ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1121/16 от 24.06.2016 Алуштинского городского суда (Республика Крым)

Дело а-1121/ 2016

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

24 июня 2016 года Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Хотяновой В.В.,

при секретаре: ФИО4

с участием представителя административного истца ФИО5, представителя Администрации <адрес> Республики Крым ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Алуште административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, главе администрации <адрес>ФИО2, первому заместителю главы администрации <адрес>ФИО3 об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию <адрес> рассмотреть заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность под строительство гаража, площадью 100 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, пгт.Партенит, ул.<адрес>, в районе <адрес> принять решение по данному заявлению.

Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ истцом на имя главы администрации <адрес>ФИО2 было подано заявление, в котором ФИО1 просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление земельного участка в собственность под строительство индивидуального гаража по адресу: <адрес>, пгт.Партенит, ул.<адрес>, в районе <адрес>. Вместе с тем, по указанному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ решение истцом так и не получено. Вместо указанного решения административным истцом было получено сообщение, подписанное главой администрации <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и сообщение, подписанное первым заместителем главы администрации <адрес>ФИО3 №Ф-<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которые по своему содержанию носят ознакомительный характер.

Административный истец считает, что отсутствие решения Администрации <адрес> по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка создает для него препятствия к осуществлению его конституционного права на владение и пользовании земельным участком.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 требования иска поддержала, просит их удовлетворить.

Представитель администрации <адрес>ФИО6 в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.

Иные ответчики в судебное заседание не явились, причины своей неявки суду не сообщили. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав мнение явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно статей 23, 24 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6- ФКЗ от 21 марта 2014 года, на территории Республики Крым со дня принятия ее в Российскую Федерацию действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Статьей 6 вышеуказанного Федерального Конституционного Закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года определено действие переходного периода - до 1 января 2015 года, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной сласти Российской Федерации.

Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В силу положений, установленных статьей 34 Федерального закона № ФЗ-131 от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ч. 3 ст. 43 Федерального закона № ФЗ-131 от 06 октября 2003 года представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года №313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6 ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее -подлежащие переоформлению права).

Виды подлежащих переоформлению прав, а также соответствующие им права, на которые допускается переоформление, определяются Законом.

Завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ.

Так, материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец по делу ФИО1 обратился на имя главы администрации <адрес>ФИО2 с письменным заявлением, в котором просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление земельного участка в собственность под строительство гаража площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: пгт.Партенит, ул.<адрес>, в районе <адрес>.

Из содержания сообщения главы администрации <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 усматривается, что на основании заключения Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты>.м. расположенного по адресу: <адрес>, пгт.Партенит в районе <адрес> не согласована, поскольку указанный земельный участок входит в охранную зону памятника археологии регионального значения – городища Партениты (, поставлен на государственный учет решением Крымского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ, этим же решением утверждена охранная зона); заключение управления градостроительства и архитектуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности согласования схемы расположения земельного участка по причине отсутствия разработанной градостроительной документации на данную территорию; утверждение вышеуказанной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным.

Из сообщения первого заместителя главы администрации <адрес>ФИО3 на имя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что на основании решений Партенитского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении протеста заместителя прокурора ФИО8 на решение Партенитского Поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка под установку временного металлического гаража гр.ФИО1»; от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении гр.ФИО1 на выполнение градостроительного обоснования размещения индивидуального гаража» ФИО1 не имеет возможности завершить оформление права на земельный участок для строительства индивидуального гаража площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: пгт.Партенит, ул.<адрес>, в районе <адрес>.

В соответствии с ч.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Ч.17 Приложения 1 к Постановлению Совета Министров Республики Крым №44 от 16.02.2015 года предусматривает, что орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, в срок не более тридцати календарных дней со дня поступления заявления принимает одно из следующих решений: об утверждении схемы расположения земельным участком либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям, установленным законом.

Аналогичная норма права закреплена и в ст.39.15 ЗК РФ.

Из системного толкования указанных норм права можно сделать вывод, что действующее земельное законодательство требует от органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение находящимися в муниципальной собственности земельными участками принятия решения, а не иной формы документа об утверждении либо отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Кроме того, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ст.11-3 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Конституцией Республики Крым, Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года № 313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым», Уставом муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, с целью урегулирования вопросов предоставления земельных участков, расположенных в границах муниципального образования городской округ Алушта, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в соответствии с протоколом записи 5 заседания 9 сессии от 25.03.2015 Алуштинского городского совета I созыва, Алуштинский городской совет Республики Крым 25 марта 2015 года принял решение за номером № 9/54 «О вопросах переоформления прав или завершение оформления прав на земельные участки ( с последующими изменениями и дополнениями). Согласно указанного решения предоставление земельных участков, расположенных в границах муниципального образования городской округ Алушта, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» осуществляется в соответствии с Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Алушта.

Вместе с тем, судом установлено, что решение Администрацией <адрес> Республики Крым по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой утвердить прилагаемую к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление земельного участка в собственность под строительство гаража по адресу: пгт.Партенит, ул.<адрес>, в районе <адрес> не принималось, то есть надлежащим образом не рассмотрено.

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования административного истца ФИО1 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.179-180 КАС РФ, суд –

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность под строительство гаража, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, пгт.Партенит, ул.<адрес>, в районе <адрес>, и принять решение (Постановление) по данному заявлению, которое направить ФИО1.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.В. Хотянова