№а-1199/24 (2а-9453/2023)
УИД 05RS0№-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 26 января 2024 года
Советский районный суд <адрес> РД в составе:
председательствующего судьи Токаевой З.М.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
с участием представителя административного истца Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по <адрес> главного управления Центрального банка Российской Федерации по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по <адрес> главного управления Центрального банка Российской Федерации к кредитному потребительскому кооперативу «Авангард», ФИО1, ФИО2 и ФИО3 о ликвидации кредитного потребительского кооператива «Авангард» и возложении на кредитный потребительский кооператив «Авангард», а также на членов (пайщиков) КПК «Авангард» ФИО1, ФИО2 и ФИО3 обязанность в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда о ликвидации КПК «Авангард» произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией потребительского кооператива, предусмотренные законом, и предоставить в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности КПК «Авангард»,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по <адрес> главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к кредитному потребительскому кооперативу «Авангард» (далее по тексту Кооператив), ФИО1, ФИО2 и ФИО3 о ликвидации Кооператива и возложении на Кооператив, а также на членов (пайщиков) Кооператива ФИО1, ФИО2 и ФИО3 обязанность в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда о ликвидации Кооператив произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией потребительского кооператива, предусмотренные законом, и предоставить в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности Кооператива.
В обосновании иска указывает, что в ходе анализа сведений Государственного реестра кредитных потребительских кооперативов и реестров членов СРО размещенных в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах Банка России и СРО, Кооператив ДД.ММ.ГГГГ исключен из членов Ассоциация «Саморегулируемая организация кредитных потребительский кооперативов «Кооперативные Финансы». Крайний день для вступления Кооператива в СРО – ДД.ММ.ГГГГ. В течение 90 дней, следующих за днем прекращения членства в СРО, Кооператив не вступил в члены СРО. Таким образом, Кооператив нарушил требования части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ.
Кроме того, в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий Банком России в соответствии с пунктами 8 и 8.1 части 2 статьи 5, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ в адрес Кооператива были направлены запросы о предоставлении документов и информации от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/35033 и от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/39204 (далее - Запросы Банка России), согласно которым в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Кооперативу необходимо было представить: реестр договоров выданных займов (кредитов), заключенных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и действующих договоров по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с отражением информации о заключенных дополнительных соглашениях, форме Excel; реестр членов (пайщиков) Кооператива, составленный в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона №190-ФЗ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с отражением в том числе сведений о пайщиках, прекративших членство в КПК за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в формате Excel; реестр договоров привлеченных денежных средств, заключенных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и действующих договоров по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ с отражением информации о заключенных дополнительных соглашениях, в формате Excel; оборотно-сальдовые ведомости в формате Excel по счетам бухгалтерского аналитического учета денежных средств, резервного фонда, паевого фонда, краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов (обстоятельства по привлеченным денежным средствам), краткосрочной и долгосрочной кредиторской задолженности (по начисленным процентам), с указанием реквизитов договоров, наименований контрагентов, даты договора и совершения операций за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; выписки по расчетным счетам по форме банка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; выписки по счету кассы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; выписку из учетной политики Кооператива, содержащую рабочий план счетов бухгалтерского учета.
В ходе мониторинга поступающей в Банк России корреспонденции установлено, что Кооперативом не представлена запрашиваемая информация, таким образом Кооператив не исполнил Запросы Банка России.
В связи с неисполнением Запросов Банка России в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 5 Федерального закона №190-ФЗ, руководствуясь абзацем 1 статьи 76.5 Федерального закона №86-ФЗ, пунктов 8 и 8.2 части 2 статьи 5 Федерального закона №190-ФЗ Банком России направлено Предписание Банк России об устранении нарушении законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/43461 (далее по тексту — Предписание Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/43461).
В соответствии с предписывающей частью Предписания, Кооперативу в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ необходимо было устранить нарушение законодательства Российской Федерации - исполнить Запросы Банка России.
В соответствии с пунктом 4.2 Указания Банка России №-У электронный документ Банка России считается полученным участником информационного обмена по истечении 24 часов с момента его размещения в личном кабинете.
Предписание Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/43461 получено Кооперативом ДД.ММ.ГГГГ, так как размещено в личном кабинете КПК «АВАНГАРД» ДД.ММ.ГГГГ за номером ТЗ-2-3/43461.
В результате контроля исполнения Предписания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ ЖГЗ-2-3/43461 путем анализа поступающей в Банк России корреспонденции, установлено, что в установленный Предписанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/43461 срок КПК «АВАНГАРД» не представил запрашиваемую информацию. Таким образом, Кооператив не исполнил Предписание Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/43461 и не устранил допущенное нарушение законодательства.
Банком России в адрес Кооператива направлено уведомление о неисполнении предписания от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/52499.
Кроме того, со стороны Кооператива имеет место неоднократное нарушение требований Федерального закона №190-ФЗ, в частности Банком России установлено, что: в реестре членов (пайщиков) Кооператива по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отражены недостоверные сведения, тем самым Кооперативом были нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона №190-ФЗ, в связи с чем, Кооперативу было выдано Предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/49196; Кооператив не представил в Банк России отчет по форме 0420001 «Отчет об операциях с денежными средствами некредитных финансовых организаций» за февраль 2023 года, тем самым Кооперативом были нарушены требования пунктов 2 и 3 Указания Банка России №-У в связи с чем, Кооперативу вьдано Предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ЖГ307-27/4189; Кооператив представил отчет по форме ОКУД 0420820 «Отчёт о деятельности кредитного потребительского кооператива» за 2023 года с недостоверными сведениями, тем самым Кооперативом были допущены нарушения требования первого абзаца пункта 3 и пункта 4 Порядка и сроков составления и представления отчета о деятельности кредитного потребительского кооператива, установленных в приложении 2 к Указания Банка России №-У, в связи с чем, Кооперативу выдано Предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №Т128-99-2/15683; Кооператив не исполнил Запрос Банка России о предоставлении документов и информации от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/50225, тем самым Кооперативом были допущены нарушения требования пунктов 8.1 и 8.2 части 2 статьи 5 и пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона №190-ФЗ, в связи с чем Кооперативу выдано Предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/60156.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 9 части 3 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ за нарушение Федерального закона №190-ФЗ, а также за нарушение установленного Федеральным законом № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок. Вышеназванное нарушение закона служит самостоятельным основанием для обращения Банка России в суд с заявлением о ликвидации КПК «Авангард». В материалах дела имеется отчет о персональном составе органов Кооператив по состоянию на 21.03.2023г., согласно которому ФИО1 является председателем правления Кооператива, а ФИО3 и ФИО2 являются членами правления Кооператива. В соответствии с ч. 1 ст.21 Федерального закона № 190-ФЗ члены правления кредитного кооператива избираются общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) из числа членов кредитного кооператива (пайщиков) на срок, установленный уставом кредитного кооператива, а согласно ч.2 ст.21 Федерального закона №190-ФЗ Правление кредитного кооператива возглавляет председатель кредитного кооператива (председатель правления кредитного кооператива), избираемый общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) из числа членов кредитного кооператива (пайщиков).
В судебном заседании представитель административного истца Центрального банка РФ в лице Отделения - Национального банка по РД Южного главного управления Центрального банка РФ по доверенности ФИО5 административные исковые требования поддержал и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.
Административный ответчик – Кредитный потребительский кооператив «Авангард», извещенный о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя не направил.
Административные ответчики ФИО1, ФИО3 и ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.
Заинтересованное лицо - Управления федеральной налоговой службы по <адрес>, извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя не направило.
На основании ст. 150 КАС РФ, с учетом сведений о надлежащем извещении, суд определил рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Административным истцом Отделением НБ по РД ЮГУ ЦБ РФ на рассмотрение и разрешение судом поставлены вопросы о принятии решения о ликвидации кредитного потребительского кооператива «Авангард» и возложении обязанности в 6-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести все предусмотренные законом необходимые действия, связанные с ликвидацией юридического лица, предоставить в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности кооператива.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц КРЕДИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ «Авангард» зарегистрирован в качестве юридического лица Инспекций ФНС по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, сокращенное наименование - КПК «Авангард» (ОГРН- 1143801001211; ИНН: 3801129192; КПП: 057201001), его основным видом деятельности является деятельность по предоставлению займов и прочих видов кредита, а дополнительными видами деятельности выступают деятельность по предоставлению потребительского кредита.
Выписка с ЕГРЮЛ также содержит сведения о председателе правления КПК «Авангард», которым является ФИО1 и членами юридического лица, которыми являются ФИО3 и ФИО2
Согласно сведениям ЕГРЮЛ данное юридическое лицо является некоммерческим.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 5 Постановление Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ", арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, а также иных организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
На основании изложенного рассмотрение настоящего спора производится судом общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства.
Поскольку административные иски о ликвидации некоммерческих юридических лиц не относятся к спорам, подлежащим рассмотрению и разрешению в порядке главы 22 КАС РФ, установленный ст. 219 КАС РФ 3-месячный срок подачи административного иска к данным правоотношениям не применяется. Какие-либо специальные сроки обращения в суд по данным искам профильным законодательством не установлены.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Вместе с тем, в силу ч. 3 указанной статьи юридическое лицо в установленных данной нормой случаях может быть ликвидировано по решению суда. В частности, такая ликвидация в судебном порядке может быть проведена по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.
Согласно ч. 5 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно.
В силу ч. 9.1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России, в числе прочего, осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью не кредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России. Банк России обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
С соответствии со ст.12 ФЗ № 190-ФЗ кредитный кооператив обязан вести реестр членов кредитного кооператива (пайщиков), содержащий следующие сведения: регистрационный номер записи в реестре членов кредитного кооператива (пайщиков); фамилию, имя, отчество члена кредитного кооператива (пайщика) - для физического лица (если иное не вытекает из закона или национального обычая), наименование, место нахождения члена кредитного кооператива (пайщика) - для юридического лица; паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность члена кредитного кооператива (пайщика) документа - для физического лица, а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика - для физического лица - индивидуального предпринимателя; государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, дату записи о создании в Едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика - для юридического лица; почтовый адрес, номер телефона члена кредитного кооператива (пайщика); дату вступления в кредитный кооператив и дату прекращения членства в кредитном кооперативе; иные предусмотренные уставом кредитного кооператива сведения (часть 1).Ведение реестра членов кредитного кооператива (пайщиков) осуществляется в электронной форме. Ответственным за ведение, хранение реестра членов кредитного кооператива (пайщиков), а также обеспечение сохранности и конфиденциальности сведений, содержащихся в указанном реестре, является единоличный исполнительный орган кредитного кооператива (часть 3).
Кредитный кооператив обязан передавать сведения, содержащиеся в реестре членов кредитного кооператива (пайщиков), в Банк России в порядке, по форме и в сроки, которые установлены нормативными актами Банка России (часть 4).
Согласно ст. 35 указанного ФЗ N 190-ФЗ саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях их объединения в саморегулируемые организации кредитных кооперативов, создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов саморегулируемых организаций.
Кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов.
Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию.
До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
Как следует из материалов административного дела, административный ответчик КПК «Авангард» ДД.ММ.ГГГГ прекратил свое членство в саморегулируемой организации "Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов "Кооперативные финансы" (исключен из организации).
Как обоснованно указывается в административном иске, в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий Банком России в соответствии с пунктами 8 и 8.1 части 2 статьи 5, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ в адрес Кооператива были направлены запросы о предоставлении документов и информации от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/35033 и от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/39204 (далее - Запросы Банка России), согласно которым в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Кооперативу необходимо было представить:
- реестр договоров выданных займов (кредитов), заключенных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и действующих договоров по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с отражением информации о заключенных дополнительных соглашениях, форме Excel;
- реестр членов (пайщиков) Кооператива, составленный в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона №190-ФЗ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с отражением в том числе сведений о пайщиках, прекративших членство в КПК за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в формате Excel;
- реестр договоров привлеченных денежных средств, заключенных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и действующих договоров по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ с отражением информации о заключенных дополнительных соглашениях, в формате Excel;
- оборотно-сальдовые ведомости в формате Excel по счетам бухгалтерского аналитического учета денежных средств, резервного фонда, паевого фонда, краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов (обстоятельства по привлеченным денежным средствам), краткосрочной и долгосрочной кредиторской задолженности (по начисленным процентам), с указанием реквизитов договоров, наименований контрагентов, даты договора и совершения операций за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- выписки по расчетным счетам по форме банка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- выписки по счету кассы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- выписку из учетной политики Кооператива, содержащую рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Как следует из материалов дела КПК «АВАНГАРД» не представлена запрашиваемая информация, таким образом Кооператив не исполнил Запросы Банка России, в связи с чем, Банком России направлено Предписание Банк России об устранении нарушении законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/43461.
В соответствии с предписывающей частью Предписания, Кооперативу в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ необходимо было устранить нарушение законодательства Российской Федерации - исполнить Запросы Банка России.
В соответствии с пунктом 4.2 Указания Банка России №-У электронный документ Банка России считается полученным участником информационного обмена по истечении 24 часов с момента его размещения в личном кабинете.
Предписание Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/43461 получено Кооперативом ДД.ММ.ГГГГ, так как размещено в личном кабинете КПК «АВАНГАРД» ДД.ММ.ГГГГ за номером ТЗ-2-3/43461.
В результате контроля исполнения Предписания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ ЖГЗ-2-3/43461 путем анализа поступающей в Банк России корреспонденции, установлено, что в установленный Предписанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/43461 срок КПК «АВАНГАРД» не представил запрашиваемую информацию. Таким образом, Кооператив не исполнил Предписание Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/43461 и не устранил допущенное нарушение законодательства.
Банком России в адрес Кооператива направлено уведомление о неисполнении предписания от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/52499.
Из материалов дела усматривается, что Банком России также установлено, что:
- в реестре членов (пайщиков) КПК «АВАНГАРД» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отражены недостоверные сведения, тем самым Кооперативом были нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона №190-ФЗ, в связи с чем, Кооперативу было выдано Предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/49196.
КПК «АВАНГАРД» не представил в Банк России отчет по форме 0420001 «Отчет об операциях с денежными средствами некредитных финансовых организаций» за февраль 2023 года, тем самым Кооперативом были нарушены требования пунктов 2 и 3 Указания Банка России №-У6 в связи с чем, Кооперативу выдано Предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ЖГ307-27/4189.
КПК «АВАНГАРД» представил отчет по форме ОКУД 0420820 «Отчёт о деятельности кредитного потребительского кооператива» за 2023 года с недостоверными сведениями, тем самым Кооперативом были допущены нарушения требования первого абзаца пункта 3 и пункта 4 Порядка и сроков составления и представления отчета о деятельности кредитного потребительского кооператива, установленных в приложении 2 к Указания Банка России №-У7, в связи с чем, Кооперативу, выдано Предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №Т128-99-2/15683.
КПК «АВАНГАРД» не исполнил Запрос Банка России о предоставлении документов и информации от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/50225, тем самым Кооперативом были допущены нарушения требования пунктов 8.1 и 8.2 части 2 статьи 5 и пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона №190-ФЗ. в связи с чем Кооперативу выдано Предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/60156.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом приведенной нормы процессуального законодательства судом произведено распределение бремени доказывания следующим образом: на административного ответчика возложена обязанность доказать факт нарушений, допущенных административным ответчиком и влекущим его ликвидацию, на административного ответчика возложена обязанность представить доказательства недопущения (опровергнуть доводы административного истца) или устранения допущенных нарушений.
Между тем, какие-либо доказательства того, что административный ответчик в опровержение доводов административного истца вступил в саморегулируемую организацию в установленные законом сроки и исполнил предписания Банка, суду не представлены.
Регулирование деятельности кредитных кооперативов производится в соответствии с ФЗ "О кредитной кооперации".
Частью 3 статьи 5 указанного Федерального закона установлены полномочия Банка России в отношении КПК, среди которых предусмотрено право направлять кредитным кооперативам, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России (п. 6).
Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.
Как следует из материалов административного дела, административному ответчику был направлены запросы о предоставлении документов и информации в электронном виде через личный кабинет участника информационного обмена.
Указанные запросы административным ответчиком выполнены не были, информация не представлена.
В связи с непредставлением информации кооперативу были направлены предписания об устранении нарушений законодательства.
Административный истец указывает на то, что запрашиваемая информация административным ответчиком регулятору так и не представлена.
Административным истцом к рассматриваемому иску приложены копии запросов и предписаний, направленных административному ответчику.
Как было указано выше, какие-либо доказательства того, что КПК «Авангард» выполнял направленные запросы и предписания, административным ответчиком в суд не представлены.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административный ответчик КПК «Авангард» в течение длительного срока систематически уклоняется от исполнения требований действующего законодательства по исполнению запросов регулятора, не представляется запрашиваемую информацию. Данные нарушения не устранены и на момент рассмотрения дела судом. Какие-либо доказательства об устранении нарушений, об обстоятельствах, объективно препятствовавших исполнению запросов регулятора, административным ответчиком в суд не представлены.
Принудительная ликвидация юридического лица по данному основанию осуществляется на основании п. 3 ч. 3 ст. 61 ГК РФ. При этом законодатель в данной норме устанавливает, что нарушение закона должно быть неоднократным или грубым.
Принудительная ликвидация юридического лица в судебном порядке является исключительной мерой ответственности юридического лица. Применение такой меры к юридическому лицу должно иметь соответствующее обоснование.
Комментируя положение п. 3 ч. 3 ст. 61 ГК РФ, Пленум Верховного Суда РФ в от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указывает на то, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Суд также принимает во внимание, что при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены, на что прямо указано в п. 3 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации в п. 3 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П указал на то, что норма ст. 61 ГК РФ призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц, из чего следует, что применение указанной нормы не должно носить формальный характер.
Таким образом, при решении вопроса о принудительной ликвидации административного ответчика исследованию и оценке полежит характер и тяжесть допущенных нарушений, их последствия (нарушение прав и законных интересов третьих лиц), а также деятельность организации после допущения таких нарушений.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные административным истцом доказательства, суд приходит к выводу о том, что КПК «Авангард» допустил нарушения требований действующего законодательства, в течении длительного времени уклоняясь от исполнения неоднократных запросов и требований регулятора, доказательства обратного не представлены.
Как было указано выше, административный ответчик какие-либо доказательства в опровержение доводов административного истца, в суд не представил.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что применение крайней меры ответственности кредитного кооператива в виде его принудительной ликвидации в судебном порядке соответствует допущенным КПК «Авангард» существенным и систематическим нарушениям действующего законодательства, применение такой меры является оправданной, рассматриваемый административный иск подлежит полному удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административные исковые требования Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по <адрес> главного управления Центрального банка Российской Федерации.
Ликвидировать КРЕДИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ «Авангард» (ОГРН- 1143801001211; ИНН: 3801129192; КПП: 057201001) и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Обязать КРЕДИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ «Авангард» (ОГРН- 1143801001211; ИНН: 3801129192; КПП: 057201001, местонахождение (адрес) юридического лица: <адрес>, корпус «Б», внутригородской район: <адрес>, городской округ: <адрес>, 367003; дата государственной регистрации юридического лица: ДД.ММ.ГГГГ), а также членов (пайщиков) КПК «Авангард»:
- ФИО1 (дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ; место рождения: <адрес>; паспорт гражданина Российской Федерации: серия - 82 08 №, выдан - Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>, дата выдачи - ДД.ММ.ГГГГ; место регистрации (адрес): <адрес>, 109428; ИНН: 056100215796);
- ФИО3 (дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ; место рождения: <адрес>; паспорт гражданина Российской Федерации: серия - 03 12 №, выдан - Отделением в <адрес> отдела УФМС России по <адрес> в <адрес>, дата выдачи - ДД.ММ.ГГГГ; место регистрации (адрес): <адрес>, 109428: ИНН: 054399993490);
- ФИО2 (дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ; место рождения: <адрес>, Дагестанская АССР; паспорт гражданина Российской Федерации: серия - 82 12 №, выдан - Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>, дата выдачи - ДД.ММ.ГГГГ; место регистрации (адрес): <адрес>, 368220; ИНН: 0543044271530),
в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда о ликвидации произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией КРЕДИТНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА «Авангард», предусмотренные законом и предоставить в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности КРЕДИТНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА «Авангард».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.
Судья З.М. Токаева
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.