ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1044/2021 от 09.03.2021 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело а- 1044/2021

УИД 26RS0-93

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

09 марта 2021 г. <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края в составе: председательствующего судьи Шелудченко Т.А., при секретаре Саенко И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Агабековой Лианы Александровны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних: Агабековой Лианы Рубеновны, Агабекова Виталия Рубеновичак администрации <адрес> о признании незаконными постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы» и от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодой семьи участником программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2015 годы», признании права за семьей Агабековых право состоять на учете в качестве нуждающихся для участия в указанной программе, обязании восстановить нарушенное право, путем принятия семьи Агабековых на учет в качестве нуждающихся,

У С Т А Н О В И Л:

Агабекова Лиана Александровна, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних: Агабековой Ларины Рубеновны, Агабекова Виталия Рубеновичаобратилась в Октябрьский районный суд <адрес> к администрации <адрес>, комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес> с административным исковым заявлением, впоследствии уточненным, в котором просила:

- признать незаконными постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы» и постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014 – 2015 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014 – 2015 годы», признать за Агабековой Лианой Александровной 1989 года рождения, Агабековым Рубеном Саркисовичем 1985 года рождения, Агабековой Лариной Рубеновной, 2012 года рождения, Агабековым Виталием Рубеновичем, 2013 года рождения право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Обязать администрацию <адрес> и комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> устранить нарушение прав истцов - в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- обязать администрацию <адрес> принять Агабекову Лиану Александровну 1989 года рождения, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», составом семьи 4 человека: она, муж-Агабеков Рубен Саркисович 1985 года рождения, Агабекову Ларину Рубеновну, 2012 года рождения, Агабекова Виталия Рубеновича, 2013 года рождения.

В обоснование иска указано, что Агабекова Лиана Александровна в апреле 2012 года обратилась с заявлением в адрес администрации <адрес> о признании нуждающейся в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы», составом семьи 2 человека: она, муж – Агабеков Рубен Саркисович 1985 года рождения представив все необходимые документы.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы» семья Агабековой Лианы Александровны, в составе 2 человека: она, муж Агабеков Рубен Саркисович признана нуждающейся в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы».

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в состав молодой семьи, признанной нуждающейся в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы» в состав семьи Агабековых включены: дочь – Агабекова Ларина Рубеновна, 2012 года рождения, сын – Агабеков Виталий Рубенович, 2013 года рождения и считался состав семьи Агабековой Л.А. 4 человека: она, муж - Агабеков Рубен Саркисович 1985 года рождения, дочь - Агабекова Ларина Рубеновна, 2012 года рождения, сын - Агабеков Виталий Рубенович, 2013 года рождения.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2015 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2015 годы» семья Истицы признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2015 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2015 годы».

На основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы».

Основания для исключения молодой семьи из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», указаны в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГс.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2015 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2015 годы», о чем семьей Агабековых получено уведомление от ДД.ММ.ГГГГс.

В обоснование своей позиции незаконности принятых органом местного самоуправления решений об исключении семьи Агабековых из числа граждан нуждающихся и участников муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» административные истцы указали, что согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ выданной командиром войсковой части 5559 Агабеков Рубен Саркисович в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год был зарегистрирован по адресу <адрес>, в/ч 5130. Согласно сведениям о регистрации семья Агабековых в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в трехкомнатной <адрес> городе Ставрополе общей площадью 64,9 кв.м. в которой проживало 7 человек по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год (дата подачи заявления), принадлежащей на праве собственности Агабекову Саркису Рубеновичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> и записи о регистрации права . Таким образом, семья Агабековых, как на момент постановки на учет, так и в настоящее время, жилых помещений в собственности не имеет, что подтверждается справками ГУП <адрес> «Крайтехинвентаризация» и сведениями из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на недвижимое имущество и сделок с ним.

Представитель административного ответчика администрации <адрес> и заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>, действующая на основании доверенностей Самойленко Г.Н., действующая на основании доверенностей в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным письменных возражениях, при этом обращала внимание на то, что реализация на территории <адрес> мероприятий, направленных на обеспечение жильем молодых семей, осуществляется в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. , государственной программой <адрес> «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, муниципальной программой «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи заявления и документов в администрацию <адрес>) семья Агабековой Л.А. проживала в трехкомнатной <адрес>, общей площадью 64,9 кв. м, в которой было зарегистрировано 7 человек. В материалах учетного дела семьи Агабековой Л.А. отсутствовали документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренных нормами действующего законодательства, а именно: выписка из домовой книги (поквартирной карточки, похозяйственной книги), свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, а также копия документа, подтверждающего право пользования жилым помещением по указанному адресу. Кроме того, на момент признания семьи Агабековой Л.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» в материалах учетного дела отсутствовали справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и предприятия технической инвентаризации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дату подачи заявления и документов в администрацию <адрес>) у совместно зарегистрированной с матерью супруга заявителя Агабекова Р.С. – Агабековой Нонны Ивановны, отца – Агабекова Рубена Саркисовича (собственника указанной квартиры). Отсутствие указанных документов не позволяло установить, являлась ли семья Агабековой Л.А. нуждающейся в жилом помещении за 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, а также определить уровень обеспеченности членов семьи Агабековой Л.А. общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи.

На основании п. 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

На основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ административным ответчиком принято постановление об исключении молодой семьи из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в программе.

Поскольку семья Агабековых была исключена из числа граждан, нуждающихся в жилом помещении для участия в Программе, Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2015 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2015 годы».

Представитель истца по доверенности Солоницкий Д.Ю. в судебном заседании в полном объеме поддержал требования административного истца Агабековой Л.А., которые просил удовлетворить по доводам административного искового заявления.

Представитель административного ответчика администрации <адрес> и заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> по доверенностям Самойленко Г.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Административный истец Агабекова Л.А., заинтересованное лицо Агабеков Р.С., будучи извещенными судом надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не явились по неизвестной суду причине.

Суд, с учетом мнения сторон, посчитал возможным в порядке ст. 151 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы данного административного дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со ст. ст. 59, 62 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Необходимость уважения жилища человека констатирована статьей 8 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно нормам действующим семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.

Согласно Семейному кодексу Российской Федерации каждый из супругов свободен в выборе мест пребывания и жительства. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи.

Согласно п.2 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий, обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Во исполнение предписаний ст. 40 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в состав которой входила подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, в ее состав была включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» (далее – Программа).

В настоящее время правовую основу по данной категории споров, регламентирует, постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Постановление ) которая является продолжением федеральной целевой программой «Жилище» на 2015 – 2020 годы.

Реализация на территории <адрес> мероприятий, направленных на обеспечение жильем молодых семей, осуществляется в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, государственной программой <адрес> «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, муниципальной программой «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Условия участия в указанной программе и порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям закреплены в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы» и имеют аналогичные условия тем, что были закреплены в правилах, действовавших на момент постановки семьи Агабековых на жилищный учет (далее-Правила).

Согласно приведенным федеральным Правилам, участником Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).

Под молодыми семьями, нуждающимися в жилых помещениях, понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Правилами предусмотрено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления и документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из положений п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в городе Ставрополе.

Вопросы формирования учетного дела, ежегодная перерегистрация граждан, обновление документов в соответствии с требованиями действующего законодательства, хранение учетного дела находится в ведении органа местного самоуправления.

Судом установлено, что между Агабековой (Бабаян) Лианой Александровной иАгабековым Рубеном Саркисовичем был заключен брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии I-ДН от ДД.ММ.ГГГГ.

Агабекова Лиана Александровна обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о признании ее семьи в составе 2 человек, она, муж-Агабеков Рубен Саркисович нуждающейся для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе».

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011 – 2012 годы» семья Агабековой Лианы Александровны в составе 2 человек: она, муж – Агабеков Рубен Саркисович, 1985 года рождения, признана нуждающейся в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей <адрес> на 2011 – 2012 годы».

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в семье Агабековых родилась дочь - Агабекова Ларина Рубеновна, что подтверждается свидетельством о рождении II-ДН от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в семье Агабековых родился сын – Агабеков Виталий Рубенович, что подтверждается свидетельством о рождении II-ДН от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в состав молодой семьи, признанной нуждающейся в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011 – 2012 годы» в состав семьи Агабековых включена дочь – Агабекова Ларина Рубеновна, 2012 года рождения, сын – Агабеков Виталий Рубенович, 2013 года рождения, и считается состав семьи Агабековой Л.А. 4 человека: она, муж – Агабеков Рубен Саркисович, 1985 года рождения, дочь – Агабекова Ларина Рубеновна, 2012 года рождения, сын – Агабеков Виталий Рубенович, 2013 года рождения.

Из материалов административного дела следует, что заключением от ДД.ММ.ГГГГ семья Агабековых признана молодой семьей, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит (займ), либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014 – 2015 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014 – 2015 годы» семья Агабековых признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014 – 2015 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014 – 2015 годы».

В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Руководствуясь п. 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы» семья Агабековых исключена из нуждающихся в жилом помещении для участия в Программе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 Правил, участником Программы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 указанных правил.

Поскольку семья Агабековых исключена из списка нуждающихся в жилом помещении для участия в Программе, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2015 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2015 годы», семья административных истцов исключена из участников Программы.

В письменном уведомлении от ДД.ММ.ГГГГс комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> в качестве оснований, для принятия органом местного самоуправления обжалуемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ указано на отсутствие в учетном деле Агабековых документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся: (выписка из домовой книги, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, копия документа, подтверждающего право пользования жилым помещением расположенным по адресу: <адрес>. В качестве основания для исключения семьи административных истцов указывалось на отсутствие в материалах учетного дела справок органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и предприятия технической инвентаризации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дату подачи заявления и документов в администрацию <адрес>) на родителей Агабекова Р.С. – Агабековой Нонны Ивановны, отца – Агабекова Рубена Саркисовича (собственника указанной квартиры). Отсутствие указанных документов не позволило органу местного самоуправления определить уровень обеспеченности членов семьи <адрес>ю жилого помещения, исходя из суммарной площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи.

Доводы административного ответчика о том, что отсутствие в деле вышеуказанных документов не позволяло установить нуждаемость семьи Агабековых в жилом помещении за 5 лет, предшествующих дате подачи заявления в орган местного самоуправления, судом отклоняются по следующим основаниям.

На момент постановки семьи Агабековых на учет в качестве нуждающихся для участия в вышеуказанной программе, предоставление муниципальной услуги «Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», осуществлялось в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в материалах учетного дела по постановке на учет семьи Агабековых в качестве нуждающихся для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» имеются следующие документы: копии паспортов, технический паспорт на квартиру, расположенную по адресу <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, справка от ДД.ММ.ГГГГ выданной командиром войсковой части 5559, справки выданные ГУП СК «Крайтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ № Н-1625, № Н-1624, а так же выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, свидетельство о государственной регистрации права <адрес>, свидетельство о заключении брака I-ДН от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о рождении детей от ДД.ММ.ГГГГ II-ДН и от ДД.ММ.ГГГГ II-ДН .

В соответствии с нормами законодательства, действовавших на момент принятия семьи Агобековых на жилищный учет, уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающейся в жилом помещении должен быть определен исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, или жилых помещений принадлежащих им на праве собственности.

Судом установлено, что на момент обращения в орган местного самоуправления (ДД.ММ.ГГГГ дата подачи заявления и документов в администрацию <адрес>) с заявлением и документами по вопросу постановки на учет в качестве нуждающихся семья Агабековых была зарегистрирована и проживала в трехкомнатной <адрес> городе Ставрополе общей площадью 64,9 кв.м., в которой проживало 7 человек.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности отцу административного истца Агабекову Саркису Рубеновичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который членом молодой семьи Агабековых не является

Согласно сведениям, содержащимся в выписках Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, а также справках ГУП <адрес> «Крайтехинвентаризация» семья Агабековых, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ дата подачи заявления и документов в администрацию <адрес>, не имели в собственности жилых помещения в городе Ставрополе.

Сведений о том, что семья Агабековых проживала в ином жилом помещении на условиях договора социального найма в ходе судебного разбирательства судом не установлено.

Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в городе Ставрополе в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящейся на одного гражданина.

Следовательно, суд приходит к выводу о том, что молодая семья Агабековых на момент принятия органом местного самоуправления на жилищный учет была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Как указывалось ранее, Правилами предусмотрено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-20120 года в п. 7 правил предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям дополнен абзацем, согласно которому при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма и жилых помещений и части жилого помещения, принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Поскольку, предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным актом, соответственно, необходимо руководствоваться нормами данного нормативного акта, который, в отличие от ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при определении уровня обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещений, не являющегося членом молодой семьи.

Судом установлено, что в настоящее время семья Агабековых проживает в трехкомнатной <адрес> по улице <адрес> городе Ставрополе, то есть жилищные условия молодой семьи не изменились.

Документы, приобщенные в материалы административного дела свидетельствуют об отсутствии у семьи Агабековыхжилых помещений, принадлежащих им на праве собственности.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что семья Агабековыхв настоящее время обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, следовательно, является нуждающейся.

Факт регистрации Агабекова Р.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в брак по адресу: <адрес> не влечет для молодой семьи правовых последствий, поскольку регистрация гражданина в жилом помещении является предусмотренным федеральным законом «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» способом учета граждан в Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Одна только регистрация не является основанием для возникновения права собственности на жилое помещение.

При таких обстоятельствах суд считает, чтоадминистративным истцом были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные нормами действующего законодательства.

За весь период нахождения в Программе уведомления о необходимости предоставления дополнительных документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» административным истцам не поступали.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного искового заявления для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав либо свобод административного истца.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что обжалуемое постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы» не соответствует нормам действующего законодательства.

Принятие незаконного и необоснованного постановления администрации <адрес> об исключении молодой семьи Агабековых из нуждающихся в жилом помещении для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» не позволяет им реализовать свое право на получение социальной выплаты в рамках действующей Программы.

В связи с тем, что нуждаемость семьи Агабековых доказана в рамках рассматриваемого административного дела и судом установлена незаконность принятого органом местного самоуправления постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об исключении молодой семьи из нуждающихся, суд также приходит к выводу о незаконности принятого органом местного самоуправления постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2015 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2015 годы».

Поскольку указанная совокупность условий, предусмотренных частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом установлена - требования административных истцов подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Агабековой Лианы Александровны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних: Агабековой Лианы Рубеновны, Агабекова Виталия Рубеновича,к администрации <адрес> - удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы» об исключении молодой семьи из нуждающихся в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы».

Признать незаконным постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2015 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2015 годы» об исключении молодой семьи из участников подпрограммы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2015 годы».

Признать за Агабековой Лианой Александровной ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Агабековым Рубеном Саркисовичем ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Агабековой Лариной Рубеновной ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Агабековым Виталием Рубеновичем ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Обязать администрацию <адрес> и комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> устранить нарушение прав – Агабековой Лианы Александровны ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Агабекова Рубена Саркисовича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Агабековой Ларины Рубеновны ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Агабекова Виталия Рубеновича ДД.ММ.ГГГГ года рождения в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Обязать администрацию <адрес> принять Агабекову Лиану Александровну ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», составом семьи 4 человека: она, муж - Агабеков Рубен Саркисович ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – Агабекова Ларина Рубеновна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын – Агабеков Виталий Рубенович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись Т.А. Шелудченко

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

Судья подпись Т.А. Шелудченко