Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело №а- 103 /2017 г.
13 марта 2017 года <адрес>
Хивский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес>ФИО3,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> РД к МКОУ «<данные изъяты> СОШ» и к администрации МР «<адрес>» о признании бездействия учреждения образования и администрации МР «<адрес>» незаконным и возложении обязанности на МКОУ «<адрес> СОШ» и администрацию МР «<адрес>» устранить допущенные нарушения путем возведения на входе указанного здания МКОУ пандуса, съезда и (или) иного специального приспособления для беспрепятственного доступа маломобильных граждан.
у с т а н о в и л:
<адрес> РД обратился в суд с административным исковым заявлением к МКОУ «<адрес> СОШ» и к Администрации МР «<адрес>» о признании бездействия учреждения образования и Администрации МР «<адрес>» незаконным и возложении обязанности на МКОУ «<адрес> СОШ» и Администрацию МР «<адрес>» устранить допущенные нарушения путем возведения на входе указанного здания МКОУ пандуса, съезда и (или) иного специального приспособления для беспрепятственного доступа маломобильных граждан.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», а также задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов.
В ходе проверки совместно с директором МКОУ «<адрес> СОШ» установлено, что здание МКОУ «<адрес> СОШ» не оборудовано пандусами и не предусмотрена возможность входа (выхода) людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалидов-колясочников.
При таких обстоятельствах, не исполнение руководством образовательного учреждения обязанностей по надлежащему оснащению пандусами при входе в здание, приводит к нарушению прав детей-инвалидов и маломобильных групп.
МКОУ «<адрес> СОШ» является объектом массового пребывания людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Просит обязать директора МКОУ «<адрес> СОШ» и администрацию МР «<адрес>» устранить допущенные нарушения путем возведения на входе указанного здания пандуса, съезда и (или) иного специального приспособления для беспрепятственного доступа маломобильных граждан, в том числе инвалидов, в здание МКОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа».
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО3 административные исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и просил удовлетворить их, и при этом пояснил, что в соответствии со ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Интересы неопределенного круга лиц заключаются в нарушении их прав установленных Конституцией РФ, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Также просил в соответствии со ст. 227 ч.3 п.1 КАС РФ, обязать административного ответчика сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу, а именно в прокуратуру <адрес> РД, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и рассмотреть настоящее заявление в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
Представитель ответчика – директор МКОУ «<адрес> СОШ» ФИО4 административный иск признал и пояснил, что в настоящее время указанные нарушения действительно имеют место в МКОУ «<адрес> СОШ» и в ближайшее время данные нарушения им будут устранены, просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
Представитель Администрации МР «<адрес>» ФИО5, также административный иск признал и пояснил, что указанные в иске нарушения имели место на момент подачи иска в МКОУ «<адрес> СОШ».
Также он просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
В силу ст. 291 КАС РФ, административное исковое заявление прокурора <адрес> рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц.
В силу п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 и 5 части 1 статьи 9 Федерального Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относятся:
-создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Также в соответствии с уставом Администрации МР «<адрес>» здания, сооружения общеобразовательных учреждений являются муниципальной собственностью.
МКОУ «<адрес> СОШ» является объектом массового пребывания людей, в том числе несовершеннолетних граждан с ограниченными возможностями здоровья, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
В соответствии с п.2 ст. 120 ГК РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
Таким образом, администрация муниципального района «<адрес>», должна создать благоприятные условия для организации учебного процесса в образовательном учреждении.
Согласно ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ (действующая редакция, 2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно ч.3 ст.79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ (действующая редакция, 2017) «Об образовании» общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
На основании п.9.4 Республиканских нормативов градостроительного проектирования Республики Дагестан «Республиканские нормативы градостроительного проектирования Республики Дагестан», утвержденных Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ объекты социальной инфраструктуры должны оснащаться пандусами и поручнями у лестниц при входе в здания.
Пунктом 9.2 указанных нормативов к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, отнесены административные здания и сооружения.
Наличие выявленных нарушений влекут за собой нарушения прав граждан, предусмотренных ст.7 Конституции РФ
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ч.2 ст. 178 КАС РФ, при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд считает, что необходимо установить срок для устранения допущенных нарушений в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Возложение обязанности на МКОУ «<адрес> СОШ» и администрацию МР «<адрес>» устранить допущенные нарушения путем возведения на входе указанного здания МКОУ пандуса, съезда и (или) иного специального приспособления для беспрепятственного доступа маломобильных граждан в указанный срок, суд считает разумным и позволит МКОУ «<адрес> СОШ» <адрес> и администрацию МР «<адрес>» устранить допущенные нарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 39, 291КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать бездействие МКОУ «<адрес> СОШ» и администрации МР «<адрес>» незаконным.
Обязать директора МКОУ «<адрес> СОШ» устранить допущенные нарушения путем возведения на входе здания МКОУ «<адрес> СОШ» пандуса, съезда и (или) иного специального приспособления для беспрепятственного доступа маломобильных граждан.
Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» выделить денежные средства, необходимые для выполнения указанных работ и устранения выявленных нарушений законодательства в МКОУ «<адрес> СОШ».
Обязать МКОУ «<адрес> СОШ» <адрес> РД, сообщить об исполнении решения по административному делу в Хивский районный суд Республики Дагестан и в прокуратуру <адрес> Республики Дагестан в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан, через Хивский районный суд, в течение пятнадцати дней со дня получения решения.
(Решение лично напечатано председательствующим в совещательной комнате 13.03.2017г.)
Председательствующий Якубов Я.А.