ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-108/17 от 13.03.2017 Хивского районного суда (Республика Дагестан)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело а- 108 /2017 г.

13 марта 2017 года <адрес>

Хивский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи ФИО1,

с участием помощника прокурора <адрес>ФИО3,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> РД к МКОУ «<адрес> СОШ» и к администрации МР «<адрес>» о признании бездействия учреждения образования и администрации МР «<адрес>» незаконным и возложении обязанности на МКОУ «<адрес> СОШ» и администрацию МР «<адрес>» устранить допущенные нарушения путем возведения на входе указанного здания МКОУ пандуса, съезда и (или) иного специального приспособления для беспрепятственного доступа маломобильных граждан.

у с т а н о в и л:

<адрес> РД обратился в суд с административным исковым заявлением к МКОУ «Буршаская СОШ» и к Администрации МР «<адрес>» о признании бездействия учреждения образования и Администрации МР «<адрес>» незаконным и возложении обязанности на МКОУ «<адрес> СОШ» и Администрацию МР «<адрес>» устранить допущенные нарушения путем возведения на входе указанного здания МКОУ пандуса, съезда и (или) иного специального приспособления для беспрепятственного доступа маломобильных граждан.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», а также задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов.

В ходе проверки совместно с директором МКОУ «<адрес> СОШ» установлено, что здание МКОУ «<адрес> СОШ» не оборудовано пандусами и не предусмотрена возможность входа (выхода) людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалидов-колясочников.

При таких обстоятельствах, не исполнение руководством образовательного учреждения обязанностей по надлежащему оснащению пандусами при входе в здание, приводит к нарушению прав детей-инвалидов и маломобильных групп.

МКОУ «<адрес> СОШ» является объектом массового пребывания людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Просит обязать директора МКОУ «<адрес> СОШ» и администрацию МР «<адрес>» устранить допущенные нарушения путем возведения на входе указанного здания пандуса, съезда и (или) иного специального приспособления для беспрепятственного доступа маломобильных граждан, в том числе инвалидов, в здание МКОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа».

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО3 административные исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и просил удовлетворить их, и при этом пояснил, что в соответствии со ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Интересы неопределенного круга лиц заключаются в нарушении их прав установленных Конституцией РФ, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Также просил в соответствии со ст. 227 ч.3 п.1 КАС РФ, обязать административного ответчика сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу, а именно в прокуратуру <адрес> РД, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и рассмотреть настоящее заявление в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.

Представитель ответчика – директор МКОУ «<адрес> СОШ» ФИО4 административный иск признал и пояснил, что в настоящее время указанные нарушения действительно имеют место в МКОУ «<адрес> СОШ» и в ближайшее время данные нарушения им будут устранены, просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.

Представитель ФИО6 «<адрес>» ФИО5, также административный иск признал и пояснил, что указанные в иске нарушения имели место на момент подачи иска в МКОУ «<адрес> СОШ».

Также он просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.

В силу ст. 291 КАС РФ, административное исковое заявление прокурора <адрес> рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц.

В силу п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно пункту 4 и 5 части 1 статьи 9 Федерального Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относятся:

-создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Также в соответствии с уставом Администрации МР «<адрес>» здания, сооружения общеобразовательных учреждений являются муниципальной собственностью.

МКОУ «<адрес> СОШ» является объектом массового пребывания людей, в том числе несовершеннолетних граждан с ограниченными возможностями здоровья, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

В соответствии с п.2 ст. 120 ГК РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.

Таким образом, администрация муниципального района «<адрес>», должна создать благоприятные условия для организации учебного процесса в образовательном учреждении.

Согласно ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ (действующая редакция, 2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно ч.3 ст.79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ (действующая редакция, 2017) «Об образовании» общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

На основании п.9.4 Республиканских нормативов градостроительного проектирования Республики Дагестан «Республиканские нормативы градостроительного проектирования Республики Дагестан», утвержденных Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ объекты социальной инфраструктуры должны оснащаться пандусами и поручнями у лестниц при входе в здания.

Пунктом 9.2 указанных нормативов к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, отнесены административные здания и сооружения.

Наличие выявленных нарушений влекут за собой нарушения прав граждан, предусмотренных ст.7 Конституции РФ

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ч.2 ст. 178 КАС РФ, при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд считает, что необходимо установить срок для устранения допущенных нарушений в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Возложение обязанности на МКОУ «<адрес> СОШ» и администрацию МР «<адрес>» устранить допущенные нарушения путем возведения на входе указанного здания МКОУ пандуса, съезда и (или) иного специального приспособления для беспрепятственного доступа маломобильных граждан в указанный срок, суд считает разумным и позволит МКОУ «<адрес> СОШ» <адрес> и администрацию МР «<адрес>» устранить допущенные нарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 39, 291КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать бездействие МКОУ «<адрес> СОШ» и администрации МР «<адрес>» незаконным.

Обязать директора МКОУ «<адрес> СОШ» устранить допущенные нарушения путем возведения на входе здания МКОУ «<адрес> СОШ» пандуса, съезда и (или) иного специального приспособления для беспрепятственного доступа маломобильных граждан.

Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» выделить денежные средства, необходимые для выполнения указанных работ и устранения выявленных нарушений законодательства в МКОУ «<адрес> СОШ».

Обязать МКОУ «<адрес> СОШ» <адрес> РД, сообщить об исполнении решения по административному делу в Хивский районный суд Республики Дагестан и в прокуратуру <адрес> Республики Дагестан в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан, через Хивский районный суд, в течение пятнадцати дней со дня получения решения.

(Решение лично напечатано председательствующим в совещательной комнате 13.03.2017г.)

Председательствующий Якубов Я.А.