ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-118/20 от 05.11.2020 Усть-янского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело а-118/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Депутатский 05 ноября 2020 года.

Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Сосина А.Н., при секретаре Шахурдиной В.Д., с участием административного истца помощника прокурора Усть-Янского района РС (Я) Федоровой Е.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании, административное исковое заявление заместителя прокурора Усть-Янского района РС (Я) к наслежному Совету депутатов МО «Силянняхский национальный наслег» Усть-Янского улуса (района) РС (Я) о признании незаконным бездействия по неприведению устава МО «Силянняхский национальный наслег» в соответствие с федеральным законодательством, требовании обязать административного ответчика привести устав МО "Силянняхский национальный наслег» в соответствие с федеральным законодательством в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Усть-Янского района РС (Я) Посельский Ф.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия наслежного Совета депутатов муниципального образования «Силянняхский национальный наслег» Усть-Янского улуса (района) РС(Я) по неприведению устава муниципального образования «Силянняхский национальный наслег» в соответствие с федеральным законодательством и возложения обязанности на наслежный Совет депутатов указанного муниципального образования по приведению устава в соответствие с федеральным законодательством в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

Так, в соответствие с Федеральным законом от 02.08.2019 № 283-ФЗ внесены изменения в п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее, Федеральный закон № 131-ФЗ). Федеральным законом от 26.07.2019 № 228-ФЗ внесены изменения в ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ. Законом Республики Саха (Якутия) от 23.10.2019 2179-З № 269-VI внесены изменения в ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) «О закреплении за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения». Однако, по состоянию на 30.09.2020 согласно сведениям Управления Министерства юстиции России по РС (Я) устав МО «Силянняхский национальный наслег» не соответствует требованиям Федеральных законов от 02.08.2019 № 283-ФЗ, от 26.07.2019 № 228-ФЗ, Закону Республики Саха (Якутия) от 23.10.2019 2179-З № 269-VI.

Помощник прокурора Усть-Янского района РС (Я) Федорова Е.П. в судебном заседании заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, поддержала в полном объеме, просит иск удовлетворить.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, что в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ не является препятствием для рассмотрения дела и разрешения его по существу, так как судом явка сторон по данному административному делу обязательной не признается.

Как следует из письменного отзыва и.о. главы МО «Силянняхский национальный наслег» административный ответчик с исковыми требованиями не согласен, просит в удовлетворении иска отказать в связи с тем, что Устав МО «Силянняхский национальный наслег» принят в новой редакции и был направлен в Министерство юстиции РС (Я) для прохождения процедуры регистрации, однако дважды был получен отказ в регистрации, в настоящее время 29.09.2020 Устав направлен в Министерство юстиции РС (Я) и проходит процедуру регистрации (л.д. 29).

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим Федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

Частью 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что представительный орган муниципального образования наделен исключительными полномочиями в части принятия устава муниципального образования и внесения в него изменений и дополнений.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствие со ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты

Федеральными законами от 02.08.2019 № 283-ФЗ, от 26.07.2019 № 228-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ.

Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 02.08.2019 № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ после слов «территория, выдача» дополнено словами «градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача». Данный закон вступил в силу 02.08.2019.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.07.2019 № 228-ФЗ в ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ внесены следующие изменения:

1) часть 7.1 изложить в следующей редакции: «7.1. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом»;

2) часть 7.3 после слов "выборного должностного лица местного самоуправления" дополнить словами "или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности";

3) дополнить частью 7.3-1 следующего содержания: «7.3-1. К депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности:

1) предупреждение;

2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;

4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.

4) дополнить частью 7.3-2 следующего содержания: «7.3-2. Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации».

Данный закон вступил в силу 06.08.2019.

Законом Республики Саха (Якутия) от 23.10.2019 2179-З № 269-VI «О внесении изменений в статью 1 Закона Республики Саха (Якутия) «О закреплении за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения» сокращен перечень вопросов местного значения, закрепленных за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия). Так, исключены из вопросов местного значения сельских поселений следующие вопросы:

- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

- создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

- осуществление муниципального лесного контроля;

- до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;

- обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;

- осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения;

- участие в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в выполнении комплексных кадастровых работ.

Указанный закон вступил в силу с 01.01.2020.

Однако, в настоящее время, изменения и дополнения, требуемые федеральным и региональным законодательством не вошли в действующее положение устава муниципального образования «Силянняхский национальный наслег», что подтверждается сведениями Управления Министерства юстиции России по РС (Я), опубликованными на официальном сайте Управления, согласно которым на 30.09.2020 Устава МО «Силянняхский национальный наслег» не соответствует требованиям вышеуказанных Федеральных законов № 283-ФЗ, № 228-ФЗ и Закона Республики Саха (Якутия) от 23.10.2019 2179-З № 269-VI (л.д. 16, 46).

Прокуратурой района 10.12.2019 и 20.03.2020 в связи с необходимостью внесения в Устав муниципального образования соответствующих изменений были вынесены предостережения в адрес председателя наслежного Совета депутатов МО «Силянняхский национальный наслег», Главы МО «Силянняхский национальный наслег» о недопустимости нарушений требований законодательства в части приведения в соответствие с Федеральным законодательством муниципальных нормативных правовых актов (л.д. 17-18).

18.02.2020 и 16.07.2020 прокуратурой района внесены протесты в наслежный Совет депутатов МО «Силянняхский национальный наслег» о внесении изменений в Устав (л.д. 19-24).

27.07.2020 заместитель главы МО «Силянняхский национальный наслег» направил прокурору района информацию о внесении изменений в Устав, согласно которой документы о регистрации Устава были возвращены Министерством юстиции РС (Я) в связи с отсутствием оригинала Устава. Повторно документы для регистрации Устава были направлены 13.07.2020 и находятся на стадии регистрации. Кроме того, в прокуратуру была приложена копия Устава МО «Силянняхский национальный наслег» в новой редакции (л.д. 25).

28.09.2020 решением наслежного Совета депутатов МО «Силянняхский национальный наслег» № 19/2 Устав муниципального образования был принят в новой редакции с учетом требований Федеральных законов от 02.08.2019 № 283-ФЗ, от 26.07.2019 № 228-ФЗ, Закону Республики Саха (Якутия) от 23.10.2019 2179-З № 269-VI.(л.д. 31-32) и 29.09.2020 направлен в министерство юстиции РС (Я) для регистрации (л.д. 33).

Сведений о регистрации Устава МО «Силянняхский национальный наслег» не представлено.

Таким образом, судом достоверно установлено, что на момент разрешения спора в суде наслежным Советом депутатов МО «Силянняхский национальный наслег» Устав муниципального образования не приведен в соответствие с требованиями Федеральных законов от 02.08.2019 № 283-ФЗ, от 26.07.2019 № 228-ФЗ, Закону Республики Саха (Якутия) от 23.10.2019 2179-З № 269-VI, в связи с чем, административное исковое заявление заместителя прокурора Усть-Янского района РС (Я) является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 298 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие наслежного Совета депутатов муниципального образования «Силянняхский национальный наслег» Усть-Янского улуса (района) РС(Я) по неприведению устава муниципального образования «Силянняхский национальный наслег» Усть-Янского улуса (района) РС(Я) в соответствие с федеральным законодательством.

Обязать наслежный Совет депутатов муниципального образования «Силянняхский национальный наслег» Усть-Янского улуса (района) РС(Я) привести Устав муниципального образования «Силянняхский национальный наслег» Усть-Янского улуса (района) РС(Я) в соответствие с федеральным законодательством в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) путем подачи апелляционной жалобы, представление через Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня его вынесения.

Председательствующий: Сосин А.Н.