Дело №а-11058/2021 (47RS0№-24)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Витер Л.В.,
при секретаре Фирсовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 в интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3 к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, Комитету по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия по обеспечению местом в детском дошкольном образовательном учреждении
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, Комитету по образованию администрации МО Всеволожский муниципальный район <адрес> о признании незаконным и дискриминационным бездействия администрации МО Всеволожский муниципальный район <адрес> в отношении несовершеннолетних ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения выразившееся в отказе в предоставлении мест в МДОО с учетом территориальной доступности от фактического места проживания; возложить на администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> обязанность предоставить несовершеннолетним ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения места в муниципальной дошкольной образовательной организации на закрепленной территории <адрес> с учетом территориальности.
Указывает, что в предоставлении места несовершеннолетним ФИО2 и ФИО3 в МОБУ СОШ «ЦО «Кудрово», МДОБУ «Кудровский детский сад комбинированного вида №» выбранное административным истцом, как учреждение, находящееся в территориальной доступности по месту жительства, письмом от ДД.ММ.ГГГГ было отказано, по основаниям очередности и отсутствия свободных мест в выбранном учреждении, поскольку формирование очереди и направление детей в образовательную организацию осуществляется исключительно в автоматическом режиме с учетом даты подачи заявления, желаемого зачисления, возрастной категории, льгот, и при условии наличия свободных мест. Вопрос о зачислении ребенка будет рассматриваться в период планового комплектования образовательных учреждений на 2021/2022 учебный год, исключительно в порядке очереди. Плановое комплектование образовательных учреждений на 2021/2022 учебный год производилось в период с 15 апреля по ДД.ММ.ГГГГ на 2021-2022 учебный год. С ДД.ММ.ГГГГ проводится текущее комплектование образовательных учреждений в течение всего учебного года. По данным автоматизированной системы «Электронный детский сад», ФИО2 состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ в возрастной группе от четырех до пяти лет, ФИО3 состоят на учете с ДД.ММ.ГГГГ в возрастной группе от одного года до двух лет в МОБУ СОШ «ЦО «Кудрово», МДОБУ «Кудровский детский сад комбинированного вида №» изначально с датой желаемого зачисления ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, административному истцу было разъяснено о Порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных), индивидуальным предпринимателям, реализующим основные образовательные программы дошкольного образования, для возмещения части затрат, связанных с содержанием имущества и оказанием услуг по присмотру и ухожу за детьми, в рамках государственной программы <адрес> «Стимулирование экономической активности <адрес>».
Административный истец полагает отказ в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении незаконным, вынесенным с существенными нарушениями норм законодательства Российской Федерации.
В судебное заседании административный истец явилась, настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, представили письменные возражения против удовлетворения требований.
В силу положений ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, поскольку их явка не признана судом обязательной.
Выслушав мнение административного истца, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности, суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным.
Дети ФИО1 – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, временно зарегистрированы и проживают по месту жительства с родителями по адресу: <адрес>, мкр. Новый Оккервиль, <адрес>. ФИО2 состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ на предоставление места в МОБУ СОШ «ЦО «Кудрово», МДОБУ «Кудровский детский сад комбинированного вида №» в возрастной группе от 4 до 5 лет на 2021 - 2022 учебный год, ФИО3 состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ на предоставление места в МОБУ СОШ «ЦО «Кудрово», МДОБУ «Кудровский детский сад комбинированного вида №» в возрастной группе от одного года до двух лет на 2021-2022 учебный год.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по образованию сообщил ФИО1, что вопрос о зачислении ее несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3 в названные учреждения в соответствии с Административным регламентом плановое комплектование образовательных учреждений на 2021/2022 учебный год проводилось с 15 апреля по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ проводится текущее комплектование образовательных учреждений в течение всего учебного года, так как по данным автоматизированной системы «Электронный детский сад», ФИО2 состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ в возрастной группе от 4 до 5 лет и ФИО3 состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ в возрастной группе от одного года до двух лет в МОБУ СОШ «ЦО «Кудрово», МДОБУ «Кудровский детский сад комбинированного вида №» с датой желаемого зачисления ДД.ММ.ГГГГ.
Количество свободных мест на 2021-2022 учебный год в Учреждениях утверждено Постановлением администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№, которое размещено на официальном сайте администрации.
Согласно вышеуказанного Постановления в учреждениях, указанных в заявке ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения группы до трех лет не комплектуются.
Таким образом, вопрос о зачислении ФИО2 рассматривается в период текущего комплектования образовательных учреждений при появлении свободных мест с учетом норм действующего Административного регламента. Вопрос о зачислении ФИО3 будет рассматриваться в период планового комплектования на 2022-2023 учебный год при наличии групп от двух до трех лет.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), также гарантирующим право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования (статья 5).
Федеральный закон N 273-ФЗ организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9), закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, как предписано частями 3 и 4 статьи 67 поименованного Закона, должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).
Как следует из материалов дела на ДД.ММ.ГГГГ согласно данным автоматизированной системы «Электронный детский сад»:
- ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ в МОБУ «СОШ ФИО4 Кудрово» в возрастной категории от 4 до 5 лет на 2021-2022 учебный год с датой желаемого и предполагаемого зачисления ДД.ММ.ГГГГ год.
- ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ в МОБУ «СОШ ФИО4 Кудрово» в возрастной категории до двух лет на 2021-2022 учебный год с датой желаемого и предполагаемого зачисления ДД.ММ.ГГГГ год.
Таким образом, планируемый срок зачисления – с ДД.ММ.ГГГГ.
Материалы дела не содержат отказа администрации или Комитета образования в предоставлении места несовершеннолетним детям истца, в связи с отсутствием мест в муниципальных детских образовательных учреждениях на момент желаемого и предполагаемого зачисления ребенка. Поскольку дата желаемого и предполагаемого зачисления - ДД.ММ.ГГГГ, не наступила ни на момент подачи административного иска –ДД.ММ.ГГГГ, ни на дату принятия судом решения, то право несовершеннолетних детей истца на получение места в муниципальном детском дошкольном учреждении нарушено не было.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в не предоставлении места несовершеннолетним ФИО2 и ФИО3 в муниципальном детском дошкольном учреждении – отсутствует, нарушения прав несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3 допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетних детей: ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в удовлетворении требований о признании незаконным и дискриминационным бездействия администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в отношении несовершеннолетних ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения выразившееся в отказе в предоставлении мест в муниципальной дошкольной образовательной организации с учетом территориальной доступности от фактического места проживания, обязании администрации МО Всеволожский муниципальный район <адрес> предоставить несовершеннолетним ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения места в муниципальной дошкольной образовательной организации на закрепленной территории <адрес> с учетом территориальности – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через Всеволожский городской суд <адрес>.
Судья
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.