ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1078/2022 от 02.09.2022 Буйнакского районного суда (Республика Дагестан)

Дело а-1078/2022 (М-1021/2022)

УИД: 05RS0-18

Решение

Именем Российской Федерации

2 сентября 2022 года

Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Шуаева Ш.Ш., при секретаре судебного заседания ФИО101, с участием помощника прокурора ФИО103, административных ответчиков ФИО48, ФИО69 и ФИО57, представителя административных ответчиков ФИО66, ФИО30, ФИО1, ФИО41, ФИО29, ФИО6, ФИО18, ФИО49, ФИО62, ФИО42, ФИО3, ФИО70, ФИО71, ФИО50, ФИО52, ФИО24, ФИО65, ФИО19, ФИО55, ФИО46, ФИО25, ФИО31, ФИО17, ФИО61, ФИО53, ФИО63, ФИО35, ФИО11, ФИО26, ФИО7, ФИО5, ФИО56 по доверенности адвоката ФИО110, представителя заинтересованного лица – Собрания депутатов МР «» ФИО54, представителя заинтересованного лица - администрации муниципального района «» по доверенности ФИО105,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора ФИО102 в интересах Российской Федерации и муниципального образования МР «» к административным ответчикам ФИО34, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО7, ФИО11, ФИО1, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО2, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО35, ФИО3, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО4, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО5, ФИО6, ФИО69, ФИО70 и ФИО71 о признании незаконным бездействия депутатов Собрания депутатов МР «» и досрочном прекращении полномочий депутатов Собрания депутатов МР «» в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции»,

установил:

и.о. прокурора ФИО102 в порядке ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) обратился в суд с уточненным административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия депутатов Собрания депутатов МР «» ФИО34, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО1, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО2, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО35, ФИО3, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО4, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО5, ФИО69, ФИО70 и ФИО71, выразившегося в непредставлении Главе Республики Дагестан сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 и 2021 годы, ФИО22 в непредставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 год, а ФИО6 в непредставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год, и досрочном прекращении полномочий указанных депутатов Собрания депутатов МР «» в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Административный иск мотивирован тем, что прокуратурой по поручению прокуратуры республики проведена проверка по информации Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ о непредставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Собрания депутатов МР «» за 2019-2021 годы. В ходе проверки установлено, что депутатами Собрания депутатов МР «» ФИО34, ФИО13, Микаиловым ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО7, ФИО8, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО35, ФИО3, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО9, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО10, ФИО69, ФИО70 и ФИО71 в нарушении ФЗ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в , должности главы администрации муниципального образования Республики Дагестан по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений, осуществления проверки соблюдения ограничений, запретов и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, замещающими муниципальную должность в , должность главы администрации муниципального образования Республики Дагестан по контракту» не представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 и 2021 годы. Кроме того, установлено, что депутатами Собрания депутатов МР «» ФИО11 не представлены сведения о доходах за 2021 год, а ФИО12 за 2020 год.

Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ), которым также определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

Частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ предусмотрена обязанность депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, установлена.

В силу п. 10 ст. 26 Устава МР «» депутат Собрания депутатов муниципального района должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ) и другими федеральными законами.

Согласно положениям ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ лица, замещающие в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов представительного органа местного самоуправления в , а также проверка достоверности и полноты указанных сведений, осуществления проверки соблюдения ограничений, запретов и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, регулируется Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в , должности главы администрации муниципального образования Республики Дагестан по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений, осуществления проверки соблюдения ограничений, запретов и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, замещающими муниципальную должность в , должность главы администрации муниципального образования Республики Дагестан по контракту» (далее Закон Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ).

Лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами (ст. 13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ).

Согласно ст. 2 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ сведения представляются Главе Республики Дагестан по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» в порядке, установленном настоящим Законом лицами, замещающими муниципальную должность, должность главы администрации по контракту, - ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Заполнение формы справки осуществляется с использованием специального программного обеспечения "", размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, ссылка на который также размещена на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Сведения представляются на бумажном и электронном (флеш-карта) носителях лицом, замещающим муниципальную должность, должность главы администрации по контракту, - в кадровую службу администрации муниципального района, городского округа, которая в течение пяти рабочих дней со дня приема представляет эти сведения в уполномоченный орган Республики Дагестан.

Уполномоченным органом в в соответствии с Указом Главы РД от ДД.ММ.ГГГГ, который осуществляет прием сведений о доходах лиц, замещающих муниципальные должности, является Управление Главы Республики Дагестан по вопросам противодействия коррупции.

Таким образом, вышеуказанные депутаты Собрания депутатов МР «» в нарушении вышеуказанных норм в установленном порядке и в установленные сроки не представили Главе Республики Дагестан сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 и 2021 годы.

Бездействие указанных депутатов Собрания депутатов МР «» по непредставлению сведений о доходах является незаконным, противоречит действующему законодательству о противодействии коррупции, а именно положениям ч. 7.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ, ч. 4 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ.

В связи с тем, что число депутатов, допустивших нарушения составляет более 95 % от общего числа депутатов Собрания депутатов МР «, представление о прекращении полномочий указанных депутатов в Собрание депутатов МР «» не внесено.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ и др.

По мнению истца, бездействием депутатов нарушены интересы как Российской Федерации, так и муниципального образования «», а также неопределенного круга лиц на осуществление депутатами своих публичных полномочий, направленных, в числе прочего на предупреждение и борьбу с коррупцией.

Неисполнение депутатами обязанностей, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, противоречит интересам Российской Федерации и муниципального образования МР «» в указанной сфере.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО103 административное исковое заявление поддержал по изложенным в административном иске доводам и основаниям.

Административные ответчики ФИО48 и ФИО69 административные исковые требования не признали, просили отказать в иске по доводам, изложенным в письменных возражениях представителя административных ответчиков ФИО110

Административный ответчик ФИО57 в судебном заседании административный иск также не признал, представил письменные возражения на него и пояснил, что он является депутатом сельского собрания депутатов МО «», был избран сентябре 2020 года посредством прямых выборов. Тогда же он был делегирован в районное Собрание депутатов и никак не является избранным депутатом районного Собрания депутатов МР «». В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Республики Дагестан «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в , должности главы администрации муниципального образования Республики Дагестан по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и осуществления проверки достоверности и полноты указанных сведений», настоящий Закон не распространяется на гражданина, претендующего на замещаемую посредством прямых выборов муниципальную должность в . Более того, хотя он не обязан представлять сведения с использованием программного обеспечения БК, он все же представил указанные сведения управляющему делам Собрания депутатов МР «», о чем должна иметься соответствующая отметка в журнале. О том, что эти справки необходимо представить в кадровое подразделение администрации МР «», ему никто не разъяснял. С учетом изложенного, административный иск и.о. прокурора ФИО102 считает не обоснованным.

Административные ответчики ФИО34, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО85 М.О., ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО7, ФИО11, ФИО1, ФИО84 А.А., ФИО25, ФИО26, ФИО72 К.Ш., ФИО2, ФИО93 Ш.Р., ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО19 Ш.И., ФИО40, ФИО41, ФИО89 Р.С., ФИО4, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО92 М.М., ФИО93 И.А., ФИО72 К.Т., ФИО52, ФИО76 А.Н., ФИО55, ФИО80 Ш.С., ФИО96 З.Д., ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО72 Г.Б., ФИО5, ФИО6, ФИО70 и ФИО71, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания заказным письмом с уведомлением о вручении, дополнительно телефонограммий и путём отправки СМС-сообщений, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились, об отложении не просили, какие-либо доказательства уважительности неявки не представили.

Административные ответчики ФИО72 Г.Б., ФИО30, ФИО1, ФИО41, ФИО93 Ш.Р., ФИО6, ФИО18, ФИО92 М.М., ФИО62, ФИО89 Р.С., ФИО36, ФИО70, ФИО71, ФИО93 И.А., ФИО52, ФИО84 А.А., ФИО65, ФИО19, ФИО55, ФИО46, ФИО25, ФИО31, ФИО17, ФИО61, ФИО76 А.Н., ФИО63, ФИО35, ФИО11, ФИО26, ФИО7, ФИО5, ФИО80 Ш.С. направили своего представителя по доверенности - адвоката ФИО110, подтвердившего своевременное извещение всех его доверителей, не изъявивших желание участвовать лично при рассмотрении дела.

Представитель административных ответчиков – адвокат ФИО110 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска и.о. прокурора ФИО102 и пояснил, что Собрание депутатов МР «» сформировано из числа депутатов собраний депутатов сельских поселений, входящих в состав МР «» (п. 1 ст. 22 Устава МР «»).

В соответствии с п. 10.2 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) в случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов полномочия депутата представительного органа муниципального района, представительного органа городского округа с внутригородским делением прекращаются досрочно в случае прекращения его полномочий соответственно в качестве главы поселения, депутата представительного органа поселения в составе муниципального района, главы внутригородского района, депутата представительного органа внутригородского района.

Аналогичная норма имеется и в п. 6 ст. 27 Устава МР «» согласно которой, полномочия депутата Собрания депутатов муниципального района прекращаются досрочно в случае прекращения его полномочий соответственно в качестве депутата Собрания депутатов сельского поселения в составе муниципального района.

Исходя из смысла вышеуказанных норм закона и Устава, для того чтобы прекратить полномочия депутатов Собрания депутатов МР «» досрочно, необходимо прекратить их полномочия в качестве депутатов сельских собраний.

Указанные в исковом заявлении основания, таковыми не являются в связи со следующим.

Согласно пп. 4.2. ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 251-ФЗ).

Согласно пп. 1.1 ст. 2 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ лица, замещающие муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, представляют сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанные лица сообщают об этом Главе Республики Дагестан не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, путем направления письменного уведомления по форме согласно приложению к настоящему Закону в двух экземплярах в кадровую службу администрации муниципального района, которая в течение пяти рабочих дней со дня приема уведомления представляет один из экземпляров в уполномоченный орган Республики Дагестан по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - уполномоченный орган Республики Дагестан), а второй возвращает депутату, представившему такое уведомление, с отметкой о регистрации (в ред. Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 2).

В возражении указывается, что депутаты сельского собрания депутатов при отсутствии в течении отчетного периода времени сделок, представляют сведения не в виде Справки, подготовленной с использованием программного обеспечения «Справка БК», а в виде Уведомлений.

Как следует из писем от ДД.ММ.ГГГГ и от 19.04.2022г. Администрация МР «» своевременно и в установленном порядке представила в Управление Главы Республики Дагестан по вопросам противодействия коррупции сведения о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, лиц замещающие муниципальные должности в муниципальном районе за отчетные 2020 и 2021 года, а также Уведомления об отсутствии сделок, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» лиц замещающих должность депутатов сельских поселений на не постоянной основе на бумажном носителе.

Указанные обстоятельства, по мнению представителя ответчиков, подтверждают, что его доверители свои обязательства по предоставлению сведений о доходах и расходах и обязательствах имущественного характера исполнили в полном объеме и в соответствии с требованиями законов Российской Федерации и Республики Дагестан.

Представитель заинтересованного лица – Собрания депутатов МР «» ФИО54 в судебном заседании пояснил, что он, будучи заместителем председателя Собрания депутатов МР «», на которого в настоящее время возложены обязанности председателя, представляет интересы Собрания депутатов МР «» 7 созыва, которое было созвано ДД.ММ.ГГГГ. Первая сессия Собрания депутатов состоялась в октябре того же года. Выборы в сельские собрания депутатов проходили по мажоритарной системе, прямых выборов в районное Собрание депутатов не было. Все депутаты районного Собрания депутатов являются сельскими депутатами, избранными в 2020 году и в том же году делегированными в Собрание депутатов МР «» в количестве по квоте, определяемой исходя из численности жителей села. Поскольку депутаты избраны и работают на непостоянной основе они сдавали сведения в виде уведомлений. В форме Справки с использованием программного обеспечение «Справка БК» декларации в 2020 и 2021 годах сдавал только он, как работающий на постоянной основе. Кроме него такие справки в 2020 году сдавал ФИО11, поскольку являлся на тот момент председателем Собрания, а также ФИО6 в 2021 году, сменивший на посту ФИО104 Сказанное им подтверждается письмом ФИО111, согласно которому декларации всех должностных лиц в установленном порядке направлены в Управление Главы Республики Дагестан по противодействию коррупции. Ранее, в предыдущие периоды работы Собрания депутатов ранних созывов, до изменения законодательства, все справки для проверки отвозились в прокуратуру . В аппарате Собрания депутатов МР «» не имеется отдельной кадровой службы, однако в предыдущие созывы ими была создана Комиссия по приему и проверке сведений о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера депутатов, которая занималась этими вопросами. В настоящее время управляющая делами Собрания депутатов занималась сбором деклараций и сведений депутатов, взаимодействовала по этим вопросам с кадровой службой администрации МР «». Со стороны кадровой службы администрации района каких-либо нареканий по представленным сведениям не было, никто им не разъяснял, что необходимо сдавать декларации в форме справки БК. Напротив, работник кадровой службы Казулаев Улубий информировал их о том, что депутаты районного Собрания, работающие на непостоянной основе, должны представлять лишь сведения в форме уведомления об отсутствии сделок, превышающих сумму трехлетнего заработка. В случае совершения таких сделок, депутаты составляли справки с использованием программного обеспечения «Справка БК». Решение об изменении порядка представления сведений они приняли исходя из изменений законодательства, регламентирующего процедуру представления сведений о доходах, расходах и т.д. С учетом изложенного, полагал административные требования не обоснованными и подлежащими отклонению.

Представитель заинтересованного лица – администрации МР «» по доверенности ФИО90ФИО117. в судебном заседании пояснил, что в администрации МР «» создан отдел правового и кадрового обеспечения и утверждено положение о нём. Согласно Положению об отделе, в их функции входят, в числе других, вопросы приема, проверки сведений о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера должностных лиц и членов их семей, а также прием уведомлений об отсутствии сделок, превышающих сумму доходов за последние три года. Других отделов по приему указанных справок и уведомлений в администрации нет. На отдел кадровой службы контроль за сдачей сведений о доходах не возлагался, они лишь занимаются приемом этих сведений. Абсолютно все представленные административными ответчиками сведения были направлены в Управление Главы Республики Дагестан по вопросам противодействия коррупции. По нашим сведениям, административными ответчиками были представлены только уведомления об отсутствии сделок, без справок. Справки БК председателя Собрания депутатов и его заместителя были направлены в Управление Главы Республики Дагестан. Все сопроводительные письма имеющиеся в материалах дела, на которые ссылаются ответчики и представитель Собрания депутатов, соответствуют действительности, в то же время, в них указывается обобщенная информация по справкам и уведомлениям. Обязанности по приему сведений о доходах, расходах и др., уведомлений об отсутствии сделок, возложены на работника кадровой службы ФИО106 Этими вопросами ФИО112 не занимается. Что касается доводов представителя ФИО110 о том, что некоторые депутаты по основному месту работы, как руководители образовательных учреждений, представили сведения о доходах, то указанные доводы не могут быть приняты во внимание суда, поскольку в данном случае они отчитываются перед своими работодателями, которым представляют сведения о доходах за отчетный период. Административные исковые требования прокуратуры находит законными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, которым также определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ к лицам, замещающим муниципальные должности, отнесены депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.

Частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ предусмотрена обязанность депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Согласно п. 10 ст. 26 Устава МР «» депутат Собрания депутатов муниципального района должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

В силу ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов представительного органа местного самоуправления в , а также проверка достоверности и полноты указанных сведений, осуществления проверки соблюдения ограничений, запретов и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, регулируется Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ.

Тем самым, на депутатов муниципальных законодательных (представительных) органов распространяется обязанность предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и детей.

Согласно ст. 2 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ сведения представляются Главе Республики Дагестан по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» в порядке, установленном настоящим Законом лицами, замещающими муниципальную должность, должность главы администрации по контракту, - ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Заполнение формы справки осуществляется с использованием специального программного обеспечения "", размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, ссылка на который также размещена на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Сведения представляются на бумажном и электронном (флеш-карта) носителях лицом, замещающим муниципальную должность, должность главы администрации по контракту, - в кадровую службу администрации муниципального района, городского округа, которая в течение пяти рабочих дней со дня приема представляет эти сведения в уполномоченный орган Республики Дагестан.

Уполномоченным органом в в соответствии с Указом Главы РД от ДД.ММ.ГГГГ, который осуществляет прием сведений о доходах лиц, замещающих муниципальные должности, является Управление Главы Республики Дагестан по вопросам противодействия коррупции.

В судебном заседании установлено, что «» наделен статусом муниципального района Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе муниципальных образований Республики Дагестан». МР «» состоит из сельских поселений, объединенных общей территорией, на которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением через выборные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять также отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами, законами Республики Дагестан.

В состав муниципального района входят территории 20 сельских поселений: 1) «» ; 2) « » в составе сел , с административным центром в селе ; 3) «» ; 4) «» ; 5) «» ; 6) «» ; 7) «» в составе сел , с административным центром в селе ; 8) «сельсовет «» в составе сел , с административным центром в селе ; 9) «» ; 10) «сельсовет «» в составе сел , с административным центром в селе Нижнее ; 11) «» ; 12) «сельсовет «» в составе сел , с административным центром в селе ; 13) «» ; 14) «сельсовет «» в составе сел , с административным центром в селе ; 15) «» ; 16) «» ; 17) «сельсовет «» в составе сел , с административным центром в селе ; 18) «сельсовет «» в составе сел , с административным центром в селе ; 19) «» ; 20) «сельсовет «» в составе сёл , с административным центром в селе .

В соответствии со ст. 21 Устава муниципального образования «» (далее Устав) структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют Собрание депутатов муниципального района, Глава муниципального района, администрация муниципального района, контрольно - счетная палата муниципального района.

Согласно ст. 22 Устава Собрание депутатов муниципального образования «» состоит из глав сельских поселений, входящих в состав муниципального района и из депутатов Собрания депутатов указанных поселений, избираемых Собраниями депутатов сельских поселений из своего состава в соответствии со следующей нормой представительства: «» 2 депутата; «» 2 депутата; «» 2 депутата; «» 3 депутата; «» 3 депутата; «» 2 депутата; «» 4 депутата; «-» 2 депутата; «» 2 депутата; «» 2 депутата; «» 3 депутата; «» 4 депутата; «» 4 депутата; «» 2 депутата; «» 4 депутата; «» 4 депутата; «сельсовет «» 4 депутата; «» 2 депутата; «» 4 депутата; « » 4 депутата.

Собрание депутатов обладает правами юридического лица.

В состав районного Собрания депутатов МР «» 7 созыва избраны (делегированы) депутаты сельских собраний района по норме представительства: (2 депутата) ФИО13 и ФИО14; (2 депутата) ФИО15 и ФИО16; (3 депутата) ФИО17, ФИО18, ФИО19; (2 депутата) ФИО20 и ФИО21; (3 депутата) ФИО22, ФИО23, ФИО24; (4 депутата) ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28; (2 депутата) ФИО29 и ФИО30; (2 депутата) ФИО31 и ФИО32; (2 депутата) ФИО33 и ФИО34; (2 депутата) ФИО35 и ФИО36; (3 депутата) ФИО37, ФИО38 и ФИО39; (4 депутата) ФИО40, ФИО41, ФИО42 и ФИО43; (4 депутата) ФИО44, ФИО45, ФИО46 и ФИО47; (2 депутата) ФИО48 и ФИО49; (4 депутата) ФИО50, ФИО51, ФИО52 и ФИО53; (4 депутата) ФИО54, ФИО55, ФИО56 и ФИО57; (4 депутата) ФИО58, ФИО59, ФИО60 и ФИО61; (2 депутата) ФИО62 и ФИО63; (4 депутата) ФИО64, ФИО65, ФИО66 и ФИО67; (4 депутата) ФИО68, ФИО69, ФИО70 и ФИО71.

Общая численность депутатов Собрания депутатов муниципального района составляет 59 человек.

В отношении 58 депутатов Собрания депутатов муниципального района «» 7 созыва, за исключением ФИО54, подано настоящее административное исковое заявление.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и усматривается из материалов дела, в рамках проверки информации Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ о непредставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Собрания депутатов МР «» за 2019-2021 годы, прокуратурой установлены факты непредставления депутатами 7 созыва в 2020 и 2021 годах сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и детей в установленном порядке.

Представление о прекращении полномочий указанных депутатов в Собрание депутатов МР «» не внесено в связи с тем, что количество депутатов, допустивших нарушения, составляет более 95 % от их общего числа.

Как следует из ответа заместителя Председателя Собрания депутатов МР «» ФИО54 № О-45 от ДД.ММ.ГГГГ, Собрание депутатов 7 созыва сформировано на муниципальных выборах ДД.ММ.ГГГГ и состоит из депутатов сельских поселений, делегированных согласно норме представительства. Указанными депутатами в 2021 и 2022 годах сформированы справки со сведениями о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и детей. Однако, специалистами отдела правового и кадрового обеспечения были запрошены справки о доходах лишь депутатов, работающих на постоянной основе, а также депутатов, совершивших сделки по приобретению имущества в течение предыдущего года превышающие доход за трехлетний отчетный период, на которых были запрошены уведомления на имя Главы Республики Дагестан. В связи с этим, всеми депутатами были представлены уведомления в отдел правового и кадрового обеспечения.

Указанные обстоятельства в судебном заседании подтвердил представитель заинтересованного лица – заместитель Собрания депутатов ФИО54

Согласно предоставленной руководителем Аппарата администрации МР «» ФИО107 по запросу информации (письмо за №О-687 от ДД.ММ.ГГГГ), в отдел правового и кадрового обеспечения представлялись сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в бумажном и электронном виде за 2020 год председателем Собрания депутатов ФИО11 и его заместителем ФИО54, а за 2021 год – председателем Собрания депутатов ФИО6 и его заместителем - ФИО54, а также уведомления об отсутствии сделок за отчетный период всеми остальными депутатами Собрания депутатов, которые в последующем были направлены в Управление Главы Республики Дагестан по вопросам противодействия коррупции.

Как следует из ответа за от ДД.ММ.ГГГГ начальника Управления Главы Республики Дагестан по вопросам противодействия коррупции ФИО108, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) в рамках декларационной кампании за 2020 год представили два депутата: председатель Собрания депутатов ФИО11 и заместитель председателя ФИО54, в рамках декларационной кампании за 2021 год указанные сведения представили два депутата: председатель Собрания депутатов ФИО6 и заместитель председателя ФИО54

Изложенные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются, доказательства представления сведений о доходах в отдел правового и кадрового обеспечения администрации МР «», как это установлено действующим законодательством, административными ответчиками не представлены.

При этом доводы административных ответчиков и представителя ФИО110 о том, что они в силу закона не обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) поскольку являются депутатами сельских собраний депутатов и работают в Собрании депутатов МР «» на не постоянной основе, суд находит основанными на неверном толковании закона.

Как указывалось, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ к лицам, замещающим муниципальные должности, отнесены депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.

Таким образом названный закон к лицам, замещающим муниципальные должности, относит в числе иных лиц депутатов вне зависимости от основы их деятельности (постоянная или временная).

Исключение из числа должностных лиц, замещающих муниципальные должности, приведенный закон допускает в отношении членов избирательной комиссии муниципального образования, действующей на не постоянной основе, к которым депутаты отнесены быть не могут.

Согласно ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Тем самым, на депутатов муниципальных законодательных (представительных) органов распространяется обязанность предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и детей, вне зависимости на постоянной или временной основе они действуют.

По изложенным основаниям суд находит несостоятельными и доводы административного ответчика ФИО57 о том, что требования Закона Республики Дагестан не распространяются на него, как на гражданина, претендующего на замещаемую посредством прямых выборов муниципальную должность в .

Будучи депутатом сельского собрания депутатов, делегированным в районное Собрание депутатов, он не относится к указанной им категории лиц.

При этом суд также считает несостоятельными и доводы административных ответчиков о том, что они не были информированы отделом правового и кадрового обеспечения администрации МР «» о возложении на них обязанности по преставлению сведений о доходах по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».

Частью 7 статьи 2 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 109 установлено, что в случае непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений лица, замещающие муниципальные должности, должности главы администрации по контракту, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По смыслу приведенного закона, именно указанные лица несут персональную ответственность за достоверность и полноту представленных ими сведений.

При этом действующее законодательство не предусматривает обязанность должностных лиц, осуществляющих прием и проверку сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, давать разъяснения по порядку заполнения указанных сведений.

Таким образом, требования и.о. прокурора ФИО102 о признании незаконным бездействия вышеуказанных депутатов по непредставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 4.5 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), при выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 4.4 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами (ст. 13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ).

Неисполнение обязанности по представлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и детей за 2020 и 2021 годы депутатами Собрания депутатов МР «», по мнению суда, является основанием для досрочного прекращения их полномочий за совершение нарушений законодательства о противодействии коррупции.

На основании ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом срок обращения в суд административным истцом не нарушен.

С учетом установленных при разбирательстве дела обстоятельств, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению также требование и.о. прокурора ФИО102 о досрочном прекращении полномочий указанных депутатов Собрания депутатов МР «».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление и.о. прокурора ФИО102 в интересах Российской Федерации и муниципального образования МР «» к административным ответчикам ФИО34, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО7, ФИО11, ФИО1, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО2, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО35, ФИО3, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО4, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО5, ФИО6, ФИО69, ФИО70 и ФИО71 о признании незаконным бездействия депутатов Собрания депутатов МР «» и досрочном прекращении полномочий депутатов Собрания депутатов МР «» в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие депутатов Собрания депутатов МР «» ФИО34, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО1, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО2, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО35, ФИО3, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО4, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО5, ФИО69, ФИО70 и ФИО71, выразившееся в непредставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 и 2021 годы, ФИО22 в не представлении Главе Республики Дагестан сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2021 год, а ФИО6 в непредставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год.

Прекратить досрочно полномочия депутатов Собрания депутатов МР «» ФИО34, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО1, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО2, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО35, ФИО3, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО4, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО5, ФИО6, ФИО69, ФИО70 и ФИО71 в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий Ш.Ш. Шуаев