Дело №а-1222/2023
УИД 14RS0019-01-2023-001331-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нерюнгри 25 июля 2023 г.
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Подголова Е.В., при секретаре Мелкумян Д.Л., с участием административного истца старшего помощника прокурора Цепилова Е.Ю., представителя административного ответчика Марусича В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Нерюнгри в интересах неограниченного круга лиц к Поселковой администрации городского поселения «Поселок Серебряный Бор» Нерюнгринского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Нерюнгри, действуя в интересах неограниченного круга лиц, обратился в суд с иском к Поселковой администрации ГП «Поселок Серебряный Бор» Нерюнгринского района, указав, что прокуратурой города проведен анализ исполнения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности, по результатам которой установлено, что в нарушение действующих норм законодательства административным ответчиком не обеспечено проведение текущего технического учета и внесение соответствующих сведений в технический паспорт на автомобильную дорогу местного значения, находящуюся в собственности поселения, «Межквартальный проезд № 3», протяженностью 0,14 км с идентификационным номером 98-406-562 ОП МП 004. Паспорт составлен по состоянию на 16 февраля 2009 года, а сведения, содержащиеся в техническом паспорте автомобильной дороги, не соответствуют требованиям п.п. 9.2- 9.3 ГОСТ 33388-2015. Не проведение текущего технического учета, а также несвоевременная актуализация технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение администрацией поселения обязанность по содержанию автомобильных дорог и нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам местного значения, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. 21 июня 2023 года в адрес главы Администрации ГП «Поселок Серебряный Бор» внесено представление об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Просит признать незаконным бездействие Администрации ГП «Поселок Серебряный Бор» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) в части невнесения изменений в паспорт автомобильной дороги ««Межквартальный проезд № 3» п. Серебряный Бор, протяженностью 0,14 км с идентификационным номером 98-406-562 ОП МП 004; обязать Администрацию ГП «Поселок Серебряный Бор» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) принять меры, направленные на проведение повторного технического учета автомобильной дороги «Межквартальный проезд № 3» п. Серебряный Бор, протяженностью 0,14 км с идентификационным номером 98-406-562 ОП МП 004, в срок до 31 июля 2024 года; обязать Администрацию ГП «Поселок Серебряный Бор» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) внести актуальные сведения в технический паспорт автомобильной дороги ««Межквартальный проезд № 3» п. Серебряный Бор, протяженностью 0,14 км с идентификационным номером 98-406-562 ОП МП 004, в срок до 31 декабря 2024 года.
Административный истец старший помощник прокурора г. Нерюнгри Цепилов Е.Ю. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал, просит удовлетворить.
Представитель административного ответчика Поселковой администрации ГП «Поселок Серебряный Бор» Нерюнгринского Марусич В.И. в судебном заседании с требованиями административного искового заявления не согласился, поддержал письменный отзыв на административное исковое заявление, в удовлетворении административного иска просит отказать.
Суд, заслушав административного истца, возражения административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Согласно п. 1 и п. 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии ст.ст. 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.
Статьей 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которыми предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из взаимосвязанных положений, предусмотренных ст. 34 и ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 утверждены Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, и, как указано в п. 9 в прочие работы по содержанию входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений, изготовление технических планов автомобильных дорог.
Согласно п. 3.8, п. 3.9 и п. 3.10 ГОСТ 33388-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», паспортизация автомобильных дорог – это учет автомобильных дорог и искусственных сооружений с составлением технического паспорта и формированием базы дорожных данных. Технический паспорт автомобильной дороги - технический документ, содержащий данные о технических и эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги, полученные в результате проведения технического учета дороги, а технический учет автомобильной дороги - систематический сбор данных о технических и эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги для составления и ведения технического паспорта автомобильной дороги.
Паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог (п. 4.2.1 ГОСТ 33388-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации»).
В силу п 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части.
На основании п. 4.2.3 ГОСТ 33388-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» повторный технический учет проводится на существующих дорогах, имеющих паспорта, но содержащих сведения не в полном объеме. Текущий технический учет производится ежегодно по специальной программе, которая составляется по результатам анализа информации существующего технического паспорта дороги с обоснованием необходимости измерения отдельных переменных параметров дороги (прочность, ровность, сцепные качества покрытия и т. п.). По данным текущего учета один раз в год по состоянию на 1 января вносят изменения в паспорт дороги.
Элементы и характеристики дороги, подлежащие техническому учету и паспортизации, определены в п. 6.3 ГОСТ 33388-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации».
Согласно п. 9.1 ГОСТ 33388-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета. Паспорт дороги (участка) должен ежегодно обновляться по результатам обследований.
Пунктами 9.2 – 9.9 ГОСТ 33388-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» установлены требования к техническому паспорту автомобильной дороги, в том числе сведения, подлежащие включению в технический паспорт.
Таким образом, исходя из вышеприведенных правовых положений, в обязанности органов местного самоуправления городского поселения входит паспортизация автомобильных дорог или ее части, а также технический учет автомобильных дорог с внесением в технический паспорт автомобильных дорог необходимых сведений, как на лицо, осуществляющее деятельность по содержанию автомобильных дорог.
Судом установлено и из материалов дела следует, что автомобильная дорога «Межквартальный проезд № 3» п. Серебряный Бор, протяженностью 0,14 км с идентификационным номером 98-406-562 ОП МП 004, является дорогой общего пользования местного значения в границах населенного пункта муниципального образования городского поселения «Поселок Серебряный Бор» Нерюнгринского района, что подтверждается, в том числе, свидетельством о государственной регистрации права 14-АБ 217568 от 24 ноября 2014 года.
21 июня 2023 года прокурором г. Нерюнгри в адрес главы Администрации ГП «Поселок Серебряный Бор» направлено представление № 39-2023 об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, согласно которому, администрацией поселения не обеспечено проведение текущего технического учета и внесение соответствующих сведений в технический паспорта на автомобильных дорог местного значения, находящиеся в собственности поселения.
Согласно ответа Администрации ГП «Поселок Серебряный Бор» № 917 от 20 июня 2023 года на требование прокурора г. Нерюнгри, владельцем автомобильной дороги общего пользования «Межквартальный проезд № 3» п. Серебряный Бор, протяженностью 0,14 км с идентификационным номером 98-406-562 ОП МП 004, является Администрация ГП «Поселок Серебряный Бор», сведения о соответствии автомобильной дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории автомобильной дороги отсутствует.
Из технического паспорта на автомобильную дорогу «Межквартальный проезд № 3» с инвентарным номером 98 406 562/НР1/012591 усматривается, что последнее обследование автомобильной дороги проведено 16 февраля 2009 года, а разделы технического учета не соответствуют требованиям ГОСТ 33388-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», в частности, отсутствует план-схема, в общих сведениях об автомобильной дороге не указано наименование дороги (участка), краткая историческая справка с указанием года постройки, сведения о выполненных ремонтных работах, изменений геометрии дороги, отсутствуют сведения раздела «Экономическая характеристика», «Техническая характеристика дороги», «Сведения об основных объемах выполненных ремонтных работ», а также сведения раздела Линейного графика.
По смыслу ст. 227 КАС РФ предполагается, что для удовлетворения требования о признании действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав, свобод и реализации законных интересов неограниченного круга лиц в результате такого действия (бездействия).
Судом в ходе рассмотрения настоящего административного дела установлено, что спорная автомобильная дорога не является бесхозяйным имуществом, так как обладает признаками автомобильной дороги общего пользования местного значения, владельцем автомобильной дороги является орган местного самоуправления Администрация ГП «Поселок Серебряный Бор», при этом административным ответчиком должного контроля по несению бремени содержания указанной автомобильной дороги не осуществляет, ведение технического учета ежегодно не проводится, в связи с отсутствием сведений, предусмотренных ГОСТ 33388-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», повторный технический учет автомобильной дороги не произведен, сведения в технический паспорт внесены не только не в полном объеме, но по состоянию на 16 февраля 2009 года, тогда как технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, который, в том числе, подлежит ежегодному обновлению.
Каких-либо бесспорных доказательств, подтверждающих проведение повторного технического учета автомобильной дороги ««Межквартальный проезд № 3» п. Серебряный Бор, протяженностью 0,14 км с идентификационным номером 98-406-562 ОП МП 004, после последнего обследования объекта учета 16 февраля 2009 года, в связи и с невнесением сведений в технический паспорт в полном объеме, в установленном законе порядке, со стороны административного ответчика, в нарушение ст. 62 КАС РФ, суду при рассмотрении дела представлено не было, материалы административного дела таких сведений также не содержат, равно как и сведений и проведении ежегодного технического учета.
В результате установленного бездействия со стороны административного ответчика, суд приходит к выводу, что надлежащее содержание автомобильных дорог не осуществляется, что влечет угрозу нарушения безопасности дорожного движения, а также нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности и нарушает права неопределенного круга лиц - пользователей автомобильных дорог.
Суд не принимает во внимание доводы административного ответчика, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, о том, что автомобильная дорога общего пользования «Межквартальный проезд № 3» п. Серебряный Бор, протяженностью 0,14 км с идентификационным номером 98-406-562 ОП МП 004, не является собственность Поселковой администрации ГП «Поселок Серебряный Бор», так как указанные доводы опровергаются материалами настоящего административного дела.
В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).
На основании ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с ч. 5 и ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права, а государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Поскольку свидетельством о государственной регистрации права 14-АБ 217568 от 24 ноября 2014 года подтверждается право собственности городского поселения на спорную автомобильную дорогу, зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия), в отсутствие сведений об отчуждении автомобильной дороги в пользу другого лица, равно как и отнесении автомобильной дороги к автомобильной дороге федерального, регионального или межмуниципального значения, доводы административного ответчика суд признает несостоятельными.
Кроме того, суд не признает требования административного истца в части внесения актуальных сведений в технический паспорт автомобильной дороги ««Межквартальный проезд № 3» п. Серебряный Бор, протяженностью 0,14 км с идентификационным номером 98-406-562 ОП МП 004, не исполнимыми, так как общие требования и порядок выполнения работ по паспортизации автомобильных дорог, а также порядок проведения работ по техническому учету, предусмотрены действующим ГОСТ 33388-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», который подлежит применению при ведении технического учета автомобильной дороги, и более того, является нормативно-правовым документом, и вопреки возражениям административного ответчика, является обязательным для исполнения лицом, на которого возложена обязанность по содержанию автомобильной дороги и, направлен непосредственно на надлежащее содержание автомобильных дорог и предотвращения угрозы нарушения безопасности дорожного движения.
Так, учитывая обстоятельства дела и, оценивая доводы административного истца о незаконном бездействий административного ответчика Поселковой администрации ГП «Поселок Серебряный Бор», принимая во внимание, что со стороны уполномоченного органа местного самоуправления до настоящего времени не приняты меры по повторному технического учета и внесению актуальных сведений в технический паспорт, направленные в том числе, на безопасность дорожного движения, в отсутствие достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих исполнение обязанности административным ответчиком по обеспечению содержания автомобильной дороги, административное исковое заявление прокурора г. Нерюнгри в интересах неограниченного круга лиц о признании бездействия Поселковой администрации ГП «Поселок Серебряный Бор» незаконным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение подлежит удовлетворению в полном объеме.
Устанавливая срок исполнения принятого решения суда, суд принимает во внимание, что для обеспечения технического учета и приведения технического паспорта в соответствие с требованиями ГОСТ 33388-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» всех автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к городскому поселению, на которое возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог, необходим разумный срок, так как указанная процедура требует достаточности времени не только для проведения работ по техническому учету автомобильной дороги, но и для изыскания необходимых денежных средств, а также обеспечение наиболее разумного и справедливого баланса публичных, и, с учетом мнения административного истца и административного ответчика, считает возможным установить срок для исполнения настоящего решения, по 31 декабря 2024 года, который, по мнению суда, является наиболее целесообразным и соответствующим не только целям судебной защиты, но и целям исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора города Нерюнгри в интересах неограниченного круга лиц к Поселковой администрации городского поселения «Поселок Серебряный Бор» Нерюнгринского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Поселковой администрации городского поселения «Поселок Серебряный Бор» Нерюнгринского района в части неисполнения обязанности по проведению повторного технического учета автомобильной дороги «Межквартальный проезд № 3» п. Серебряный Бор Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия), протяженностью 0,14 км с идентификационным номером 98-406-562 ОП МП 004.
Обязать Поселковую администрацию городского поселения «Поселок Серебряный Бор» Нерюнгринского района, ИНН 1434031476, в срок по 31 декабря 2024 года принять меры, направленные на проведение повторного технического учета и внесение актуальных сведений в технический паспорт автомобильной дороги «Межквартальный проезд № 3» п. Серебряный Бор Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия), протяженностью 0,14 км с идентификационным номером 98-406-562 ОП МП 004.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия).
Судья Е.В. Подголов
Решение принято в окончательной форме 08 августа 2023 года.