Дело №а-1131/2021 УИД 47RS0№-62
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 ноября 2021 года в городе Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Мицюк В.В.,
При секретаре Баталовой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя административного истца помощника Кингисеппского городского прокурора Поздеевой А.А.,
административное дело по административному исковому заявлению Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО «Куземкинское сельское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области о признании бездействия незаконным, об обязании создать маневренный жилой фонд,
У С Т А Н О В И Л:
20 августа 2021 года Кингисеппский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Куземкинское сельское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер, направленных на создание на территории МО «Куземкинское сельское поселение» маневренного жилого фонда, об обязании ответчика создать на территории МО «Куземкинское сельское поселение» маневренный жилой фонд в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что постановлением Администрации МО «Куземкинское сельское поселение» от 13.12.2012 №ФИО4, единственное жилое помещение которого стало непригодным для проживания в результате пожара, принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на территории указанного муниципального района. В настоящее время, несмотря на наличие предусмотренных законом оснований, он не обеспечен жилым помещением муниципального жилищного фонда, в том числе маневренного, ввиду отсутствия в собственности МО «Куземкинское сельское поселение» жилых помещений, относящихся к маневренному фонду. Кроме того, в 2019 году к ответчик в целях получения жилого помещения маневренного фонда обращалась ФИО5, утратившая жилое помещение вследствие признания ее банкротом и принятия решения судом о выселении из него. В результате рассмотрения обращения жилое помещение ФИО5 не предоставлено, она уведомлена об отсутствии в собственности муниципального образования жилых помещений маневренного фонда. В случае возникновения в других граждан, проживающих на территории МО «Куземкинское сельское поселение» трудной жизненной ситуации, связанной с невозможностью проживания в занимаемых ими жилых помещениях, они также не будут обеспечены другими жилыми помещениями. При таких обстоятельствах бездействие ответчика в части непринятия мер, направленных на создание на территории МО «Куземкинское сельское поселение» маневренного жилого фонда не соответствует требованиям закона и нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на жилье (л.д. 2-6).
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила иск удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что в административное исковое заявление подано в защите неопределенного круга лиц, а указание в иске на ФИО5 и ФИО4 – это для примера.
Представитель административного ответчика администрации МО «Куземкинское сельское поселение» в судебном заседании полагал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку истцом не приведены нормы закона, в соответствии с которыми ответчик обязан создать маневренный жилой фонд. Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ содержит перечень вопросов местного значения и не содержит обязанность ответчика создавать маневренный фонд. Полагал, что доводы истца по физическим лицам, указанным в иске, не имеют отношения к данному делу и не подтверждают бездействие администрации.
Представитель заинтересованного лица администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 42).
Представитель заинтересованного лица Правительства Ленинградской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв, в котом указал, что судебные акты не могут подменять собой решения уполномоченных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, поскольку в рассматриваемых обстоятельствах обратное может привести к подмене судебным решением установленного административного порядка предоставления и расходования бюджетных средств (л.д. 31-32).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренным федеральными законами.
Судом установлено и следует из материалов дела, в ответ на письмо истца Заместитель главы Администрации МО «Куземкинское сельское поселение» сообщил, что в собственности МО «Куземкинское сельское поселение» нет жилых помещений, относящихся к маневренному жилищному фонду (л.д. 7-8, 9).
В статье 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.
Обращаясь с иском в суд, прокурор ссылается на п. п.3, 6, 8, ч.1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым к вопросам местного значения поселения относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
А также на п.п.1,4, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; осуществление муниципального жилищного контроля.
Данная норма носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения органами местного самоуправления, это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности.
Указанные полномочия орган местного самоуправления осуществляет на основании Жилищного Кодекса РФ, а также иных нормативно-правовых актов регулирующих жилищные правоотношения.
Однако, положения данных статей Федерального закона № 131 от 06.10.2003 и Жилищного кодекса Российской Федерации не указывают на обязанность создания маневренного фонда. Суд полагает, что расширительное толкование объема полномочий, имеющихся у органа местного самоуправления для решения данного вопроса местного значения, как и любого иного вопроса местного значения, закрепленного ст. ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не допустимо.
Указанная правовая позиция приведена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.03.2011 года N 2-П по делу о проверке конституционности положения п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита".
В силу статей 12, 130 (ч. 1) и 132 (ч. 1) Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, а также имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона (п. 1,5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Кроме того, в обоснование своих требований административный истец ссылается на положения Жилищного кодекса РФ. Однако, Жилищным кодексом РФ допускаются и иные способы соблюдения жилищных прав граждан, в случаях, когда производится реконструкция или капитальный ремонт дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, а также прав малоимущих граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях и граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Так, взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставлять им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма (ч. 2 ст. 88 Жилищного кодекса РФ).
Также в соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Следовательно, нормами Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления к созданию маневренного фонда также не обязываются. Предоставление гражданам жилых помещений маневренного фонда является одной из возможных альтернатив соблюдения жилищных прав, в связи с чем причинно-следственная связь между действиями ответчика и угрозой наступления возможных неблагоприятных последствий в виде нарушения жилищных прав неопределенного круга лиц, отсутствует.
Отнесение указанных полномочий к числу собственных, которые органы местного самоуправления должны осуществлять обязательно за свой счет, неправомерно.
В силу подп. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.
Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в области жилищного законодательства закреплено ЖК РФ.
Такое разграничение соответственно установлено статьями 12 и 13 ЖК РФ, а статья 14 ЖК РФ определяет полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Жилые помещения маневренного жилищного фонда являются видом жилых помещений специализированного жилищного фонда, под которым понимается совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и, к которым также отнесены: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан (ст. 92, п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ).
При этом, органы государственной власти РФ определяют основания предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (п. 7 ст. 12); органы государственной власти субъекта РФ - порядок их предоставления (п. 2 ст. 13); а к полномочиям органов местного самоуправления отнесено определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (п. 4 ч. 1 ст. 14).
Закрепленная названная обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений и порядка их предоставления в ст. 92 ЖК РФ содержит конкретные указания на способы ее исполнения уполномоченными субъектами, что само по себе не указывает на то, что все предусмотренные в этой норме способы (виды фондов) должны быть реализованы одновременно, то есть не ограничивает самостоятельность местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности.
Анализ приведенных норм, а также материалы дела, не указывают на вывод о том, что отсутствие одного из видов жилищного фонда в муниципальном образовании «Куземкинское сельское поселение», в данном случае маневренного, свидетельствует о невыполнении требований жилищного законодательства, требующих судебной защиты.
Устав МО «Куземкинское сельское поселение» также не содержит положений, обязывающих ответчика создавать маневренный жилищный фонд (л.д. 47-85).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не содержат ссылок на нормы права, непосредственно обязывающие администрацию сельского поселения к созданию маневренного фонда, и не содержат указаний на обстоятельства создающие угрозу нарушения жилищных прав граждан действиями (бездействиями) администрации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 8, 62, 84, 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО «Куземкинское сельское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области о признании бездействия незаконным, об обязании создать маневренный жилой фонд отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.
Мотивированное решение составлено 24 ноября 2021 года.
Судья