ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1-92/19 от 19.01.2019 Людиновского районного суда (Калужская область)

Дело а-1-92/19г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2019 года город Людиново

Людиновский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Ковалевой М.В.

при секретаре Малаховой Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Алексеева Николая Александровича, Молякова Сергея Александровича, Панова Вениамина Владимировича к администрации муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» о признании незаконными отказов в согласовании публичных мероприятий,

У С Т А Н О В И Л :

16 января 2019 года административные истцы Алексеев Н.А., Моляков С.А., Панов В.В. обратились в суд с административным иском о признании незаконными отказов в согласовании публичных мероприятий, обязании согласовать проведение указанных мероприятий. В обоснование своих требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ главе администрации муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий: пикетирования с призывом к исполнению Постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Алексеев и Другие против России» от 27 ноября 2018 года о неправомерности запретов публичных мероприятий в поддержку прав сексуальных и гендерных меньшинств с целью призыва к исполнению Постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Алексеев и Другие против России» от 27 ноября 2018 года о неправомерности запретов шествий и гей-парадов и других публичных мероприятий в поддержку прав сексуальных и гендерных меньшинств в городах России ДД.ММ.ГГГГ с 17 до 18 час на территории между домами и по <адрес> с количеством участников до 300 человек; пикетирования с призывом к исполнению решения Комитета Министоров Совета Европы от 6 декабря 2018 года о необходимости принятия мер, направленных на исполнение Постановления Европейского Суда по правам человека по делам о нарушении прав сексуальных и гендерных меньшинств в России с целью призыва к исполнению решения Комитета Министров Совета Европы, принятого в ходе 1331-й встречи 6 декабря 2018 года, о необходимости принятия мер, направленных на исполнение Постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Алексеев и Другие против России» и «Баев и Другие против России» о нарушении прав сексуальных и гендерных меньшинств на свободу собраний и свободу выражения мнений в России ДД.ММ.ГГГГ с 20 до 21 часа на территории около фонтана на Фонтанной площади в городе Людиново с количеством участников до 300 человек; шествия Людиновского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосескуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии ДД.ММ.ГГГГ с 17 до 19 час по <адрес> с количеством участников до 300 человек.

Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ административным истцам отказано в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий. Истцы полагали, что оспариваемые решения нарушают их права, гарантированные действующим законодательством Российской Федерации.

Административные истцы Алексеев Н.А., Моляков С.А., Панов В.В., своевременно и надлежащим образом извещенные судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в ходатайствах от ДД.ММ.ГГГГ просили дело рассмотреть без их участия.

Представитель административного ответчика администрации муниципального района «Город Людиново и Людиновский район», своевременно извещенный судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил в удовлетворении административного иска отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд находит необходимым в удовлетворении административного иска отказать.

В суде установлено: ДД.ММ.ГГГГ административные истцы подали главе администрации муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» уведомления о проведении трех публичных мероприятий: в виде пикетирования с призывом к исполнению Постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Алексеев и Другие против России» от 27 ноября 2018 года о неправомерности запретов публичных мероприятий в поддержку прав сексуальных и гендерных меньшинств с целью призыва к исполнению Постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Алексеев и Другие против России» от 27 ноября 2018 года о неправомерности запретов шествий и гей-парадов и других публичных мероприятий в поддержку прав сексуальных и гендерных меньшинств в городах России ДД.ММ.ГГГГ с 17 до 18 час на территории между домами и по <адрес> с количеством участников до 300 человек; в виде пикетирования с призывом к исполнению решения Комитета Министоров Совета Европы от 6 декабря 2018 года о необходимости принятия мер, направленных на исполнение Постановления Европейского Суда по правам человека по делам о нарушении прав сексуальных и гендерных меньшинств в России с целью призыва к исполнению решения Комитета Министров Совета Европы, принятого в ходе 1331-й встречи 6 декабря 2018 года, о необходимости принятия мер, направленных на исполнение Постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Алексеев и Другие против России» и «Баев и Другие против России» о нарушении прав сексуальных и гендерных меньшинств на свободу собраний и свободу выражения мнений в России ДД.ММ.ГГГГ с 20 до 21 часа на территории около фонтана на Фонтанной площади в городе Людиново с количеством участников до 300 человек; в виде шествия Людиновского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосескуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии ДД.ММ.ГГГГ с 17 до 19 час по <адрес> с количеством участников до 300 человек.

Предупреждениями администрации муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» от ДД.ММ.ГГГГ (ошибочно в тексте предупреждений указана дата ДД.ММ.ГГГГ) N А-03-19, №А-04-19 и №А-05-19 до сведения административных истцов доведено, что объявленные цели пикетирования и шествия нарушают запреты, предусмотренные п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и ст. 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних).

Организаторам пикетирования и шествия также разъяснено, что на основании ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае его проведения могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Указанные обстоятельства подтверждаются: копиями уведомлений о проведении публичных мероприятий за подписями истцов от ДД.ММ.ГГГГ, копиями предупреждений, направленных администрацией муниципального района в адрес истцов.

Суд отказывает в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии с этим в п. 1, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" закреплено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения (п. 1).

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (п. 2).

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения информация.

В силу п. 7 ч. 2, п. 5 ч. 2 ст. 5 названного Федерального закона распространение указанной информации запрещено среди детей любого возраста, то есть среди лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Положения ч. 3 ст. 16 того же Федерального закона устанавливают, что такая информация не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.

В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Положения Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Согласно ч. 2 ст. 12 названного Закона в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Данные нормы материального права с учетом их конституционного толкования обязывают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления в пределах их компетенции не согласовывать проведение публичного мероприятия до устранения организатором несоответствия указанных в уведомлении противоправных целей публичного мероприятия действующим законодательным предписаниям.

Этим требованиям закона решения в форме предупреждений администрации муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» соответствуют.

Установленные обстоятельства требовали от местной администрации исполнить свою позитивную обязанность принять необходимые меры по защите прав детей от распространения вредоносной информации.

При этом суд исходит из того, что пропагандой являются активные публичные действия по формированию в сознании установок и (или) стереотипов поведения либо деятельность, имеющую цель побудить или побуждающую лиц, которым она адресована, к совершению каких-либо действий или к воздержанию от их совершения.

Применительно к настоящему делу пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений носит навязчивый характер, о чем свидетельствуют намерения административных истцов проводить публичные мероприятия продолжительный период времени в местах, которые являются открытыми для массового посещения несовершеннолетних, а именно : места отдыха жителей <адрес> <адрес>, набережная оз. Ломпадь (<адрес>, у <адрес>»), центральные <адрес>). Формы подачи информации, распространяемой в общественных местах, в частности, вблизи зданий органов государственных власти, обязанных защищать права несовершеннолетних, носят оскорбительный характер, так как вопреки недвусмысленным действующим законодательным запретам выражают демонстративное отрицание выполняемой государством общественно-значимой функции по охране детей от информации, которая может причинить вред их здоровью.

Вместе с тем такая пропаганда является и агрессивной, поскольку во главу ставится приоритет индивидуальной автономии личности административных истцов, их безальтернативная предрасположенность к определенному сексуальному поведению над индивидуальностью ребенка, его свободой самоидентификации, что, безусловно, способно причинить вред ребенку, исходя из того, что такая информация является неполной, представляет собой субъективное и искаженное представление о социально признанных моделях семейных отношений, общепринятых в российском обществе, нравственным ценностям в их конституционно-правовом выражении. Подобная информация предлагается заявителями к распространению вразрез образовательной или просветительной деятельности.

Исходя из этого и учитывая, что ни из Конституции Российской Федерации, ни из принятых на себя Российской Федерацией международно-правовых обязательств не вытекает обязанность государства по созданию условий для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 496-О и от 19 января 2010 года N 151-О-О), осуществляемое федеральным законодателем на основании статьи 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации регулирование свободы слова и свободы распространения информации не предполагает создание условий, способствующих формированию и утверждению в обществе в качестве равнозначных иных, отличных от общепризнанных, трактовок института семьи и сопряженных с ним социальных и правовых институтов.

Таким образом, предлагаемая к пропаганде информация не основана на традиционных представлениях о гуманизме в контексте особенностей национального и конфессионального состава российского общества, его социокультурных и иных исторических характеристик, в частности на сформировавшихся в качестве общепризнанных в российском обществе (и разделяемых всеми традиционными религиозными конфессиями) представлениях о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве, которые получили свое формально-юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации, и об их особой ценности.

Соответственно, распространение лицом своих убеждений и предпочтений, касающихся сексуальной ориентации и конкретных форм сексуальных отношений не должно ущемлять достоинство других лиц и ставить под сомнение общественную нравственность в ее понимании, сложившемся в российском обществе, поскольку иное противоречило бы основам правопорядка.

Законодательный запрет к такой пропаганде, направленной на защиту здоровья детей, не может расцениваться как дискриминационный, поскольку в равной степени относится ко всем.

При таких обстоятельствах уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, на территории которого административными истцами планировалось проведение заявленных ими шествия и пикетирований, обоснованно доведено до сведения организаторов публичных мероприятий предупреждение, что их проведение с заявленными целями создаст реальную возможность участия в них несовершеннолетних, что является нарушением закона, влекущим установленную законом ответственность.

Уведомления административных истцов рассмотрены администрацией муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» в установленном законом порядке и сроки, о чем даны соответствующие ответы в письменной форме, оспариваемые предупреждения являются законными и обоснованными, поскольку направлены на защиту прав и законных интересов детей от негативного влияния пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.

Кроме того, суд учитывает, что администрация муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» не отказывала в проведении публичных мероприятий, а предупредила административных истцов о правовых последствиях нарушения законодательных запретов при проведении публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований с заявленной целью. Дата публичных мероприятий в форме пикетирования была заявлена в уведомлениях истцами на ДД.ММ.ГГГГ, заявление же в суд об оспаривании действий администрации муниципального района подано ими ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Алексеева Николая Александровича, Молякова Сергея Александровича, Панова Вениамина Владимировича к администрации муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» о признании незаконными отказов в согласовании публичных мероприятий в форме пикетирований и шествия и обязании согласовать проведение публичных мероприятий – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Людиновский районный суд в течение месяца.

Председательствующий М.В.Ковалева