ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-117/19 от 04.03.2019 Сунженского районного суда (Республика Ингушетия)

а-117/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Судья Сунженского районного суда Республики Ингушетия Ужахов А.С.,

с участием старшего помощника прокурора <адрес> Республики Ингушетия Килоева М.И.,

представителя административного ответчика – Администрации Сунженского муниципального района Республики Ингушетия – ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре судебного заседания Тебоевой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Ингушетия в интересах муниципального образования «Сунженский муниципальный район» Республики Ингушетия к Администрации Сунженского муниципального района Республики Ингушетия о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований прокурора по устранению нарушений земельного законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле,

установил:

Заместитель прокурора <адрес> Республики Ингушетия Баркинхоев А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах муниципального образования «Сунженский муниципальный район» Республики Ингушетия к Администрации Сунженского муниципального района Республики Ингушетия о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований прокурора по устранению нарушений земельного законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле. <адрес> Республики Ингушетия проведена проверка соблюдения законодательства при организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших. Установлено, что на территории Сунженского муниципального района Республики Ингушетия расположено 17 кладбищ, в том числе 2 христианских и 15 мусульманских, на кадастровый учет не поставлены и право муниципальной собственности на них не зарегистрировано. Отсутствие государственной регистрации препятствует выделению бюджетных средств на содержание указанных объектов недвижимости, так как расходные обязательства бюджета могут быть предназначены только для содержания имущества, находящегося в муниципальной собственности, при этом право собственности должно быть зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством, в противном случае, будет иметь место нецелевое расходование бюджетных средств. Кроме того, отсутствие правоустанавливающих документов, определяющих границы земельных участков, на которых расположены кладбища, не позволяет дать оценку исполнения санитарно-эпидемиологических правил в части соблюдения расстояния от жилой застройки. Осуществление кадастрового учета и проведение в связи с этим кадастровых работ влечет за собой не только установление границ земельного участка, но и внесение сведений в федеральный государственный информационный ресурс о земельном участке, позволяющие определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи и подтвердить существование такого участка. При этом учтенный по данным кадастрового учета земельный участок объективно позволит органу местного самоуправления, на который возложена в силу закона обязанность по осуществлению похоронного дела, своевременно рассчитать резерв свободной земли, используемой под захоронения, и заблаговременно решать вопросы о закрытии кладбища в связи с отсутствием такого резерва земли и открытием нового кладбища, что является непосредственной реализацией прав неопределенного круга лиц на гарантированное захоронение. Отсутствие границ мест погребения не обеспечивает права и интересы как смежных землепользователей, так и установленные федеральным законодательством гарантии погребения умерших, так как фактически невозможно обеспечить использование земельного участка по целевому назначению, а также в связи с тем, что захоронение на не сформированном земельном участке не позволяет идентифицировать его, как объект с особым режимом использования. Таким образом, отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельных участков, занятых кладбищами, с одной стороны, создает опасность для жизни, здоровья граждан, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима, определить обязательную защитную зону в соответствии с действующими СанПиНами и, с другой стороны, может привести к нарушению порядка использования земель соответствующего назначения (места захоронений относятся к землям историко-культурного назначения – ст. 99 Земельного кодекса РФ). Отсутствие необходимых землеустроительных документов может привести к нарушению границ, смежных с указанными участками земель, и, как следствие, захоронение тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также к нарушениям требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда обязательных норм, в том числе выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, а также расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду и иные требования. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации Сунженского муниципального района Республики Ингушетия внесено представление об устранении нарушений закона, несмотря на это, все земельные участки с расположенными на них кладбищами на кадастровый учет не поставлены и права собственности на указанные объекты недвижимости не зарегистрированы, в связи с отсутствием финансирования на эти цели. Таким образом, бездействие Администрации Сунженского муниципального района Республики Ингушетия, связанное с неисполнением требований прокурора по рассмотрению представления и устранению указанных в нем нарушений, является незаконным, не соответствующим требованиям статей 6, 22 и 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Данное бездействие препятствует реализации прокуратурой <адрес> Республики Ингушетия функции надзора за исполнением законов органами местного самоуправления. Просит признать незаконным бездействие Администрации Сунженского муниципального района Республики Ингушетия, выразившееся в неисполнении требований прокурора по устранению нарушений земельного законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле, в части постановки на кадастровый учет земельных участков, используемых под кладбища, и регистрации права муниципальной собственности на них; обязать Администрацию Сунженского муниципального района Республики Ингушетия устранить нарушения земельного законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле, поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые под кладбища, и зарегистрировать на них право муниципальной собственности.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Республики Ингушетия Килоев М.И. поддержал административные исковые требования по мотивам, изложенным в административном иске, и просил их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Администрации Сунженского муниципального района Республики Ингушетия – ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, вопрос об удовлетворении административного искового заявления оставила на усмотрение суда.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, прокуратурой <адрес> Республики Ингушетия проведена проверка соблюдения законодательства при организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ, одним из принципов земельного законодательства является учет земли, как основы жизни и деятельности человека, регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

В статье 99 Земельного кодекса РФ установлено, что к землям историко- культурного назначения относятся земли военных и гражданских захоронений, земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко- культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается.

Частью 13 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, объектами размещения отходов погребения и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – ФЗ ) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших.

Согласно части 1 статьи 7 ФЗ на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учётом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха. При этом участки для захоронений на кладбищах предоставляются гражданам на правах бессрочного пользования.

Как следует из части 4 статьи 16 ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При отсутствии права собственности, распоряжение этим имуществом является неправомерным.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ, государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Пунктом 1 статьи 14 названного Федерального закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке. Одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Судом установлено, что на территории Сунженского муниципального района Республики Ингушетия расположено 17 кладбищ, в том числе 2 христианских и 15 мусульманских, на кадастровый учет не поставлены и право муниципальной собственности на них не зарегистрировано.

Между тем, отсутствие государственной регистрации препятствует выделению бюджетных средств на содержание указанных объектов недвижимости, так как расходные обязательства бюджета могут быть предназначены только для содержания имущества, находящегося в муниципальной собственности, при этом право собственности должно быть зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством, в противном случае, будет иметь место нецелевое расходование бюджетных средств.

Кроме того, отсутствие правоустанавливающих документов, определяющих границы земельных участков, на которых расположены кладбища, не позволяет дать оценку исполнения санитарно-эпидемиологических правил в части соблюдения расстояния от жилой застройки. Осуществление кадастрового учета и проведение в связи с этим кадастровых работ влечет за собой не только установление границ земельного участка, но и внесение сведений в федеральный государственный информационный ресурс о земельном участке, позволяющие определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи и подтвердить существование такого участка.

При этом учтенный по данным кадастрового учета земельный участок объективно позволит органу местного самоуправления, на который возложена в силу закона обязанность по осуществлению похоронного дела, своевременно рассчитать резерв свободной земли, используемой под захоронения, и заблаговременно решать вопросы о закрытии кладбища в связи с отсутствием такого резерва земли и открытием нового кладбища, что является непосредственной реализацией прав неопределенного круга лиц на гарантированное захоронение. Отсутствие границ мест погребения не обеспечивает права и интересы как смежных землепользователей, так и установленные федеральным законодательством гарантии погребения умерших, так как фактически невозможно обеспечить использование земельного участка по целевому назначению, а также в связи с тем, что захоронение на не сформированном земельном участке не позволяет идентифицировать его, как объект с особым режимом использования.

Таким образом, отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельных участков, занятых кладбищами, с одной стороны, создает опасность для жизни, здоровья граждан, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима, определить обязательную защитную зону в соответствии с действующими СанПиНами и, с другой стороны, может привести к нарушению порядка использования земель соответствующего назначения (места захоронений относятся к землям историко-культурного назначения – ст. 99 Земельного кодекса РФ). Отсутствие необходимых землеустроительных документов может привести к нарушению границ, смежных с указанными участками земель, и, как следствие, захоронение тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также к нарушениям требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда обязательных норм, в том числе выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, а также расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду и иные требования.

Как усматривается из материалов дела, по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации Сунженского муниципального района Республики Ингушетия внесено представление об устранении нарушений закона, несмотря на это, все земельные участки с расположенными на них кладбищами на кадастровый учет не поставлены и права собственности на указанные объекты недвижимости не зарегистрированы, в связи с отсутствием финансирования на эти цели.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьей 22 названного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно статье 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление прокурора об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению соответствующим должностным лицом, которому оно внесено. При этом в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Таким образом, бездействие Администрации Сунженского муниципального района Республики Ингушетия, связанное с неисполнением требований прокурора по рассмотрению представления и устранению указанных в нем нарушений, является незаконным, не соответствующим требованиям статей 6, 22 и 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Данное бездействие препятствует реализации прокуратурой <адрес> Республики Ингушетия функции надзора за исполнением законов органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

При таких условиях, с учетом выясненных в судебном заседании действительных обстоятельств по делу, суд считает, что административное исковое заявление прокурора <адрес> Республики Ингушетия в интересах муниципального образования «Сунженский муниципальный район» Республики Ингушетия к Администрации Сунженского муниципального района Республики Ингушетия о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований прокурора по устранению нарушений земельного законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле, подлежит удовлетворению как основанное на законе и обоснованное материалами дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> Республики Ингушетия в интересах муниципального образования «Сунженский муниципальный район» Республики Ингушетия к Администрации Сунженского муниципального района Республики Ингушетия о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований прокурора по устранению нарушений земельного законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Сунженского муниципального района Республики Ингушетия, выразившееся в неисполнении требований прокурора по устранению нарушений земельного законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле, в части постановки на кадастровый учет земельных участков, используемых под кладбища, и регистрации права муниципальной собственности на них.

Обязать Администрацию Сунженского муниципального района Республики Ингушетия устранить нарушения земельного законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле, поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые под кладбища, и зарегистрировать на них право муниципальной собственности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Сунженский районный суд Республики Ингушетия.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Ужахов А.С., копия верна

Федеральный судья

Сунженского районного суда РИ А.С. Ужахов

Поступило

ДД.ММ.ГГГГ

Принято к производству

ДД.ММ.ГГГГ

Назначено

ДД.ММ.ГГГГ

Начато рассмотрение

ДД.ММ.ГГГГ

Рассмотрено

ДД.ММ.ГГГГ

Срок рассмотрения

Строка