ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-102/18 от 01.10.2018 Сапожковского районного суда (Рязанская область)

Дело а-102/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 октября 2018 года р.<адрес>

Сапожковский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кокидько П.П., с участием прокурора <адрес> Качановой Н.А., представителя административного ответчика администрации МО - Сапожковский муниципальный район <адрес>ФИО4, при секретаре Петруниной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Сапожковского районного суда <адрес>дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Сапожковский муниципальный район <адрес> о признании бездействия администрации МО - Сапожковский муниципальный район <адрес> в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия незаконным и возложении обязанности создать муниципальный орган охраны объектов культурного наследия местного значения,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Сапожковский муниципальный район <адрес> о признании бездействия администрации МО - Сапожковский муниципальный район <адрес> в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия незаконным и возложении обязанности создать муниципальный орган охраны объектов культурного наследия местного значения, установив административному ответчику для совершения указанных действий срок 10 суток, указав в обоснование иска, что прокуратурой <адрес> проведена исполнения законодательств в сфере охраны объектов культурного значения, в результате которой установлено, что административным ответчиком не реализуются полномочия в указанной сфере, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ муниципальный орган охраны объектов культурного наследия местного значения не создан, Положение об охране и сохранении объектов культурного наследия местного значения не разработано, что нарушает права и интересы значительного числа граждан – жителей р.<адрес>.

В судебном заседании прокурор процесса поддержал административное исковое заявление, уточнив заявленные требования в части и просил обязать администрацию МО - Сапожковский муниципальный район <адрес> организовать охрану объектов культурного наследия местного значения.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования - Сапожковский муниципальный район <адрес>ФИО4 в судебном заседании не возражал против удовлетворения административных исковых требований прокурора.

Выслушав в судебном заседании прокурора, представителя административного ответчика, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Согласно п. 19.3 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения муниципального района относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района.

В соответствии со ст. 9.3 Федерального закона № 73-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

На основании ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных муниципальным органом охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Порядок выдачи заданий и разрешений на проведение работ устанавливаются Приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ года «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия», Приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия».

Согласно ч. 2 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, осуществляются муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Согласно ч. 3 ст. 58.1 Устава МО – Сапожковский муниципальный район глава администрации района в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом, издает постановления администрации района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>, а также распоряжения администрации района по вопросам организации работы администрации района.

Согласно ч. 4 ст. 58 Устава МО – Сапожковский муниципальный район функции и полномочия заместителей главы администрации, управляющего делами администрации, начальников отделов и иных должностных лиц администрации определяются должностными инструкциями, утверждаемыми главой администрации самостоятельно и трудовыми договорами.

В судебном заседании установлено, что постановлением Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, выявленный объект культурного наследия «Комплекс <адрес>, XIX в., дом. 10» включен в государственный реестр объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО - Сапожковский муниципальный район <адрес> (Заказчик) и ООО «Проектреставрация» (Подрядчик) заключен муниципальный контракт , согласно п. 1.1. которого подрядчик обязуется разработать рабочую документацию на выполнение работ по восстановлению исторического облика здания – объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Комплекс <адрес>, XIX в., дом ФИО5, 1904 г)», расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, в соответствии с техническим заданием (приложение к Контракту). Цена контракта 70000 рублей. Техническое задание подписано главой администрации МО – Сапожковский муниципальный район ФИО6 и директором ООО «Проектреставрация» ФИО7 и выдано без учета мнения собственника, в отсутствие муниципального органа охраны объектов культурного наследия. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ орган охраны объектов культурного наследия местного значения не функционирует, правовая основа органов не определена. Администрацией МО – Сапожковский муниципальный район полномочия в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия возложены на отдел градостроительства и ЖКХ администрации МО – Сапожковский муниципальный район, однако Положение об охране и сохранении объектов культурного наследия местного значения не разработано.

Изложенные обстоятельства подтверждаются исследованными письменными доказательствами: письмом прокуратуры <адрес> прокурору <адрес> о проведении проверки соблюдения требований законодательства при заключении контракта на разработку документации на выполнение работ по восстановлению исторического облика здания от ДД.ММ.ГГГГ; справкой о результатах проведенной прокуратурой <адрес> проверки от ДД.ММ.ГГГГ; письмом прокуратуры <адрес>, адресованным главе администрации МО Сапожковский муниципальный район <адрес> о предоставлении сведений и документов для проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ; ответом главы администрации МО Сапожковский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; представлением вынесенным прокуратурой <адрес> главе администрации МО Сапожковский муниципальный район <адрес> об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия; сообщением администрации МО – <адрес> о принятии мер по представлению прокурора <адрес>; муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ; Приложением к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ; сметой на разработку рабочей документации – приложением к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ; актом от ДД.ММ.ГГГГ к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ; рабочей документацией на проведение работ по восстановлению исторического облика здания с пояснительной запиской; платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ о возложении полномочий в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия муниципального значения.

Из анализа вышеприведенных положений и исследованных доказательств по делу следует, что обязанность по организации охраны объектов культурного наследия местного значения возложена на администрацию муниципального образования Сапожковский муниципальный район <адрес>, ее бездействие, выразившееся в не реализации полномочий по организации охраны объектов культурного наследия местного значения, отсутствии нормативных актов и должностных инструкций в указанной сфере, что нарушает права и интересы граждан - жителей р.<адрес>, в связи с чем, суд находит, что административный иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования - Сапожковский муниципальный район <адрес> в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследиянезаконным.

Обязать администрацию муниципального образования - Сапожковский муниципальный район <адрес> организовать охрану объектов культурного наследия местного значения, установив срок для совершения указанных действий – 1 (один) месяц со дня вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Сапожковский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья: П.П. Кокидько