ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1223/2023 от 06.07.2023 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

дело а-1223/2023

УИД - 26RS0-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2023 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Шандер Н. В.,

при секретаре судебного заседания Левине Р. В.,

с участием: представителя административного истца Кокорева И.О. – Зиновьевой И.В., представителя административного ответчика администрации города Ставрополя и представителя заинтересованного лица – комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя – Самойленко Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда города Ставрополя административное дело по административному исковому заявлению Кокорева Игоря Олеговича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Кокоревой Анастасии Игоревны, Кокоревой Софии Игоревны, к администрации города Ставрополя о признании постановления недействительным, признании права на получение социальной выплаты, обязании восстановить в списке молодых семей,

установил:

Кокорев И.О., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Кокоревой А.И., Кокоревой С.И., обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ставрополя:

- о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ о признании утратившим силу постановления администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя»;

- о признании за семьей административного истца составом 4 человека (он, супруга ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Кокорева Анастасия Игоревна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Кокорева София Игоревна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) права на получение социальной выплаты по программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя»:

- об обязании восстановить семью Кокорева И. О. в вышеуказанном составе из 4 человек в списке молодых семей – участников основного мероприятия на получение социальной выплаты по программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя».

Свои требования административный истец мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением о признании его семьи, состоящей из четырех человек, нуждающейся в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя».

Постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ семья истца признана нуждающейся в жилом помещении.

Уведомлением комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГс истец был приглашен для подачи заявления и документов, необходимых для расчета доходов его семьи, позволяющих получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в целях последующего признания семьи участником муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе».

В марте 2021 года истцом получено заключение руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ о признании его семьи имеющий достаточные доходы, позволяющие получить ипотечный кредит либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья, предоставляемой в рамках реализации программы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в Ставропольском крае» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительств аи архитектуры».

ДД.ММ.ГГГГ истцом за счет собственных денежных средств, а также за счет целевых кредитных денежных средств, полученных по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ПАО «Сбербанк», был приобретен объект недвижимого имущества – жилой дом и земельный участок.

Согласно договору купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ стоимость жилого дома составила 1329 000 рублей, земельного участка – 192 000 рублей, а всего 1521 000 рубль, из которых 360 568 рублей были оплачены за счет собственных средств, остальная часть суммы в размере 1160 432 рублей – за счет кредитных средств.

Условия договора сторонами были выполнены в полном объеме, приобретенное недвижимое имущество перешло в собственность истца Полученный ипотечный кредит в настоящее время является действующим.

Согласно условиям кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ истцу и его супруге был предоставлен ипотечный кредит на приобретение «загородной недвижимости» на сумму 3000 000 рублей.

В соответствии с п. 12 кредитного договора цель использования кредита – приобретение вышеуказанных объектов недвижимости по адресу: <адрес>», а также оплата неотделимых улучшений приобретенного дома.

Письмом заместителя руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГс истцу даны разъяснения о том, что его семья не имеет законных оснований для участия в вышеуказанной программе, поскольку приобретение иных неотделимых улучшений, приобретенных вместе с недвижимостью, Правилами предоставления молодым семьям социальной выплаты не предусмотрено.

Административный истец полагает, что действия административного ответчика в отношении его семьи являются незаконными, нарушают их права и законные интересы, поскольку дополнительные средства, предоставленные банком на неотделимые улучшения приобретаемого дома, по его мнению, не могут являться основанием для исключения семьи Кокоревых из списка нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя».

В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Кокорева И.В.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ПАО Сбербанк.

Административный истец Кокорев И.О., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, реализовав право на ведение дела через своего представителя.

Представитель административного истца Кокорева И.О. – Зиновьева И.В. в судебном заседание заявленные требования поддержала в части требования о признании незаконным постановления администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ о признании утратившим силу постановления администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя». На удовлетворении остальных административных исковых требований не настаивала, полагая их излишне и преждевременно заявленными, поскольку семья Кокорева И. О. на сегодняшний день в установленном порядке не признавалась участником основного мероприятия на получение социальной выплаты по программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя» и с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления не обращалась.

Представитель административного ответчика администрации города Ставрополя и заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя – Самойленко Г.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, поддержав доводы, приведенные в письменных возражениях, из содержания которых следует, что в процессе проверки учетного дела Кокоревых установлено несоответствие условиям Подпрограммы в части, превышающей полную сумму обязательств по кредиту на дату его погашения. При этом цель предоставления молодым семьям – участникам Программы социальных выплат является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, предоставленным на приобретение конкретного жилого помещения, а предоставление такой выплаты по иным кредитам (займам) и на иные цели не предусмотрено. Отсутствие достоверных данных, подтверждающих расходование денежных средств суммы основного долга и уплаты процентов по взятому кредиту именно на приобретение жилого помещения, непредставление таких доказательств самим административным истцом, по ее мнению, свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Также указала на то, что на момент исключения из числа нуждающихся в жилом помещении семья Кокоревых в установленном законом порядке участником Программы не признавалась.

Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, также надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.

Из представленного суду письменного отзыва Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края на административное исковое заявление Кокорева И.О. следует, что действующее правовое регулирование устанавливает исчерпывающий перечень вариантов использования социальной выплаты молодой семьей. Возможность направления такой социальной выплаты на приобретение неотделимых улучшений объекта недвижимости не предусмотрена. Социальные выплаты, предоставляемые в рамках программы, носят целевой характер, в связи с чем их предоставление на мероприятия, отличные от указанных в Правилах, будет являться нецелевым использованием бюджетных средств, что повлечет предусмотренную законодательством ответственность.

Заинтересованное лицо Кокорева И.В. и представитель заинтересованного лица ПАО Сбербанк. надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд с учетом мнения сторон находит возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав стороны, исследовав материалы данного административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу положений пунктов 1,2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с частью 2, 3, 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления и документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма закреплены в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, к числу которых также относятся граждане обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч. ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, тогда как к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника (ч. 2 ст. 51, ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 №184 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в городе Ставрополе в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящаяся на одного человека.

В силу требований ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий, обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Реализация на территории города Ставрополя мероприятий, направленных на обеспечением жильем молодых семей, осуществляется в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, государственной программой Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29.12.2018 № 625-п, муниципальной программой «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», утвержденной постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ.

Молодым семьям, признанным в установленном порядке участниками Программы, предоставляются социальные выплаты на цели, предусмотренные Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 6 Правил участником Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, (за исключением членов молодой семьи, не являющихся гражданами Российской Федерации) соответствующая следующим требованиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с законодательством Российской Федерации; наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Указанными Правилами предусмотрено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами по делу, ДД.ММ.ГГГГ в комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> поступили заявление и документы от административного истца по вопросу признания его семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя».

На момент указанного обращения предоставление вышеуказанной услуги осуществлялось в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя» семья Кокорева И.О. составом 4 человека: он, жена Кокорева И.В., дочь Кокорева А.И., дочь Кокорева С.И., признана нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя».

При признании семьиКокорева И. О. нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя», семья проживала в жилом помещении общей площадью 36.7 кв. м по адресу:<адрес>. При этом члены семьиКокорева И. О. не имели в собственности объектов недвижимого имущества.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Кокорева И.О. комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя направлено уведомление с о признании семьи нуждающейся в жилом помещении, в котором также разъяснено о возможности явиться в отдел правовой защиты и содействия реализации жилищных программ комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя для подачи заявления и документов для признания семьи заявителя имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в целях последующего признания семьи участником муниципальной программы.

ДД.ММ.ГГГГ заместителяемглавы администрации города Ставрополя, руководителем комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя дано заключение о признании семьи Кокорева И.О. семьей, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить ипотечный кредит (заем), либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты.

Согласно указанному заключению для семьиКокорева И. О. рассчитан размер социальной выплаты – 825148, 80 рублей.

На основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО11 на стороне продавца и Кокоревым И.О. на стороне покупателя, последний приобрел жилой дом площадью 98,4 кв.м, кадастровый , а также земельный участок, площадью 374 кв.м, кадастровый , расположенные по адресу: <адрес>, С/Т «Гвоздика».

Согласно пункту 1.1 указанного договора цена приобретаемого имущества определена в сумме 1521 000 рублей, из которых: земельный участок – 192 000 рублей, жилой дом – 1329 000 рублей.

При этом в пункте 2.1 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ указано, что недвижимость приобретается за счет собственных средств в размере 360 568 рублей, федеральных средств в размере 639 431 рубля, кредитных средств в размере 521 000 рублей, предоставленных ПАО Сбербанк по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что действительно ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Сбербанк» на стороне кредитора и Кокоревым И.О. на стороне заемщика заключен кредитный договор , по условиям которого Кокореву И.О. предоставлен ипотечный кредит в размере 3000 000 рублей на приобретение объекта недвижимости и иных неотделимых улучшений: жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: <адрес>. Документ-основание приобретения объекта недвижимости – договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (п. 12 кредитного договора).

Оспариваемым постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя».

В качестве основания вынесения указанного постановления указан п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Оценивая законность и обоснованность вышеуказанного постановления суд приходит к следующему.

Как следует из извещения комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГс семьяКокорева И. О. признана обеспеченной общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы площади жилого помещения в городе Ставрополе, в связи с приобретением индивидуального жилого дома по адресу:<адрес>, СНТ <адрес>-4, <адрес>.

Между тем, административным ответчиком не учтено, что указанное жилое помещение приобретено административным истцом с целью реализации его права на получение социальной выплаты, установленной ответчиком в размере 825148, 80 рублей.

Согласно п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» и «и» пункта 2 указанных Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.

При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования в данной части, суд полагает, что приобретение семьей административного истца жилого дома площадью 98,4 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>-4, <адрес>, не может являться основанием для признания семьи Кокоревых обеспеченной площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, поскольку данное жилое помещение приобретено за счет средств жилищного кредита.

В этой связи суд полагает в данной части исковые требования административного истца подлежащими удовлетворению.

Разрешая требования административного истца о признании за его семьей составом 4 человека (он, супруга ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Кокорева Анастасия Игоревна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Кокорева София Игоревна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) права на получение социальной выплаты по программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя» и о возложении на администрацию <адрес> обязанности восстановить семью Кокорева И. О. в вышеуказанном составе из 4 человек в списке молодых семей – участников основного мероприятия на получение социальной выплаты по программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя», суд приходит к следующему.

Право молодой семьи на получение государственной поддержки возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации в соответствии с правилами, утвержденными постановлением от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Решение вопроса о предоставлении молодой семье социальной выплаты включает в себя признание молодой семьи нуждающейся, признание семьей, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты, признание участником Программы.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что на момент вынесения спорного постановления семья Кокоревых в установленном заявительном порядке признавалась участником Программы. Более того, в судебном заседании представитель административного истца не отрицала того, что ее доверитель с соответствующим заявлением о признании его семьи участником основного мероприятия на получение социальной выплаты по программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя» не обращался.

Согласно ответу Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края информация о включении семьи Кокоревых в сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату, не поступала.

При таких обстоятельствах, заявленные требования административного истца в данной части суд признает преждевременными, поскольку им не были реализованы все этапы участия в программе по получению социальной выплаты. При этом Кокорев И. О. не лишен права реализовать свои права по включению в список молодых семей – участников основного мероприятия на получение социальной выплаты по программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя в установленном законом порядке с соблюдением регламентированной административной процедуры.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Кокорева Игоря Олеговича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Кокоревой Анастасии Игоревны, Кокоревой Софии Игоревны, к администрации города Ставрополя о признании постановления недействительным, признании права на получение социальной выплаты, обязании восстановить в списке молодых семей – удовлетворить в части.

Признать незаконным постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу постановления администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя».

Обязать администрацию города Ставрополя восстановить семью Кокорева Игоря Олеговича, составом 4 человека (он, Кокорев Игорь Олегович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруга ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Кокорева Анастасия Игоревна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Кокорева София Игоревна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) на учете нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя».

В удовлетворении остальных административных исковых требований Кокорева Игоря Олеговича о признании за его семьей составом 4 человека (он, супруга ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Кокорева Анастасия Игоревна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Кокорева София Игоревна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) права на получение социальной выплаты по программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя» и о возложении на администрацию города Ставрополя обязанности восстановить семью Кокорева Игоря Олеговича в вышеуказанном составе из 4 человек в списке молодых семей – участников основного мероприятия на получение социальной выплаты по программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя» - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Ставрополя.

Решение в окончательной форме принято 20 июля 2023 года.

Судья Н. В. Шандер