дело №а-1096/2020
50RS0№-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« 18 » февраля 2020 года
Пушкинский городской суд <адрес>
в составе:
председательствующего судьи Кургановой Н.В.
при секретаре судебного заседания К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Т. к администрации Пушкинского городского округа <адрес> о признании решения от 05 ноября 2019 года № незаконным, обязании утвердить схему расположения земельного участка
у с т а н о в и л:
Административный истец Т. обратилась в суд с иском к администрации Пушкинского городского округа <адрес> о признании решения от <дата>№ незаконным, обязании утвердить схему расположения земельного участка
В обосновании заявленных требований указано, что административный истец на основании решения Королёвского городского суда <адрес> от <дата> по гражданскому делу №, вступившего в законную силу <дата>, и определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от <дата> по гражданскому делу № является собственником объектов недвижимости: части жилого дома-квартиры - жилого помещения с кадастровым номером № нежилого здания — гаража с кадастровым номером №, нежилого сооружения - сарая с кадастровым номером №, и сооружений с кадастровым номером № (запись о регистрации от <дата>№), расположенных по адресу: <адрес>. Согласно справке о резервировании адреса объекту недвижимости, выданной Администрацией Пушкинского муниципального района <адрес> от <дата>№, адреса указанных объектов: <адрес>, Пушкинский муниципальный район, сельское поселение Тарасовское, <адрес>. Испрашиваемый земельный участок площадью 1970 кв.м расположен в кадастровом квартале №; категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2), вид испрашиваемого права: в собственность за плату без проведения торгов. Согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Тарасовское Пушкинского муниципального района <адрес>, утвержденным решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района <адрес> от <дата>№, испрашиваемый земельный участок расположен в функциональной зоне Ж-2 - зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. Согласно заключению Главного управления культурного наследия <адрес> на Р№24546875 от <дата>, на испрашиваемом земельном участке отсутствуют объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также выявленные объекты культурного наследия; испрашиваемый земельный участок расположен на территории с техногенным нарушением поверхности земли, необходимость в проведении дополнительной государственной историко-культурной экспертизы отсутствует; испрашиваемый земельный участок расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия: «Усадьба Станиславских «Любимовка» с режимом использования территории - А; в соответствии с постановлением <адрес> от <дата>№ «Об утверждении границ территории и зон охраны памятника истории - усадьбы С. «Любимовка» <адрес>» на территории испрашиваемого земельного участка определены режимы использования зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, которыми предусматривается: строительство зданий с ограничением высоты 12 м до конька кровли и исключение высоких сплошных оград (не более 1,5 м); на территории испрашиваемого земельного участка, в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности запрещается: размещение зданий и сооружений нарушающих масштаб сложившейся архитектурной среды; резко диссонансные. <дата> представитель административного истца через портал государственных и муниципальных услуг <адрес> https://uslugi.mosreg.ru/ обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». К заявлению были приложены необходимые документы в соответствии с ч. 2 ст. 39.15 ЗК РФ ип. 10 Административного регламента, устанавливающим исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги. В соответствии с п. 5 Приложения 2 к Административному регламенту к заявлению было приложено сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве административному истцу. Заявление зарегистрировано за № Р№30112643. Решением Администрации от <дата>№ было отказано в предоставлении государственной услуги. Администрация мотивировала отказ несоответствием заявителя категориям лиц, имеющим право на предоставление услуги, ссылкой на ст. 39.20 ЗК РФ: «исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица - собственники зданий и сооружений», и указанием на то, что в Вашей собственности находится жилое помещение (квартира), которая не является ни зданием, ни сооружением; тем, что площадь земельного участка должна быть пропорциональна долям жилого дома, из которых была выделена часть жилого дома - квартира; указанием на то, что в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Тарасовское, максимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляет 2500 кв.м, однако при части дома - квартире, выделенной из 20/100 долей жилого дома, вы формируете земельный участок площадью 1970 кв.м, что может привести к превышению максимальной площади участка в случае формирования земельных участков остальными собственниками помещений. С решением об отказе административный истец не согласен.
На основании изложенного истец просит суд признать незаконным Решение Администрации Пушкинского муниципального района <адрес> от <дата>№ об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»; Обязать Администрацию Пушкинского муниципального района <адрес> предоставить Т. Зое Т. государственную услугу «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвердив прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности С. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, обстоятельства изложенные в исковом заявлении поддержал в полнм объеме, просил удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель администрации Пушкинского городского округа <адрес> по доверенности Ш. возражала против удовлетворения заявленных требований, полностью поддержала письменные возражения на административное исковое заявление.
Суд, исследовав письменные материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что Т. на основании решения Королёвского городского суда <адрес> от <дата> по гражданскому делу №, вступившего в законную силу <дата>, и определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от <дата> по гражданскому делу № является собственником объектов недвижимости: части жилого дома-квартиры - жилого помещения с кадастровым номером №, нежилого здания — гаража с кадастровым номером №, нежилого сооружения - сарая с кадастровым номером №, и сооружений с кадастровым номером № (запись о регистрации от <дата>№), расположенных по адресу: <адрес>
Согласно справке о резервировании адреса объекту недвижимости, выданной Администрацией Пушкинского муниципального района <адрес> от <дата>№, адреса указанных объектов: <адрес>, Пушкинский муниципальный район, сельское поселение <адрес>. Испрашиваемый земельный участок площадью 1970 кв.м расположен в кадастровом квартале 50:45:0030302; категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2), вид испрашиваемого права: в собственность за плату без проведения торгов.
Согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Тарасовское Пушкинского муниципального района <адрес>, утвержденным решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района <адрес> от <дата>№, испрашиваемый земельный участок расположен в функциональной зоне Ж-2 - зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.
Согласно заключению Главного управления культурного наследия <адрес> на Р№24546875 от <дата>, на испрашиваемом земельном участке отсутствуют объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также выявленные объекты культурного наследия; испрашиваемый земельный участок расположен на территории с техногенным нарушением поверхности земли, необходимость в проведении дополнительной государственной историко-культурной экспертизы отсутствует; испрашиваемый земельный участок расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия: «Усадьба Станиславских «Любимовка» с режимом использования территории - А; в соответствии с постановлением <адрес> от <дата>№ «Об утверждении границ территории и зон охраны памятника истории - усадьбы С. «Любимовка» <адрес>» на территории испрашиваемого земельного участка определены режимы использования зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, которыми предусматривается: строительство зданий с ограничением высоты 12 м до конька кровли и исключение высоких сплошных оград (не более 1,5 м); на территории испрашиваемого земельного участка, в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности запрещается: размещение зданий и сооружений нарушающих масштаб сложившейся архитектурной среды; резко диссонансные.
<дата> представитель административного истца через портал государственных и муниципальных услуг <адрес> https://uslugi.mosreg.ru/ обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». К заявлению были приложены необходимые документы в соответствии с ч. 2 ст. 39.15 ЗК РФ пп. 10 Административного регламента, устанавливающим исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги. В соответствии с п. 5 Приложения 2 к Административному регламенту к заявлению было приложено сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве административному истцу. Заявление зарегистрировано за № Р№30112643.
Решением Администрации от <дата>№ было отказано в предоставлении государственной услуги. Администрация мотивировала отказ несоответствием заявителя категориям лиц, имеющим право на предоставление услуги, ссылкой на ст. 39.20 ЗК РФ: «исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица - собственники зданий и сооружений», и указанием на то, что в Вашей собственности находится жилое помещение (квартира), которая не является ни зданием, ни сооружением; тем, что площадь земельного участка должна быть пропорциональна долям жилого дома, из которых была выделена часть жилого дома - квартира; указанием на то, что в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Тарасовское, максимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляет 2500 кв.м, однако при части дома - квартире, выделенной из 20/100 долей жилого дома, вы формируете земельный участок площадью 1970 кв.м, что может привести к превышению максимальной площади участка в случае формирования земельных участков остальными собственниками помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов путем подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 2 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ, заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к заявлению, а также к документам, которые должны быть приложены к заявлению, предусмотрены статьей 39.15 Земельного кодекса РФ.
В силу пункта 3 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
На территории <адрес> распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от <дата> N 15ВР-1824 утвержден Административный регламент Государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", которым руководствуются органы местного самоуправления Пушкинского городского округа <адрес> при предоставлении данной государственной услуги
В разделе 2 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на получение государственной услуги документов, необходимых для предоставления указанной государственной услуги.
Разделом 12 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлен ЗК РФ.
Статьей 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1).
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (п. 2).
Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган (п. 5).
Из материалов дела и пояснений представителя административного истца следует, что обращаясь в администрацию с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», фактически ставит вопрос о выделе ему земельного участка в связи с выделом его доли в домовладении. При этом как следует из пояснений представителя административного истца, земельный участок при всем домовладении не сформирован, его границы не установлены.
Проанализировав вышеуказанную норму права, суд, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований поскольку право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, имеют все собственники объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, при этом обязательным условием приобретения каждым из них права собственности на землю является их совместное обращение с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.
Другой порядок приобретения права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, действующим законодательством не предусмотрен, что исключает использование иных способов оформления прав на такие земельные участки.
Поскольку земельный участок при домовладении расположенном по адресу: <адрес>, является объектом права долевой собственности, и находящееся на нем здание принадлежит нескольким собственникам, то обязательным условием приобретения каждым из них права собственности на землю является их совместное обращение с соответствующим заявлением.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Т. Зои Т. к администрации Пушкинского городского округа <адрес> о признании решения от <дата>№ незаконным, обязании утвердить схему расположения земельного участка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.
Судья: