ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1086/20 от 08.11.2021 Дубненского городского суда (Московская область)

Дело а-1086/2020

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

08 ноября 2021 года

Дубненский городской суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Лозовых О.В.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском к ФИО1, в котором просил восстановить срок на подачу административного иска, и взыскать: недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 4 квартал 2016 года в размере 527,34 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 4 квартал 2016 года за период с 10.01.2017 г. по 23.08.2017 г. в размере 39,04 руб.; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2017 г. в фиксированном размере - 21 785,58 руб., пени за несвоевременную уплату недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2017 г. за период с 10.01.2018 г. по 30.10.2018 г. - 1692,23 руб.; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2017 г. в фиксированном размере 4170,77 руб., пени за несвоевременную уплату недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2017 г. за период с 10.01.2018 г. по 30.10.2018 г. в размере 331,95 руб.; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2018 г. в фиксированном размере - 26545,00 руб., пени за несвоевременную уплату недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2018 г. за период с 10.01.2019 г. по 15.01.2019 г. - 41,14 руб.; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2018 г. в фиксированном размере - 5840,00 руб., пени за несвоевременную уплату недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2018 г. за период с 10.01.2019 г. по 15.01.2019 г. - 9,05 руб.; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2019 г. в фиксированном размере - 29354,00 руб., пени за несвоевременную уплату недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2019 г. за период с 01.01.2020 г. по 13.01.2020 г. - 79,50 руб.; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2019 г. в фиксированном размере - 6884,00 руб., пени за несвоевременную уплату недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2019 г. за период с 01.01.2020 г. по 13.01.2020 г. - 18,64 руб.; недоимку по налогу, уплачиваемому в связи с применением ПСН, за 2016 в размере 1948,00 руб., пени за несвоевременную уплату недоимки по налогу, уплачиваемому в связи с применением ПСН, за 2016 за период с 01.01.2017 г. по 30.10.2018 г. - 361,89 руб.; недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 262 руб. за 2017 год — 289 руб., за 2018 год - 132 руб., пени за несвоевременную уплату недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год за период с 04.12.2018 г. по 25.02.2019 г. - 6,24 руб., за 2018 год за период с 03.12.2019 г. по 18.11.2020 г. - 8,14 руб.; недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 733 руб., за 2016 год - 740,00 руб., за 2017 год - 247руб.; пени за несвоевременную уплату недоимки по транспортному налогу за 2015 год за период с 02.12.2017 г. по 13.02.2018 г. - 14,20 руб., за 2016 г. за период 02.12.2017 г. по 13.02.2018 г. в размере 14,34 рублей и за 2017 г. за период с 04.12.2018 г. по 25.02.2019 г. в размере 5,33 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на те обстоятельства, что ФИО1 являлась плательщиком страховых взносов в связи с осуществлением предпринимательской деятельности до 30.11.2020 г. В связи с тем, что ИП ФИО1 прекратил деятельность индивидуального предпринимателя 30.11.2020 г., у него возникла обязанность, предусмотренная п. 5 ст. 432 НК РФ – уплата страховых взносов не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, ФИО1 является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, поскольку имеет в собственности движимое и недвижимое имущество. В добровольном порядке задолженность погашена не была, в связи с чем ФИО1 были направлены требования об уплате задолженности по налогам. Указанное требование не было исполнено в добровольном порядке, в связи с чем, Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа. Мировым судьей в выдаче судебного приказ было отказано, поскольку административным истцом пропущен срок для обращения в суд, в связи с чем налоговый орган обращается в суд с настоящим иском и просит восстановить срок, поскольку указанный срок пропущен по уважительной причине (выражена воля налогового органа, направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании налоговых платежей, время нахождения заявления о вынесении судебного приказа и его пересылка, регистрация административного иска и его направление административному ответчику). Кроме того, в соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ самым раним требованием об уплате налога и пени от 14.02.2018 г. был установлен срок до 30.03.2018 г., следовательно три года и шесть месяцев истекают 30.09.2021 г.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежавшим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик – ФИО1 в судебное заседание не явился, несмотря на предпринятые судом меры к его надлежащему уведомлению о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении дела суду не представил.

Из материалов дела следует, что адрес административного ответчика указан как: <адрес> (иных адресов ответчика материалы дела не содержат). По указанному адресу суд направлял ответчику определение о принятии административного искового заявления, судебные повестки, однако адресат корреспонденцию не получил; в связи с истечением срока хранения письма были возвращены в адрес суда.

В силу части 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, явка сторон не была признана обязательной, и поскольку каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив административный иск, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд считает необходимым иск удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Система налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (ч. 1, 2 ст. 44 НК РФ).

В силу ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статьей 48 НК РФ предусмотрено право налогового органа обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

В соответствии с частью 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом..

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз. 2 ч. 2 ст. 48 НК РФ).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 4 ч. 2 ст. 48 НК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Судом установлено, что ФИО1, согласно представленной выписке из ЕГРИП, в период с 11.11.2016 года по 30.11.2020 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Статус индивидуального предпринимателя прекращен в связи с принятием соответствующего решения.

ФИО1, как индивидуальный предприниматель, являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование.

Кроме того, ФИО1 является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, поскольку имеет в собственности движимое и недвижимое имущество.

Административным ответчиком обязанность по уплате страховых взносов за 2016-2019 г., а также обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и транспортного налога, не была исполнена, в связи с чем в его адрес были направлены требования сроком исполнения до 30.06.2017 г., сроком исполнения до 12.09.2017 г., сроком исполнения до 12.03.2018 г., сроком исполнения до 11.12.2018 г., сроком исполнения до 30.03.2018 г., сроком исполнения до 08.02.2019 г., сроком исполнения до 11.04.2019 г., сроком исполнения до 06.02.2020 г.

Таким образом, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган должен был обратиться не позднее 06.08.2020 г.

Данное требование административным ответчиком в добровольном порядке исполнено не было, что послужило основанием для обращения МИФНС России N 12 по <адрес> к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

19.02.2021 г. мировым судьей Судебного участка Дубненского судебного района <адрес> в принятии заявления МИФНС России по <адрес> о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности за 2015-2019 гг. по транспортному налогу, налогу на имущество, налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование и пени отказано, в связи с пропуском установленного ч. 2 ст. 48 НК РФ срока для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа.

Определение суда налоговым органом не обжаловано и вступило в законную силу.

Так согласно правовой позиции, изложенной в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).

В связи с непогашением ответчиком образовавшейся задолженности 27.09.2021 г. административный истец обратился в Дубненский городской суд с административным иском к ФИО1

Отказывая в удовлетворении административного иска суд исходит из того, что налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с пропущенным шестимесячным сроком, доказательств уважительности пропуска срока для обращения в суд административным истцом не представлено, определение об отказ в вынесении судебного приказа административным истцом не оспорено, инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, в связи с чем суд не усматривает уважительных причин пропуска срока.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 95 КАС Российской Федерации устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос же о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 611-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 1695-О).

Предусмотрев в НК РФ и КАС РФ норму о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании налоговой задолженности и об отказе в его восстановлении, законодатель отнес решение вопроса об этом к усмотрению суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам соответствующего заявления, представленным в его обоснование доказательствам, и высказывает свое суждение о том, являются ли приведенные заявителем причины пропуска срока уважительными.

Таким образом, административным истцом пропущен установленный ч. 2 ст. 48 НК РФ срок для обращения с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов и пеней. Из системного толкования положений частей 2 ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ следует, что заявление о восстановлении срока подлежит обязательному рассмотрению судом, что, однако, не предполагает его обязательное удовлетворение.

Доводы, изложенные в административном иске, о том, что установленный законом срок пропущен по уважительной причине (выражена воля налогового органа, направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании налоговых платежей, время нахождения заявления о вынесении судебного приказа и его пересылка, регистрация административного иска и его направление административному ответчику) суд считает несостоятельным, поскольку срок на обращение с заявлением о взыскании налоговой задолженности начинает исчисляться непосредственно с момента окончания срока, установленного в требовании налогового органа об уплате налога и пени. При этом, налоговым органом установленный законом срок в отношении последнего требования пропущен на 01 год 01 месяц и 21 дней.

Довод административного истца о том, что самым раним требованием об уплате налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ был установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно три года и шесть месяцев истекают ДД.ММ.ГГГГ, суд считает несостоятельным, поскольку самое ранее требование налоговым органом датировано ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения по которому истекал ДД.ММ.ГГГГ, а соответственно налоговый орган должен был обратиться в суд, с учетом положений абз. 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ, не позднее ДД.ММ.ГГГГ (3 года +06 месяцев).

С учетом изложенного, в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015-2017 гг., налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 гг., налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2016-2019 гг. и пени, за несвоевременную уплату налогов, согласно требованиям , , , , , , , , суд считает надлежащим отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование и пени – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись

Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись