дело №а-1304/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2020 года город Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Тимербаева Р.А.,
при секретаре Фаизовой Р.Р.,
с участием представителя административного истца – ФИО1, действующего по доверенности <адрес>5 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика МРИ ФНС России № по РБ – ФИО2, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица УФНС России по РБ – ФИО3, действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о признании действий налогового органа по начислению налога на имущество физических лиц незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с административным иском к МРИФНС России № по РБ, в котором просит признать незаконными действия налогового органа по начислению налога на имущество физических лиц по ставке 2% по объекту, расположенному по адресу: РБ, <адрес>, с/с Майский, 1544 км автодороги Самара-Уфа-Челябинск, с кадастровым номером 02:26:0000003448.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО4 получил налоговое уведомление № от 25 сентября 2019 года, по которому налоговым органом за 2018 год исчислены налоги в том числе налог на имущество физических лиц на иное строения, помещения и сооружения, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: РБ, <адрес>, с/с Майский, 1544 км автодороги Самара-Уфа-Челябинск, исходя из кадастровой стоимости 12 260 962 рубля со ставкой 2%. ФИО4 на праве собственности принадлежит недвижимое имущество «Комплекс дорожного сервиса», расположенный по адресу: РБ, <адрес>, с/с Майский, 1544 км автодороги Самара-Уфа-Челябинск, с кадастровым номером №. В соответствии с выпиской из ЕГРН на объект недвижимости с кадастровым номером № вид разрешенного использования «данные отсутствуют». В соответствии с техническим паспортом указанное сооружение «Комплекс дорожного сервиса» состоит из разных отдельно стоящих объектов, в том числе котельная, сторожка, канализационная насосная подстанция, летние домики, складское помещение. 18 февраля 2019 года ФИО4 обратился к уполномоченному органу с просьбой направить ему копию соответствующего приказа об определении вида фактического использования недвижимого имущества «Комплекс дорожного сервиса» с кадастровым номером № с копией акта. Письмом от 14 июня 2019 года исх.№НП-25/1738-Г Министерство земельных и имущественных отношений РБ направило ФИО4 акт обследования. В пункте 4 Акта обследования указано: по результатам проведенного обследования установлено, что здание не соответствует критериям, указанным в ст.378.2 НК РФ. В связи с чем подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Следовательно, вышеуказанное сооружение не является и фактически не используется в качестве административно-делового центра, в нем не размещены офисы, торговые объекты, объекты общественного питания, а также бытового обслуживания населения, кроме того, большая часть этих отдельно стоящих объектов вообще не эксплуатируется. В соответствии с налоговыми уведомлениями № от 21 сентября 2017 года за 2016 год, № от 10 сентября 2018 года за 2017 год по этому объекту ФИО4 был начислен налог на имущество физических лиц с применением налоговой ставки 0,5%, как на «прочие объекты налогообложения». ФИО4 через личный кабинет обратился в налоговый орган за разъяснениями, в связи с чем за 2018 года начислен налог -2% от кадастровой стоимости. Письмом от 17 октября 2019 года № ответчик сообщил, что оснований для перерасчета налога за 2018 год не имеется. Жалоба ФИО4 УФНС России по РБ также оставлена без удовлетворения.
Определением суда от 3 февраля 2020 года в качестве заинтересованного лица привлечено УФНС России по РБ.
Представитель административного истца – ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить, указав, что за 2016 и 2017 года на спорный объект налог рассчитан, исходя из ставки 0,5% от кадастровой стоимости, однако, за 2018 года начислено 2% кадастровой стоимости. Объект попал в перечень, который формировался в переходный период, доказательств, что объект относится к административному зданию, деловому центру не имеется.
Представитель административного ответчика МРИ ФНС России № по РБ – ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что налоговый орган не является первоисточником данной информации, не обладает полномочиями вносить корректировки по перечню объектов, оснований для перерасчета налога не имеется.
Представитель заинтересованного лица УФНС России по РБ – ФИО3 в судебном заседании поддержал позицию административного ответчика.
Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела.
На основании ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст.3 Налогового Кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога и сбора.Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора; со смертью физического лица – налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленным гражданским законодательством Российской Федерации; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как установлено судом, ФИО4 на праве собственности принадлежит недвижимое имущество «Комплекс дорожного сервиса», расположенный по адресу: РБ, <адрес>, с/с Майский, 1544 км автодороги Самара-Уфа-Челябинск, с кадастровым номером №. В соответствии с выпиской из ЕГРН на объект недвижимости с кадастровым номером № вид разрешенного использования «данные отсутствуют».
25 сентября 2019 года ФИО4 направлено налоговое уведомление №, по которому налоговым органом за 2018 год исчислены налоги в том числе налог на имущество физических лиц на иное строения, помещения и сооружения, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: РБ, <адрес>, с/с Майский, 1544 км автодороги Самара-Уфа-Челябинск, исходя из кадастровой стоимости 12 260 962 рубля со ставкой 2%.
Административный истец, указывая, что налог рассчитан неверно, ссылается на технический паспорт, в соответствии с которым указанное сооружение «Комплекс дорожного сервиса» состоит из разных отдельно стоящих объектов, в том числе котельная, сторожка, канализационная насосная подстанция, летние домики, складское помещение; а также акт обследования Министерства земельных и имущественных отношений РБ от 13 марта 2019 года, в пункте 4 которого указано: по результатам проведенного обследования установлено, что здание не соответствует критериям, указанным в ст.378.2 НК РФ, в связи с чем подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
ФИО4 через личный кабинет обратился в налоговый орган за разъяснениями, в связи с чем за 2018 года начислен налог - 2% от кадастровой стоимости.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ ответчик сообщил, что оснований для перерасчета налога за 2018 год не имеется.
Жалоба ФИО4 УФНС России по РБ также оставлена без удовлетворения.
В соответствии с п.3 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно п.2 ст.406 НК РФ в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Пунктом 2 ст.2 Закона РБ от 28 ноября 2003 года №43-з «О налоге на имущество организаций» установлена налоговая ставка 2 процента в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость.
Пунктом 370 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений РБ от 27 декабря 2017 года №1732 (далее – Перечень), размещенного на официальном сайте Министерства земельный и имущественных отношений РБ (www.mziorb.ru), комплекс дорожного сервиса 2 374, 6 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: с/с Майский, 1 554 км автодороги Самара-Уфа-Челябинск признан объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии со ст.378.2 НК РФ.
На основании п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Таким образом, налоговые органы не являются первоисточником данной информации.
В связи с тем, что спорный объект из Перечня не исключен, несмотря на проведенное обследование, налоговым органом обоснованно начислен налог в размере 2% от кадастровой стоимости объекта.
Оснований для его перерасчета суд не усматривает, поскольку налоговые органы не наделены полномочиями по исключению объектов из Перечня, в случае их несоответствия критериям, установленным ст.378.2 НК РФ и ст.2.1 Закона РБ «О налоге на имущество организаций».
При таких обстоятельствах требования ФИО4 к Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о признании действий налогового органа по начислению налога на имущество физических лиц незаконными удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о признании незаконными действий налогового органа по начислению налога на имущество физических лиц по ставке 2% по объекту, расположенному по адресу: РБ, <адрес>, с/с Майский, 1544 км автодороги Самара-Уфа-Челябинск, с кадастровым номером № – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: Р.А. Тимербаев