ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-12342/2021 от 11.02.2021 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело а-12342/2021

86RS0004-01-2020-025946-65

Решение

Именем Российской Федерации

город Сургут 11 февраля 2021 года

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Шерстобитова О.В., при секретаре Выбрик А.И., с участием помощника прокурора города Сургута Дубенкина А.Ю., представителя администрации города Сургута Дорошенко С.А., заинтересованного лица Шумилиной Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску заместителя прокурора города Сургута Литвинцева С.А. в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Сургута об устранении нарушения природоохранного законодательства,

установил:

Заместитель прокурора города Сургута обратился с иском к Администрации города Сургута, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации города Сургута выразившееся в не согласовании с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в городе Сургуте и Сургутском районе земельных участков с кадастровыми номерами: , и , определенных для размещения и устройства снежных «сухих» свалок. Обязать ответчика принять меры к согласованию с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в городе Сургуте и Сургутском районе размещение и устройство снежных «сухих» свалок на указанных земельных участках.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка о нарушениях природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории муниципального образования, а именно несанкционированных снежных свалок на земельных участках с кадастровыми номерами: и

В ходе проверки выявлены нарушения, а именно Администрацией города размещение мест и устройства снежных «сухих» свалок с органами Роспотребнадзора не согласовано. По выявленным нарушениям прокуратурой города 19.06.2020 внесено представление главе Администрации г. Сургута с требованием устранения выявленных нарушений.

Однако в своих ответах Администрация города указывает на отсутствие необходимости согласования с Роспотребнадзором использование полигонов для сбора снежных масс, поскольку земельные участки переданы по договорам аренды: <данные изъяты><данные изъяты> ООО «<данные изъяты> сроки договоров на дату подачи административного иска действующие. Предоставление земельных участков по договорам аренды осуществлялось при наличии согласования управления по природопользованию и экологии.

Считает, позиция администрации города не отвечает принципам действующего законодательства, исполнительно-распорядительные функции исполняются в нарушении Федеральных законов № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон №52-ФЗ); Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ № 322, № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Земельного законодательства Российской Федерации.

Вывоз снега на соответствующие земельные участки муниципального образования не является строительством какого-либо объекта.

Согласно представлениям межрайонной природоохранной прокуратуры ХМАО-Югры от 22.04.2019, 26.06.2019 и 01.11.2019 и ответам на них СГМУП «Дорожные ремонтные технологии», <данные изъяты> ООО «Дорстройиндустрия» фактически осуществляется деятельность по вывозу снега на земельные участки, с кадастровыми номерами <данные изъяты>, 86:03:0030402:2821и <данные изъяты>.

Из заключения по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ Сургутским отделом филиала ФГБУ <данные изъяты> по ХМАО-Югре следует, что при проведении проверки выявлено превышение концентрации загрязняющих веществ на земельных участках, с кадастровыми номерами (п. 6 заключения), (п. 3 заключения) и (п.1 заключения), что может привести к загрязнению окружающей среды посредством обильного таяния снега и смывания вредных веществ в почву.

В силу пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Таким образом, указанные земельные участки предоставлены Администрацией города в отсутствие заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.

Нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства стали возможными в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей сотрудниками Администрации города Сургута.

Просит удовлетворить административный иск в полном объеме.

В судебном заседании представитель истца на заявленных требованиях настаивает в соответствии с доводами изложенными в административном исковом заявлении. В дополнении пояснил, что согласно требованиям Санитарных правил содержания территории населенных мест, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (согласно сведениям Федерального классификационного каталога СНЕГ относится к отходам от зимней уборки улиц (код 73121000000), в состав которого могут входить отходы разных классов опасности), соответственно необходимо согласовывать с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории, чего ответчиком сделано небыло.

Представитель Администрации города исковые требования не признал, пояснил, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> предоставлен <данные изъяты> по договору аренды от 05.02.2015 № 49 с видом разрешенного использования - для размещения площадки для складирования снега. Данный договор заключен на срок с 01.01.2015 по 01.10.2015 и признан действующим и возобновленным на неопределенный срок по решению Арбитражного суда ХМАО-Югры от 03.02.2020 по делу № А75-21186/2019. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> предоставлен для размещения временных объектов, без права возведения объектов капитального строительства и подлежит возврату после прекращения договора аренды свободным от объектов недвижимости. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> образован в результате проведения процедуры предварительного согласования места размещения объекта. Согласно акту о выборе земельного участка от 28.07.2014 № 49/14, утвержденному распоряжением Администрации города от 12.12.2014 № 4258 имеются согласование Управления по природопользованию и экологии Администрации города от 07.08.2014 № 01-02-1577/14, а также заключение Сургутского отдела Природнадзора Югры от 27.08.2014 № 163 о согласовании размещения объекта с соблюдением условий природоохранного законодательства. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> предоставлен <данные изъяты> по договору аренды от 09.11.2015 № 430, для размещения (строительства, реконструкции, эксплуатации) полигона для утилизации снежных масс с сортировкой твёрдых бытовых отходов. Договор аренды заключен на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ. Считают обязательного согласования Администрацией города с Роспотребнадзором в данном случае не требуется. Просят отказать в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Сургута.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре представила пояснение, согласно которому поддержала требования прокуратуры города Сургута.

Выслушав пояснения сторон, изучив представленные суду доказательства, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, и относится к вопросам местного значения, предусмотренных статьей 14 названного Закона.

Участие органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами на территориях соответствующих поселений предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 года) "Об отходах производства и потребления", определяющего правовые основы обращения с отходами производства и потребления, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории, в связи с чем, организация мероприятий по охране окружающей среды находится в компетенции муниципального района (городского округа).

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 42 Земельного Кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, регламентов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Главой II Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, согласно “ которому места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).

В целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - запрос).

По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса.

По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно сведениям Федерального классификационного каталога СНЕГ относится к отходам от зимней уборки улиц (код 73121000000) в состав которого могут входить отходы разных классов опасности.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности согласно ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" подлежит лицензированию, а также п.30 ст.12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О лицензировании отдельных видов деятельности".

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления СП 2.1.7.1386-03 устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека.

Требования правил являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления.

Определение класса опасности отхода осуществляется аккредитованными в установленном порядке организациями в соответствии с настоящими правилами.

Состав отхода определяется производителем (собственником) отхода самостоятельно или с привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций.

Установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.

Как установлено судом в ходе осуществления проверки прокуратурой города установлено, что в нарушение природоохранного законодательства земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, предоставлен <данные изъяты> по договору аренды от 05.02.2015 № 49 с видом разрешенного использования - для размещения площадки для складирования снега на неопределенный срок; <данные изъяты> предоставлены в аренду по договорам от 10.08.2015 № 327 и от 09.11.2015 № 430 соответственно, для строительства полигонов по размещению и утилизации снежных масс.

Однако, указанные земельные участки предоставлены Администрацией города в отсутствие заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.

Таким образом, оценивая доводы сторон, суд полагает, исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку ответчиком не представлено суду доказательств о принятии каких либо мер по согласованию с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль, создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора города Сургута, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Сургута о признании незаконным бездействие Администрации города Сургута выразившееся в

не согласовании с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в городе Сургуте и Сургутском районе земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, <данные изъяты>, и <данные изъяты>, определенных для размещения и устройства снежных «сухих» свалок, обязании ответчика принять меры к согласованию с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в городе Сургуте и Сургутском районе размещение и устройство снежных «сухих» свалок на земельных участках с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, <данные изъяты>, и <данные изъяты>, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Сургута выразившееся в не согласовании с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в городе Сургуте и Сургутском районе земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, <данные изъяты>, и <данные изъяты>, определенных для размещения и устройства снежных «сухих» свалок.

Администрации города Сургута принять меры к согласованию с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре в городе Сургуте и Сургутском районе размещение и устройство снежных «сухих» свалок на земельных участках с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, <данные изъяты>, и <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путем подачи апелляционной жалобы через Сургутский городской суд ХМАО-Югры.

Мотивированное решение изготовлено 26.02.2021.

Судья О.В. Шерстобитов

КОПИЯ ВЕРНА 11 февраля 2021 года

Подлинный документ находится в деле № 2а-12342/2021

86RS0004-01-2020-025946-65

СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ

Судья Сургутского городского суда

_____________________________ О.В. Шерстобитов

Судебный акт вступил не вступил в законную силу

«_____»__________________20_____г.

Секретарь суда ________________А.В. Выбрик