№а-1085/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Горковенко М.Ю.,
при секретаре Евдокимовой Е. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 18 августа 2016 года дело административного судопроизводства по иску Прокурора Новокузнецкого района Кемеровской области к Администрации Красулинской сельского поселения Новокузнецкого района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и об обязании устранить нарушения действующего законодательства.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новокузнецкого района Кемеровской области обратился в суд с административным иском к Администрации Красулинского сельского поселения Новокузнецкого района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и об обязании устранить нарушения действующего законодательства.
Просит суд: Бездействие администрации Красулинского сельского поселения при решении вопросов местного значения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а именно организации проектировании и строительстве моста через реку <данные изъяты> в <адрес> Красулинского сельского поселения, признать незаконным.
Обязать администрацию Красулинского сельского поселения устранить нарушения действующего законодательства о местном самоуправлении при решении вопросов местного значения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог, а именно:
-организовать проектирование и строительство моста через реку <данные изъяты> в <адрес> Красулинского сельского поселения, предусмотренного проектом организации дорожного движения Красулинского сельского поселения. Установить ответчику срок для исполнения решения суда до 19.08.2019 года.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района по обращению жителей <адрес> Красулинского сельского поселения проведена проверка по вопросу осуществления органами местного самоуправления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, и установлено следующее.
Исполняющим обязанности главы Новокузнецкого муниципального района в 2011 году утвержден проект организации дорожного движения по улицам Красулинского сельского поселения, который в свою очередь согласован с ОГИБДД Новокузнецкого района.
В соответствии с данным проектом организации дорожного движения на автомобильной дороге «<адрес>» предусмотрено мостовое сооружение через реку <данные изъяты> в <адрес> Красулинского сельского поселения, имеющее асфальтобетонное покрытие, а также дорожные ограждения типа «УЗ».
При проведении по требованию прокуратуры района 22.04.2016 ОГИБДД Новокузнецкого района обследования автомобильной дороге «<адрес>» установлено, что мостовое сооружение предусмотренное проектом организации дорожного движения Красулинского сельского поселения отсутствует, имеется лишь пешеходный мост соединяющий два берега реки <данные изъяты>, из металлических элементов, длина которого составила – 13 м., ширина 4,5 – м. дорожные ограждения отсутствуют.
Данное сооружение не является объектом капитального строительства, а также является единственной переправой через реку <данные изъяты> Кроме того, в период половодья, при выходе <адрес> из берегов данный пешеходный мост находится в затопленном состоянии, а у жителей <адрес> отсутствует возможность добраться до работы, а также в случае необходимости получить квалифицированную медицинскую помощь.
Как показала данная проверка, требования законодательства органом местного самоуправления Красулинского сельского поселения не исполнены, что является недопустимым, и находятся в прямой причинно-следственной связи с возможным возникновением угрозы жизни и здоровью людей.
Таким образом, органы местного самоуправления Красулинского сельского поселения обязаны организовать проектирование и строительство моста через реку <данные изъяты> в <адрес> Красулинского сельского поселения, в связи, с чем ответчика следует понудить устранить нарушения действующего законодательства о местном самоуправлении при решении вопросов местного значения.
Требование прокурора о понуждении администрации Красулинского сельского поселения устранить нарушения законов основаны на праве прокурора обратиться в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Направление в суд настоящего искового заявления обусловлено необходимостью судебной защиты прав неопределенного круга лиц - жителей и лиц, временно находящихся на территории <адрес> Красулинского сельского поселения. В соответствии со ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства. Это положение Конституции конкретизировано в Законе Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Факт наличия или отсутствия регистрации гражданина по месту жительства не может быть решающим аргументом в пользу признания его проживающим или не проживающим в том или ином жилом помещении. Свободы передвижения, выбора места пребывания и выбора места жительства на территории Российской Федерации предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает, либо, являясь его собственником, либо по договору найма, аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Понятие места жительства раскрывается в ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина, что не исключает его временного пребывания и проживания в других местах.
Таким образом, в отсутствие принудительного порядка закрепления граждан на постоянном месте жительства понятие места проживания является не статическим, а динамическим, и, по сути, не предполагает возможность достоверного фиксированного перечня граждан, населяющих постоянно или временно <адрес> Красулинского сельского поселения Новокузнецкого района. В этом смысле указанное в заявлении бездействие Ответчика затрагивает права и охраняемые законом интересы любого гражданина Российской Федерации, обладающего правом на свободу передвижения, пребывания и выбора места жительства на территории Российской Федерации, подобное нарушение носит длящийся характер и затрагивает интересы любого лица, проживающего постоянно или временно на территории <адрес> Красулинского сельского поселения в тот или иной момент времени
Помощник прокурора Новокузнецкого района Рычкова Н.Ф., в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила установить срок ответчику для исполнения решения суда до 19.08.2019 года.
Представитель административного ответчика Администрации Красулинского сельского поселения и представитель третьего лица Администрации Новокузнецкого района ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, против доводов искового заявления возражал, суду пояснил, что документов о строительстве существующего моста через реку Ускат не имеется. Факт наличия проекта организации движения Красулинского сельского поселения не оспаривается. Факт того, что согласно данного проекта способ переправки через <адрес>, предусмотрен наличием моста в данном месте не оспаривается. Мост, существующий в настоящее время возводился много лет назад. Документы, подтверждающие законность возведения существующего моста в настоящее время отсутствуют. Срок исполнения решения суда, испрашиваемый прокурором, считает достаточным.
Представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД Новокузнецкого района Кемеровской области, действующий на основании доверенности ФИО5, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Выслушав доводы административного истца и ответчика, третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В соответствии с частью первой ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. ст.27, 35 упомянутого Федерального закона прокурору предоставлено право в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества.
В соответствии с частью первой ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определены вопросы местного значения сельского поселения.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 вышеуказанного закона установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
В соответствии с п.6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Кроме того, статьей 3 данного Закона определено, что дорожная деятельность -это деятельность по реконструкции, строительству, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, при этом содержание автомобильных дорог представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Часть 1 ст. 21 Закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» также предписывает именно органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности. Часть 2 этой же статьи корреспондирует к обязательной разработке и проведению указанных мероприятий на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Статья 22 данного Закона также предусматривает, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Судом установлено, что и. о. главы Новокузнецкого муниципального района в 2011 году утвержден проект организации дорожного движения по улицам Красулинского сельского поселения, который согласован с ОГИБДД Новокузнецкого района.
В соответствии с данным проектом организации дорожного движения на автомобильной дороге «<адрес>» предусмотрено мостовое сооружение через реку <данные изъяты> в <адрес> Красулинского сельского поселения, имеющее асфальтобетонное покрытие, а также дорожные ограждения типа «УЗ».
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованным судом проектом организации дорожного движения по улицам Красулинского сельского поселения, и не оспорены сторонами.
При проведении 22.04.2016 г. ОГИБДД Новокузнецкого района по требованию прокуратуры района обследования автомобильной дороге «<адрес>» установлено, что мостовое сооружение предусмотренное проектом организации дорожного движения Красулинского сельского поселения отсутствует, имеется лишь пешеходный мост, соединяющий два берега реки Ускат, из металлических элементов, длина которого составила – 13 м., ширина 4,5 – м. дорожные ограждения отсутствуют. Техническая документация на указанный мост отсутствует.
Указанные обстоятельства подтверждены актом от 25.04.2016 года составленным по результатам проведенного обследования, а так же приложенными фотографиями. Отраженные в акте обстоятельства не оспаривались административным ответчиком, доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, судом установлено, что данное сооружение не является объектом капитального строительства, не имеет технической документации, не соответствует требованиям установленным проектом организации дорожного движения Красулинского сельского поселения, является самовольной постройкой. Кроме того, согласно проекта организации дорожного движения указанный мост является единственной переправой через реку Ускат..
Из пояснений истца и ответчика следует, что в период половодья, при выходе <адрес> из берегов данный пешеходный мост находится в затопленном состоянии, а у жителей села Анисимово отсутствует возможность добраться до работы, а также в случае необходимости получить квалифицированную медицинскую помощь. Указанные обстоятельства не оспорены сторонами, доказательств обратного, суду не представлено.
Судом установлено нарушение требований законодательства органом местного самоуправления Красулинского сельского поселения в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а именно в части бездействия при организации проектировании и строительстве моста через реку <данные изъяты> в <адрес> Красулинского сельского поселения.
На основании изложенного суд считает необходимым обязать органы местного самоуправления Красулинского сельского поселения организовать проектирование и строительство моста через реку <данные изъяты> в <адрес> Красулинского сельского поселения.
Требование прокурора о понуждении администрации Красулинского сельского поселения устранить нарушения законов основаны на праве прокурора обратиться в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлещами удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175-178, 291-294 КАС РФ, с
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Прокурора Новокузнецкого района Кемеровской области к Администрации Красулинского сельского поселения о признании бездействия незаконным и обязании устранения нарушений действующего законодательства – удовлетворить в полном объеме.
Бездействие администрации Красулинского сельского поселения при решении вопросов местного значения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а именно организации проектировании и строительстве моста через реку <данные изъяты> в <адрес> Красулинского сельского поселения, признать незаконным.
Обязать администрацию Красулинского сельского поселения устранить нарушения действующего законодательства о местном самоуправлении при решении вопросов местного значения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог, а именно:
-организовать проектирование и строительство моста через реку <данные изъяты> в <адрес> Красулинского сельского поселения, предусмотренного проектом организации дорожного движения Красулинского сельского поселения. Установить ответчику срок для исполнения решения суда до 19.08.2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца.
Мотивированное решение по делу составлено 22.08.2016 года
Судья М.Ю. Горковенко