ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1258/2023 от 17.08.2023 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

а-1258/2023 ~ М-1140/2023

14RS0019-01-2023-001522-11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 августа 2023 г. г. Нерюнгри

Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующий судья Софронов П.А., при секретаре судебного заседания Мельник Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску

прокурора города Нерюнгри, в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Республики Саха (Якутия) «Южно-Якутский технологический колледж», Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия) о признании бездействие государственного учреждения незаконным,

установил:

иск мотивирован тем, что объекты ГАПОУ PC (Я) «ЮЯТК» не защищены от террористических угроз.

Так, комплекс технологически и технически связанных между собой пяти зданий: административно-бытовой корпус, учебный корпус № 1, учебные мастерские, учебно-лабораторный корпус и студенческое общежитие, имеющие общую прилегающую территорию и внешние границы и находящиеся по адресу: <адрес>, не оснащены охранной сигнализацией; не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не обеспечено непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

Учебный корпус № 2 образовательного учреждения, находящийся по адресу: <адрес>, не оснащен охранной сигнализацией; не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не обеспечено непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

Учебный корпус № 3 образовательного учреждения, находящийся по адресу: <адрес>, не оснащен охранной сигнализацией и системой видеонаблюдения; не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не обеспечено непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

Поэтому объекты ответчика не соответствуют требованиям антитеррористической защищенности. В связи с чем прокурором г. Нерюнгри 20 марта 2023 г. директору ГАПОУ PC (Я) «ЮЯТК» внесено представление, которое не исполнено со ссылкой отсутствия для этого финансирования.

Ввиду допущенных нарушений постановлением мирового судьи судебного участка № 38 г. Нерюнгри от 24 апреля 2023 г. директор ГАПОУ PC (Я) «ЮЯТК» привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ, то есть за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Для обеспечения антитеррористической безопасности указанных объектов необходимо денежное финансирование, которое в достаточном объеме не оказывается учредителем образовательного учреждения.

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) по отношению к подведомственному учреждению является главным распорядителем денежных средств. И его бездействие в виде недостаточного финансирования мероприятий в области противодействий терроризму, привело к необеспечению безопасности граждан и антитеррористической защищенности объектов указанного в иске учреждения.

С учетом этого прокурор просит признать незаконным бездействие ГАПОУ PC (Я) «ЮЯТК» по обеспечению антитеррористической защищенности объектов в установленные сроки. А также просит признать незаконным бездействие Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) по обеспечению финансирования мероприятий антитеррористической защищенности объектов ГАПОУ PC (Я) «ЮЯТК». Прокурор просит обязать образовательное учреждение в срок до 31 декабря 2024 г. обеспечить антитеррористическую защищенность его объектов в виде комплекса технологически и технически связанных между собой пяти зданий: административно-бытовой корпус, учебный корпус № 1, учебные мастерские, учебно-лабораторный корпус и студенческое общежитие, имеющих общую прилегающую территорию и внешние границы, находящихся по адресу <адрес>: оснастить охранной сигнализацией; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца. Учебный корпус № 2, находящийся по адресу <адрес>, оснастить охранной сигнализацией; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца. Учебный корпус № 3, находящийся по адресу <адрес>, оснастить охранной сигнализацией; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест, и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца. И, кроме того, прокурор просит обязать Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий.

В судебном заседании прокурор Маслов К.А. поддержал иск.

ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» о времени и месте судебного заседания уведомленное, своего представителя не направило.

В письменных возражениях представитель ответчика указал, что фактически объекты оснащены охранной сигнализацией; объекты (территории) обеспечены охраной сотрудниками ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК»; на объектах (территориях) обеспечено непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов, архивирование и хранение данных в течение одного месяца, что подтверждается паспортами безопасности ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК». ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» делает все возможное для реализации/осуществления мероприятий по антитеррористической защищенности своих объектов (территорий). Невозможность исполнения в полном объеме необходимых мероприятий, в установленный постановлением от 2 августа 2019 г. № 1006 срок, связана с отсутствием финансирования со стороны учредителя - Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия). Согласно расчету потребности в финансовом обеспечении антитеррористической защищенности объектов (территорий) региональной и муниципальной формы собственности, по состоянию на 12 декабря 2022 г., потребность составляет более 25,7 млн. руб. ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» неоднократно обращалось к Учредителю за выделением средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на исполнение мероприятий, о чем свидетельствуют многочисленные письма: от 1 июня 2020 г. № 01-08/470, от 9 сентября 2021 г. № 01-08/761, от 23 ноября 2021 г. № 01-08/1126, от 19 января 2022 г. № 01-08/18, от 22 марта 2022 г. № 01-08/207, от 17 августа 2022 г. № 01-08/947, от 31 августа 2022 г. № 01-08/978, от 29 сентября 2022 г. № 01-08/1141, от 13 января 2023 г. № 01-08/11, от 13 января 2023 г. № 01-08/12. Также считают, что факты бездействия ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» в административном исковом заявлении и в материалах, приложенных к заявлению, не нашли своего подтверждения. ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» не бездействовало и тем более не уклонялось от принятия решений и от совершения действий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке. Оснований для признания незаконным бездействия ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, нет. Ввиду чего просит отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) о времени и месте судебного заседания уведомленное, своего представителя не направило.

Также ответчиком представлено письменное возражение, в котором указано, что в соответствии с порядком планирования бюджетных ассигнований государственного бюджета на текущий, очередной финансовый год и на плановый период, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2019 г. № 01-04/1172-Н, порядком формирования и представления главными распорядителями средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) обоснований бюджетных ассигнований, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 7 февраля 2020 г. № 01-04/0150-Н в целях приведения в соответствие с требованиями пожарной и антитеррористической безопасности объектов подведомственных учреждений Министерство внесло заявки (предложения) на изменение объема средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) с обоснованиями бюджетных ассигнований, с учетом бюджетных ассигнований, предусмотренных в рамках рассмотрения проекта закона о государственном бюджете Республики Саха (Якутия).

Согласно сводной информации на 2023 г. общий объем дополнительной потребности по подведомственным учреждениям Министерства составляет 377,11 млн. руб. Из них: на обеспечение пожарной безопасности - 119,42 млн. руб.; на антитеррористическую защищенность - 257,69 млн. руб.

Министерством посредством Программного комплекса «Проект-Смарт ПРО» внесены актуализированные заявки (предложения) на изменение объема средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) с обоснованиями бюджетных ассигнований на обеспечение антитеррористической безопасности подведомственных государственных учреждений: 19 января 2022 г. – 28 015,18 руб. (Первое уточнение), 16 марта 2022 г. – 28 015,18 руб. (Второе уточнение), 13 июня 2022 г. – 155 487,04 руб. (Четвертое уточнение), 15 июня 2022 г. — 155 487,04 руб. (Первое чтение), 24 сентября 2022 г. -155 487,04 руб. (Второе чтение) в итоговом распределении бюджетных ассигнований на изменение объема средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на исполнение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования, по уровню приоритетности в 2022 году дополнительная потребность на обеспечение антитеррористической безопасности подведомственных государственных учреждений не удовлетворена.

В целях подготовки материалов для внесения в установленном порядке на рассмотрение заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на текущий, очередной финансовый год и плановый период Министерство образования и науки - Республики Саха (Якутия) Министерством 10 января 2023 г. в адрес подведомственных учреждений направлен запрос о заполнении формы мониторинга планирования финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности подведомственных учреждений на 2023 г. с использованием мониторинговой системы Яндекс-таблицы. Колледжем направлена заявка по обеспечению антитеррористической защищенности на сумму 25,700,180,80 руб. с приложением подтверждающих документов.

Приказом Министерства от 13 июля 2023 г. № 01-03/1548 в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 октября 2020 г. № 321 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Республики Саха (Якутия), подведомственным Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия)», распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2023 г. № 588-р «О перемещении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) и, распределении субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) в 2023 году», в целях обеспечения исполнения обязательств Республики Саха (Якутия) на реализацию федерального проекта «Профессионалитет» по соглашению о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 2 сентября 2022 г. № 073-15-2022-1638, утверждена субсидия на иные цели на укрепление материально-технической базы в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет» ГАПОУ РС(Я) «Южно-Якутский технологический колледж» в размере 53 546 923,00 рублей на укрепление материально-технической базы. Поэтому представитель министерства считает, что факты бездействия Министерства в исковом заявлении прокурора и в материалах, приложенных к заявлению, не нашли своего подтверждения, так отсутствуют сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие со стороны органа исполнительной власти РС (Я) по обеспечению финансирования мероприятий антитеррористической защищенности. Просят отказать в удовлетворении административного искового заявления прокурора г. Нерюнгри о признании незаконным бездействия Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия).

Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее ФЗ № 35).

Согласно ст. 2 ФЗ № 35 противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 4 и п. 6 ст. 3 ФЗ № 35 противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

5 октября 2009 г. Президентом Российской Федерации утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (далее – Концепция).

Согласно с п. 7 ст. 7 ФЗ № 35 и ст. 12 Концепции одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения (профилактика терроризма).

Основными задачами противодействия терроризму являются: обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (пп. «д» п. 11 Концепции).

Деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма планируется заблаговременно исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов (п. 17 Концепции).

Согласно п. 21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

Из материалов настоящего административного дела следует, что ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» является государственным автономным профессиональным образовательным учреждением, деятельность которого является оказание услуг по предоставлению среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного образования.

ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» владеет тремя объектами: комплексом технологически и технически связанных между собой пяти зданий (административно-бытовой корпус, учебный корпус № 1, учебные мастерские, учебно-лабораторный корпус и студенческое общежитие, имеющие общую прилегающую территорию и внешние границы) находящихся по адресу <адрес>, учебный корпус № 2, находящийся по адресу <адрес>

Из представленных суду паспортов безопасности следует, что комплекс технологически и технически связанных между собой пяти зданий (административно-бытовой корпус, учебный корпус № 1, учебные мастерские, учебно-лабораторный корпус и студенческое общежитие, имеющие общую прилегающую территорию и внешние границы, находящихся по адресу <адрес>, имеет вторую категорию опасности; учебный корпус № 2, находящийся по адресу <адрес>, имеет третью категорию опасности; учебный корпус № 3, находящийся по адресу <адрес>, имеет третью категорию опасности.

В целях соблюдения принципов и задач по противодействию терроризму постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – постановление № 1006).

Согласно п. 5 постановления № 1006 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

В соответствии с п. 17 постановления № 1006 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями (п. 25 постановления № 1006).

В соответствии с п. 30 постановления № 1006 система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия) (п. 8 постановления № 1006).

И согласно подп. «е» п. 11 постановления № 1006 комиссия определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

Межведомственными комиссиями, после выявления нарушений антитеррористической защищенности объектов образовательного учреждения, установлены срок устранения нарушений до 31 декабря 2022 года. В указанные сроки нарушения не устранены.

В период с 13 по 15 марта представителем ОВО по Нерюнгринскому району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Саха (Якутия) проведена проверка антитеррористической защищенности объектов образовательного учреждения в части выполнения мероприятий, изложенных в актах категорирования и паспортах безопасности.

По итогам проверки была составлена справка о состоянии антитеррористической защищенности объектов образовательного учреждения, из которой следует, что требования к антитеррористической защищенности объектов (территория), в соответствии с присвоенной категорией, выполняются не в полном объеме, поэтому система безопасности объектов (территорий) ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» не соответствует установленным требованиям. При этом выявлены признаки правонарушения, предусмотренные ст. 20.35 КоАП РФ.

17 марта 2023 г. прокурором г. Нерюнгри директору образовательного учреждения внесено представление об устранении нарушений в сфере антитеррористической защищенности.

Из ответа директора ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» следует, что по результатам проведения проверки в ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК», 15 марта 2023 г. указана некорректная информация. Не указано, что невозможность исполнения в полном объеме необходимых мероприятий, в установленный постановлением от 2 августа 2019 г. № 1006 срок, связана с отсутствием финансирования со стороны учредителя, Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия). Согласно расчету потребности в финансовом обеспечении антитеррористической защищенности объектов (территорий) региональной и муниципальной формы собственности, по состоянию на 12 декабря 2022 г., потребность составляет более 26 млн. руб. ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» неоднократно обращалось к учредителю за выделением средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на исполнение мероприятий, о чем свидетельствуют многочисленные письма от 1 июня 20020 г. № 01-08/470, от 9 сентября 2021 г. № 01-08/761, от 23 ноября 2021 г. № 01-08/1126, от 19 января 2022 г. № 01-08/18, от 22 марта 2022 г. № 01-08/207, от 17 августа 2022 г. № 01-08/947, от 31 августа 2022 г. № 01-08/978, от 29 сентября 2022 г. № 01-08/1141, от 13 января 2023 г. № 01-08/11, от 13 января 2023 г. № 01-08/12. На дату рассмотрения представления от 20 марта 2023 г., размер поступлений средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), на указанные цели, составил 0 руб. За период с 2020 по 2022 г. ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» затрачено на антитеррористическую защищенность объектов 2 537 065,28 руб. внебюджетных средств. Фактически объекты оснащены охранной сигнализацией, объекты обеспечены охраной сотрудниками ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК», на объектах (территориях) обеспечено непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов, архивирование и хранение данных в течение одного месяца. Данная информация подтверждается паспортами безопасности ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК». ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК», делает все возможное для реализации/осуществления мероприятий по антитеррористической защищенности своих объектов (территорий).

Из постановления мирового судьи судебного участка № 38 Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) следует признание директора ГАПОУ РС (Я), Подмазковой И.Ю., виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ, ввиду чего она подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000,00 руб.

В подтверждении своих доводов ГАПОУ РС (Я) «ЮЯТК» представило договор № 70/Т от 10 января 2022 г. на оказание услуг по экстренному выезду наряда полиции (группы задержания) при срабатывании средств пожарной сигнализации; договор № 2/60-22к от 1 января 2022 г. на оказание услуг по техническому обслуживанию технических средств охраны; договор № 457 от 10 января 2022 г. на оказание услуг по экстренному выезду наряда полиции (группы задержания) при срабатывании средств тревожной сигнализации; договор № 458 от 10 января 2022 г. на оказание услуг по экстренному выезду наряда полиции (группы задержания) при срабатывании средств тревожной сигнализации; договор № 32211317510 от 11 мая 2022 г. на выполнение монтажных работ системы охранной сигнализации учебного корпуса № 2, расположенного по адресу <адрес>, Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Южно-Якутский технологический колледж».

Однако суд учитывает, что по настоящему делу установлено фактическое необеспечение защищенности объектов образовательного учреждения от терроризма, что свидетельствует о том, что действия по обеспечению защищенности объектов образовательного учреждения от терроризма не совершены, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Направление образовательным учреждением неоднократных обращений учредителю о выделении дополнительного финансирования на устранение недостатков антитеррористической защищенности объектов учреждения, равно как и отсутствие денежных средств на проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории), не свидетельствует о том, что приняты все возможные меры по защищенности объектов учреждения. Отсутствие финансирования не освобождает учреждение от выполнения необходимых мероприятий, которые не были исполнены не только в установленные межведомственной комиссией сроки, но и на протяжении длительного периода времени.

Таким образом, требования прокурора являются состоятельными, подлежащими удовлетворению.

Разрешая требования прокурора о признании незаконным бездействия Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия), выразившееся в недостаточном финансировании мероприятий по антитеррористической защищенности объектов образовательного учреждения, а также возложении обязанности на административного ответчика обеспечить финансирование указанных мероприятий суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 40 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.

Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств бюджетов (п. 42 Концепции).

В соответствии со ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.

Таким образом, объём ответственности Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) определяется тем, что данный государственный орган по отношению к подведомственному учреждению является главным распорядителем денежных средств. При этом по настоящему делу установлено фактическое необеспечение защищенности объектов образовательного учреждения от терроризма, что свидетельствует о том, что Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) совершены необходимые действия по защищенности объектов образовательного учреждения от терроризма, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Поэтому министерство также несет ответственность за выявленные в образовательном учреждении нарушения требований антитеррористической защищенности объектов (территорий). Ввиду чего административное исковое заявление прокурора города Нерюнгри, в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия) о признании бездействия государственного учреждения незаконным, также подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 178, ч. 2 ст. 180 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Предложенный прокурором срок устранения нарушений до 31 декабря 2024 г. по обеспечению антитеррористической защищенности объектов является достаточным для выполнения соответствующих работ с учетом изыскания дополнительных денежных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку административное исковое заявление прокурора г. Нерюнгри, освобожденного от уплаты пошлины, согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 ГК РФ, удовлетворено, с административного ответчика, не освобожденного от уплаты пошлины, в доход бюджета МО «Нерюнгринский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000,00 руб. (п. 6 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) освобождено от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Основываясь на изложенном, руководствуясь ст. ст. 175, 176, 178 – 180, 227 КАС, суд

решил:

иск удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Южно-Якутский технологический колледж» по обеспечению антитеррористической защищенности объектов в установленные сроки.

Признать незаконным бездействие Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) по обеспечению финансирования мероприятий антитеррористической защищенности объектов.

Обязать Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Южно-Якутский технологический колледж» в срок до 31 декабря 2024 г. обеспечить антитеррористическую защищенность объектов, а именно: ГАПОУ PC (Я) «ЮЯТК» (комплекс технологически и технически связанных между собой пяти зданий (административно-бытовой корпус, учебный корпус № 1, учебные мастерские, учебно-лабораторный корпус и студенческое общежитие), имеющих общую прилегающую территорию и внешние границы), находящихся по адресу <адрес>: оснастить охранной сигнализацией; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца. ГАПОУ PC (Я) «ЮЯТК» учебный корпус № 2, находящийся по адресу <адрес>: оснастить охранной сигнализацией; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца. ГАПОУ PC (Я) «ЮЯТК» учебный корпус № 3, находящийся по адресу <адрес>: оснастить охранной сигнализацией; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест, и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

Обязать Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) обеспечить финансирование указанных мероприятий.

Взыскать с Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Южно-Якутский технологический колледж» в доход бюджета МО «Нерюнгринский район» государственную пошлину в размере 6 000,00 руб.

Апелляционная жалоба на решение могут быть поданы в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда.

судья