ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-12/2021 от 18.06.2021 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Дело а-12/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июня 2021 года г. Горно-Алтайск

Верховный Суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Солоповой И.В.

при секретаре – ФИО2

с участием прокурора – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании недействующим приказа от 30 декабря 2020 года № 47/1 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территории Республики Алтай на 2021 год», в части пункта 1 Приложения № 2, возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт,

УСТАНОВИЛ:

Пунктом 1 Приложения № 2 приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 30 декабря 2020 года № 47/1 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территории Республики Алтай на 2021 год» установлен размер НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» в размере 793333,92 тыс. рублей.

Публичное акционерное общество «Россети Сибирь» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 30 декабря 2020 года № 47/1 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территории Республики Алтай на 2021 год», в части пункта 1 Приложения № 2, устанавливающего необходимую валовую выручку (без учета оплаты потерь) филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» на 2021 год, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в размере 793333,92 тыс. рублей, не действующим со дня его принятия, как не соответствующим требованиям п. 3 ст. 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 2, 7, 10, 38, 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, п. 23, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, п. 48 Приказа ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2004 № 6076, п. 4 Приказа ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1 «Об утверждении Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям», зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2014 № 34297. Возложить обязанность на Комитет по тарифам Республики Алтай принять новый нормативный правовой акт, заменяющий Приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 30 декабря 2020 года № 47/1 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территории Республики Алтай на 2021 год», в части п. 1 Приложения № 2, устанавливающего необходимую валовую выручку (без учета оплаты потерь) филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» на 2021 год, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в размере 2258684,98 тыс. рублей.

В обоснование заявленных требований указали, что ответчиком необоснованно исключены расходы на передачу электрической энергии через сети филиала «Алтайэнерго» на территорию Республики Алтай (транзит) в размере 175659,84 тыс. рублей. Так, филиалом «ГАЭС» расходы на оплату транзита на 2021 год заявлены в составе неподконтрольных расходов в размере 198271,22 тыс. рублей. Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов проведена корректировка НВВ, в результате которой, в том числе, из НВВ филиала «Алтайэнерго» на 2021 год исключены затраты на оплату транзита филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» в размере 184806,35 тыс. рублей, при этом, ответчиком включены расходы на транзит в размере 9146,51 тыс. рублей. Информация о проведении процедур согласования в протоколе № 47 отсутствует, в связи с чем, дополнительному учету в НВВ филиала «ГАЭС» на 2021 год подлежит сумма в размере 175659,84 тыс. рублей.

Расходы на реконструкцию и выпадающие расходы, связанные с технологическим присоединением льготных категорий граждан, также включаются в тариф на услуги по передаче электрической энергии. Комитетом в НВВ на 2021 год включены фактические расходы, связанные с технологическим присоединением льготных категорий заявителей, за 2019 год в размере 47977,56 тыс. рублей. Фактические расходы филиала «ГАЭС» по осуществлению мероприятий по льготному ТП энергопринимающих устройств заявителей максимальной мощностью до 15 кВт и до 150 кВт за 2019 год составили 5567,03 тыс. рублей. В нарушение п. 23 и п. 28 Правил № 1178, экспертное заключение на 2021 год и протокол № 47 не содержат перечень объектов, расходы по которым не приняты к учету Комитетом, а также основания, по которым ответчиком отказано во включении данных расходов. Также Комитетом необоснованно отказано во включении расходов на осуществление мероприятий по реконструкции объектов электросетевого хозяйства от существующих до присоединяемых в размере 15434,49 тыс. рублей. Истец не согласен с не включением расходов, понесенных филиалом «ГАЭС» по реконструкции объектов электросетевого хозяйства в целях технологического присоединения льготной категории заявителей до 150 кВт, дополнительному учету в НВВ 2021 года подлежит 15434,49 тыс. рублей, в том числе по договорам за 2019 год 2550 тыс. рублей, по договорам за 2017-2018 год 12884,49 тыс. рублей. Общая сумма, подлежащая дополнительному учету по статье «Расходы на осуществление льготного технологического присоединения по факту за 2019 год» составляет 21001,52 тыс. рублей.

Ответчиком не учтены плановые выпадающие расходы на технологическое присоединение в размере 1204004,61 тыс. рублей. Так, филиалом «ГАЭС» в составе заявления о корректировке НВВ были заявлены плановые выпадающие доходы, связанные с технологическим присоединением льготных категорий заявителей 1448882,60 тыс. рублей. В НВВ на 2021 год планируемые выпадающие доходы филиала «ГАЭС» в 2021 году учтены в размере 73134,29 тыс. рублей, оставшаяся сумма в размере 77058,93 тыс. рублей распределена на последующие периоды, в целях сглаживания роста тарифов на передачу электроэнергии. Истец не согласен с данным распределением, поскольку плановые расходы текущего периода не входят в перечень расходов, которые могут быть распределены в целях сглаживания изменения тарифов на последующие периоды.

В судебном заседании представители ПАО «Россети Сибирь» - ФИО4 участвующая в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, ФИО5, поддержали административные исковые требования, по основаниям, приведенным в административном иске.

Представитель административного ответчика – Комитета по тарифам Республики Алтай ФИО6, полагала административный иск не подлежащим удовлетворению, по основаниям, приведенным в представленных на него возражениях.

Представитель заинтересованного лица – <адрес> по государственному регулированию цен и тарифов – ФИО7, выразила мнение о наличии оснований к удовлетворению административных исковых требований.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и заслушав пояснения специалистов ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, заключение прокурора ФИО3, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению в части, приходит к следующему.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке иных нормативных правовых актов, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года № 20-э/2 (далее Методические указания № 20-э/2), иных правовых актов.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливаются Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

На основании пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают цены (тарифы), указанные в ст. 23.1 данного Закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Комитет по тарифам Республики Алтай является уполномоченным органом исполнительной власти в Республике Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением о Комитете по тарифам Республики Алтай, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 15.03.2012 № 57.

Согласно подпункту «а» пункту 3 части 10 Положения, к полномочиям Комитета отнесено в том числе, установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы.

30 декабря 2020 года Комитетом по тарифам Республики Алтай принят приказ от № 47/1 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территории Республики Алтай на 2021 год».

Пунктом 1 Приложения № 2 приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 30 декабря 2020 года № 47/1 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территории Республики Алтай на 2021 год» установлен размер НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» в размере 793333,92 тыс. рублей, оспариваемый административным истцом.

Решение коллегиального органа об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций на территории Республики Алтай на 2021 год принято простым большинством голосов его членов при наличии необходимого кворума (пункт 14 Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 15.03.2012 № 57) и в соответствии с регламентом работы Коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай, утвержденным приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 21 марта 2017 года № 8-ВД.

Оспариваемый нормативный правовой акт соответствует установленной форме, подписан ФИО12, которая на момент его принятия в соответствии с Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от <дата>-у являлась председателем Комитета по тарифам Республики Алтай.

В порядке, установленном требованиями части 2 статьи 35 Закона Республики Алтай от 05.03.2008 № 18-РЗ (ред. от 03.10.2018) «О нормативных правовых актах Республики Алтай» нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 30 декабря 2020 года и на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 30 декабря 2020 года.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Комитета по тарифам Республики Алтай, подписан уполномоченным должностным лицом, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (абзацы 1 - 3 пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), а также Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).

Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Необходимая валовая выручка (далее НВВ) представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

В соответствии с положениями пункта 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, в том числе на основании такого долгосрочного параметра регулирования, как базовый уровень подконтрольных расходов.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 данного документа.

Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178.

ПАО «Россети Сибири» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии по единым (котловым) тарифам, устанавливаемым Комитетом по тарифам Республики Алтай на территории Республики Алтай для его филиала – «Горно-Алтайские электрические сети» в долгосрочном периоде регулирования 2018 - 2022 гг.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии установлены филиалу «ГАЭС» с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, долгосрочный период составляет 5 лет - с 2018 по 2022 годы.

Судом установлено и из материалов дела следует, что <дата> филиалом «Горно-Алтайские электрические сети» в Комитет по тарифам Республики Алтай было направлено заявление за исх. о корректировке НВВ на 2021 год с предложением установить НВВ на 2021 год (без учета стоимости оплаты потерь в размере 3774719,06 тыс. рублей), с прилагаемыми к нему документами.

Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от <дата>-ОД открыто дело об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании филиалу ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» на 2021 год, являющийся третьим годом долгосрочного периода регулирования (2018-2022 гг.).

По результатам рассмотрения тарифной заявки, Комитетом по тарифам Республики Алтай филиалу ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» установлена НВВ на 2021 год (без учета стоимости оплаты потерь) в размере 793333,92 тыс. рублей.

Как следует из экспертного заключения на 2021 год в НВВ филиала «ГАЭС» Комитетом включены расходы на содержание и оплату потерь по линиям электропередач, участвующим в перетоке электроэнергии на территориях <адрес> и Республики Алтай за 2019 (транзит) в размере 9146,51 тыс. рублей.(том 3 стр. 167)

Комитетом по тарифам по <адрес> в соответствии с абз. 2 п. 10 Основ ценообразования определены расходы на содержание электрических сетей и расходы на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям с использованием шести объектов электросетевого хозяйства, установленных Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 27 апреля 2019 года № 107-у, то есть линий электропередач ПАО «Россети Сибирь», расположенных на территории Республики Алтай.

В соответствии с Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 27 апреля 2019 года № 107-у «Об утверждении схемы и программы развития электроэнергетики Республики Алтай на 2020-2024 годы и признании утратившими силу некоторых Указов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай», территория Республики Алтай входит в энергосистему Республики Алтай и Алтайского края, которая является частью Объединенной энергосистемы Сибири». Электроснабжение потребителей Республики Алтай осуществляется от электрических сетей Бийского энергорайона Алтайской энергосистемы, который работает в составе объединенной энергосистемы Сибири, по шести воздушным ЛЭП-110 кВ: ВЛ 110 кВ ОПП – Майминская (ВЛ ОМ-139), ВЛ 110 кВ Быстрянка - Майминская (ВЛ БМ-85), ВЛ 110 кВ Дмитриевская – Ненинская (ВЛ ДН-86), ВЛ 110 кВ Предгорная - Чергинская (ВЛ ПЧ-3), ВЛ 110 кВ Солонешенская – Совхозная I цепь с отпайкой на ПС Черно-Ануйская (ВЛ СС-179), ВЛ 110 кВ Солонешенская – Совхозная II цепь с отпайкой на ПС Черно-Ануйская (ВЛ СС-178).

Из экспертного заключения (том 3 л.д. 165) следует, что Комитетом по тарифам Республики Алтай произведен расчет пропорции отпуска электроэнергии потребителям Республики Алтай и <адрес> (без отпуска территориальным сетевым организациям) согласно информации ПАО «Россети Сибирь» от <дата>. (представлены данные о полезном отпуске потребителям Республики Алтай).

При этом, в расчет пропорции отпуска электроэнергии потребителям Республики Алтай (без ТСО) принят показатель полезного отпуска 304168447 кВт/ч. (том 3 стр. 166 Таблица 4).

При распределении расходов на линии электропередач, участвующих в перетоках электроэнергии, между регионами и расчет величин подлежащих включению в НВВ по регионам (том 3 стр. 166, таблица ) учтено в НВВ ПАО МРСК «Сибири» на территории <адрес> за 2019 год в 2021 году – 804, 037 тыс. руб., а также в строке 5, указано на планирование в включению расходов на НВВ ПАО МРСК «Сибири» на территории <адрес> – 184806, 35 тыс. руб. (согласно письма <адрес> по государственному регулированию цен и тарифов от <дата>).

Между тем, как следует из материалов тарифного дела, ПАО «Россети Сибирь» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии через свои филиалы, на территории Республики Алтай регулируемую деятельность осуществляет филиал «Горно-Алтайские электрические сети». Филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Горно-Алтайские электрические сети» признан соответствующим критериям территориальной сетевой организации на территории Республики Алтай, владеющей на законном основании электросетевыми объектами, через которые осуществляется снабжение электрической энергией конечных потребителей, непосредственно или опосредованно присоединенных к данным электросетевым объектам.

Согласно выписки из единого государственного реестра юридических лиц в отношении ПАО «МРСК Сибири», в числе его филиалов значатся: филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети», деятельность которого осуществляется в рамках субъекта РФ – <адрес>, а также филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго», действующий в рамках субъекта РФ –<адрес>.

Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что территориальная сетевая организация – коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 установлены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Критериями предусмотрено, что владельцы электросетевого хозяйства признаются в границах субъекта Российской Федерации, в которых они находятся.

Согласно пункту 2 Правил № 861 Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (ред. от 26.04.2021) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» определяющим признаком сетевой организации является владение на законном основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии.

В судебном заседании установлено, что электрическая энергия в Республику Алтай поступает путем ее передачи, в том числе, из сетей филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго», расположенного и осуществляющего деятельность на территории Алтайского края, в сеть филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети», расположенного и осуществляющего свою деятельность на территории Республики Алтай, при этом не имеет прямого присоединения к сетям ПАО «ФСК ЕЭС».

Исходя из представленных в материалы дела доказательств следует, что объекты электросетевого хозяйства ПАО «Россети Сибири» из электрических сетей которого осуществляется переток электрической энергии в электрические сети филиала – «ГАЭС», расположены как на территории Алтайского края, так и на территории Республики Алтай.

Объем перетока электрической энергии в электрические сети филиала ПАО «Россети Сибирь» - Горно-Алтайские электрические сети», учитывается данными сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности), порядок формирования которого установлен Приказами ФСТ России от 12 апреля 2012 года № 53-э/1 и ФАС России от 18 апреля 2018 года № 507/18, а также развернутыми балансами электрической энергии по сетям ВН, СН и НН (организации - получателя), составленными по форме 56-э, интегральными актами, содержащими данные об объеме перетока.

При этом, факт передачи электрической энергии между Алтайским краем и Республикой Алтай и объем перетока электрической энергии, сторонами не оспаривается.

Потребителями услуг по передаче электрической энергии являются смежные сетевые организации независимо от того в каком субъекте Российской Федерации они находятся, в связи с чем принятие при расчете Комитетом показателя полезного отпуска 304168447 кВт/ч. (том 3 стр. 166 Таблица 4), не основано на законе.

В соответствии с положениями Федерального закона об электроэнергетике, Основами ценообразования, Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденным приказом ФСТ России от 12.01.2012 № 53-э/1 сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) формируется в разрезе субъектов Российской Федерации.

Потребление электрической энергии Республики Алтай учитывается в сводном прогнозном балансе Республики Алтай. Филиалом ПАО «Россети Сибири» - «Алтайэнерго» оказываются услуги по передаче электрической энергии в сети филиала ПАО «Россети – Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» в силу п. 41 Правил недискриминационного доступа.

В силу п. 48 Методических указаний передача электрической энергии из сетей территориальной сетевой организации, расположенной в одном субъекте Российской Федерации, в сеть территориальной сетевой организации, расположенной в другом субъекте Российской Федерации (далее - транзит), учитывается при установлении тарифов на передачу электрической энергии обеих сетевых организаций, если по итогам предыдущего периода регулирования из сетей одной из сетевых организаций (первая сетевая организация) в сеть другой (вторая сетевая организация) была передана электрическая энергия в большем объеме, чем было передано в ее сети. При этом вторая сетевая организация является плательщиком за транзит (организация-плательщик), а первая сетевая организация является Таким образом, расходы территориальной сетевой организации - плательщика на оплату транзита включаются в экономически обоснованные расходы и подлежат учету при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг в силу пункта 48 Методических указаний № 20-э/2.

Расчет размера платы за указанную услугу производится в соответствии с п. п. 49, 50, 51, 52, 53 Методических указании № 20-э/2 (без учета сумм перекрестного субсидирования).

При этом, в целях сохранения баланса котлового тарифа для конечных потребителей, регулирующие органы указанных субъектов (Комитет по тарифам Республики Алтай и Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов) обязаны согласовывать устанавливаемые ими размеры необходимой валовой выручки (абз. 1 ст. 10 Основ ценообразования) с тем, чтобы суммарный объем необходимой валовой выручки позволял возмещать экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную доходность ПАО «Россети Сибири» в целом по регулируемой деятельности.

Следовательно, доводы Комитета по тарифам РА, о применении исключительно абз. 2 п. 10 Основ ценообразования, согласно которого расходы на содержание сетевого комплекса, используемого сетевой организацией для энергоснабжения потребителей сразу 2 регионов должно осуществляться пропорционально объемов оказываемых услуг по передаче электроэнергии по регионам, приведены в отсутствии взаимосвязи норм, регулирующих порядок и методику установления тарифа для сетевой организации, осуществляющей регулируемую деятельность на территории двух субъектов Российской Федерации.

Как следует из экспертного заключения при рассмотрении вопроса учета расходов за транзит электрической энергии, тарифный орган руководствовался положениями абз. 2 п. 10 Основ ценообразования, а не пунктом 48 Методических указаний № 20-э/2, в связи с чем, вследствие допущенных тарифным органом нарушений, выразившихся в расчете с применением показателя полезного отпуска кВт/ч, не применении данных объема перетока электрической энергии по данными сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности), порядок формирования которого установлен Приказами ФСТ России от 12 апреля 2012 года № 53-э/1 и ФАС России от 18 апреля 2018 года № 507/18, а также развернутыми балансами электрической энергии по сетям ВН, СН и НН (организации - получателя), составленными по форме 56-э, интегральными актами, содержащими данные об объеме перетока, необоснованном исключения из состава НВВ расходов, связанных с транзитом электрической энергии, занижении размер величины НВВ ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети», в то время как, НВВ каждой территориальной сетевой организации является одной из базовых величин для расчета тарифов на передачу электроэнергии и ее величина непосредственно влияет на конечный размер соответствующих тарифных ставок, индивидуальные тарифы, рассчитанные от указанного показателя. Указанное, противоречит принципу соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, предусмотренному пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Кроме того, Комитетом по тарифам Республики Алтай произведено распределение расходов на содержание электрических сетей и расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям с использованием объектов электросетевого хозяйства Республики Алтай (согласно шести линий электропередач, расположенных на территории Республики Алтай) пропорционально объемам услуг по передаче электрической энергии, оказываемых потребителям на территории Республики Алтай и Алтайского края, без учета территориальных сетевых организаций.

Судом установлено и из материалов дела следует, как указано выше, что электрическая энергия, поступающая в электрические сети Республики Алтай, проходит через сети филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго».

Из материалов тарифного дела следует, что Республика Алтай не имеет прямого присоединения к сетям ПАО «ФСК ЕЭС», обеспечивающих межрегиональные перетоки, в связи с чем, межрегиональный переток осуществляется из сетей филиала ПАО «Россети Сибири» - «Алтайэнерго».

Таким образом, произведенный ответчиком расчет на основании сведений полезного отпуска электроэнергии потребителям Республики Алтай и только на содержание линий электропередач непосредственно связывающих Алтайский край и Республику Алтай и только в части их протяженности, приходящейся на территорию Республики Алтай, без учета фактического перетока по сетям МРСК «Сибири», который определяется данными сводного баланса, является экономически необоснованным.

Как указывалось выше, пунктом 10 Основ ценообразования предусмотрено, что если деятельность организации регулируется органами 2 и более субъектов Российской Федерации, регулирующие органы обязаны согласовывать устанавливаемые ими размеры необходимой валовой выручки с тем, чтобы суммарный объем необходимой валовой выручки позволял возмещать экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную доходность инвестированного капитала этой организации в целом по регулируемой деятельности.

В случае если территориальная сетевая организация осуществляет деятельность на территории 2 и более смежных субъектов Российской Федерации, то для расчета и установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям по каждому из указанных субъектов Российской Федерации расходы на содержание электрических сетей и расходы на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства учитываются пропорционально объемам услуг по передаче электрической энергии, оказываемых потребителям (исключая территориальные сетевые организации) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, определяемых в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

Из материалов дела следует, что письмом от 01 декабря 2020 года № 2225 Комитет по тарифам Республики Алтай направил на согласование в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов расчет расходов за 2019 год на 2021 год.

Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов проведена корректировка НВВ в результате которой, в том числе, из НВВ филиала «Алтайэнерго» на 2021 год исключены затраты на расходы на оплату транзита филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» в размере 184806,35 тыс. рублей (стр. 239, 240 Экспертного заключения).

Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов письмом от 07 декабря 2020 года № 41-11/П/3818 указало о своем несогласии относительно произведенных Комитетом по тарифам Республики Алтай расчетов.

15 декабря 2020 года состоялось согласительное совещание по вопросу согласования необходимой валовой выручки ПАО «Россети Сибирь» на территории Республики Алтай и Алтайского края на 2020 год и 2021 год, в результате которого затраты на транзит электрической энергии с территории Алтайского края на территорию Республики Алтай из объектов электросетевого хозяйства ПАО «Россети Сибирь» не согласованы по причине различных методик расчета затрат.

Кроме того, как указано выше, при распределении расходов на линии электропередач, участвующих в перетоках электроэнергии, между регионами и расчет величин подлежащих включению в НВВ по регионам (том 3 стр. 166, таблица №5) учтено в НВВ ПАО МРСК «Сибири» на территории Алтайского края за 2019 год в 2021 году – 804, 037 тыс. руб., а также в строке 5, указано на планирование в включению расходов на НВВ ПАО МРСК «Сибири» на территории Алтайского края – 184806, 35 тыс. руб. (согласно письма Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 15.07.2020 года №41-11/ИП/2193).

Поскольку в протоколе согласования от 15 декабря 2020 года не конкретизированы расходы, исключенные из суммы экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки (отсутствует расчет указанных расходов), отсутствие данной информации приводит к невозможности установления основания для исключения экономически обоснованных расходов в размере 175659,84 тыс. рублей, чем нарушены права и экономические интересы административного истца.

Согласно пункту 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. Расходы территориальных сетевых организаций на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в части, превышающей размер расходов на осуществление указанных мероприятий, исходя из которого рассчитаны стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, не подлежат учету при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике.

Пунктом 87 Основ ценообразования установлено, что плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в этой точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя по 3-й категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Расходы сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, указанных в подпунктах "г" и "д" пункта 7 и подпунктах "а" и "д" пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, расходы, связанные с технологическим присоединением энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей, не включаемые в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в состав платы за технологическое присоединение, составляют выпадающие доходы сетевой организации, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям.

Сетевая организация рассчитывает размер указанных выпадающих доходов в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.

Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2014 № 215-э/1 (далее - Методические указания по определению выпадающих доходов) предусмотрен учет выпадающих доходов на основании фактических данных за предыдущий период регулирования на основании выполненных договоров и актов приемки выполненных работ на технологическое присоединение.

Подпунктом "д" пункта 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, предусмотрено, что процедура технологического присоединения включает, в том числе осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей названных Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

Комитетом по тарифам Республики Алтай, согласно экспертного заключения по материалам рассмотрения дел об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, стандартизированных тарифных ставок за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Республики Алтай на 2021 год, включены фактические расходы, связанные с технологическим присоединением льготных категорий заявителей за 2019 год в размере 51426,34 тыс. рублей, из них затраты капитального характера, связанные с строительством объектов 35401,85 тыс. рублей, в том числе: для заявителей льготных категорий до 15 кВт – 28063,31 тыс. рублей (стр. 170 Экспертного заключения); для заявителей льготных категорий до 150 кВт – 7338,54 тыс. рублей (стр. 171 Экспертного заключения).

ПАО «Россети Сибирь» заявлены выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, подлежащие дополнительному учету по статье «Расходы на осуществление льготного технологического присоединения по факту за 2019 год» в размере 21001,52 тыс. рублей, в том числе фактические расходы филиала «ГАЭС» по осуществлению мероприятий по льготному технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей максимальной мощностью до 15 кВт и до 150 кВт за 2019 год, в размере 5567,03 тыс. рублей; расходы на осуществление мероприятий по реконструкции объектов электросетевого хозяйства от существующих до присоединяемых в размере 15434,49 тыс. рублей.

Как следует из материалов тарифного дела, в подтверждение понесенных расходов, ПАО «Россети Сибирь» были представлены первичные обосновывающие документы: договоры технологического присоединения с приложением технических условий; акты об осуществлении технологического присоединения; акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией; реестр договоров по реконструкции объектов электросетевого хозяйства.

В силу п. 16 Основ ценообразования № 1178 определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Вместе с тем, Экспертное заключение на 2021 год и Протокол № 47 не содержат перечень объектов, расходы по которым не были приняты к учету Комитетом по тарифам Республики Алтай, а также основания, по которым во включении данных расходов отказано.

В экспертном заключении имеется расчет органа регулирования расходов на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанных исходя из стандартизированных тарифных ставок, выполненный в виде таблицы. Однако данная таблица не содержит пояснений, какие именно акты приемки выполненных работ (в отношении каких заявителей) были учтены, а какие исключены из расчета.

Соответственно, у суда отсутствует возможность произвести анализ доводов сторон по исключенным договорам.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела, Комитетом по тарифам Республики Алтай, были дополнительно включены расходы, понесенные ГАЭС по реконструкции объектов энергосетевого хозяйства в целях технологического присоединения льготной категории заявителей до 150 кВт за 2017-2019 год, подлежащие дополнительному включению в НВВ 2021 году.

При указанной выше совокупности данных, суд приходит к выводу о несоответствии экспертного заключения п. 22 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», поскольку выводы экспертов были положены в основу принятого нормативного акта, установленные размеры НВВ нельзя признать обоснованными.

В судебном заседании установлено, что в нарушение п. 28 Правил № 1178 в протоколе № 47 не указаны основания, по которым отказано во включении в тариф отдельных расходов предложенных Обществом, обоснованных необходимостью осуществления регулируемой деятельности.

С учетом изложенного, суд считает, что нормативный правовой акт, в части исключения из НВВ затрат по статье «Расходы на осуществление льготного технологического присоединения по факту за 2019 год» в сумме 21001,52 тыс. рублей, не соответствует требованиям пункта 87 Основ ценообразования.

При этом, необходимо отметить, что в экспертном заключении об установлении платы за технологическое присоединение от 29 декабря 2020 года Комитетом по тарифам Республики Алтай при рассмотрении фактических, сложившихся в 2019 году выпадающих доходов ПАО «Россети Сибири» от технологического присоединения не сопоставлены данные с результатами исполнения инвестиционной программы 2019 года.

Также не учтены при расчетах суммы уже полученных ПАО «Россети Сибири» на 2019 год плановых выпадающих доходов, обозначенных решением Комитета по тарифам от 26.12.2018 № 51/3.

Оценивая доводы истца о неправомерном распределении на последующие периоды в целях сглаживания роста тарифов на передачу электроэнергии (2022-2026 годы) плановых на 2021 год расходов на осуществление льготного технологического присоединения, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.7 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования (абз.10).

Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (абз.11 п.7 Основ).

Согласно п.9 Методических указаний №98-э регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом:

величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования.

Согласно экспертного заключения по материалам рассмотрения дел об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, стандартизированных тарифных ставок за технологическое присоединение к электрическим сетям организаций на территории Республики Алтай за 2021 года к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 29 декабря 2020 года № 44/3, прогнозные расчеты филиала «ГАЭС» на 2021 год в целях технологического присоединения заявителей льготных категорий до 15 кВт составляют 1291110 рублей 31 копейка, до 150 кВт – 134362,93 тыс. рублей. Выручка за технологическое присоединение в 2021 году исходя из планируемого количества технологических присоединений и утвержденной платы (для заявителей в размере 550 рублей (458, 33 руб., без учета НДС)) и для заявителей до 150 кВт предположительно составляет 788,79 тыс. рублей.

Планируемые выпадающие доходы филиала ГАЭС в 2021 году, связанные с технологическим присоединением, составляют 73134, 20 тыс. рублей (том 3 стр. 172 экспертного заключения, том 1 стр. 7 протокола), при этом указано, что детальный расчет фактических выпадающих за 2019 год и планируемых выпадающих на 2021 год представлен в приложениях.

В таблице (стр. 217 экспертного заключения) строка 8, указаны выпадающие доходы, предусмотренные пунктом 87 Основ ценообразования (сложившиеся по факту 2019 года и плановые на 2021 год, где указано на 2021 год - 77058, 93 тыс.руб., на 2022-2026 по 15411, 70 тыс. руб. соответственно.

Основания, по которым отказано во включении в тариф отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.

В расчете корректировки НВВ в соответствии с приказом ФСТ России от 17.02.2012 года №98-э, в таблице №8, в строке 1.3.1 плановые выпадающие от технологического присоединения льготных категорий заявителей на 2021 год (подлежат включению в последующий период регулирования 2022-2026г.г.) – 77058,93 тыс. руб.

В судебном заседании стороной административного ответчика, разница по строке 8 и выводов экспертного заключения, указывалась как учтенная при расчете тарифов на 2019 год (плановые выпадающие). Между тем, в представленном экспертном заключении, а также протоколе заседания коллегиального органа Комитета не отражен расчет величины 77058, 93 тыс.руб., с указанием параметров расходов, со ссылкой на обосновывающие материалы и документы, в связи с чем, не представляется возможным определить величину выпадающих доходов.

Вместе с тем, согласно пунктам 22, 23, 28 Правил государственного регулирования цен (тарифов) регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.

Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Согласно расчетам филиала ГАЭС, планируемые выпадающие доходы в 2021 году, связанные с технологическим присоединением, ставили 1448803, 3 тыс. рублей.

Как следует из экспертного заключения по материалам рассмотрения дел об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, стандартизированных тарифных ставок за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Республики Алтай на 2021 год, Комитетом исключены плановые расходы на выполнение мероприятий по договорам технологического присоединения на 2021 год до 150 кВт (льготная категория без договоров ТП 550 руб.), поскольку 6 договоров на сумму 15849,6 тыс. рублей частично обеспечены за счет инвестиционной программы. Плановые выпадающие доходы от льготного ТП до 150 кВт по расчетам экспертов должны составить 10185,6 тыс. рублей.

Ввиду недостаточной обоснованности расходов реестра действующих договоров технологического присоединения на сумму образовавшихся обязательств филиала ГАЭС 1101980,400 тыс. рублей, экспертами отклонено их включение в расчет выпадающих доходов.

Таким образом, Комитетом правомерно произведен расчет на основании п. 3 приложения 3 к Методическим указаниям № 215-э/1 и включены планируемые выпадающие доходы филиала ГАЭС в 2021 году, связанные с технологическим присоединением в размере 73134,29 тыс. рублей.

Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям утверждены Приказа ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1 «Об утверждении Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям», где в пункте 16 предусмотрено, что для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение сетевой организацией следующих обязательных мероприятий: а) подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах); б) выполнение технических условий сетевой организацией, включая разработку сетевой организацией проектной документации; в) проверку сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий.

Из системного толкования подп. 1 п. 4, п. п. 5, 7 Методических указаний от 11 сентября 2014 г. N 215-э/1 следует, что выпадающие доходы являются одним из показателей, учитываемых при установлении тарифов. Как размер платы за технологическое присоединение, так и размер выпадающих доходов устанавливаются и определяются с целью государственного регулирования ценообразования в сфере энергообеспечения. Нормативное установление указанных величин не освобождает истца от обязанности доказать размер реально понесенных им затрат в связи с исполнением заключенного с ответчиком договора в рамках гражданско-правовых отношений.

Представленные административным истцом доказательства по исполнению инвестиционных программ, расчеты в виде таблиц, не подтверждают заявленный размер плановых выпадающих доходов, поскольку в ходе рассмотрения дела заявлена иная сумма, чем указанная в заявке филиала ГАЭС, в связи с чем, оснований для возложения на административного ответчика обязанности учесть плановые выпадающие расходы на технологическое присоединение в размере 1204004,61 тыс. рублей, не имеется.

Кроме того, суд, действуя в рамках представленных законом полномочий, не вправе подменять орган власти, определяя содержание данного акта.

Вместе с тем, суд не может согласиться с распределением регулирующим органом в целях сглаживания плановых выпадающих доходов по технологическому присоединению на 2021 год в размере 77058,93 тыс. рублей.

Из системного толкования положений п.п.7, 37 Основ ценообразования, п. 9 Методических указаний №98-э следует, что в целях сглаживания роста тарифов подлежат распределению фактические неучтенные расходы и недополученные доходы, выявленные по результатам анализа прошлых периодов регулирования, возможность распределения в целях сглаживания планируемых выпадающих доходов указанные нормы не содержат.

В силу действующего законодательства в области электроэнергетики необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, является одним из основных экономических показателей, необходимых для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Самостоятельного правового и экономического значения в отрыве от тарифов на услуги по передаче электрической энергии НВВ не имеет.

К основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), которому корреспондируют принципы государственного регулирования цен (тарифов) обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии и учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что установленный оспариваемым нормативно-правовым актом Комитета по тарифам Республики Алтай размер необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Горно-Алтайские электрические сети» размер необходимой валовой выручки на 2021 год, изложенным принципам, а также нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не соответствует, в то время как, НВВ каждой территориальной сетевой организации является одной из базовых величин для расчета тарифов на передачу электроэнергии и ее величина непосредственно влияет на конечный размер соответствующих тарифных ставок, индивидуальные тарифы, рассчитанные от указанного показателя. Указанное, противоречит принципу соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, предусмотренному пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», потому в соответствии с пунктом 1 части 2 ст.215 КАС РФ приказ в части установления размера НВВ филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Горно-Алтайские электрические сети» подлежит признанию недействующим.

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, суд находит обоснованными доводы административного истца о несоответствии приказа от 30 декабря 2020 года № 47/1 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территории Республики Алтай на 2021 год», в части пункта 1 Приложения № 2, установления размера НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» в размере 793333,92 тыс. рублей, нормам действующего законодательства – п.3 ст.23 Федерального Закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике»; пп.2,10,7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178); п.48 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2, п.п. 7, 37 Основ ценообразования, п. 9 Методических указаний № 98-э, нарушении прав и экономических интересов ПАО «МРСК Сибири» и приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, то признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Следовательно, оспариваемый в части нормативный правовой акт следует признать недействующим со дня принятия.

Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По смыслу части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложение судом обязанности на орган, принявший оспариваемый акт, принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим, связано с выявленной недостаточной правовой урегулированностью административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

По мнению суда, выявленное нарушение установленного порядка определения тарифов на регулируемый вид деятельности для административного истца является основанием для применения указанной нормы процессуального права.

Для возложения на Комитет по тарифам Республики Алтай обязанности установить в заменяющем нормативном правовом акте необходимую валовую выручку в конкретном размере (2258684,98 тыс. рублей) достаточных оснований не имеется, поскольку расходы на оплату транзита не были согласованы и их расчет произведен в нарушение п. 48 Методических указаний № 20-э/2, расходы на осуществление льготного технологического присоединения по факту за 2019 год до настоящего времени не определены, в связи с их уточнениями в ходе судебного разбирательства, плановые выпадающие доходы на технологическое присоединение в размере 1204004,61 тыс. рублей также были скорректированы истцом в сумме, отличной от заявки в ходе рассмотрения настоящего дела. Предметом настоящего судебного спора является проверка оспариваемого нормативного правого акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Установление необходимой валовой выручки сетевой организации относится к прерогативе соответствующего органа исполнительной власти. Такого рода вмешательство суда в деятельность тарифного органа является недопустимым в силу закрепленного статьей 10 Конституции РФ принципа разделения властей. Кроме того, положениями ст.215 КАС РФ такой способ защиты права не предусмотрен.

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, присуждаются с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании данной нормы расходы по уплате государственной пошлины, понесенные ПАО «Россети Сибирь» в размере 4500 рублей, подлежат взысканию с административного ответчика Комитета по тарифам Республики Алтай.

В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании - в газете «Звезда Алтая» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» - удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня принятия Приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 30 декабря 2020 года № 47/1 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территории Республики Алтай на 2021 год» в части п.1 Приложения 2, устанавливающего размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Алтай на 2021 год для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» в размере 793333,92 тыс. рублей.

Возложить обязанность на Комитет по тарифам Республики Алтай принять новый нормативный правовой акт, замещающий нормативный правовой акт, признанный не действующим в соответствующей части.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» - отказать.

Взыскать с Комитета по тарифам Республики Алтай в пользу Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» расходы по уплате государственной пошлины 4500 рублей.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном издании – газете «Звезда Алтая» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.В. Солопова

Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2021 года.