ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-107/18 от 08.10.2018 Сапожковского районного суда (Рязанская область)

Дело а-107/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 октября 2018 года р.<адрес>

Сапожковский районный суд <адрес> в составе судьи Земскова В.Н., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования Михеевское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> по организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме незаконным и обязании администрации муниципального образования Михеевское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлениемв интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования Михеевское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> по организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме незаконным и обязании администрации муниципального образования Михеевское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг, установив ответчику для совершения указанных действий срок 8 месяцев, указав в обоснование иска, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг. При проверке установлено, что на едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) размещена информация об оказании 14 муниципальных услуг, не оказываемых в электронной форме, а также не размещены действующие административные регламенты предоставления таких услуг. Вкладка на сайте органа местного самоуправления «Михеевское сельское поселение» также не содержит функционал для оказания муниципальных услуг в электронной форме. Таким образом, органом местного самоуправления не обеспечена возможность получения гражданами и субъектами предпринимательства муниципальных услуг в электронной форме. Данные обстоятельства создают условия для злоупотребления и превышения полномочий должностными лицами органа местного самоуправления и создают угрозу проявления коррупционных правонарушений при личном контакте муниципального служащего с лицами, получающих муниципальные услуги.

Исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора <адрес> обоснованны и подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяются Президентом Российской Федерации.

Пунктом «в» п.8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утверждённой Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), одним из направлений реализации национальной стратегии противодействия коррупции признано внедрение в деятельность органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии управленческих решений, а также обеспечивающих электронное взаимодействие органов местного самоуправления с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг.

Внедрение в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления возможности предоставления гражданам и организациям услуг в электронной форме призвано минимизировать личный контакт государственного или муниципального служащего и заявителя, что исключит возможность установления коррупционной связи.

С целью реализации указанных основных направлений антикоррупционной политики государства принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Закон от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ).

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ определено понятие муниципальной услуги, в соответствии с которым под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.

Согласно п. 6 ст. 4 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ одним из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации по выбору заявителя.

В соответствии с п.п. 1-3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления услуги; на получение полной, актуальной достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

На основании ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной форме.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг (далее –Требования).

Согласно п.2 вышеуказанных Требований при предоставлении услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления заявителю обеспечивается получение информации о порядке и сроках предоставления услуги, а также их непосредственное получение.

В соответствии с п.п. 3, 4 Требований состав действий, которые заявитель вправе совершить в электронной форме при получении услуги с использованием единого портала, порталов услуг и официальных сайтов, определяется в административном регламенте предоставления услуги. В административный регламент предоставления услуги включаются состав, последовательность и сроки выполнения действий в электронной форме, а также требования к порядку их выполнения.

В соответствии с ч.1, ч.3 ст.29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ, административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и муниципальных услугах, должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 4 ст.29 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ установлено, что в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми органом местного самоуправления.

Пунктом 1.2 ч. 4 ст. 29 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления требований п. 3 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок (не позднее ДД.ММ.ГГГГ) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.

Таким образом, органом местного самоуправления не обеспечена возможность получения гражданами и субъектами предпринимательства муниципальных услуг в электронной форме.

Из анализа вышеприведенных положений и исследованных доказательств по делу следует, что данные обстоятельства создают условия для злоупотребления и превышения полномочий должностными лицами органа местного самоуправления и создают угрозу проявления коррупционных правонарушений при личном контакте муниципального служащего с лицами, получающим муниципальные услуги, в связи с чем, суд находит, что административный иск прокурора <адрес> обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования - Михеевское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> по организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования - Михеевское сельское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг, установив срок для совершения указанных действий – 8 (восемь) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Сапожковский районный суд <адрес> в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья: В.Н.Земсков