательного объединения - Региональной общественной организации «Чистый двор - Чистый город».
В судебном заседании представитель заявителя - Региональной общественной организаций «Чистый двор - Чистый город» ФИО1 пояснил, что в соответствии с пунктом 2.3 устава Чистый Город имеет право участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством, и включен в «Список зарегистрированных на территории избирательных объединений, имеющих право участвовать в выборах (досрочных выборах) в органы местного самоуправления на территории , назначенных на ДД.ММ.ГГГГ».
По мнению представителя заявителя, указание в статье 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в статье 20 Устава муниципального образования «город Нижний Тагил» о праве на участие в муниципальных выборах по пропорциональной избирательной системе исключительно политических партий (их региональных отделений или иных структурных подразделений) противоречит положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и не подлежит применению.
Чистый Город не имеет соглашений в письменной форме с политическими партиями о совместном формировании списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований.
Представитель заинтересованного лица - заместитель председателя Избирательной комиссии города Нижний Тагил ФИО2 полагает, что заявителем дается ошибочное толкование понятия «избирательное объединение» на выборах депутатов представительного органа муниципального образования, предусмотренного подпунктом 25 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», без учета вида избирательной системы, которая установлена уставом муниципального образования в соответствии с Избирательным кодексом Свердловской области.
На выборах депутатов Нижнетагильской городской Думы шестого созыва, назначенных на 04.03.2012, Чистый Город вправе участвовать в качестве избирательного объединения по 13 одномандатным избирательным округам путем выдвижения избирательным объединением одного кандидата в каждом одномандатном избирательном округе.
Однако полномочиями избирательного объединения по единому избирательному округу при распределении остальных 14 депутатских мандатов, в отличие от политических партий, Чистый Город не наделен и не вправе выдвигать единый список кандидатов.
Представитель заинтересованного лица - главный специалист юридического отдела аппарата Нижнетагильской городской Думы ФИО3 пояснила, что Нижнетагильская городская Думу не наделена полномочиями по организации и проведению выборов депутатов представительного органа муниципального образования.
Определением от 30.01.2012 о наличии в производстве суда настоящего гражданского дела извещены граждане, включенные в список кандидатов в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутый Региональной общественной организацией Свердловской области «Чистый двор - Чистый город», - ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 и ФИО17 (статья 260.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права граждан на участие в референдуме Российской Федерации»), которые в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела были надлежащим образом извещены телефонограммами, что в силу части 1 статьи 260.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего в заявлении Региональной общественной организации Свердловской области «Чистый двор - Чистый город» отказать, и исследовав письменные доказательства, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с уставом, утвержденным общим собранием учредителей 10.12.2009, Чистый Город является региональным общественным объединением и осуществляет свою уставную деятельность на территории Свердловской области (пункт 1.2).
Чистый Город имеет право участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством (пункт 2.3).
Региональная общественная организация Свердловской области «Чистый двор - Чистый город» зарегистрирована при создании 21.01.2010 Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области за основным государственным регистрационным номером и внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (л. д. 27-35).
Согласно статьям 259, 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, установленные настоящим Федеральным законом, а также дополнительные гарантии, устанавливаемые иным законом, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в соответствующие законы.
Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Как установлено в судебном заседании причиной возникновения настоящего публично-правового спора является различное толкование сторонами понятия «избирательное объединение» и объема полномочий политических партий и иных общественных объединений на выдвижение кандидатов, списков кандидатов при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, с учетом изменений в Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 05.04.2009 № 42-ФЗ «О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ в редакции Федерального закона от 05.04.2009 № 42-ФЗ:
избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения (подпункт 25);
избирательный округ - территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица), (подпункт 30);
избирательный округ единый (единый избирательный округ) - избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы (подпункт 31);
избирательный округ многомандатный (многомандатный избирательный округ) - избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально (подпункт 32);
избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) - избирательный округ, в котором избирается один депутат (подпункт 33);
список кандидатов - единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный или иной выборный орган местного самоуправления, а также указанный список, заверенный либо зарегистрированный организующей выборы избирательной комиссией (подпункт 59);
Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ (статья 18 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
Согласно статье 23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 20.03.2011 № 38-ФЗ гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.
Не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.
Избирательным кодексом Свердловской области от 29.04.2003 № 10-ОЗ в редакции Закона Свердловской области от 02.07.2009 № 44-ОЗ, в статье 6, определены избирательные системы, на основе которых проводятся выборы депутатов представительного органа муниципального образования.
Порядок формирования представительного органа муниципального образования, порядок избрания Главы муниципального образования определяются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами, настоящим Кодексом и иными законами Свердловской области.
Депутаты представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Кодексом могут избираться:
1) по одномандатным или многомандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования;
2) по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями;
3) на основе избрания части депутатов по одномандатным или многомандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования, и части депутатов по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями (подпункт 3 в редакции Закона Свердловской области от 23.05.2011 № 32-ОЗ).
Статьей 20 Устава муниципального образования «Город Нижний Тагил» городская Дума является представительным органом городского округа Нижний Тагил. Городская Дума избирается сроком на пять лет. С момента начала работы городской Думы нового созыва полномочия городской Думы прежнего созыва прекращаются.
Городская Дума состоит из 27 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
13 депутатов городской Думы избираются на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории <...> депутатских мандатов городской Думы распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.
Решением Нижнетагильской городской Думы пятого созыва от 12.12.2011 № 56 «О назначении выборов депутатов Нижнетагильской городской Думы шестого созыва» в соответствии с вышеуказанными нормами избирательного права проведение 04.03.2012 муниципальных выборов назначено по новым правилам на основе смешанной избирательной системы:
мажоритарной избирательной системы относительного большинства по 13 одномандатным избирательным округам, образуемым на территории города Нижний Тагил;
пропорциональной избирательной системы, предусматривающей распределение 14 депутатских мандатов городской Думы между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.
Нормы Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ также устанавливают различия в условиях допуска кандидатов к распределению депутатских мандатов в зависимости от избирательной системы, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня (статья 32).
О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (статья 33).
Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат. В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
На выборах депутатов представительных органов муниципальных образований зарегистрированные в соответствии с законом общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, их структурные подразделения вправе предлагать кандидатуры для включения их в списки кандидатов, выдвигаемые избирательными объединениями. Включение таких кандидатур в списки кандидатов осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О политических партиях».
Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Если в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» в список кандидатов включены кандидатуры, предложенные общественным объединением, не являющимся политической партией, или его структурным подразделением, в указанную избирательную комиссию представляются также нотариально удостоверенная копия соглашения, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 26 Федерального закона «О политических партиях», и список граждан, включенных на основании этого соглашения в список кандидатов.
Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Федеральным законом может быть установлен иной срок для заверения списка кандидатов. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», настоящим Федеральным законом (статья 35).
На выборах в органы местного самоуправления муниципального образования регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов представительного органа этого муниципального образования (при выборах в органы местного самоуправления поселения - также на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов представительного органа соответствующего муниципального района) допущен к распределению депутатских мандатов, а также регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональным отделением или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов. Регистрация такого кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом (пункт 16.4 статьи 38).
Список политических партий, на которые распространяется действие пункта 16.4 настоящей статьи, составляется избирательной комиссией, организующей выборы депутатов представительного органа соответствующего муниципального образования, размещается на ее сайте и (или) по ее обращению на сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновляется по результатам выборов депутатов представительного органа этого муниципального образования (пункт 16.5 статьи 38).
В Список зарегистрированных на территории Свердловской области избирательных объединений, имеющих право участвовать в выборах (досрочных выборах) в органы местного самоуправления на территории Свердловской области, назначенных на 04.03.2012, в раздел «Межрегиональные и региональные общественные объединения, зарегистрированные на территории Свердловской области» включена Региональная общественная организация Свердловской области «Чистый двор - Чистый город», дата регистрации - 26.01.2010, № 37.
В соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе:
участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица.
Политическая партия и зарегистрированное в соответствии с законом иное общественное объединение, не являющееся политической партией, создавшие объединение или союз, целью (одной из целей) деятельности которых является совместное формирование списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, заключают соглашение в письменной форме. В таком соглашении предусматривается обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений при выдвижении списков кандидатов на указанных выборах включать в эти списки кандидатуры, предложенные данным общественным объединением или его структурными подразделениями, а также основания, по которым политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе не включать в список кандидатов ту или иную предложенную кандидатуру. В соглашении также предусматривается порядок, в соответствии с которым общественное объединение или его структурные подразделения предлагают кандидатуры для включения в список кандидатов, и указывается срок действия соглашения (статья 26).
Общественное объединение или его соответствующее структурное подразделение вправе обратиться к выдвигающим список кандидатов политической партии, ее региональному отделению или иному структурному подразделению, действующему на территории соответствующего муниципального образования, с предложением о включении кандидатур в этот список не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Указанные кандидатуры подлежат обязательному рассмотрению соответственно на съезде партии, конференции или общем собрании ее регионального отделения или иного соответствующего структурного подразделения (статья 25).
Закрепленный в статье 19 Конституции Российской Федерации универсальный принцип юридического равенства (равенство всех перед законом и судом, а также равноправие) и логически обусловленный им общеправовой принцип формальной определенности права предполагают, что закон должен быть понятным, точным и недвусмысленным. Иное означало бы возможность неоднозначного понимания и истолкования закона и, по сути, произвольного его применения, что сделало бы иллюзорным вытекающее из статьи 19 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 46 равное право на справедливое правосудие, на эффективную и полную судебную защиту.
Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, гарантированные Конституцией Российской Федерации равенство всех перед законом и судом, а также равноправие могут быть обеспечены лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями; нарушение принципа формальной определенности норм, напротив, допускает неограниченное усмотрение в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению принципа равенства при осуществлении конституционных прав и свобод, верховенства Конституции Российской Федерации и закона (Постановления от 25.04.1995 № 3-П, от 15.07.1999 № 11-П и от 30.07.2001 № 13-П).
На необходимости соблюдения принципа правовой определенности настаивает в своих решениях и Европейский Суд по правам человека: закон во всяком случае должен отвечать установленному Конвенцией о защите прав человека и основных свобод стандарту, требующему, чтобы законодательные нормы были сформулированы с достаточной четкостью и позволяли лицу предвидеть, прибегая в случае необходимости к юридической помощи, с какими последствиями могут быть связаны те или иные его действия (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.11.2008 № 11-П).
Толкование норм права может осуществляться как в связи с рассмотрением конкретного дела (ad hoc), так и - в целях обеспечения единообразного их понимания и применения судами - в отношении всех дел со схожими фактическими обстоятельствами на основе обобщенной практики их разрешения. Соответственно, придание толкованию норм права на основе обобщения судебной практики характера правовой позиции, имеющей обратную силу, допустимо только при наличии специального указания на это, которое должно быть выражено формально определенным образом, ясно и недвусмысленно (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 № 1-П).
Согласно статье 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», статье 9 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» к компетенции Верховного Суда Российской Федерации отнесено обеспечение единства судебной практики и законности.
Под единством судебной практики следует понимать правильное и единообразное применение судами на всей территории Российской Федерации федерального законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Нарушением единства судебной практики может считаться вынесение судебных постановлений, противоречащих постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащим разъяснения по вопросам судебной практики; постановлениям Президиума Верховного Суда Российской Федерации, определениям Судебной коллегии по гражданским делам и Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам, содержащим толкования норм материального и процессуального права; материалам официально опубликованных Верховным Судом Российской Федерации обзоров судебной практики и ответов на возникшие у судов вопросы в применении законодательства (постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2005 № 25-ПВ04).
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года разъяснено, что в соответствии с подпунктами 1-3 статьи 32 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами двумя способами: непосредственно либо в составе списка кандидатов.
При этом непосредственное выдвижение кандидатов, то есть вне списка, может быть осуществлено путем самовыдвижения или выдвижения избирательным объединением.
Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права граждан на участие в референдуме Российской Федерации» также разъяснено, что избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели обладают различным объемом прав и обязанностей в период избирательной кампании, кампании референдума и могут обращаться в суд за защитой этих прав, если считают их нарушенными (статья 3 и часть 1 статьи 4 Кодекса).
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Это требование, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, т.е. не только на постановления, но и на определения и заключения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.11.2007 № 827-О-П).
В Определении от 06.07.2010 № 935-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации, провозглашая свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3), закрепляет право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе их право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2). При этом Конституции Российской Федерации непосредственно не устанавливает право граждан выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, - такое право вытекает из конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными.
Согласно пункту 3 статьи 10 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 07.10.2002 (ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 02.07.2003 № 89-ФЗ) кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и (или) в порядке самовыдвижения; кандидаты и (или) списки кандидатов могут быть выдвинуты также политическими партиями (коалициями), иными общественными объединениями и другими субъектами права выдвижения кандидатов и (или) списков кандидатов, указанными в конституциях, законах.
Конкретизация приведенного положения в российском законодательстве в соответствии с Конституцией Российской Федерации, ее статьями 15 (часть 4), 71 (пункты «в, к»), 72 (пункт «б» части 1), 76 (части 1 и 2) - обязанность федерального законодателя, обладающего при этом необходимыми дискреционными полномочиями, позволяющими ему решать собственные правотворческие задачи в конкретно-исторических условиях формирования партийно-политической системы Российской Федерации. Федеральный законодатель, в частности, вправе, устанавливая круг субъектов права выдвижения кандидатов (списков кандидатов), дифференцировать его применительно к разным видам выборов.
Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Политические партии являются особым видом общественных объединений граждан. Их деятельность непосредственно связана с организацией и функционированием публичной власти, они включены в процесс властных отношений и в то же время, будучи добровольными объединениями в рамках гражданского общества, выступают в качестве необходимого института представительной демократии, обеспечивающего целостность и устойчивость политической системы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01.02.2005 № 1-П).
Поскольку провозглашенное в преамбуле Конституции Российской Федерации и структурированное в ее статье 3 и ряде иных статей коллективное участие в осуществлении власти в Российской Федерации граждан, составляющих в своей совокупности многонациональный народ Российской Федерации, предполагает формирование политической воли народа, определяющей деятельность публичной власти, то, по смыслу статьи 13 Конституции Российской Федерации, именно политические партии, на которые возложена соответствующая публичная функция, содействуют процессу волеобразования народа в условиях открытости и свободы создания и деятельности самих политических партий, отвечающих конституционным критериям демократии (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2007 № 11-П).
Таким образом, политические партии - при том что они создаются и действуют добровольно, как и иные общественные объединения, в отличие от последних объективно предназначены для постоянного профессионального формирования и выражения политической воли многонационального народа Российской Федерации и воплощения ее в решениях органов государственной власти и органов местного самоуправления. Важным проявлением названного предназначения является постоянное профессиональное участие политических партий в выборах на всех уровнях власти.
Конституционное предназначение политических партий определяет наделение их особым правовым статусом, отличающим политические партии от иных видов общественных объединений, в том числе в сфере выборов. Это выражается, в частности, в законодательном введении особых требований к политическим партиям, их членам, закреплении за политическими партиями исключительных прав, обязанностей, дополнительных гарантий, распространении на них специфических оснований ответственности. К числу исключительных прав политических партий относится и право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на выборные должности в органах государственной власти. Данному праву корреспондируют особые условия признания политических партий участвующими в выборах и такое применимое только к ним основание их ликвидации по решению Верховного Суда Российской Федерации, как непринятие политической партией в течение пяти лет подряд участия в выборах (статья 37 Федерального закона «О политических партиях»).
Следовательно, законодательное закрепление за политическими партиями исключительного права выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на выборные должности в органах государственной власти в системе действующего правового регулирования обеспечивает их особое конституционное предназначение и не противоречит конституционному принципу равенства (статья 13, часть 4; статья 19, часть 1). Оно отражает конкретно-исторические условия развития партийно-политической системы страны и не исключает для федерального законодателя возможности в будущем по-иному решить вопрос о субъектах выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на выборные должности в органах государственной власти.
Во внимание необходимо принять и то, что принцип политического многообразия (статья 13, часть 3, Конституции Российской Федерации) реализуется в Российской Федерации не только через многопартийность, создание и деятельность партий различной идеологической направленности. Общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, законодательно наделены рядом прав по участию в политической жизни общества, в том числе в выборах.
Так, общественные организации и общественные движения в установленных избирательным законодательством случаях вправе обладать статусом избирательных объединений при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, а также глав муниципальных образований; общественные объединения, не имеющие статуса политической партии, вправе участвовать в формировании избирательных комиссий, проводить предвыборную агитацию (подпункт 25 статьи 2, пункты 1 и 2 статьи 22, пункт 1 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством общественные организации вправе преобразовать себя в политическую партию при выполнении требований, предъявляемых федеральным законодателем к политическим партиям (пункты 1, 4 и 5 статьи 11 Федерального закона «О политических партиях»).
Таким образом, содержание норм Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ в редакции Федерального закона от 05.04.2009 № 42-ФЗ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 20.03.2011 № 38-ФЗ, Избирательного кодекса Свердловской области от 29.04.2003 № 10-ОЗ и Устава города Нижний Тагил, с учетом общеобязательной правоприменительной практики Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, позволяет точно и недвусмысленно уяснить, что на выборах депутатов Нижнетагильской городской Думы шестого созыва, проведение которых назначено на 04.03.2012 по новым правилам и на основе смешанной избирательной системы, Региональная общественная организация Свердловской области «Чистый двор - Чистый город» является «избирательным объединением» только в части мажоритарной избирательной системы относительного большинства по 13 одномандатным избирательным округам, образуемым на территории города Нижний Тагил, и вправе участвовать в выдвижении одного кандидата в каждом одномандатном избирательном округе.
В свою очередь, Региональная общественная организация Свердловской области «Чистый двор - Чистый город» на тех же муниципальных выборах не является «избирательным объединением» применительно к пропорциональной избирательной системе, предусматривающей распределение 14 депутатских мандатов Нижнетагильской городской Думы между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, и не вправе выдвигать соответствующий список кандидатов в едином избирательном округе на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил».
Согласно статьям 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьям 1, 2, 7 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к последствиям, указанным в статье 255 Кодекса.
При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий, бездействия (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ в Российской Федерации действуют избирательные комиссии, комиссии референдума, в том числе избирательные комиссии муниципальных образований.
Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.
Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.
К решениям избирательной комиссии, комиссии референдума исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально (пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права граждан на участие в референдуме Российской Федерации»).
Согласно статье 32 Устава города Нижний Тагил для организации подготовки и проведения муниципальных выборов, местных референдумов, голосования по отзыву Главы города Нижний Тагил, депутатов городской Думы, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования создается и действует Избирательная комиссия города Нижний Тагил.
Избирательная комиссия является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Избирательная комиссия действует на постоянной основе и является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, круглую гербовую печать, штамп, бланки с полным наименованием и реквизитами.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 10 статьи 24, пунктом 3.1. статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 1 статьи 26 Избирательного кодекса Свердловской области, руководствуясь постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 11.09.2011 № 9/56 «Об утверждении Примерного порядка выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований и кандидатов на должности глав муниципальных образований на выборах в Свердловской области в 2011-2012 годах», решением Избирательной комиссии города Нижний Тагил от 01.12.2011 № 8/16 утвержден «Порядок выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва на выборах 4 марта 2012 года».
В выборах кандидатов в депутаты городской Думы по одномандатным избирательным округам вправе участвовать (путем выдвижения кандидатов) следующие избирательные объединения:
1) политические партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональные отделения или иные структурные подразделения (местные отделения) политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах в органы местного самоуправления;
2) иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню указанных выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения; при этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования (пункт 4.2).
Выдвижение списка кандидатов в депутаты по единому избирательному округу политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».
На выборах депутатов представительных органов муниципальных образований зарегистрированные в соответствии с законом общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, их структурные подразделения вправе предлагать кандидатуры для включения их в списки кандидатов, выдвигаемые избирательными объединениями. Включение таких кандидатур в список кандидатов осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О политических партиях» (пункт 5.2).
При выдвижении списка кандидатов в депутаты по единому избирательному округу избирательное объединение представляет в городскую Избирательную комиссию:
1) сведения, заверенные собственноручной подписью руководителя и печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом), о зарегистрированных делегатах съезда или конференции, участниках общего собрания, членах коллегиального постоянно действующего руководящего органа избирательного объединения;
2) сведения о числе делегатов съезда или конференции, участников общего собрания, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа избирательного объединения, необходимом для принятия решения о выдвижении списка кандидатов в соответствии с уставом избирательного объединения;
3) протокол (выписка из протокола) съезда (конференции, общего собрания, заседания коллегиального постоянно действующего руководящего органа избирательного объединения) избирательного объединения с решением о выдвижении списка кандидатов с приложением списка кандидатов, с обязательным наличием сведений о числе зарегистрированных делегатах съезда (конференции, участников собрания), числе делегатов (участников), необходимом для принятия решения, сведений об итогах голосования (с приложением протокола счетной комиссии об итогах тайного голосования);
4) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения;
5) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, в том числе уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам;
6) доверенности уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам;
7) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, - также решение о его создании;
8) официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии;
9) письменные заявления каждого кандидата, включенного в список кандидатов в депутаты, о согласии баллотироваться в составе списка кандидатов по единому избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата и приложением сведений биографического характера;
10) сведения о размере и об источниках доходов каждого кандидата из списка кандидатов, а также об имуществе, принадлежащем каждому кандидату;
11) копии паспортов или иных документов, удостоверяющих личность гражданина и содержащего сведения о гражданстве и месте жительства, каждого кандидата из списка кандидатов;
12) копии документов об образовании каждого из кандидатов, подтверждающих сведения, указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться;
13) копии трудовых книжек или справки с основного места работы, выписки из трудовых книжек или иные документы каждого из кандидатов для подтверждения сведений об основном месте работы или службы, о занимаемой должности, а при отсутствии основного места работы или службы - копии документов, подтверждающих сведения о роде занятий (о деятельности, приносящей ему доход) или о статусе неработающего кандидата - пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий;
14) справки из представительных (законодательных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований об исполнении кандидатами обязанностей депутата на непостоянной основе (если кандидаты являются депутатами и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе);
15) документ о принадлежности кандидата к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее, чем за один год до назначения выборов и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении (пункт 5.4).
Уполномоченным представителям избирательного объединения, представившим документы по выдвижению списка кандидатов городская Избирательная комиссия выдает письменное подтверждение получения документов.
Подтверждение выдается незамедлительно после представления документов (пункт 5.6).
В трехдневный срок после представления документов о выдвижении списка кандидатов городская Избирательная комиссия рассматривает представленные документы и заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением либо отказывает в заверении списка кандидатов (пункт 5.7).
Основаниями для отказа в заверении списка являются:
1) отсутствие документов, предусмотренных подпунктами 1-15 пункта 5.4 настоящего Порядка;
2) несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных федеральными законами «О политических партиях» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункт 5.8).
Порядок выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва на выборах 4 марта 2012 года размещен в разделе Избирательной комиссии на официальном сайте города Нижний Тагил, Е-mail: ikmo@ntagil, http://www. ntagil.org/izbirkom/.
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств позволяет сделать вывод о том, что решение Избирательной комиссии города Нижний Тагил от 20.01.2012 № 9/72 «Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутом Региональной общественной организацией Свердловской области «Чистый двор - Чистый город» принято муниципальным органом в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка, установленного нормативными правовыми актами, носит законный и обоснованный характер.
Предусмотренное статьей 46 Конституции Российской Федерации право на доступ к правосудию не предполагает возможность обращения в суд любого лица и по любому поводу.
Реализация этого права осуществляется на основании принятых в развитие Основного закона Российской Федерации норм федерального законодательства (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2011 № 44-В11-5).
Это не означает, что тем самым ограничивается гарантированное каждому право на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации): прежде всего, существует возможность реализации Региональной общественной организации Свердловской области «Чистый двор - Чистый город» своих полномочий избирательного объединения путем выдвижения кандидатов в одномандатных избирательных округах в порядке, установленном статьей 34 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством Региональная общественная организация Свердловской области «Чистый двор - Чистый город» вправе преобразовать себя в политическую партию при выполнении требований, предъявляемых федеральным законодателем к политическим партиям (пункты 1, 4 и 5 статьи 11 Федерального закона «О политических партиях»).
В соответствии с частью 4 статьи 258 Кодекса суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, суд не находит законных оснований для принятия Избирательной комиссией города Нижний Тагил решения о заверении списка кандидатов по единому избирательному округу, выдвинутого Региональной общественной организацией Свердловской области «Чистый двор - Чистый город».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 261 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
В заявлении Региональной общественной организации Свердловской области «Чистый двор - Чистый город» об оспаривании решения Избирательной комиссии города Нижний Тагил от 20.01.2012 № 9/72 «Об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Нижнетагильской городской Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутом Региональной общественной организацией Свердловской области «Чистый двор - Чистый город» отказать полностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение пяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья А.А.Соловьев