Дело №а-1275/2017
решение
Именем Российской Федерации
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Панченко Ю.В., при секретаре Аушевой А.К., с участием представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 в интересах несовершеннолетнего ФИО3 о признании незаконными действия Министерства образования и науки Республики Ингушетия в лице Государственной экзаменационной комиссии, выразившиеся в отмене результатов единого государственного экзамена по математике без права пересдачи,
установил:
ФИО2, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО3, обратился в суд с указанным административным иском, в котором просит признать незаконным акт об удалении ФИО3 – участника ЕГЭ по математике с Пункта проведения экзамена №, признать незаконными действия Минобразования РИ в лице Государственной экзаменационной комиссии в части отмены результатов ЕГЭ по математике без права пересдачи данного экзамена ФИО3, а также обязать административного ответчика допустить ФИО3 к сдаче единого государственного экзамена по математике в дополнительный период.
В обоснование заявленных требований в административном иске указано, что ФИО3ДД.ММ.ГГГГ сдавал экзамен по профильной математике в пункте приема экзамена №, расположенного по адресу: г.<адрес>, в ГБОУ «Лицей № г.<адрес>». Выполнив на черновике 10 заданий первой части и частично 13 задание второй части ФИО3 из-за плохого самочувствия вышел в туалет, откуда направляясь в медицинский пункт его остановил представитель ФИО4 в пункте приема экзамена с требованием вывернуть карманы. При выдаче ФИО3 телефона, находившегося в кармане, его заставили включить телефон и осуществить звонок своему отцу ФИО2, что он и сделал. После ФИО3 был сопровожден в аудиторию сдачи экзамена, где взяли его паспорт и аннулировали работу. Ни несовершеннолетний ни его законные представители не были ознакомлены с документами на основании которых ФИО3 удален с экзамена. Акт об удалении с ЕГЭ ему выдали после того, как его вывели на улицу без получения каких-либо объяснений от него и привлечения понятых и свидетелей. С протоколом заседания государственной экзаменационной комиссии их также не ознакомили.
Присутствовавшие в начале судебного заседания административный истец ФИО2 с несовершеннолетним ФИО3, не дождавшись результата рассмотрения председательствующим в совещательной комнате заявления об отводе судьи, покинули здание суда. Суд, с учетом мнения административного ответчика, не возражавшего против продолжения рассмотрения дела в отсутствие административного истца, определил продолжить рассмотрение дела.
Представитель административного ответчика ФИО1 просил отказать в удовлетворении административного иска.
Осуществив допрос свидетеля, выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ №) государственная итоговая аттестация (далее также - ГИА) проводится государственными экзаменационными комиссиями (далее - ГЭК) в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.
Порядок проведения ГИА по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (часть 5 статьи 59 ФЗ №).
В соответствии с указанным законоположением приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждён Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - Порядок).
ГЭК для проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территориях субъектов Российской Федерации создаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 ч. 9 ст. 59 ФЗ №).
Состав ГЭК субъекта Российской Федерации формируется из представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующих переданные полномочия в сфере образования, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных, общественных и иных организаций и объединений, а также представителей Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) (п. 18 Порядка).
К компетенции членов ГЭК относится, в частности, обеспечение соблюдения установленного порядка проведения ГИА, а в случае выявления нарушений указанного порядка принятие решения об удалении с экзамена обучающихся, выпускников прошлых лет, а также иных лиц, находящихся в пункте проведения экзаменов (п. 20 Порядка).
Согласно листу ознакомления ФИО3 и один из его родителей под роспись ознакомлены с порядком проведения ЕГЭ, о чем свидетельствуют их подписи.
Из смысла абз. 5 п. 45 Порядка следует, что в день проведения экзамена (с момента входа в пункт проведения экзаменов и до окончания экзамена) в пункте проведения экзаменов запрещается обучающимся, выпускникам прошлых лет и организаторам иметь при себе средства связи.
В соответствии с абз. 16 п. 45 Порядка лица, допустившие нарушение установленного порядка проведения ГИА, удаляются с экзамена. Для этого организаторы, руководитель пункта проведения экзаменов или общественные наблюдатели приглашают членов ГЭК, которые на основании соответствующего акта удаляют лиц, нарушивших установленный порядок проведения ГИА, из пункта проведения экзаменов.
ФИО3 на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ удален из ППЭ по причине того, что он пронес телефон марки «IPhone 5 (Айфон 5)» на территорию пункта проведения экзамена, о чем в акте имеется роспись удаленного участника ГИА.
Согласно свидетельским показаниям ФИО5, она как руководитель пункта проведения экзамена находилась в штабе, когда ФИО6, присутствовавший при проведении ГИА в качестве представителя Рособрнадзора, завел ФИО3 и сказал, что у последнего им обнаружен телефон. На ее вопрос, обращенный к ФИО3, его ли это телефон, она получила утвердительный ответ. Во время составления акта об его удалении ФИО3 позвонил отцу, после чего его попросили положить телефон. Поскольку присутствие законного представителя в пункте проведения экзамена является недопустимым, акт был составлен в его отсутствие. От вручения копии данного акта ФИО2 отказался, порвав изготовленную копию. С установленным порядком проведения единого государственного экзамена экзаменуемого и его родителя ознакамливают под роспись задолго до начала проведения ЕГЭ, а также дополнительно до начала экзамена организаторы проводят инструктаж обучающихся, в том числе информирует о порядке проведения экзамена.
Из вышеприведенных положений Приказа Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что юридическое значение для дела имеет установление факта наличия у экзаменуемого запрещенного к использованию в период проведения ЕГЭ, в частности, средств связи, аудиоаппаратуры, иных средств хранения и передачи информации, независимо от того, были они использованы им или нет.
Поскольку факт наличия телефона у ФИО3 подтвержден проставлением им собственноручной подписи в акте об удалении из ППЭ, свидетельскими показаниями, судом считается установленным факт допущения нарушения п. 45 Порядка проведения ГИА со стороны ученика ФИО3 при сдаче ЕГЭ по математике, проходившем в ППЭ 21 в ГБОУ «СО Гимназия №<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, а именно наличие при себе средства связи, что является недопустимым.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит оставлению без удовлетворения в связи с необоснованностью заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 в интересах несовершеннолетнего ФИО3 о признании незаконными действия Министерства образования и науки Республики Ингушетия в лице Государственной экзаменационной комиссии, выразившиеся в отмене результатов единого государственного экзамена по математике без права пересдачи отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия через Магасский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Ю.В. Панченко
Копия верна:
Судья Магасского районного суда РИ Ю.В. Панченко