ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-12/2022 от 25.01.2022 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело а-12/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кызыл 25 января 2022 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

при секретаре Сат Ч.К.,

с участием представителя административного ответчика Мэрии г.Кызыла Монгуш А.Д., Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Хаян-оол В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению О. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Департаменту финансов мэрии г.Кызыла, Мэрии г.Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

О. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указывая, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Длительное время состоит на жилищном учете по статусу ребенка-сироты и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на территории Республики Тыва. Решением Кызылского городского суда Республики Тыва 6 ноября 2012 года по гражданскому делу ее исковые требования о возложении обязанности на мэрию г.Кызыла предоставить на условиях договора найма жилое специализированное жилое помещение на территории г. Кызыла Республики Тыва удовлетворены. В настоящее время общая продолжительность исполнения решения суд составила с 6 декабря 2012 года по 9 декабря 2021 года 3290 дней. Просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 414540 рублей.

Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 27 декабря 2021 года в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены Федеральная служба судебных приставов России, Управление Федерального службы судебных приставов по Республике Тыва, в качестве административного соответчика Департамент финансов мэрии г.Кызыла.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Мэрии города Кызыла по доверенности Монгуш А.Д. просила отказать в удовлетворении административного иска, пояснила, что в настоящее время решение исполнено.

Административный истец О., представители административных ответчиков – Департамента финансов Мэрии города Кызыла, Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, заинтересованных лиц – Федеральной службы судебных приставов России, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, судебный пристав-исполнитель МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов гражданского дела следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 ноября 2012 года, вступившим в законную силу 7 декабря 2012 года, на Мэрию г.Кызыла возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить О. на условиях договора социального найма жилое помещение на территории г.Кызыла, общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и техническим требованиям.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии ФС , который поступил в Межрайонный отдел судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва (далее - МОСП г. Кызыла по РОВИП) 17 января 2014 года.

23 января 2014 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП Саган-оол Ш.О. возбуждено исполнительное производство в отношении мэрии ** с предметом исполнения: обязать мэрию г.Кызыла предоставить в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить О. на условиях договора социального найма жилое помещение на территории г.Кызыла Республики Тыва, общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и техническим требованиям.

На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении жилого помещения О. согласно заявлению мэрии г.Кызыла от 17 января 2022 года исполнено, Министерством труда и социальной политики Республики Тыва заключен договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

В части 2 статьи 36 названного закона указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 ноября 2012 года установлен шестимесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления в законную силу, указанное решение суда вступило в законную силу 7 декабря 2012 года, следовательно, решение суда должно было быть исполнено до 7 июня 2013 года включительно.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года ), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов 17 января 2014 года до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (24 декабря 2021 года), составила 7 лет 11 месяцев 7 дней.

На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

В силу пункта 8 статьи 3 Закона Республики Тыва от 28 декабря 2005 года № 1564 ВХ-1 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по представлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, либо предоставление субсидий на строительство жилья по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании пункта 1 статьи 1 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2012 года № 1776 ВХ-1 «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Тыва» с 1 января 2013 года признан утратившим силу Закон Республики Тыва от 28 декабря 2005 года № 1564 ВХ-1 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов (часть 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 49 и подпунктом 15 пункта 1 статьи 50 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», принятого решением Хурала представителей г. Кызыла от 05.05.2005 года № 50, предусмотрено, что мэрия г.Кызыла (исполнительно-распорядительный орган городского округа "Город Кызыл Республики Тыва") наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва, мэр г.Кызыла осуществляет от лица мэрии города Кызыла функции главного распорядителя финансовых средств, предусмотренных местным бюджетом для осуществления полномочий в соответствии с настоящим Уставом;

Согласно Положению о Департаменте финансов мэрии город Кызыла и предельной численности работников, утверждённому решением Хурала представителей г. Кызыла от 6 сентября 2011 года № 328, Департамент финансов мэрии города (далее - Департамент) является уполномоченным органом мэрии города Кызыла по управлению средствами бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», обеспечивающим проведение единой финансовой политики города, осуществляющим функции по организации исполнения бюджета города.

Поскольку обязанность предоставить О. жилое помещение возложена на Мэрию г.Кызыла, соответственно, Департамент финансов Мэрии г.Кызыла и Мэрия г.Кызыла являются надлежащими ответчиками по данному административному делу, а Министерство труда и социальной политики Республики Тыва является ненадлежащим ответчиком по делу, поэтому административный иск О. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не подлежит удовлетворению.

В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 27 декабря 2021 года из МОСП по РОВИП УФССП России по Республике Тыва истребованы материалы исполнительного производства.

Согласно исполнительному производству , исполнительный лист ФС выдан Кызылским городским судом Республики Тыва 12 декабря 2012 года О. и получен службой судебных приставов 17 января 2014 года.

23 января 2014 года судебным приставом-исполнителем Саган-оол Ш.О. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства.

Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.

18 мая 2014 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 27 мая 2014 года, получено должником 19 мая 2014 года.

27 июня 2014 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в размере 50 000 рублей, получено должником 27 июня 2014 года.

27 июня 2014 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 2 июля 2014 года, получено должником 27 июня 2014 года.

27 июня 2014 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 2 июля 2014 года, получено должником 27 июня 2014 года.

14 августа 2014 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 20 августа 2014 года, получено должником 15 августа 2014 года.

2 апреля 2014 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП мэр г.Кызыла под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

19 октября 2014 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 22 октября 2014 года, получено должником 20 октября 2014 года.

24 февраля 2015 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 27 февраля 2015 года, получено должником 25 февраля 2015 года.

26 марта 2015 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда в семидневный срок со дня поступления требования, получено должником 26 марта 2015 года.

25 февраля 2015 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП мэр г.Кызыла под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

3 июля 2015 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда в трехдневный срок со дня поступления требования, получено должником 3 июля 2015 года.

15 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий, согласно которому требования исполнительного документа не исполнены, получен должником 15 марта 2017 года.

15 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 15 апреля 2017 года, получено должником 15 марта 2017 года.

В ответ на требование судебного пристава-исполнителя начальник Управления правового обеспечения мэрии г.Кызыла в письме от 5 октября 2017 года сообщает, что исполнение решения суда на основании определения Арбитражного Суда Республики Тыва от 21 января 2016 года возложено на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, поскольку утверждено мировое соглашение между Мэрией г.Кызыла, Министерством строительства модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва.

11 апреля 2018 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП мэр г.Кызыла под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

Судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование без даты вынесения об исполнении решения суда в семидневный срок со дня поступления требования, получено должником 11 апреля 2018 года.

6 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 14 февраля 2018 года, получено должником 7 февраля 2018 года.

В ответ на требование судебного пристава-исполнителя начальник Управления правового обеспечения мэрии г.Кызыла в письме от 27 апреля 2018 года сообщает, что мэрия г.Кызыла делает все зависящие от нее действия во исполнение решений судов, но в настоящее время не представляется возможным по независящим от нее причинам.

Судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование без даты вынесения об исполнении решения суда в срок до 12 июля 2018 года, получено должником 9 июля 2018 года.

6 ноября 2018 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено.

Судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование без даты вынесения об исполнении решения суда в срок до 12 ноября 2018 года, получено должником 6 ноября 2018 года.

30 ноября 2018 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 6 декабря 2018 года, получено должником 30 ноября 2018 года.

В ответ на требование судебного пристава-исполнителя начальник Управления правового обеспечения мэрии г.Кызыла в письме от 6 декабря 2018 года сообщает, что мэрия г.Кызыла делает все зависящие от нее действия во исполнение решений судов, но в настоящее время не представляется возможным по независящим от нее причинам.

3 февраля 2019 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда и предоставлении документов, подтверждающие исполнение решения суда, до 3 марта 2019 года, получено должником 4 февраля 2019 года.

19 апреля 2019 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда и предоставлении документов, подтверждающие исполнение решения суда, до 14 мая 2019 года, получено должником 22 апреля 2019 года.

Определением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 9 апреля 2019 года заявление мэрии г.Кызыла о прекращении исполнительного производства оставлено без удовлетворения.

17 июля 2019 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено.

27 июля 2019 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 10 августа 2019 года, получено должником 28 июля 2019 года.

4 октября 2019 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда и предоставлении документов, подтверждающие исполнение решения суда, до 21 октября 2019 года, получено должником 7 октября 2019 года.

В ответ на требование судебного пристава-исполнителя начальник Управления правового обеспечения мэрии г.Кызыла в письме от 24 октября 2019 года сообщает, что исполнение решения суда на основании определения Арбитражного Суда Республики Тыва от 22 января 2016 года возложено на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, поскольку утверждено мировое соглашение между Мэрией г.Кызыла, Министерством строительства модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва.

7 октября 2019 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено.

7 октября 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 11 октября 2019 года, получено должником 8 октября 2019 года.

7 октября 2019 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 11 октября 2019 года, получено должником 8 октября 2019 года.

25 января 2020 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда и предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда, до 8 февраля 2020 года, получено должником 27 января 2020 года.

27 марта 2020 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено.

15 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда и предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда, до 2 августа 2020 года, получено должником 16 июля 2020 года.

В ответ на требование судебного пристава-исполнителя начальник Управления правового обеспечения мэрии г.Кызыла в письме от 20 июля 2020 года сообщает, что исполнение решения суда на основании определения Арбитражного Суда Республики Тыва от 22 января 2016 года возложено на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, поскольку утверждено мировое соглашение между Мэрией г.Кызыла, Министерством строительства модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва.

13 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий, согласно которому решение суда не исполнено.

Представителем Министерства финансов Республики Тыва в письме от 2 июня 2020 года сообщает, что Министерство со своей стороны выполнило свои обязательства, которые подтверждаются расходными расписаниями..

16 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП мэр г.Кызыла под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

30 октября 2020 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда до 25 ноября 2020 года, получено должником 2 ноября 2020 года.

В ответ на требование судебного пристава-исполнителя начальник Управления правового обеспечения мэрии г.Кызыла в письме от 2 ноября 2020 года сообщает, что исполнение решения суда на основании определения Арбитражного Суда Республики Тыва от 22 января 2016 года возложено на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, поскольку утверждено мировое соглашение между Мэрией г.Кызыла, Министерством строительства модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва.

Согласно акту приема-передачи исполнительных производств от 12 января 2021 года исполнительное производство передано судебному приставу-исполнителю Айдын-оол Т.В.

29 января 2021 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий, согласно которому совершен выезд в мэрию г.Кызыла и отобрано пояснение у специалиста управления правового обеспечения М., который пояснил, что исполнение решения суда зависит от Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва.

27 января 2021 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда, получено должником 29 января 2021 года.

2 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 10 февраля 2021 года, получено должником 2 февраля 2021 года.

2 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП мэр г.Кызыла под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

29 января 2021 года судебным приставом-исполнителем направлены запросы в Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Министерство финансов Республики Тыва.

В ответ на запрос судебного пристава-исполнителя заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва направлено письмо от 9 февраля 2021 года с предоставлением сведений о строительстве жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда и предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда, до 10 февраля 2021 года, получено должником 4 февраля 2021 года.

В ответ на требование судебного пристава-исполнителя в письме от 4 февраля 2021 года представителем Мэрии г.Кызыла направлено письмо о том, что исполнение решения суда возможно после исполнения ранних исполнительных производств.

В ответ на требование судебного пристава-исполнителя в письме от 3 февраля 2021 года представителем Мэрии г.Кызыла направлено письмо о том, что исполнение решения суда зависит от действий органов исполнительной власти республики.

12 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда и предоставлении документов, подтверждающие исполнение решения суда, до 23 марта 2021 года, получено должником 16 марта 2021 года, а также мэр г.Кызыла предупрежден о возможности составления протокола об административном правонарушении по ч.3 ст. 17.14 КоАП РФ.

В ответ на требование судебного пристава-исполнителя в письме от 16 марта 2021 года представителем Мэрии г.Кызыла указывается, что исполнение решения суда на основании определения Арбитражного Суда Республики Тыва от 22 января 2016 года возложена на Мэрию г.Кызыла, поскольку утверждено мировое соглашение между Мэрией г.Кызыла, Министерством строительства модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва (Министерством труда и социальной политики Республики Тыва). Утверждая мировое соглашение Арбитражный Суд Республики Тыва обосновал законность предоставления жилья детям-сиротам не мэрией г.Кызыла, а Министерством труда, в связи с чем данное решение суда подлежит исполнению Министерством труда и социальной политики Республики Тыва.

1 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП мэр г.Кызыла под роспись предупрежден об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ.

4 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении решения суда и предоставлении документов, подтверждающие исполнение решения суда, до 19 октября 2021 года, получено должником 5 октября 2021 года.

4 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 19 октября 2021 года, получено должником 5 октября 2021 года.

В ответ на требование судебного пристава-исполнителя в письме от 7 октября 2021 года представителем Мэрии г.Кызыла указывается, что исполнение решения суда на основании определения Арбитражного Суда Республики Тыва от 22 января 2016 года возложено на Мэрию г.Кызыла, поскольку утверждено мировое соглашение между Мэрией г.Кызыла, Министерством строительства модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва (Министерством труда и социальной политики Республики Тыва). Утверждая мировое соглашение Арбитражный Суд Республики Тыва обосновал законность предоставления жилья детям-сиротам не мэрией г.Кызыла, а Министерством труда, в связи с чем данное решение суда подлежит исполнению Министерством труда и социальной политики Республики Тыва. Все зависящие от нее меры мэрия г.Кызыла принимает.

28 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении мэрии г.Кызыла.

28 октября 2021 года и 3 ноября 2021 года судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено уведомление о рассмотрении протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 17.15. КоАП РФ.

Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по РОВИП г.Кызыла от 8 ноября 2021 года Мэрия г.Кызыла признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

17 января 2022 года представителем мэрии г.Кызыла направлено заявление об окончании исполнительного производства в связи исполнением решения суда, с приложением копии договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 23 декабря 2021 года , заключенный между Министерством труда и социальной политики Республики Тыва и О. о предоставлении ей жилого помещения.

Сведений об окончании исполнительного производства материалы исполнительного производства не содержат.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по делу "Левищев против Российской Федерации" от 29 января 2009 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кукса против Российской Федерации" от 15 июня 2006 года, Постановление Европейского Суда по делу "Казанцева против Российской Федерации" от 23 октября 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу "Кравченко и другие против Российской Федерации" от 16 сентября 2010 года, и Постановление Европейского Суда по делу "Копнин и другие против Российской Федерации" от 28 мая 2014 года и другие).

Оценив в совокупности представленные в материалах дела доказательства, с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также, принимая во внимание меры, предпринимаемые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность неисполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск О. подлежащим удовлетворению.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).

Административный истец просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 414540 руб.

Исходя из требований О., принимая во внимание длительность неисполнения судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, учитывая, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что О. является лицом, оставшимся без попечения родителей, состоит на учете детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Кызыла Республики Тыва, практику Европейского Суда по правам человека, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 170 000 рублей.

Доводы представителя административного ответчика о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с необходимостью выполнения ряда мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов.

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.

В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Департамент финансов мэрии г. Кызыла.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств республиканского бюджета О. подлежат возмещению ее расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком-ордером от 16 декабря 2021 года.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л :

в удовлетворении административного иска О. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Административное исковое заявление О. к Департаменту финансов Мэрии г.Кызыла, Мэрии г.Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Присудить О. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 170 000 рублей, а также 300 рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнение решения суда возложить на Департамент финансов Мэрии г.Кызыла за счёт средств муниципального бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт О., открытый в Красноярском отделении .

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 января 2022 года.

Председательствующий Т.В. Кунгаа