ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-109/2022 от 20.01.2022 Советского районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело а-109/22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

...<адрес>

Советский районный суд <адрес>, РСО-Алания в составе:

председательствующего судьи Урумова С.М.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к административному ответчику- ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество и пени,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по <адрес> (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество и пени. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО1, ИНН 150100623476, ... года рождения, проживающая по адресу: 362045, РСО-Алания, <адрес>, состоит на учёте в Инспекции и является плательщиком имущественных налогов. В связи с несвоевременным погашением недоимки, за налогоплательщиком числится задолженность по налогу на имущество за 2017-2018 годы в размере 10 297 рублей 17 копеек, в том числе: налог – 10 649 рубля, пени – 143 рубля 17 копеек. Неисполнение обязанностей по уплате налога в установленный срок явилось основанием для направления в соответствии со ст.ст. 69,70 НК РФ налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на .... Таким образом, до обращения в суд налоговым органом были предприняты предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации необходимые меры, направленные на взимание с налогоплательщика задолженности во внесудебном порядке. Требования Инспекции плательщиком оставлены без исполнения. В январе 2020 года Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка Советского судебного района о взыскании с ФИО1 задолженности по вышеуказанному налогу. После получения копии судебного приказа от ... административный ответчик представила в мировой суд возражения, после чего ... он был отменён. По настоящее время задолженность не оплачена, в связи с чем, административный истец просит рассмотреть административный иск в отсутствие своего представителя и взыскать с ФИО1 в свою пользу задолженность по налогу на имущество и пени в размере 10 297 рублей 17 копеек.

Представитель Инспекции в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещён о времени и месте слушания дела. О причинах неявки суду не сообщил.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, хотя надлежащим образом была извещена о времени и месте слушания дела. О причинах неявки суду не сообщила.

Суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, установив юридически значимые обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования Инспекции к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество и пени подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст.3, пп.1 п.1 ст.23, п.1 ст.45 НК РФ, каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков.

В соответствии со ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Обязательные платежи - это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды.

В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьёй 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение 6-ти месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).

Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

В соответствии с п.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Судом установлено, что ФИО1 состоит на учёте в Инспекции в качестве налогоплательщика и за ней за 2017-2018 годы числится задолженность в размере 10 297 рублей 17 копеек за неуплату налога на имущество и пени.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического липа, не являющегося индивидуальным предпринимателем в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НКРФ).

В силу ст.57 НК РФ, сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу, а при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п.1 ст.75 НК РФ, пени признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Пени начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

В соответствии с ч. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ, административный истец ... направлял ФИО1 требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на ..., в котором налогоплательщику было предложено в срок до ... добровольно уплатить числящуюся задолженность. Таким образом, в соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ, в данном требовании указан срок его исполнения. Также из указанного требования следует, что в случае, если оно будет оставлено без исполнения в срок до ..., налоговый орган примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах (ст.48 НК РФ) меры по взысканию в судебном порядке налогов (сборов, пени, штрафов).

Однако, данное требование до настоящего времени ФИО1 не выполнено. В административном исковом заявлении Инспекция ставит вопрос о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество и пени.

Из определения мирового судьи судебного участка Советского судебного района <адрес> об отмене судебного приказа от ... следует, что ... на основании заявления Инспекции был выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам. После получения копии судебного приказа, последняя обратилась в мировой суд с возражением относительно его исполнения, в связи с чем, судебный приказ был отменён.

В силу ч.6 ст.289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

..., не нарушая действующее законодательство, а также соблюдая шестимесячный срок от даты вынесения определения об отмене судебного приказа, Инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика задолженности. То есть, в соответствии со статьями 69, 70, 48 НК РФ, Инспекция провела все необходимые мероприятия по принудительному взысканию задолженности, не пропустив при этом сроки взыскания задолженности в судебном порядке.

Таким образом, следует отметить, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности; уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке неуплаченной суммы страховых взносов, в связи с чем, поданы заявления о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.

Таким образом, судом установлен факт неуплаты административным ответчиком задолженности по налогу на имущество и пени, то есть ею не были выполнены условия по погашению налога на имущество и пени на основании чего указанная задолженность по настоящему делу подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

В силу ст.176 КАС РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Из ст. 333.36 НК РФ следует, что от уплаты государственной пошлины освобождаются организации и физические лица - при подаче в суд административных исковых заявлений.

В силу положений ст.114 КАС РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае, взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ... «О судебном решении», решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

В соответствии со ст. 286, гл.15 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к административному ответчику -ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество и пени,

- удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ИНН 150100623476, ... года рождения, проживающей по адресу: 362045, РСО-Алания, <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> задолженность по налогу на имущество и пени за 2017-2018 годы в размере 10 297 (десяти тысяч двухсот девяносто семи) рублей 17 копеек, в том числе налог-10 154 ( десять тысяч сто пятьдесят четыре) рубля, пени в размере 143 (ста сорока трёх) рублей 17 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четырёхсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РСО - Алания в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решения.

Судья Урумов С.М.