Гр.дело №а-120/19
Решение
Именем Российской Федерации
25 марта 2019 <адрес> районный суд ФИО1<адрес> в составе судьи Румянцевой М.А. при секретаре ФИО3 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации Талдомского городского округа и Комитету по архитектуре и градостроительству ФИО1<адрес>, суд
Установил
Административный истец обратился в суд с административным иском об оспаривании решения Администрации Талдомского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» и обязании административного ответчика подтвердить предоставление земельного участка, ссылаясь на его незаконность и отсутствие запрета на предоставление в аренду земельного участка, находящегося в водоохраной зоне. Кроме того, нахождение земельного участка в планируемой ООПТ также не является основанием для отказа в его предоставлении в аренду.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 административный иск поддержал по основаниям, изложенным в иске. Просит признать отказ незаконным и обязать Администрацию Талдомского городского округа подтвердить предварительное согласование предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.
Представитель административного ответчика ФИО5 административный иск не признал, ссылаясь на заключение Комитета по архитектуре и градостроительству ФИО1<адрес>, в соответствии с которым земельный участок находится в водоохраной зоне и полностью расположен в планируемой ООПТ областного значения –природные экологические территории № «Транзитные территории» зоне с особыми условиями использования территории, что ограничивает его оборотоспособность.
Представитель административного ответчика Комитета по архитектуре и градостроительству ФИО1<адрес>, надлежаще извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, предоставил письменный отзыв, в котором иск не признал, ссылаясь на то, что является ненадлежащим ответчиком.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает административный иск подлежащим частичному удовлетворению.
Случаи предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов урегулированы статья 39.6 Земельного кодекса РФ.
Согласно пп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется предоставление в аренду земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Названный в ст. 39.18 Земельного кодекса РФ порядок предусматривает предварительное согласование предоставления земельного участка, для чего гражданин обязан обратиться с соответствующим заявлением.
Так, согласно п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 8 ст.39.15 ЗК РФ Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 342-ФЗ)
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 361-ФЗ)
В соответствии со ст. 39.16 ЗК РФ Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;
Кроме того, порядок предварительного согласования предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотрен Административным Регламентом предоставления государственной услуги, утвержденным, на момент спорных правоотношений, ФИО1 МО от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 6.1. Административного регламента предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного ФИО1 Минмособлимущества от ДД.ММ.ГГГГN 13ВР-1906 и действующего на момент возникновения спорных правоотношений, заявитель (представитель Заявителя) обращается в Администрацию посредством РПГУ, МФЦ или почтовой связи за получением Государственной услуги в следующих случаях:
6.1.1. Для последующего предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов:
Согласно п. 13.3.Административного регламента, основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка являются в т.ч., нахождение земельного участка в пределах особо охраняемых природных территорий;
Согласно п. 13.1. Основаниями для отказа в предоставлении Государственной услуги в случае обращения по основаниям, указанным в пункте 6.1 настоящего Административного регламента являются:
ДД.ММ.ГГГГ. Невозможность использования испрашиваемого земельного участка в водоохраной/прибрежной полосе (информация о вхождении/невхождении участка в зону содержится в заключении Главного управления архитектуры и градостроительства ФИО1<адрес>).
В судебном заседании установлено, что ФИО2 обратился в администрацию Талдомского городского округа ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков…», а именно о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 400 кв.м для ведения ЛПХ в д.<адрес>ФИО1<адрес>, расположенного на землях населенных пунктов, на праве аренды без проведения торгов, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане /л.д.8-11,13/.
Решением Администрации Талдомского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в предоставлении государственной услуги в связи с невозможностью использования земельного участка в водоохраной/прибрежной полосе и в связи с его расположением в планируемой ООПТ областного значения – природные экологические территории № «Транзитные территории»/л.д.12/.
Решение административного ответчика основано на Заключении ГУ Архитектуры и градостроительства ФИО1<адрес>/л.д.38-39,59-63/.
ФИО2 не согласен с вышеуказанным решением административного ответчика, просит признать его незаконным и обязать подтвердить предварительное согласование предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов ссылаясь на отсутствие в законе запрета на предоставление в аренду земельного участка под ЛПХ, находящегося в водоохраной зоне.
В соответствии с положениями части 15 ст.65 Водного Кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN 2395-1 "О недрах").
При этом, в соответствии со ст. 65 ч. 16 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Из заключения ГУ архитектуры и градостроительства следует, что согласно Генерального плана с.<адрес>, утвержденного Решением совета депутатов <адрес> отДД.ММ.ГГГГ№, испрашиваемый земельный участок с видом разрешенного использования ЛПХ расположен в зоне «Ж-2» - застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.
Согласно п.2 ст.4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и регламентов.
Таким образом, оспариваемое решение административного ответчика об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков» в отношении испрашиваемого земельного участка по основанию его нахождения в водоохраной зоне не основано на законе.
Не соответствует закону и основание отказа в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка в части его расположения в планируемой ООПТ областного значения, тогда как п.14.1 ст.39.16 ЗК РФ в качестве основания отказа предоставления земельного участка предусмотрено его нахождение в особо охраняемой природной территории, а не в планируемой особо охраняемой природной территории.
Не является препятствием для предварительного согласования предоставления испрашиваемого земельного участка и его нахождение в 3 поясе ЗСО канала им.Москвы.
Вместе с тем, процедура предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотренная Земельным Кодексом РФ и административным регламентом, действующим на момент оказания услуги, не исполнена и не может быть изменена судебным решением.
При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет административный иск частично, признает незаконным решение Администрации Талдомского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ по вышеизложенным обстоятельствам и обязывает административного ответчика предоставить ФИО2 государственную услугу в порядке, предусмотренном административным регламентом.
Требование административного истца об обязании административного ответчика подтвердить ФИО2 предварительное согласование предоставления испрашиваемого земельного участка судом отклоняется, т.к. процедура предварительного согласования, предусмотренная законом и административным регламентом, административным ответчиком не исполнена.
Требования административного истца к Комитету по архитектуре и градостроительству ФИО1<адрес> суд оставляет без удовлетворения, как предъявленные к ненадлежащему ответчику.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,суд
Решил:
Административный иск ФИО2 к Администрации Талдомского городского округа удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Администрации Талдомского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Обязать администрацию Талдомского городского округа предоставить ФИО2 вышеуказанную государственную услугу в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ВР-1906.
Требование об обязании подтвердить предварительное согласование предоставления земельного участка оставить без удовлетворения.
Требование к Комитету по архитектуре и градостроительству ФИО1<адрес> оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в ФИО1 областной суд через Талдомский районный суд.
Отпечатано в совещательной комнате.
Судья Румянцева М.А.
Мотивированное решение
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.