Дело №а-104/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 октября 2019 года р.<адрес>
Сапожковский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ермаковой Т.П., с участием прокурора – заместителя прокурора <адрес>ФИО1, представителя административного ответчика - администрации муниципального образования Канинское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес>ФИО3, представителя заинтересованного лица ООО «Агро-С» - ФИО4, действующей на основании доверенности, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Сапожковского районного суда <адрес>дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Канинское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> о признании бездействия администрации МО - Канинское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> по постановке на учет гидротехнического сооружения, расположенного на ручье Левка Канинского сельского поселения Сапожковского муниципального района <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером № незаконным и возложении обязанности в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного, объекта недвижимого имущества – гидротехнического сооружения, расположенного на ручье Левка Канинского сельского поселения Сапожковского муниципального района <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Канинское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> о признании бездействия администрации МО - Канинское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> по постановке на учет гидротехнического сооружения, расположенного на ручье Левка Канинского сельского поселения Сапожковского муниципального района <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером № незаконным и возложении обязанности в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного, объекта недвижимого имущества – гидротехнического сооружения, расположенного на ручье Левка Канинского сельского поселения Сапожковского муниципального района <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, установив ответчику для совершения указанных действий срок 1 год с момента вступлении решения суда в законную силу, указав в обоснование иска, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки на территории Канинского сельского поселения Сапожковского муниципального района <адрес> на земельном участке с кадастровым №, находящимся в собственности ООО «Агро-С» выявлено бесхозяйное гидротехническое сооружение (плотина) на ручье Левка, которое привело к разливу и затоплению земель сельскохозяйственного назначения. При этом документы, устанавливающие право собственности какого-либо лица на указанное сооружение, отсутствуют. Бездействие администрации МО – Канинское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> не соответствует требованиям действующего законодательства, в результате чего существует реальная угроза окружающей природной среде, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану жизни, здоровья и принадлежащего им имущества. Поскольку право собственности на указанное сооружение в органах государственной регистрации не зарегистрировано, орган местного самоуправления с заявлением о его принятии на учет как бесхозяйного имущества не обращается, прокурор просит суд признать бездействие администрации МО – Канинское сельское поселение незаконным и обязать обратиться с соответствующим заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В судебном заседании прокурор процесса административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, пояснив, что гидросооружение выявлено в ходе прокурорской проверки, собственник у данного гидросооружения отсутствует. Данное гидросооружение является плотиной, отсутствие собственника у гидросооружения может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, в связи с чем оно должно быть поставлено на учет как бесхозяйное недвижимое имущество, а так как находится это гидросооружение на территории Канинского сельского поселения, именно администрация МО – Канинское сельское поселение обязано обратиться в органы государственной регистрации для постановки его на учет как бесхозяйного сооружения.
Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования Канинское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес>ФИО3, в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления, указав, что на ручье Левка Канинского сельского поселения Сапожковского муниципального района <адрес> какое-либо гидросооружение отсутствует, сооружение о котором указано в административном исковом заявлении прокурора, расположено на земельном участке, принадлежащем ООО «Агро-С». Кроме того, данное сооружение – это переезд через ручей, у которого не имеется названия и данные переезд необходим населению.
Представитель заинтересованного лица - ООО «Агро-С» - ФИО4, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, указав, что земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности ООО «Агро-С» и был сформирован из земельных участков, находящихся в коллективной собственности. При оформлении документов на участок, никакого гидросооружения или плотины на нем не указано, кроме ручья, который вырезан из земельных участков. Спорное сооружение – это переезд, который представляет собой земляную насыпь, имеющую вспомогательное значение. Кроме того, данный объект расположен не на том водном объекте, который заявлен в административном иске.
Выслушав стороны, представителя заинтересованного лица, допросив свидетеля – ФИО5, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», под гидротехническими сооружениями понимаются, в частности, плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» устанавливает полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности гидротехнических сооружений.
Установленные данной статьей полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, предполагают совершение ими самостоятельных юридических действий совместно с органами государственной власти РФ или органами местного самоуправления муниципальных образований.
Ст. 14Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», предусмотрено, что при обнаружении гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, проверка такого гидротехнического сооружения осуществляется органами государственного надзора в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Вопросы эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, регулируются «Положением об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался», утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№
Согласно п.п.5,6 указанного Положения, при выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.
Обеспечение безопасности (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация) гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений разрабатывает и выполняет согласованный с органом государственного надзора план мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался.
Орган государственного надзора формирует и ведет перечень гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, а также осуществляет мониторинг выполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений планов мероприятий по обеспечению безопасности этих гидротехнических сооружений.
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером № является многоконтурным, в него входят многоконтурные земельные участки с кадастровыми номерами № и №, расположен на территории муниципального образования Канинское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> и является собственностью ООО «Агро-С». Водный объект - ручей Левка, на указанном земельном участке не расположен. Вдоль данного земельного участка ООО «Агро-С» находится иной водный объект, в русле которого расположено спорное сооружение, приведшее к разливу и затоплению земель. Данное сооружение находится на территории муниципального образования Канинское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес>, однако на балансе не состоит. Доказательств того, что данное спорное сооружение является гидросооружением не представлено. Ссылка прокурора в исковом заявлении на результаты проведенной прокурорской проверки, о том, что данное сооружение является гидросооружением, не может быть положена в основу доказательств по данному делу, поскольку результаты проведенной прокурорской проверки суду не представлены. Пояснения свидетеля ФИО5, что данное сооружение является плотиной или дамбой, также не могут быть положены в основу доказательств по данному делу, поскольку свидетель ФИО5 не обладает специальными познаниями в указанной области, а является участковым - уполномоченным, о чем и сообщил суду.
Изложенные обстоятельства подтверждаются как показаниями представителей административного ответчика и заинтересованного лица, так и показаниями свидетеля ФИО5, в судебном заседании пояснившего, что ДД.ММ.ГГГГ по заявлению главы администрации МО – Канинское сельское поселение ФИО3 им был осуществлен выезд на участок местности близ <адрес> на котором расположен водный объект с находящейся на нем дамбой и составлен протокол осмотра места происшествия, в котором название водного объекта указано - ручей Левка и вид сооружения – дамба с монахом. Название водного объекта он не выяснял и записал его со слов главы администрации МО – Канинское сельское поселение <адрес>ФИО3, а наименование сооружения – дамба с монахом, он взял из сети «Интернет».
Суд, оценив показания указанного свидетеля, признает их допустимыми и относимыми доказательствами, поскольку они не противоречат объяснениям участников судебного разбирательства и подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами: решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ; уставом муниципального образования Канинское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес>; протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, на которой имеется общий вид водоема на ручье Левка, расположенного близ <адрес>; ответом межмуниципального отдела по Сапожковскому, <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, согласно которому на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ООО «Агро-С», расположенном по адресу: <адрес>, Сапожковский муниципальный район, Канинское сельское поселение, вблизи <адрес>, с кадастровым номером 62:16:0010118:166, гидротехнические сооружения не зарегистрированы; постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ; сообщением отдела водных ресурсов по <адрес> Московско-окского бассейнового водного управления федерального агентства водных ресурсов от 11.112018 года №, согласно которому сведений о поверхностном водном объекте – ручье Левка, расположенном на территории Канинского сельского поселения не имеется; свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок 62:16:0010118:166; выкопировкой из плана населенного пункта <адрес>, из которой следует, что ручей Левка протекает по <адрес> муниципального района <адрес>.
Из анализа вышеприведенных положений и исследованных доказательств по делу следует, что на земельном участке с кадастровым номером 62:16:0010118:166, поверхностного водного объекта - ручей Левка нет. На указанном земельном участке с кадастровым номером 62:16:0010118:166 находится иной водный объект, который не имеет названия, на котором и расположено спорное сооружение. Поскольку, доказательств того, что данное сооружение является гидросооружением суду не представлено и в ходе рассмотрения дела доказательств, подтверждающих вид сооружения не получено, и принимая во внимание, что для постановки на учет выявленных гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника, законодательством предусмотрен иной порядок, суд приходит к выводу, что административный иск прокурора удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Канинское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> о признании бездействия администрации МО - Канинское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> по постановке на учет гидротехнического сооружения, расположенного на ручье Левка Канинского сельского поселения Сапожковского муниципального района <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером № незаконным и возложении обязанности в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного, объекта недвижимого имущества – гидротехнического сооружения, расположенного на ручье Левка Канинского сельского поселения Сапожковского муниципального района <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Рязанский областной суд через Сапожковский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: Т.П. Ермакова
Дело №а-104/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ
ДД.ММ.ГГГГ р.<адрес>
Сапожковский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ермаковой Т.П., с участием прокурора – заместителя прокурора <адрес>ФИО1, представителя административного ответчика - администрации муниципального образования Канинское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес>ФИО3, представителя заинтересованного лица ООО «АГРО-С» ФИО4, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Сапожковского районного суда <адрес>дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Канинское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> о признании бездействия администрации МО - Канинское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> по постановке на учет гидротехнического сооружения, расположенного на ручье Левка Канинского сельского поселения Сапожковского муниципального района <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером № незаконным и возложении обязанности в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного, объекта недвижимого имущества – гидротехнического сооружения, расположенного на ручье Левка Канинского сельского поселения Сапожковского муниципального района <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №,
Руководствуясь ст.ст. 177-180, 298 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Канинское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> о признании бездействия администрации МО - Канинское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> по постановке на учет гидротехнического сооружения, расположенного на ручье Левка Канинского сельского поселения Сапожковского муниципального района <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером № незаконным и возложении обязанности в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного, объекта недвижимого имущества – гидротехнического сооружения, расположенного на ручье Левка Канинского сельского поселения Сапожковского муниципального района <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Рязанский областной суд через Сапожковский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.П. Ермакова