ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1263/2023 от 06.10.2023 Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

УИД: 52RS0-49

Дело а-1263/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

06.10.2023г Приокский районный суд <адрес>

в составе судьи Чирковой М.А.

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Межрайонной ИФНС России по <адрес> о возврате излишне уплаченного налога,

у с т а н о в и л :

ФИО3 обратилась с иском к Межрайонной ИФНС России по <адрес> о возврате излишне уплаченного налога. В обоснование требований ссылается на то, что в 2021г при продаже недвижимости (квартиры, находящейся по адресу <адрес>) ФИО3, из полученной на имя истца справки от Межрайонной ИФНС по <адрес>, о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 23.08.2021г стало известно о наличии переплат в налоговые органы РФ. По состоянию на 23.08.2021г истцом излишне уплачены налоги на доходы физических лиц в размере 596 743,27 руб, пени 117 416,61 руб, ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 77 081 руб, пени 17 670,97 руб. Общая сумма излишне уплаченных налогов и пеней составила 808 911,85 руб. Требования (претензии) истца о возврате излишне взысканных налогов и пеней в размере 808 911,85 руб ответчик добровольно не удовлетворил, сославшись на нарушение срока подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы (заявление представлено по истечении 3-х лет со дня ее уплаты), что подтверждается сообщениями о принятом решении о зачете (возврате, об отказе в зачете (возврате) суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) , от 05.12.2022г. В адрес истца сообщение от налогового органа своевременно не поступило, в связи с чем истец не уведомлена о факте переплаты в ее карточке расчетов с бюджетом, не могла своевременно, т.е. в рамках 3 лет, реализовать право на возврат указанных сумм налогов. У налогового органа отсутствует самостоятельная возможность вернуть истцу денежные средства, излишне уплаченные в бюджет РФ по НДФЛ, источником которых является налоговый агент, в целях сохранения баланса между правами лиц, участвующих в деле, истец считает возможным обратиться в суд за восстановлением своего права на получение на получение своих денежных средств, находящися в бюджете РФ в качестве переплаты по налогам. Досудебный порядок истцом соблюден, что подтверждается решением инспекции об отказе в возврате суммы налога. Фактической датой, когда истец узнал о наличии переплат по налогам и пеням в органы ИФНС является 23.08.2021г. Просит взыскать с ответчика в пользу истца сумму излишне уплаченного налога в размере 808 911,85 руб, расходы по госпошлине 300 руб.

Представитель административного истца ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал.

Административный истец, административный ответчик, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Заслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 21 Налогового кодекса РФ 1. Налогоплательщики имеют право на: …5) на своевременный возврат денежных средств в размере, не превышающем положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, или зачет указанных денежных средств в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) либо в счет исполнения решений налоговых органов, указанных в подпунктах 10 и 11 пункта 5 и подпункте 3 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

Согласно ст. 32 Налогового кодекса РФ 1. Налоговые органы обязаны:…7) осуществлять возврат лицу - налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту денежных средств в размере, не превышающем положительное сальдо единого налогового счета такого лица, или осуществлять зачет указанных денежных средств в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) либо в счет исполнения решений налоговых органов, указанных в подпунктах 10 и 11 пункта 5 и подпункте 3 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

Порядок таких зачетов и возвратов регламентирован главой 12 Налогового кодекса РФ, из анализа которой следует, что статья 78 Налогового кодекса РФ устанавливает режим зачета и возврата излишне уплаченных налоговых обязательств.

Согласно ст. 78 Налогового кодекса РФ 1. Налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо его единого налогового счета, путем зачета в порядке, предусмотренном настоящей статьей:в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса);в счет исполнения решений налоговых органов, указанных в подпунктах 9 и 10 пункта 5 и подпункте 3 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса, либо погашения задолженности, не учитываемой в совокупной обязанности в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 08.02.2007г -О-П, в случае допущения налогоплательщиком переплаты суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. В связи с этим Кодексом закреплено право налогоплательщика на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога (пункт 1 статьи 78 Кодекса).

В силу пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 поименованного кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (часть 6 статьи 78 НК РФ).

Согласно статье 229 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 этого кодекса (пункт 1). В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (в том числе фиксированную прибыль), если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или зачету (возврату) по итогам налогового периода. Налогоплательщики вправе представить заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога в составе налоговой декларации (пункт 4).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 N 173-О, содержание положений статьи 78 Налогового кодекса РФ позволяют налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. Но данная норма законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ).

Установлено, что 18.04.2000г ФИО3 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, 26.04.2000г поставлена на учет в Инспекцию МНС России по <адрес> г. Н.Новгорода.

24.05.2004г административным истцом в адрес налогового органа представлена декларация по НДФЛ за 2002г на сумму 193 924 руб. За налоговый период 2002г налогоплательщиком оплачено 28.05.2004г 870 465,27 руб.

17.06.2006г налоговым органом принято решение об отказе в привлечении к ответственности, ФИО3 доначислен налог в размере 79 798 руб, который погашен за счет имеющейся переплаты по налогу за 2002г.

Переплата по НДФЛ за 2002г составила 596 743,27 руб.

28.05.2004г ФИО3 произведена оплата пени в размере 139 641 руб, при этом за период осуществления предпринимательской деятельности административному истцу начислено пени в размере 22 224,39 руб.

Переплата по пени за период 2002-2004гг составила 117 416,61 руб.

19.04.2004г ФИО3 в налоговый орган представлена декларация по ЕСН за 2004г на сумму 28 651 руб, 24.06.2004г представлена декларация по ЕСН за 2002г на сумму 29 534,05 руб.

28.05.2004г налогоплательщиком перечислены денежные средства в счет уплаты ЕСН за 2002г в размере 135 266 руб, в связи с чем переплата составила 77 081 руб.

28.05.2004г ФИО3 произведена оплата пени в размере 21 703 руб, при этом за период осуществления предпринимательской деятельности начислено пени в размере 4 032,03 руб, в связи с чем переплата по пени за период 2002-2004гг составила 17 670,97 руб.

22.06.2004г внесена запись о прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП.

Т.о. у налогоплательщика имеется переплата по НДФЛ за 2002г 596 743,27 руб, пени 22 224,39 руб, по ЕСН за 2002г 77 081 руб, пени 17 670,97 руб. Наличие указанных переплат подтверждено административным ответчиком в отзыве на исковое заявление, представленной копии карточки расчета с бюджетом.

Согласно представленной справке от 23.08.2021г у административного истца имеется переплата по ЕСН в размере 77 081 руб, переплата по пени 17 670,97 руб, НДФЛ в размере 596 743,27 руб, переплата по пени 117 416,61 руб.

05.12.2022г Межрайонной ИФНС по <адрес> в адрес истца сформировано сообщение о принятом решении , согласно которому принято решение об отказе в возврате налогоплательщику пеней НДФЛ в сумме 117416,61 руб.

05.12.2022г Межрайонной ИФНС по <адрес> в адрес истца сформировано сообщение о принятом решении , согласно которому принято решение об отказе в возврате налога ЕСН в размере 77 081 руб.

05.12.2022г Межрайонной ИФНС по <адрес> в адрес истца сформировано сообщение о принятом решении , согласно которому принято решение об отказе в возврате НДФЛ в размере 596 743,27 руб.

05.12.2022г Межрайонной ИФНС по <адрес> в адрес истца сформировано сообщение о принятом решении , согласно которому принято решение об отказе в возврате пени по ЕСН в размере 17 670,97 руб.

Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может признаваться зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.

Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет.

Как указывает административный истец, о излишне уплаченном налоге она узнала в 2021г.

Административным ответчиком заявлено о применении последствий пропуска срока исковой давности, поскольку 05.12.2008г ФИО3 подала заявление о выдаче справки о состоянии расчетов налогоплательщика, на основании которого 08.12.2008г ФИО3 налоговым органом направлена справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 03.12.2008г, согласно которой указана переплата по НДФЛ в размере 596 743,27 руб, пени 117 416,61 руб, по ЕСН в размере 77 081 руб, пени 17 670,97 руб, в связи с чем налоговый орган полагает, что 08.12.2008г в адрес ФИО3 направлена справка, в которой отражены все имеющиеся переплаты, предъявленные к взысканию по настоящему иску, т.е. административный ответчик полагает, что административный истец узнала о наличии переплаты по налогам в декабре 2008г.

Однако административным ответчиком не представлено доказательств направления указанного ответа ФИО3, в связи с чем довод налогового органа подлежит отклонению.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1595-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации», статья 78 Налогового кодекса РФ закрепляет право налогоплательщика на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога. Регламентируя порядок реализации этого права, само по себе данное законоположение не ограничивает право граждан на доступ к правосудию в установленных федеральным законом формах и не лишает иных возможностей судебной защиты своих прав.

В случае допущения налогоплательщиком переплаты суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П). Закрепление в статье 78 Налогового кодекса РФ трехлетнего срока давности для возврата излишне уплаченного налога не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Принимая во внимание, что доказательств того, что административный истец узнал о переплате ранее 2021г не представлено, срок исковой давности не пропущен, административным ответчиком факт наличия переплаты не оспаривается, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить.

Обязать Межрайонную ИФНС России по <адрес> произвести возврат ФИО3 переплаты по НДФЛ за 2002г в размере 596 743,27 руб, переплаты по пени в размере 117 416,61 руб, переплаты по ЕСН за 2002г в размере 77 081 руб, переплаты по пени в размере 17 670,97 руб, а всего 808 911,85 руб.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца через Приокский районный суд.

Судья М.А. Чиркова