ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-117/17 от 24.10.2017 Сапожковского районного суда (Рязанская область)

Дело а-117/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 октября 2017 года р.<адрес>

Сапожковский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кокидько П.П. с участием прокурора <адрес> Качановой Н.А. при секретаре Петруниной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Сапожковского районного суда <адрес> дело по административному исковому заявлению Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к <адрес>, Министерству природопользования <адрес> о возложении обязанности обеспечить постановку на государственный кадастровый учет границы охранной зоны особо охраняемой природной территорий, расположенной на территории <адрес>- памятника природы Малая Дубрава (квартал 65 Ухоловского лесничества),

У С Т А Н О В И Л:

Рязанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к <адрес>, Министерству природопользования <адрес> о возложении обязанности обеспечить постановку на государственный кадастровый учет границы охранной зоны особо охраняемой природной территорий, расположенной на территории <адрес>- памятника природы Малая Дубрава (квартал 65 Ухоловского лесничества, установив административным ответчикам для совершения указанных действий срок 36 месяцев, указав в обоснование иска, что Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения на территории <адрес> законодательства об особо охраняемых природных территориях в 2015 - истекшем периоде 2017 года. В ходе проверки установлено, что на территории Сапожковского муниципального района <адрес> расположена особо охраняемая природная территория регионального значения - памятник природы Малая Дубрава (квартал 65 Ухоловского лесничества), образованный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О развитии системы особо охраняемых природных территорий <адрес>», границы которой не поставлены на государственный кадастровый учет. При отсутствии соответствующих сведений в Едином государственном реестре недвижимости об охранных зонах памятников природы областного значения, возникает реальная угроза незаконного распоряжения и использования данных территорий, что может привести к нарушению режима их особой охраны, к уничтожению особо охраняемых природных территорий и охраняемых на них природных объектов.

В рамках рассмотрения данного дела Рязанский межрайонный природоохранный прокурор уточнил свои требования и просил признать незаконным бездействие Министерства природопользования <адрес> по направлению предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории и установлении её границ, расположенной на территории <адрес>- памятника природы Малая Дубрава (квартал 65 Ухоловского лесничества). Обязать Министерство природопользования <адрес> направить <адрес> предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории и установлении её границ, расположенной на территории <адрес>- памятника природы Малая Дубрава (квартал 65 Ухоловского лесничества), установив административному ответчику для совершения указанных действий срок 36 месяцев.В части привлечения в качестве административного ответчика по рассматриваемому делу <адрес> Рязанский межрайонный природоохранный прокурор отказался и не возражал против прекращения производства по делу в части административных исковых требований к <адрес>.В судебном заседании прокурор <адрес> Качанова Н.А. исковые требования Рязанского межрайонного прокурора <адрес> поддержала и просила их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика- Министерства природопользования <адрес> своевременно и надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечил, отложить судебное заседание не просил, в связи, с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами «в», «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Положением о министерстве природопользования <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) закреплены полномочия Министерства в сфере особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с Разделом I Положения министерство является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес> специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <адрес> в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в сфере лесных отношений, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти <адрес>, государственных учреждений <адрес>, а также специально уполномоченным государственным органом в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения. Министерство является правопреемником министерства природопользования и экологии <адрес>.

В соответствии с пунктом 2 Раздела II Положения, одной из основных задачМинистерства является осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения при осуществлении регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране I окружающей среды.В силу п.п. 1 пункта 1 Раздела III Положения министерство осуществляет полномочия по подготовке предложений <адрес> по созданию особо охраняемых природных территорий областного значения.
В сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, министерство осуществляет обеспечение подготовки необходимых материалов для создания особо охраняемых природных территорий областного значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий.
В соответствии с пунктом 11 статьи 10 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).В силу статьи 27 указанного Федерального закона, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.В силу статьи <адрес> «Об особо охраняемых природных территориях» центральный исполнительный орган государственной власти <адрес>, уполномоченный в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения, которым является министерство природопользования <адрес>," направляет <адрес> предложения о создании, охранных зон памятников природы областного значения и об установлении их границ.В силу статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», органы государственной власти обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений. Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий.В силу статьи 10 указанного выше Федерального закона, в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях: а)индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); описание местоположения границ таких зон и территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий).Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок устанавливает правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе: площадь охранной зоны ООПТ (указывается площадь охранной зоны ООПТ в целом и в пределах каждой единицы АТО; режим охранной зоны ООПТ (указываются реквизиты правового акта, которым создана охранная зона; размеры охранной зоны - минимальная и максимальная ширина (км); описание границ охранной зоны; реквизиты последнего по времени принятия документа, устанавливающего режим охраны и использования этой территории; основные ограничения хозяйственной и иной деятельности; основные разрешенные виды природопользования и иной хозяйственной деятельности (на какой площади разрешена деятельность, допустимые объемы природопользования).Кроме того, в силу пункта 26 Порядка кадастровые сведения должны содержать ФИО, должность, место работы, телефон, факс и адрес электронной почты специалиста(ов), подготовившего(их) кадастровые сведения, дату составления, а также приложения правовых актов о создании и реорганизации ООПТ, об утверждении действующего индивидуального положения об ООПТ вместе с положением, о создании и режиме использования охранной зоны ООПТ вместе с положением об охранной зоне; копии паспорта и охранного обязательства (для памятников природы); выкопировки из географической карты М 1:200000 либо из картографического материала более крупного масштаба (в зависимости от размеров ООПТ) с нанесенными границами ООПТ и охранной зоны; схемы зонирования ООПТ и землепользования в границах и вокруг ООПТ).Таким образом, из норм вышеприведенного законодательства следует, что на министерство природопользования <адрес> возложена обязанность по направлению в адрес <адрес> предложений о создании охранных зон памятников природы областного значения и об установлении их границ.В силу части 3 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях в <адрес>», природные объекты и комплексы <адрес> объявляются памятниками природы областного значения, а занимаемые ими территории - особо охраняемыми природными территориями областного значения решением <адрес>.В силу статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях в <адрес>», <адрес> принимает решение о создании, изменении категории особо охраняемых природных территорий областного значения; обеспечивает охрану особо охраняемых природных территорий областного значения.При отсутствии соответствующих сведений в Едином государственном реестре недвижимости об охранных зонах памятников природы областного значения, возникает реальная угроза незаконного распоряжения и использования данных территорий, что может привести к нарушению режима их особой охраны, к уничтожению особо охраняемых природных территорий и охраняемых на них природных объектов.В соответствии с пунктами «в», «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.Таким образом, непринятие должных мер со стороны Министерства природопользования <адрес> мер, направленных на создание охранных зон памятников природы областного значения и внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости сведений об охранных зонах памятников природы областного значения, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Из материалов дела следует, что Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения на территории <адрес> законодательства об особо охраняемых природных территориях. а именно: на территории Сапожковского муниципального района <адрес> расположена особо охраняемая природная территория регионального значения- памятника природы Малая Дубрава (квартал 65 Ухоловского лесничества), границы охранных зон которой не внесены Единый государственный реестр недвижимости.

Изложенные обстоятельства подтверждаются исследованными письменными доказательствами: представлением Рязанской межрайонного природоохранного прокурора об устранении нарушений требований природоохранного законодательства от 08.08.2017г., информацией Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об особо охраняемых природных территориях.

Анализируя вышеприведенные положения и исследованные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что при отсутствии соответствующих сведений в Едином государственном реестре недвижимости об охранных зонах памятников природы областного значения, возникает реальная угроза незаконного распоряжения и использования данных территорий, что может привести к нарушению режима их особой охраны, к уничтожению особо охраняемых природных территорий и охраняемых на них природных объектов. Суд считает, что обязанность по направлению <адрес> предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории и установлении её границ, расположенных на территории <адрес>- памятника природы Малая Дубрава (квартал 65 Ухоловского лесничества) возложена на Министерство природопользования <адрес>, а его бездействие, выразившееся в не направлении данного предложения незаконно. Суд находит, что административный иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Решая вопрос об установлении срока длянаправления <адрес> предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории и установлении её границ, расположенной на территории <адрес>- памятника природы Малая Дубрава (квартал 65 Ухоловского лесничества) суд с учетом конкретных обстоятельств дела, считает необходимым установить срок проведения работ -36 месяцев.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Рязанского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать бездействие Министерства природопользования <адрес> по направлению предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории и установлении её границ, расположенной на территории <адрес>- памятника природы Малая Дубрава (квартал 65 Ухоловского лесничества), незаконным.

Обязать Министерство природопользования <адрес> направить <адрес> предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории и установлении её границ, расположенной на территории <адрес>- памятника природы Малая Дубрава (квартал 65 Ухоловского лесничества), установив срок для совершения указанных действий – 36 (тридцать шесть) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Сапожковский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья П.П.Кокидько