к делу №а-1111/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> «25» февраля 2021 года
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - судьи Рамазановой И.И.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в выдаче разрешения на строительство физкультурно-оздоровительного клуба и устранении допущенных нарушений путем понуждения повторного рассмотрения по существу вопроса о выдаче разрешения на строительство физкультурно-оздоровительного клуба,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Майкопский городской суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением к администрации МО «<адрес>», Управлению архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» и Комитету по управлению имуществом МО «<адрес>» о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в выдаче разрешения на строительство теннисного корта и устранении допущенных нарушений, путем понуждения выдать разрешение на строительство теннисного корта.
В ходе рассмотрения спора по существу административный истец уточнил свои административные исковые требования, просил признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в выдаче ему разрешения на строительство физкультурно-оздоровительного клуба и устранении допущенных нарушений путем понуждения повторного рассмотрения по существу вопроса о выдаче разрешения на строительство физкультурно-оздоровительного клуба. Также отказался от административных исковых требований, предъявленных к администрации МО «<адрес>» и Комитету по управлению имуществом МО «<адрес>», поскольку полагал, что данные муниципальные органы власти являются одним юридическим лицом, а его административные требования направлены только к Управлению архитектуры и градостроительства МО «<адрес>».
В обоснование своих административных исковых требований указал, что у него в пользовании, на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ находится земельный участок с кадастровым номером 01:08:0519038:1422 по адресу: <адрес> «Г», с основным видом разрешенного использования «спорт».
Для освоения указанного земельного участка, в соответствии с его основным видом разрешенного использования им был заказан проект физкультурно-оздоровительного клуба и ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика подано заявление о выдаче разрешения на его строительство.
ДД.ММ.ГГГГ он получил отказ в выдаче разрешения на строительство физкультурно-оздоровительно клуба в форме решения №.
С данным решением он не согласен в части, полагает, что административный ответчик создает препятствия к использованию находящегося у него в пользовании указанного земельного участка в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования.
Данное решение считает противоречащим нормам ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку уполномоченный орган не вправе был требовать от него технические условия для проектирования видеонаблюдения и согласования фасада проектируемого объекта.
Просит признать незаконным решение управления архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в выдаче разрешения на строительство физкультурно-оздоровительного клуба и устранить допущенные нарушения, путем понуждения Управления архитектуры и градостроительства повторно рассмотреть по существу вопрос о выдаче ему разрешения на строительство физкультурно-оздоровительного клуба.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленные административные исковые требования, просил их удовлетворить, указав, что административным ответчиком ему неоднократно отказано в выдаче разрешения на строительство, по разным основаниям, он неоднократно предоставлял документы, которые требовал административный ответчик. Указал, что Градостроительный кодекс Российской Федерации имеет исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить для выдачи разрешения на строительство. Также просил обратить внимание на то обстоятельство, что руководитель Управления по чрезвычайным ситуациям администрации МО «<адрес>» проинформировал в своем письме, что объект физкультурно-оздоровительно клуба не требует подключения к системе видеонаблюдения АПК «Безопасный город». Более того, просил обратить внимание, что из имеющейся в административном деле проектной документации, усматривается, что физкультурно-оздоровительный клуб располагается ближе к тыльной части земельного участка, ввиду чего фасадное оформление не требуется. Также не требуется архитектурное и цветовое решение объекта. Полагает, что указанные в отказе основания, являются надуманными, и не соответствую требованию закона.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» ФИО3 возражала против заявленных административным истцом требований, просила отказать в удовлетворении, поскольку данные требования к застройщику определены в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером №, подготовленном ДД.ММ.ГГГГ.
Представители заинтересованных лиц администрации МО «<адрес>» ФИО4 и Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» ФИО5 возражали против удовлетворения административных исковых требований, заявленных ФИО1, поскольку отказ в выдаче разрешения на строительство входит в полномочия Управления архитектуры и градостроительства МО «<адрес>». Обжалуемое решение является законным и обоснованным, поскольку проект фасада и письмо ГО и ЧС предоставлены административным истцом после вынесения обжалуемого решения.
Исследовав материалы административного дела, выслушав доводы и мнение сторон, суд считает, что административные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1 на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит право пользования земельным участком с кадастровым номером №, находящимся в собственности муниципального образования «<адрес>» из земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «спорт», общей площадью 5 000 кв.м. по адресу: <адрес> «г». Срок договора установлен на 4 года. Также из указанного договора усматривается, что арендатор вправе возводить строения и сооружения в соответствии с целевым назначением арендуемого земельного участка.
С целью строительства на указанном земельном участке физкультурно-оздоровительного клуба ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» с заявлением о выдаче разрешения на строительство (л.д. 28), приложив правоустанавливающий документ на земельный участок, градостроительный план земельного участка, результаты инженерно-геологических, геодезических изысканий и проектную документацию №, однако в выдаче такого разрешения ему было отказано наоснованиирешения№ от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на отсутствие технических условий для проектирования видеонаблюдения, выданных Управлением по делам ГО и ЧС МО «<адрес>» и согласования фасада проектируемого объекта.
В соответствии с пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением подпункта 2 пункта 2 указанной статьи.
Согласно пункта2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Согласно п. 5.1.4 договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ арендатору ФИО1 принадлежит право возводить на земельном участке с кадастровым номером №, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением арендуемого Участка.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса, если иное не установлено частью 7.3 настоящей статьи;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории вслучае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);
в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);
г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
4) положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренномчастью 12.1 статьи 48частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;
9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;
10) копия договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящимКодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением документов, указанных в частях 7 названной статьи.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных частью 7 названной статьи или несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, … а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям… (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии в частью 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.
Решением Совета народных депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-рс утверждены Правила землепользования и застройки МО «<адрес>».
Согласно справке о градостроительном регламенте от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне средне и многоэтажной жилой застройки с размещением общественно-делового назначения (Ж-ОЖ).
К основным видам разрешенного использования указанного земельного участка (Ж-ОЗ) относится «спорт», на котором могут быть возведены здания физкультурно-оздоровительных клубов и фитнес-центры, теннисные корты, бассейны, площадки для занятия спортом и физкультурой (беговые дорожки, спортивные сооружения, поля для спортивных игр). Установлены предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, которые соответствуют земельному участку с кадастровым номером № и представленной ФИО1 в орган местного самоуправления, проектной документации.
Пунктами 2, 3 градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № установлена необходимость согласования цветового решения фасадов общественных зданий, многоквартирных домов, с Управлением архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» которые фасадами выходят на улицы. Кроме того при строительстве объектов капитального строительства в исторической части города или охранной зоне памятника истории архитектуры, а также объектов со значительными объемами, необходимо рассмотреть архитектурное и цветовое решение объекта на общественном Совете по проблемам градостроительного развития и формирования архитектурно-художественного облика МО «<адрес>».
Из проектной документации № и чертежа градостроительного плана земельного участка, которые представлены ФИО1 в орган местного самоуправления, усматривается, что планируемый объект капитального строительства – физкультурно-оздоровительный клуб, площадью застройки 29 кв.м., расположен с тыльной стороны земельного участка, не отнесенного к исторической части города или охранной зоне памятника истории архитектуры, следовательно, указанное основание для отказа в выдаче на строительство, не основано на нормах права.
Пунктом 12 градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № установлена необходимость в получении в Управлении по делам ГО и ЧС технических условий для проектирования видеонаблюдения с подключением к системе «Безопасный город». Однако в ходе судебного заседания установлено, что объект планируемого строительства «физкультурно-оздоровительный клуб», по адресу: <адрес> «г», не требует подключения к системе видеонаблюдения АПК «Безопасный город». (л.д. 85)
Поскольку ФИО1 обратился в уполномоченный орган за выдачей разрешения на строительство физкультурно-оздоровительного клубана принадлежащем ему на праве пользования земельном участке, согласно виду его разрешенного использования, приложив все необходимые документы в соответствии с требованиями части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, следовательно,решение Управления архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в выдаче разрешения на строительство физкультурно-оздоровительного клуба нельзя признать обоснованным.
В виду изложенного, суд полагает заявленные ФИО1 административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в выдаче разрешения на строительство физкультурно-оздоровительного клуба и устранении допущенных нарушений путем понуждения повторного рассмотрения по существу вопроса о выдаче разрешения на строительство физкультурно-оздоровительного клуба, удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО1 в выдаче разрешения на строительство физкультурно-оздоровительного клуба.
Обязать Управление архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» повторно рассмотреть по существу вопрос о выдаче ФИО1 разрешения на строительство физкультурно-оздоровительного клуба на земельном участке с кадастровым номером: № по адресу: <адрес> «г», в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись Рамазанова И.И.
УИД 01RS0№-78
Подлинник находится в деле №а-1111/2021
в Майкопском городском суде Республики Адыгея