К делу №а-11387/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2017г. г.Краснодар
Судья Ленинского районного суда г.Краснодара Устинов О.О., с участием представителя административного истца старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Краснодарского края ФИО3, представителей административного ответчика по доверенности ФИО4, ФИО5, при секретаре Свиридовой Д.А., рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к избирательной комиссии Краснодарского края о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Краснодарского края обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным постановление избирательной комиссии Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ по результатам рассмотрения представления прокуратуры Краснодарского края и обязать избирательную комиссию Краснодарского края устранить допущенные нарушения путем направления в Государственную Думу Российской Федерации копии запрошенных актов об отсутствии нарушений в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на избирательных участках, расположенных на территории Краснодарского одномандатного избирательного округа №.
В обоснование иска указывает, что в избирательную комиссию Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № ВР/1.6-4/156АК, оформленное как депутатский запрос на имя председателя комиссии ФИО2, в котором он просил предоставить в Государственную Думу копии актов об отсутствии нарушений на избирательных участках Краснодарского одномандатного избирательного округа №.
В ответе избирательной комиссии края за подписью председателя комиссии ФИО2 от 06.03.2017г. ФИО6 отказано в предоставлении запрошенных копий актов.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Краснодарского края на имя председателя избирательной комиссии края ФИО2 внесено представление об устранении нарушений законодательства о статусе депутата, содержащее требование направить запрошенные депутатом копии актов об отсутствии нарушений на избирательных участках, расположенных на территории Краснодарского одномандатного избирательного округа №.
По результатам рассмотрения представления прокуратуры края постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено отсутствие нарушений законодательства о статусе депутата при рассмотрении и подготовке ответа на запрос депутата ФИО6, мер к устранению нарушений не принято.
Таким образом, содержавшееся в представлении требование прокурора о направлении депутату ФИО6 копий вышеназванных документов, административным ответчиком не исполнено.
Прокурор Краснодарского края полагает, что действиями избирательной комиссии допущено нарушение интересов избирателей, голосовавших за кандидатуру ФИО6 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, в связи с чем, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с данным административным исковым заявлением.
В судебном заседании представитель административного истца старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Краснодарского края ФИО3 заявленные требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.
Представители административного ответчика по доверенности ФИО4, ФИО5 против удовлетворения заявленных требований возражали, указывая, что прокурором не представлено доказательств нарушения интересов неопределенного круга лиц. Считают, что в предоставлении запрашиваемых депутатом актов отказано правомерно, так как действующим законодательством установлен специальный правовой режим избирательной документации, содержащей конфиденциальную информацию, в том числе, персональные данные, разглашение которых без согласия их субъектов, не представляется возможным. Просят в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Суверенитет, предполагающий, по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на его территории представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно - правовой статус.
Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.
Статьей 3 Конституцией Российской Федерации установлено, что единственный источник власти в Российской Федерации - народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, к которым также относится Государственная Дума Российской Федерации.
Статьями 1,2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» закреплено, что депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом представитель народа. Статус депутата определен Конституцией Российской Федерации.
Возлагая на депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, помимо реализации правотворческой деятельности государства, также работу с избирателями, государство предоставляет им дополнительные гарантии осуществления деятельности.
Статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрено право депутата Государственной Думы направить запрос председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.
Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок.
Как видно из материалов дела, в избирательную комиссию Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № ВР/1.6-4/156АК, оформленное как депутатский запрос на имя председателя комиссии ФИО2
В своем запросе ФИО6, со ссылкой на ст. ст. 7, 14, 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», просил предоставить в Государственную Думу копии актов об отсутствии нарушений на избирательных участках Краснодарского одномандатного избирательного округа №.
В ответе избирательной комиссии края за подписью председателя комиссии ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ депутату ФИО6 отказано в предоставлении запрошенных копий актов.
Прокуратурой Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ на имя председателя избирательной комиссии края ФИО2 внесено представление об устранении нарушений законодательства о статусе депутата, содержащее требование направить запрошенные депутатом копии актов об отсутствии нарушений на избирательных участках, расположенных на территории Краснодарского одномандатного избирательного округа №.
По результатам рассмотрения представления прокуратуры края постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено отсутствие нарушений законодательства о статусе депутата при рассмотрении и подготовке ответа на запрос депутата ФИО6 о предоставлении копий актов об отсутствии нарушений в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на избирательных участках, расположенных на территории Краснодарского одномандатного избирательного округа №, и отсутствие оснований для принятия мер к устранению нарушений.
Таким образом, содержавшееся в представлении требование прокурора об устранении выявленных нарушения законодательства и направлении депутату ФИО6 копий вышеназванных документов, отклонено и не исполнено.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В силу положений ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В соответствии с п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст.ст. 24, 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
Согласно п. 1 ст. 24 вышеназванного Закона представление об устранении нарушений закона (далее - представление) подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
По смыслу положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также с учетом того, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить... органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.
Избирательная комиссия Краснодарского края, в случае несогласия с представлением прокурора о направлении депутату ФИО6 копий вышеназванных документов, была вправе оспорить его в судебном порядке, обратившись с соответствующим заявлением в порядке главы 22 КАС РФ.
Учитывая, что представление прокуратуры Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ не оспорено в судебном порядке и не отменено, оно подлежало обязательному исполнению в установленный им срок.
То обстоятельство, что запрошенные документы не определены Федеральным законодателем в качестве обязательных к составлению, не исключает возможность их предоставления, так как они сформированы в ходе избирательной кампании с целью фиксации результатов ее проведения.
Сведения, составляющие государственную <данные изъяты>, в данных актах не содержатся.
При этом суд не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что отказ в предоставлении копий актов по запросу депутата ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ обусловлен невозможностью распространения персональных данных лиц, подписавших запрашиваемые документы.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» раскрытие персональных данных третьим лицам и их распространение возможно с согласия субъекта персональных данных. Однако, как установлено в ходе рассмотрения дела, такое согласие у лиц, подписавших акты, избирательной комиссией края не запрашивалось, соответственно, ссылка избирательной комиссии края на то, что наблюдатели и члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса не давали своего согласия на распространение персональных данных, несостоятелен. Запрет на их распространение также не получен.
Регламентированный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принцип гласности в деятельности избирательных комиссий предполагает информирование избирательными комиссиями по вопросам выборов на всех стадиях избирательного процесса.
Гарантом гласности избирательного процесса в условиях свободных выборов должны быть сами избирательные комиссии, которые несут ответственность за соблюдение избирательных прав человека, в связи с чем, необходимым условием их деятельности является обеспечение доверия общества к избирательной системе, что во многом определяется открытостью избирательного процесса.
Подписавшие акты наблюдатели и члены участковых избирательных комиссий являются участниками избирательного процесса.
В силу положений ч. 5 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.
При этом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не установлен прямой запрет на предоставление избирательной документации по запросу депутата Государственной Думы.
На основании части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства
Избирательной комиссией края, не предоставившей в Государственную Думу Российской Федерации седьмого созыва документы по запросу депутата ФИО6, допущено нарушение интересов неопределенного круга лиц - избирателей (народа Российской Федерации), голосовавших за кандидатуру, выдвинутую политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Определить (индивидуализировать) конкретных лиц - граждан Российской Федерации, чьи интересы представляет депутат ФИО6, не представляется возможным, поскольку силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутаты Государственной Думы избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования о признании незаконным решения избирательной комиссии Краснодарского края обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно п.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд считает необходимым обязать избирательную комиссию Краснодарского края устранить допущенные нарушения и направить в Государственную Думу Российской Федерации копии запрашиваемых актов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 -180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к избирательной комиссии Краснодарского края о признании незаконным решения - удовлетворить.
Признать незаконным постановление избирательной комиссии Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ по результатам рассмотрения представления прокуратуры Краснодарского края.
Обязать избирательную комиссию Краснодарского края устранить допущенные нарушения путем направления в Государственную Думу Российской Федерации копии запрошенных актов об отсутствии нарушений в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на избирательных участках, расположенных на территории Краснодарского одномандатного избирательного округа №.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Краснодара.
Председательствующий –
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года