Дело №а-130/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июля 2018 года <адрес> УР
Верховный суд У. Республики в составе:
судьи Захарчука О.В.,
при секретаре Пенькиной Н.В.,
с участием: прокурора – Демидова Д.С., представителя ЗАО "Роскультторг" – ФИО1, представителя П. У. Республики и Министерства имущественных отношений У. Республики – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ЗАО "Роскультторг" о признании недействующими пунктов 1018, 1019, 1021, 1022 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного Постановлением П. УР от ДД.ММ.ГГГГ N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год",
У С Т А Н О В И Л:
ЗАО "Роскультторг" (далее по тексту – административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1018, 1019, 1021, 1022 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного Постановлением П. УР от ДД.ММ.ГГГГ N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год".
Требования мотивированы тем, что в 2016 году являлось собственником объектов недвижимости расположенных по адресу: <адрес>:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Земельный участок на котором расположены объекты недвижимости относится к категории земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для эксплуатации и обслуживания комплекса зданий для ведения оптовой и розничной торговли с кадастровым номером <данные изъяты>.
П. У. Республики постановлением N 586 от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, в котором в пунктах 1018, 1019, 1021, 1022 указаны объекты с кадастровыми номерами <данные изъяты> соответственно.
Включение в данный перечень названных объектов недвижимости считает незаконным, так как это противоречит ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона У. Республики "О налоге на имущество организаций и У. Республике", ввиду того, что отсутствовали доказательства позволявшие отнести спорные объекты недвижимости к административно-деловым центрам, торговым центрам либо к нежилым помещениям, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо их фактического использования в названных целях, а сами объекты являются гаражом и складскими помещениями не имеющими помещений для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Фактическое обследование спорных объектов перед включением в оспариваемый Перечень не проводилось.
Административный истец полагает, что оспариваемая часть нормативного правового акта нарушает права, так как незаконно возлагает на неё обязанность уплатить имущественный налог в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
ЗАО "Роскультторг" просило суд признать недействующими пунктов 1018, 1019, 1021, 1022 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного Постановлением П. УР от ДД.ММ.ГГГГ N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год".
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске. Дополнительно указывала, что фактически объекты недвижимости с кадастровыми номерами <данные изъяты> не используются для целей торговли, а объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> используется в целях торговли на 15,59 процентом здания. Так же указывала, что спорные объекты не подлежали включению в оспариваемый Перечень поскольку не могут быть использованы в качестве офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или как торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, и предназначены для использования по функциональному назначению (склад и гараж).
Представитель П. У. Республики и Министерства имущественных отношений У. Республики – ФИО2 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась указывая на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий П. У. Республики, с соблюдением требований порядка принятия и введения его в действие, а содержание данного нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Так же пояснила, что основанием для включения спорных объектов недвижимости в оспариваемый перечень послужил вид разрешенного использования земельного участка.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав материалы дела, представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Материалами дела подтверждается, что ЗАО "Роскультторг" в 2016 году являлось собственником объектов недвижимости:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основанных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Указанные объекты недвижимости расположены на учтённом с ДД.ММ.ГГГГ в государственном кадастре недвижимости земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, относящийся к категории земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для эксплуатации и обслуживания комплекса зданий для ведения оптовой и розничной торговли, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основанных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, актами обследования фактического использования спорных объектов недвижимости, сведениями полученными заинтересованным лицом в рамках межведомственного взаимодействия, договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ указанного земельного участка, объяснениями лиц участвующих в деле подтверждавших данное обстоятельство.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п.1 ст. 374 НК РФ, объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст. 378.2 НК РФ (в редакции действовавшей в декабре 2015 года) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
Статьёй 1.1. Закона УР "О налоге на имущество организаций в У. Республике" предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них (за исключением административно-деловых центров и (или) помещений, находящихся в оперативном управлении государственных органов У. Республики, государственных учреждений У. Республики, органов местного самоуправления в У. Республике и созданных ими муниципальных учреждений; помещений, фактически используемых для размещения объектов бытового обслуживания; административно-деловых центров и (или) помещений, используемых в целях выполнения государственного оборонного заказа (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения), либо переданных в аренду для использования в тех же целях; административно-деловых центров и (или) помещений организаций, являющихся инженерно-техническими воинскими формированиями, используемых в целях выполнения возложенных на них функций для обеспечения обороны и безопасности государства (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения), либо переданных в аренду для использования в тех же целях; административно-деловых центров и (или) помещений, относящихся к мобилизационным мощностям, объектам мобилизационного назначения; административно-деловых центров и (или) помещений, в которых осуществляется производство продукции производственно-технического назначения; помещений, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения);
2) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пункте 1 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый П. У. Республики.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в У. Республике органом, уполномоченным определять перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период является П. У. Республики.
П. У. Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией У. Республики, настоящим Законом, другими законами У. Республики, актами Главы У. Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений П. У. Республики ( ст. 13 Закона УР "О П. У. Республики").
Реализуя свои полномочия П. У. Республики утвердило Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год издав постановление N 586 от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с утвержденным перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, указанные ранее объекты недвижимости вошли в данный перечень, что нашло отражения в пунктах 1018, 1019, 1021, 1022.
Названное постановление П. У. Республики № от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в соответствии со ст. 13 Закона УР "О П. У. Республики" на официальный сайте Главы У. Республики и П. У. Республики http://www.udmurt.ru ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем в постановление П. У. Республики N 586 от ДД.ММ.ГГГГ вносились неоднократно изменения. Однако данные изменения не касались пунктов 1018, 1019, 1021, 1022.
Проанализировав установленные обстоятельства суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта порядок принятия его соблюден, а именно принят оспариваемый нормативный правовой акт П. У. Республики в соответствии с полномочиями, кроме того его форма, процедура принятия, правила введения в действие и его опубликования соблюдены.
В силу положений пунктов 1, 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ основанием для включения объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год ввиду отнесения его к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка на котором расположен объект недвижимости, его площади и (или) вида его фактического использования.
Как уже указывалось объекты недвижимости с кадастровыми номерами <данные изъяты> расположены на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, вид разрешенного использования которого указан следующий - " для эксплуатации и обслуживания комплекса зданий для ведения оптовой и розничной торговли ".
При этом в объекте недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> предусмотрен торговый зал площадью 220,6 кв.м. о чем свидетельствует план помещения и его основные технические характеристики "базы по <адрес>".
Классификация видов разрешенного использования земельных участков в 2015 году приведена была в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 39.
Проанализировав названные методические указания, установленный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, суд приходит к выводу, что указанный вид разрешённого использования соответствует пункту 1.2.5 названных Методических указаний - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", поскольку предусматривает размещение торговых объектов, к которым, в частности, относится комплекс зданий для ведения оптовой и розничной торговли.
При этом суд исходит из того, что в спорных отношениях каждое из указанных зданий не может рассматриваться в отдельности, и подлежат рассмотрению в комплексе зданий.
Понятия "торговая деятельность", "оптовая торговля", "розничная торговля", "торговое предприятие" даны в статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пункте 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии :
торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;
торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;
оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
торговое предприятие (предприятие торговли) - имущественный комплекс, расположенный в торговом объекте и вне торгового объекта, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров и/или оказания услуг торговли.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют в том числе и форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли) о чем указано в статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Учитывая указанный вид разрешенного использования земельного участка и факт наличия торгового зала в одном из спорных объектов недвижимости весь комплекс зданий, а это все спорные объекты недвижимости подлежат признанию как соответствующие критерию отнесения к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
По смыслу положений ст. 378.2 НК РФ объекты недвижимости по виду разрешенного использования земельного участка подлежат включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, без проверки фактического использования такие здания (строения, сооружения), которые могут быть использованы в качестве офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или как торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, то есть такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации могут обеспечить их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли в названных сферах общественных отношений.
Технический план здания с кадастровым номером <данные изъяты>, план помещения и его основные технические характеристики "базы по <адрес>", выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основанных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости свидетельствуют, что с экономической точки зрения о возможном самостоятельном использовании/эксплуатации указанного комплекса спорных объектов недвижимости как торгового объекта.
Доказательств того, что спорные объекты недвижимости с экономической точки зрения не возможно самостоятельно использовать/эксплуатировать как торговый/ые объект/ы административным истцом не представлено, и судом не установлено.
Функциональное назначение спорных объектов гараж и склад как части комплекса предполагает использование спорных объектов в целях торговли.
В связи с этим доводы административного истца суд отклоняет, поскольку они основаны на ошибочном толковании положений статьи 378.2 НК РФ и не основаны на фактических обстоятельствах дела.
Ссылка административного истца на то, что спорные объекты недвижимости фактически не используются для целей торговли судом отклоняется поскольку положения статьи 378.2 НК РФ предполагают, что факт расположения объекта недвижимости на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания является самостоятельным основанием для включения перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, без проверки фактического использования.
При таких обстоятельствах в ходе рассмотрения настоящего административного дела не подтвердился факт противоречия постановления П. У. Республики N 589 от ДД.ММ.ГГГГ в оспариваемой части требованиям ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона УР "О налоге на имущество организаций в У. Республике", поэтому отсутствуют основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
С учетом положений ч.4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию в течении десяти дней со дня вступления в законную силу на официальном сайте Главы У. Республики и П. У. Республики - http://www.udmurt.ru.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ЗАО "Роскультторг" о признании недействующими пунктов 1018, 1019, 1021, 1022 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного Постановлением П. УР от ДД.ММ.ГГГГ N 586 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год".
Возложить обязанность на П. У. Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы У. Республики и П. У. Республики (http://www.udmurt.ru) в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного суда
У. Республики О.В. Захарчук