Дело №а-1299/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 апреля 2021 года <адрес>
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Камыниной В.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем – Абрамовой Д.А.,
при участии представителя административного истца – ФИО3,
представителей МВД по РК – ФИО4, ФИО5,
представителя Крымской таможни – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по <адрес>, Крымской таможни, при участии заинтересованного лица – Пограничного управления ФБС России по <адрес> о признании действий незаконными, информации недостоверной, возложении обязанности совершить определённые действия,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к МВД по РК:
-о признании действий МВД по РК по внесению в центральный банк данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации – сведений относительно пересечения ДД.ММ.ГГГГФИО1 границы Российской Федерации с выездом с контрольно пропускного пункта «Армянск» на автомобиле с регистрационным знаком АН1321НН – незаконным;
- признать информацию, содержащуюся в центральном банке данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации – сведений относительно пересечения ДД.ММ.ГГГГФИО1 границы Российской Федерации с выездом с контрольно пропускного пункта «Армянск» на автомобиле с регистрационным знаком № – недостоверной;
-обязать МВД по РК внести в центральный банк данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации – сведения относительно пересечения ДД.ММ.ГГГГФИО1 границы Российской Федерации с пересечением контрольно пропускного пункта «Армянск» пешеходом.
Заявленные исковые требования обоснованы тем, что ФИО1, являясь гражданкой Украины, пересекла границу Российской Федерации в пункте пропуска «Армянск» по направлению из Республики Крым в <адрес> в промежутке времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на своем автомобиле марки «KIA CEED» 2008 года выпуска, государственный регистрационный знак № Указанный автомобиль имел иностранную регистрацию и был разрешен к ввозу на территорию Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Крымская таможня обратилась в суд с административным иском о взыскании с ФИО1 задолженности по таможенным платежам. Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, иск удовлетворен в полном объеме. В процессе рассмотрения данного дела Крымской таможней было предоставлено письмо МВД по РК от ДД.ММ.ГГГГ, к которому прилагались сведения в электронном виде о пересечении государственной границы Российской Федерации на федеральном (досье из СПО «Мигрант-1») и региональном (ППО «Территория») уровнях о пересечении истцом государственной границы. Из указанного письма, следовало, что ФИО1 выехала с контрольно пропускного пункта «Армянск» на автомобиле с регистрационным номером № Указанные сведения были приняты судом апелляционной инстанции в качестве доказательства. Истец полагает, что МВД по РК вышло за рамки своих полномочий при формировании информации, содержащейся в ЦБДУИГ в части указания на выезд ФИО1 на автомобиле с регистрационным знаком № в связи с чем, данная информация является недостоверной, поскольку ФИО1 пересекала государственную границу ДД.ММ.ГГГГ пешеходом.
Протокольным определением Крымская таможня исключена из числа заинтересованных лиц, привлечена в качестве соответчика.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал с учетом дополнительно поданных письменных пояснений, настаивал на удовлетворении иска.
Представители МВД по РК просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях. Указали, что МВД по РК является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку в компетенцию Управления по вопросам миграции МВД по <адрес> не входит учет и контроль транспортных средств, пересекающих государственную границу Российской Федерации. МВД по РК не ведет учет пересечения государственной границы Российской Федерации. Вывод о том, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 осуществила выезд за пределы Российской Федерации на автомобиле с регистрационным знаком № сделан должностным лицом ФТС ЮТУ Крымская таможня при проведении проверки на основании предоставленных данных из ЦБДУИГ (СПО Мигрант-1») о пересечении государственной границы Российской Федерации иностранными гражданами. Внесение сведений в центральный банк данных иностранных граждан, содержащих сведения в СПО «Мигрант-1» о транспортном средстве на котором иностранный гражданин осуществлял выезд из Российской Федерации также не входит в компетенцию МВД России. Информация, содержащаяся в центральном банке данных (СПО Мигрант-1») в отношении ФИО1, является достоверной, корректировке не подлежит.
Представитель Крымской таможни просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях. Считает, что административным истцом выбран неверный способ защиты права, так как удовлетворение заявленных требований не позволит заявителю реализовать свои намерения, по причине того, что представляемый им порядок не соответствует нормам действующего законодательства, а судебное разбирательство не должно подменять действий административных органов в соответствующей административной процедуре. Таможенные органы не являются поставщиками информации и не осуществляют обмен данными с ЦБДУИГ.
Выслушав пояснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела и оценив допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих регламентирован нормами главы 22 КАС Российской Федерации.
Анализ положений статей 218, 227 КАС Российской Федерации приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Относительно доводов административного истца о признании действий МВД по <адрес> незаконными, а информации, содержащейся в ЦБД УИГ недостоверной судом, установлено следующее.
Приказом МВД РФ №, МИД РФ №, ФСБ РФ №, Минэкономразвития РФ №, Мининформсвязи РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации» (Зарегистрирован в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N7652) утвержден Порядок ведения центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации (далее - Порядок ведения ЦБД УИГ).
Согласно пункту 2 Порядка ведения ЦБД УИГ МВД России, ФМС России, МИД России, ФСБ России, являющиеся поставщиками информации, при ведении центрального банка данных в пределах своей компетенции осуществляют обмен данными с ЦБД УИГ об иностранных гражданах по защищенным линиям связи.
Ответственной за ведение ЦБД УИГ является ФМС России (пункт 3 Порядка ведения ЦБД УИГ).
Ведение центрального банка данных и обмен информацией, подлежащей накоплению и хранению в ЦБД УИГ, осуществляется в соответствии с Порядком ведения ЦБД УИГ и на основании двусторонних протоколов обмена информацией между ФМС России и поставщиками (пункт 5 Порядка ведения ЦБД УИГ).
В соответствии с пунктом 7 Порядка ведения ЦБД УИГ ответственными за организацию обмена информацией, содержащейся в ЦБД УИГ, на региональном уровне определяются:
от ФМС России - территориальные органы ФМС России; от МВД России - информационные центры министерств, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации;
от МИД России - представительства МИД России в субъектах Российской Федерации;
от ФСБ России - пограничные управления ФСБ России по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 8 и 9 данного Порядка ФМС России поставляет в ЦБД УИГ информацию:
об оформленных приглашениях и визах иностранным гражданам;
об оформлении иностранными гражданами миграционных карт с соответствующими отметками органов пограничного контроля о пересечении Государственной границы Российской Федерации;
о регистрации иностранных граждан по месту пребывания или проживания;
о прибытии и убытии иностранных граждан в гостиничные учреждения или организации, оказывающие гостиничные услуги;
об оформленных разрешениях на работу иностранным гражданам;
об оформленных документах иностранным гражданам, ходатайствующим о признании беженцем на территории Российской Федерации;
об оформленных документах иностранным гражданам, ходатайствующим о предоставлении временного убежища;
об оформленных документах иностранным гражданам, ходатайствующим о предоставлении политического убежища;
об оформленных документах иностранными гражданами, ходатайствующими о получении разрешения на временное проживание;
об оформленных документах иностранным гражданам, ходатайствующим о выдаче вида на жительство;
об оформленных документах иностранным гражданам, ходатайствующим о приобретении гражданства Российской Федерации;
об административных правонарушениях, совершенных иностранными гражданами и в отношении иностранных граждан;
о принятых решениях об административном выдворении за пределы Российской Федерации либо депортации иностранных граждан.
МВД России поставляет в ЦБД УИГ информацию:
о привлечении к административной ответственности иностранных граждан в части, отнесенной законодательством Российской Федерации к компетенции органов внутренних дел;
о преступлениях, совершенных иностранными гражданами;
о преступлениях, совершенных в отношении иностранных граждан.
- ФСБ России предоставляет в ЦБД УИГ информацию о пересечении Государственной границы Российской Федерации иностранными гражданами.
Разделом V Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в автомобильных пунктах пропуска, утвержденной приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ определена последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий при убытии с территории Российской Федерации лиц, грузов, товаров и животных в автобусах и легковых автотранспортных средствах либо лиц пешком.
В силу положений пункта 6 Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденного приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ№ исполнение государственной функции осуществляется должностными лицами подразделений пограничного контроля пограничных органов, уполномоченных начальником пограничного органа на осуществление пограничного контроля. При исполнении государственной функции должностные лица подразделений пограничного контроля пограничных органов ведут необходимые для осуществления контроля за поддержанием режима государственной границы и режима в пунктах пропуска через государственную границу регистрацию лиц и учеты фактических данных, статистику и используют для этих целей информационные системы.
При этом, следует учитывать, что учет фактических данных об иностранных гражданах, пересекших государственную границу Российской Федерации в балансе въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации ведется с разделением по видам транспорта: авиационный, автомобильный, железнодорожный, водный и в пешем порядке.
Порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС на момент возникновения правоотношений, являющихся предметом спора по делу №а-4881/2020, регулировался главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (далее - Соглашение).
Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Форма пассажирской таможенной декларации и порядок ее заполнения утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации».
Согласно положениям пункта 1 статьи 356 ТК ТС подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения.
Таможенному декларированию в письменной форме подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов ЕАЭС, временно вывозимых с таможенной территории ЕАЭС и обратно ввозимых на такую территорию (подпункт 4 пункта 2 статьи 8 Соглашения).
В соответствии пунктом 7 статьи 7 Соглашения порядок совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражения факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем определяется решением Комиссии таможенного союза.
Порядок совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, либо товаров для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию Союза, выпуска таких товаров и отражения факта признания их не находящимися под таможенным контролем, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Порядок №).
Пунктом 19 Порядка № предусмотрено, что таможенное декларирование транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства и временно ввезенных на таможенную территорию, при их обратном вывозе физическими лицами за пределы такой территории осуществляется декларантом путем подачи должностному лицу уполномоченного таможенного органа декларации (иного документа), оформленной (оформленного) при временном ввозе таких транспортных средств.
Должностным лицом уполномоченного таможенного органа в разделе «Для служебных отметок» декларации (иного документа), указанной (указанного) в части первой пункта 19 Порядка №, вносится запись «Вывоз» и проставляется дата внесения такой записи. Запись заверяется оттиском личной номерной печати должностного лица уполномоченного таможенного органа. Данный экземпляр декларации (иного документа) возвращается физическому лицу.
Как установлено пунктом 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
При этом, в соответствии с пунктом 10 Порядка № заполнения пассажирской таможенной декларации, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ№, при декларировании транспортных средств для личного пользования, временно ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, декларация составляется в двух экземплярах, один из которых передается декларанту.
Таким образом, документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (в том числе, ввоз/вывоз транспортного средства, пересечение таможенной границы ЕАЭС) является таможенная декларация с соответствующими отметками, которая остается у декларанта.
Так, судом установлено, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ было отменено решением Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении исковых требований Крымской таможни к ФИО1 о взыскании денежных средств в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкции с физических лиц. По делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований и взыскании с ФИО1 в пользу Крымской таможни таможенных платежей в размере 585260,12 руб., пени в размере 448884,74 руб.
Вступившим в законную силу решением суда установлено, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 вывезла с территории Российской Федерации (таможенного союза) автомобиль марки «KIA CEED» 2008 года выпуска, государственный регистрационный знак № без оформления декларации о вывозе автомобиля.
Удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ФИО1 не было представлено надлежащих доказательств, подтверждающих вывоз транспортного средства в установленный срок, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям ФМС России АС ЦБДУИГ ввезенное ФИО1 транспортное средство с государственным регистрационным знаком № вывезено ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного срока для вывоза. ФИО1 не представлены доказательства подачи пассажирской таможенной декларации для вывоза транспортного средства, а также предоставления декларируемого транспортного средства.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации конкретизирует норму статьи 6 "Обязательность судебных постановлений" Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и находится в нормативном единстве с общими положениями процессуального законодательства об обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений судов общей юрисдикции, в частности статьей 16 КАС РФ и статьей 13 ГПК РФ (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1739-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2010-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2587-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2482-О и др.).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела; тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N30-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ N 492-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1133-О).
В обоснование возражений на исковое заявление административным ответчиком МВД по РК были предоставлены справка на лицо, пересекающее государственную границу РФ – ФИО1; данным ФМС России АС ЦБДУИГ (досье иностранного гражданина); данным ФМС России АС ЦБДУИГ на ФИО1, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 пересекла границу Российской Федерации в пункте пропуска «Армянск» (авто) по направлению из Республики Крым в <адрес> на легковом автомобиле марки
«KIA CEED» 2008 года выпуска, государственный регистрационный № совместно с гражданами Украины ФИО7, ФИО9
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 186 "Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" центральный банк данных представляет собой специализированную межведомственную автоматизированную информационную подсистему, содержащую информацию об иностранных гражданах и лицах без гражданства, в том числе являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, въезжающих в Российскую Федерацию, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации и выезжающих из Российской Федерации (далее - иностранные граждане), предназначенную для совместного ведения и использования заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и являющуюся составной частью государственной информационной системы миграционного учета.
Частью 5 Положения предусмотрено, что в центральном банке данных накапливается информация об иностранных гражданах, поступающая от федеральных органов исполнительной власти и организаций, оформляющих въездные-выездные документы иностранных граждан, осуществляющих их регистрацию при пересечении государственной границы Российской Федерации и по месту пребывания или проживания, а также определяющих регламент пребывания.
Информация об иностранных гражданах подлежит учету в органах государственной власти, вступающих в соответствующие роду их деятельности отношения с иностранными гражданами согласно законодательству Российской Федерации. Сведения о таком учете содержатся в центральном банке данных.
Доступ к информации об иностранных гражданах, содержащейся на ведомственном учете, осуществляется через центральный банк данных с использованием электронных административных регламентов.
Федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы (структурные подразделения), осуществляющие учет иностранных граждан, обрабатывают и передают в центральный банк данных информацию об иностранных гражданах, поступающую от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих учет иностранных граждан, находящихся на их территории, а также от органов местного самоуправления и организаций, вступающих в соответствующие роду их деятельности отношения с иностранными гражданами согласно законодательству Российской Федерации.
Поставщики информации об иностранных гражданах несут ответственность за ее полноту и достоверность.
В соответствии с п. 7 Положения ответственной за ведение центрального банка данных является Федеральная миграционная служба, которая совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
а) обеспечивает бесперебойную эксплуатацию программно-технического комплекса центрального банка данных (с использованием современных информационных технологий и привлечением квалифицированного персонала);
б) осуществляет автоматизированный сбор, хранение и обработку, а также представление пользователям информации об иностранных гражданах.
При этом, за полноту и достоверность информации об иностранных гражданах несут ответственность ее поставщики.
Проанализировав указанные правовые акты, судом установлено, что в компетенцию административного ответчика МВД по <адрес> не входит ведение учета и контроля транспортных средств, пересекающих границу Российской Федерации, а таможенные органы не являются поставщиками информации и не осуществляют обмен данными с ЦБДУИГ.
Все приведенные административным истцом в обоснование заявленного иска доводы фактически направлены на преодоление вступившего в законную силу решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо убедительных доводов, позволяющих прийти к выводу о незаконности действий административных ответчиков, основанных на доказательственной базе, а также доказательств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца незаконными действиями административных ответчиков, суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд, -
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Министерству внутренних дел по <адрес>, Крымской таможни, при участии заинтересованного лица – Пограничного управления ФБС России по <адрес> о признании действий незаконными, информации недостоверной, возложении обязанности совершить определённые действия, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Ф. Камынина
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
УИД: 91RS0№-15