ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-103/20 от 03.06.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

а-103/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 июня 2020 г. г.Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретареМакаршиной А.А., с участием прокурораФилатовой А.П., представителяадминистративного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» о признании постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30 декабря 2019 г. № 246«Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2020 год»в частинедействующим,

установил:

публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее - ПАО «МРСК Северо-Запада», Общество), обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Госкомитет, регулятор) от30 декабря 2019 г. № 246«Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2020 год» в части пунктов1.1.2 «Ставка на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях» и 1.2 «Одноставочный тариф» приложения «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой прочим потребителям, на 2020 год».

Требования мотивированы тем, что Госкомитет при регулировании тарифов на 2020 г. в части ставок на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях применил при расчете одноставочного котлового тарифа на услуги по передаче электрической энергии экономически необоснованные (заниженные) ставки на оплату технологического расхода (потерь), чем нарушил права административного истца на установление экономически обоснованных цен.

В судебном заседании представитель административного истца поддержалатребованияпо изложенным в административном иске основаниям.

В судебное заседании представительадминистративного ответчика не явился, ранеепросилав удовлетворении исковых требований отказать, с административным иском не согласилась, поскольку установление тарифа в требуемом административном истцом объеме привело бы к превышению предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 14 ноября 2019 г. № 1508/19 «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровнейтарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемой потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год», что не противоречит нормам действующего законодательства.

Заслушав объяснения явившихся лиц, показания свидетеля К.., заключение прокурора Филатовой А.П., полагавшейтребования подлежащимиудовлетворению, исследовав письменные материалы административного и тарифного дел, суд приходит к следующему.

Административный истец обладает правом на обращение в суд с административным иском,поскольку является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом (пункт 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)).

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет обстоятельства, предусмотренные пунктом 8статьи 213 КАС РФ.

Органы, принимающие в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, в том числе, в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Республики Карелия, - иные государственные органы, а также виды этих актов, принимаемых, в том числе иными государственными органами, установлены статьями 1, 4 Закона Республики Карелия от 04 июля 2012 г. № 1619-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия».

В силу пункта 1 Положения о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, утвержденногопостановлением Правительства Республики Карелия от 01 ноября 2010 г. №232-П,Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам является органом государственной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов, в том числе на электрическую энергию.

В соответствии с Указом Главы Республики Карелия от 29 июля 2014 г. № 64 «О порядке издания нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Карелия и требованиях, предъявляемых к их проектам» нормативные правовые акты иных государственных органов принимаются в виде постановлений, положений, приказов, правил, инструкций.

Постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от30 декабря 2019 г. № 246 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2020 год» (далее – постановление № 246) опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31 декабря 2019 г.

Таким образом, оспариваемое постановлениеГоскомитета принято полномочным органом, в пределах своей компетенции, в форме и виде, предусмотренном законодательством, официально опубликовано.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ).

Во исполнение пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 35-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов)), а также Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания), утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) 06 августа 2004 г. № 20-э/2.

Судом установлено, что ПАО «МРСК Северо-Запада» (филиал «Карелэнерго») является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Карелия, включенной в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 03 июня 2008 г. № 191-э.

Постановлением Госкомитета от 30 декабря 2019 г. № 246Обществу установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2020 г.

В приложении к постановлению № 246 в разделе «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2020 год» перечислены территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка (далее - НВВ) которых учтена при утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Карелия, а также указана абсолютная величина технологических потерь этих территориальных сетевых организаций, учтенная при регулировании.

Совокупная величина технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций Госкомитетом принята на 2020 год в размере 552,69 млн.кВт.ч, что следует из оспариваемого постановления.

Затраты на покупку технологических потерь в 2020 г. административным ответчиком для Общества определены в размере 222078,09 тыс.руб (приложение № 2 к протоколу заседания Правления Госкомитета от 30 декабря 2019 г. № 226), абсолютная величина технологических потерь учтена на уровне 251,81 млн.кВт.ч(заключение экспертной группы).

Согласно приложению № 3 к протоколу заседания Правления Госкомитета от 30 декабря 2019 г. № 226 затраты прочих территориальных сетевых организаций на покупку потерь в 2020 г. рассчитаны в общем размере 413181,79 тыс.руб., абсолютная величина технологических потерь учтена - 300,88 млн.кВт.ч.

Совокупная НВВ всех территориальных сетевых организаций региона на покупку технологических потерь Госкомитетом утверждена в размере 635259,88 тыс.руб. (222078,09 тыс.руб.+413181,79 тыс.руб.) исходя из абсолютной величины 552,69 млн.кВт.ч (251,81 млн.кВт.ч+300,88 млн.кВт.ч). Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

При этом суд считает произведенный административным ответчиком расчет противоречащим требованиям действующего законодательства.

Установление единых (котловых) тарифов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования.

Данным пунктом предусмотрено, что для субъектов Российской Федерации, расположенных в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, - на основании индикативных цен на электрическую энергию (мощность) для потребителей, не относящихся к населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, установленных Федеральной антимонопольной службой для соответствующего субъекта Российской Федерации, а такжес учетом доли, указанной в пункте 8 статьи 36 Федерального закона «Об электроэнергетике», по прогнозным рыночным ценам на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемым по субъектам Российской Федерации исходя из официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), а также регулируемых цен (тарифов), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа.

Поскольку Республика Карелия относится к региону, в отношении которого установлены особенности оптового и розничного рынка, следовательно, расходы сетевых организаций на покупку технологических потерь должны в 2020 г. определяться на основании индикативных цен на электрическую энергию (мощность) для потребителей, не относящихся к населению и (или) приравненных к ним категорий потребителей.Индикативные цены на электрическую энергию и на мощность для покупателей в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, в которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков на 2020 г., утверждены приказом Федеральной антимонопольной службы от 17 декабря 2019 г. № 1685/19.

Тариф покупки потерь устанавливается регулирующим органом в соответствии с пунктом 50 Методических указаний и рассчитывается исходя из: стоимости единицы электрической энергии; сбытовой надбавки; услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.

В соответствии с указанным выше приказом ФАС России стоимость единицы электрической энергии для расчета тарифа покупки технологических потерь по сетям административного истца в 2020 г. составит в первом полугодии 912,86 руб./МВт.ч и во втором полугодии 963,98 руб./МВт.ч.

Сбытовые надбавки, учитываемые при расчете тарифа, АО «ТНС энерго Карелия» и ООО «Энергокомфорт».Карелия» утверждены в первом и втором полугодии 2020 г. постановлением Госкомитета от 30 декабря 2019 г. № 245.

Стоимость услуг ОАО «АТС» принята в соответствии с приказом ФАС России от 19 декабря 2019 г. №1702/19 «Об утверждении тарифа на услуги коммерческого оператора, оказываемые АО «АТС», на 2020 г.».

Стоимость услуг системного оператора установлена на основании приказа ФАС России от 19 декабря 2019 г. № 1701/19 «Об утверждении тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков и предельного максимального уровня цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей, оказываемые АО «Системный оператор Единой энергетической системы», на 2020 год».

Протоколом заседания Наблюдательного совета Ассоциации «НП Совет рынка» № 7/2017 от 17 апреля 2017 г. утверждена стоимость услуг ЗАО «ЦФР».

Между тем, Госкомитет в нарушение приказа ФАС России от 17 декабря 2019 г. № 1685/19 не принял во внимание индикативную цену, установил тариф на покупку потерь расчетным методом, не обосновав законность такого подхода.

Нарушен Госкомитетом и пункт 51 Методических указаний, регулирующий порядок расчета одноставочного котлового тарифа, поскольку применена необоснованно (заниженная) ставка на оплату технологического расхода (потерь).

Доводы административного истца о том, что Госкомитет не имел возможности определить экономически обоснованную необходимую валовую выручку на оплату технологического расчета (потерь) электрической энергии в электрических сетях на 2020 г. ранее 30 декабря 2019 г., поскольку это привело бы к превышению предельного максимального уровня тарифа на услуги по передаче электрической энергии, установленного приказом ФАС России от 14 ноября 2019 г. № 1508/19 «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненных к нему категориям потребителей, субъектам Российской Федерации на 2020 г.», суд находит несостоятельными.

Действующее законодательство не содержит прямого запрета на установление тарифа с превышением минимального или максимального уровня.

Пункт 21 Правил регулирования цен (тарифов) предусматривает возможность такого согласования в случае необходимости с Федеральной антимонопольной службой.

Госкомитет в Федеральную антимонопольную службу не обращался за согласованием решения об установлении для ПАО «МРСК Северо-Запада» цен (тарифов) на уровне выше максимального. Ссылка административного ответчика на отсутствие возможности такого согласования не освобождает от обязанности неукоснительного исполнения действующих законов и не свидетельствует о законности принятого им постановления.

Суд с учетом фактических обстоятельств дела приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы административного истца на установление экономически обоснованных цен (тарифов).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановлениене соответствует требованиям статьи23Федерального закона «Об электроэнергетике», пункту 81Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178,пунктам 50, 51 Методическихуказаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам 06 августа 2004 г. № 20-э/2,в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» предусмотрено, что в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичныхправоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

Следует иметь в виду, что, поскольку при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов, данная правовая норма подлежит применению лишь в случаях, когда в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, предусмотрена обязанность соответствующего органа, организации или лица принять нормативный правовой акт или соответствующие положения нормативного правового акта.

Поскольку при рассмотрении настоящего дела выявлена недостаточная правовая урегулированность правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (оспариваемым постановлением утверждены тарифы на весь 2020 г.), суд считает, что данная правовая норма подлежит применению.

В силу пункта 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку установлено применение оспариваемого нормативного правового акта, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает его не действующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти.

Административный истец при обращении в суд уплатил государственную пошлину в сумме 4500 руб.

В соответствии со статьей 111КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, понесенные по делу судебные расходы, в том числе по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявлениепубличного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» удовлетворить.

Признать недействующимисо дня вступления решения суда в законную силупункты 1.1.2 «Ставка на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях» и 1.2 «Одноставочный тариф» приложения «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия, поставляемой прочим потребителям, на 2020 год» постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от30 декабря 2019 г. № 246«Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2020 год».

Обязать Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифамопубликовать сообщение о принятии решения суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти.

Возложить на Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам обязанность принять в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу нормативный правовой акт, заменяющий постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от30 декабря 2019 г. № 246 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2020 год», в части признанной недействующей.

Взыскать с Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам в пользу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» судебные расходы в сумме 4500 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено 08 июня 2020 г.