ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-113/2021 от 25.06.2021 Хивского районного суда (Республика Дагестан)

Р Е Ш ЕН И Е

Именем Российской Федерации

Дело а - 113/ 2021

25 июня 2021 года

Судья Хивского районного суда Республики Дагестан Я.А.Якубов,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по исковому заявлению прокурора к МО СП «сельсовет Ляхлинский» в порядке ст.39 КАС РФ о признании незаконным бездействие администрации МО СП «сельсовет Ляхлинский» по обеспечению разработки и утверждения программы развития системы коммунальной инфраструктуры, в том числе схем газоснабжения и газификации и обязании МО СП «сельсовет Ляхлинский» разработать и утвердить программу развития системы коммунальной инфраструктуры, в том числе схем газоснабжения и газификации в течение 6-ти месяцев с момента вступления в законную силу решения суда,

у с т а н о в и л:

обратился в суд с административным иском к МО СП «сельсовет Ляхлинский» в порядке ст.39 КАС РФ о признании незаконным бездействие администрации МО СП «сельсовет Ляхлинский» по обеспечению разработки и утверждения программы развития системы коммунальной инфраструктуры, в том числе схем газоснабжения и газификации и обязании МО СП «сельсовет Ляхлинский» разработать и утвердить программу развития системы коммунальной инфраструктуры, в том числе схем газоснабжения и газификации в течение 6-ти месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

В обоснование своих требований административный истец указал, что прокуратурой района по заданию Генеральной прокуратуры РФ «О проведении проверки исполнения законодательства по газоснабжении и газификации» проведена проверка исполнения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и градостроительного законодательства, а также требований к системам газоснабжения населенных пунктов , разработки схем газификации поселения.

Проверка показала, что в сфере развития систем коммунальной инфраструктуры, в том числе газоснабжения и газификации выявлены нарушения требований федеральных законов в органах местного самоуправления, в том числе в МО СП «сельсовет Ляхлинский».

Установлено, что в нарушение п.6.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в МО СП «сельсовет Ляхлинский» не разработаны и не утверждены комплексная программа развития коммунальной инфраструктуры.

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения разрабатывается на основании генерального плана поселения и должна обеспечить сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также полномочий в сфере оказания услуг населению по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, раздельного сбора ТКО.

Нормативно-правовой основой для разработки и реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования СП «сельсовет Ляхлинский» являются:

- Градостроительный кодекс Российской Федерации, утвержденный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ;

- Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов».

Коммунальная инфраструктура муниципального образования основана на системах электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения с учетом застройки новых земель и территорий поселения.

Система утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов с учетом деятельности регионального оператора на территории муниципального образования и раздельного сбора ТКО отсутствует.

К вопросам местного значения сельского поселения, согласно Устава муниципального образования сельского поселения «сельсовет Ляхлинский», относится санитарное состояние территорий поселения, взаимосвязанная с организацией предоставления коммунальных услуг населению.

При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления данных требований в коммунальной сфере может создавать угрозу нарушения указанных прав граждан.

По соглашению с муниципальным образованием «» полномочия в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также полномочий в сфере оказания услуг населению по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, раздельного сбора ТКО переданы сельским поселениям.

На основании ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор в вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ, в защиту прав и в свобод неопределенного круга лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц. Созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

На основании изложенного просит признать бездействие администрации МО СП «сельсовет Ляхлинский» по обеспечению разработки и утверждения программы развития системы коммунальной инфраструктуры, в том числе схем газоснабжения и газификации, незаконной и обязать МО СП «сельсовет Ляхлинский» разработать и утвердить программу развития системы коммунальной инфраструктуры, в том числе схем газоснабжения и газификации в течение 6-ти месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Также просит рассмотреть исковое заявление в упрощенном (письменном) порядке, предусмотренного ст.291 КАС РФ в случае согласия стороны.

Административный истец - заместитель прокурора ФИО2 и административный ответчик - глава МО СП «сельсовет Ляхлинский», надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, в судебное заседание не явились.

Направили в суд заявления о рассмотрении настоящего административного дела без их участия, согласны на рассмотрение настоящего административного дела.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.291 КАС РФ, административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если всеми лицами, участвующими в деле заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел, не является обязательным, ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

В силу ч.1 ст.292 КАС РФ в порядке прощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существ) заявленных требований.

В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству сторонам разъяснен порядок упрощенного (письменного) судебного разбирательства и предложено выразить свое согласие или возражение относительно применения правил упрощенного (письменного) производства.

В ходе подготовки административного дела административным ответчиком - главой МО СП «сельсовет Ляхлинский» ФИО3 представлено в суд заявление о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства без участия административного ответчика, исковые требования признает и обязуется разработать и утвердить программу развития системы коммунальной инфраструктуры, в том числе схем газоснабжения и газификации.

Принимая во внимание согласие сторон на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства, суд; руководствуясь ст.291, 292 КАС РФ, рассмотрел дело в порядке упрошенного (письменного) производства.

Согласно п.3 ч.2 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном, настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций.

В соответствии ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии с п.6.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями:

- разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Вопросы разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований до принятия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». В целях синхронизации нормативных правовых актов из последнего было исключено понятие «программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования», а также положения, касающиеся порядка разработки и утверждения таких программ, поскольку действие данного Закона распространяется на отношения по регулированию тарифов в области водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и не учитывает отношения в сфере тепло-, газо- и электроснабжения.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №456-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п.6.1 ч.1 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесено вступившее с ДД.ММ.ГГГГ изменение в части дополнения полномочий органов местного самоуправления по разработке и утверждению программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством РФ.

Понятие программ комплексного развития систем указанных инфраструктур, а также некоторые положения, касающиеся их разработки и утверждения, закреплены в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

Такие программы, в частности, представляют собой документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.

Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.

В настоящий момент требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов установлены в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Закрепляя самостоятельность местного самоуправления в качестве его основного свойства и принципа взаимоотношений с органами государственной власти, Конституция Российской Федерации вместе с тем исходит из того, что эта самостоятельность не является абсолютной, а должна определяться пределами, устанавливаемыми действующим законодательством. Органы государственной власти в рамках своих полномочий по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации призваны оказывать регулирующее воздействие на местное самоуправление, в частности осуществлять регулирование и защиту права избирать и быть избранным в органы муниципальной власти, а также устанавливать общие принципы организации местного самоуправления, учитывая при этом цели государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации.

Судом установлено, в нарушение п.6.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» комплексная программа развития коммунальной инфраструктуры МО СП «сельсовет Ляхлинский» не разработаны и не утверждены.

В соответствии с ч.1 ст. 157 КАС РФ административный ответчик вправе признать административный иск. Оснований, предусмотренных ч.2 ст. 157 КАС РФ для непринятия признания административного иска административным ответчиком, не имеется.

Судом разъяснены последствия признания административного иска.

Заявление о признании административного иска представителем ответчика в лице главы МО СП «сельсовет Ляхлинский» ФИО3, изложено в письменной форме и приобщено к административному делу.

Согласно положениям ст.46 и 157 КАС РФ и по аналогии со ст.173 ГПК РФ, при признании административным ответчиком административного иска и принятии его судом, суд принимает решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Согласно ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд считает, что необходимо установить срок для устранения допущенных нарушений в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Возложение обязанности разработать и утвердить программу развития системы коммунальной инфраструктуры, в том числе схем газоснабжения и газификации в течение 6-ти месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, суд считает разумным и позволит МО СП «сельсовет Ляхлинский» устранить допущенные нарушения.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора ФИО4 к МО СП «сельсовет Ляхлинский» в порядке ст.39 КАС РФ о признании незаконным бездействие администрации МО СП «сельсовет Ляхлинский» об обязании разработать и утвердить программу развития системы коммунальной инфраструктуры, в том числе схем газоснабжения и газификации в течение 6-ти месяцев с момента вступления в законную силу решения суда подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст.46, 157, 175-180, 291-294 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования прокурора ФИО4 к МО СП «сельсовет Ляхлинский» в порядке ст.39 КАС РФ о признании незаконным бездействие администрации МО СП «сельсовет Ляхлинский» и обязании разработать и утвердить программу развития системы коммунальной инфраструктуры, в том числе схем газоснабжения и газификации, удовлетворить,

Признать бездействие администрации МО СП «сельсовет Ляхлинский» о обеспечению разработки и утверждения программы развития системы коммунальной инфраструктуры, в том числе схем газоснабжения и газификации, незаконной.

Обязать МО СП «сельсовет Ляхлинский» разработать и утвердить программу развития системы коммунальной инфраструктуры, в том числе схем газоснабжения и газификации в течение 6-ти месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Хивский районный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Я.А.Якубов