Дело №а-1317/2022
26RS0№-41
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
10 марта 2022 г. <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Рогозина С.В..
при секретаре: Коноваловой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ГУ Министерства юстиции РФ по СК к <адрес>№ о ликвидации юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
ГУ Министерства юстиции РФ по СК обратилось в суд с иском к <адрес>№ о ликвидации юридического лица.
В обоснование исковых требований указано, что <адрес>№ (ОГРН <***>, учетный №) зарегистрирован в соответствии с положениями ст. 13.1 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 10 Федерального закона от дата № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Организация зарегистрирована Администрацией <адрес>дата.
дата Органом ФНС России по СК внесена запись о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до дата (ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 2635010001).
В соответствии с п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», положением о Главном управлении Минюста РФ по субъекту (субъектам) РФ и Перечня главных управлений Минюста РФ по субъектам РФ, утвержденных приказом Минюста № от дата, Главное управление Минюста РФ по СК осуществляет контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства РФ и целей, предусмотренных их учредительными документами.
В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ и п. 1 ст. 4 Закона № 7-ФЗ – наименование юридического лица должно содержать указание на организационно-правовую форму.
Ст. 50 ГК РФ предусматривается самостоятельная организационно-правовая форма «Территориальное общественное самоуправление».
Однако, наименование Организации не содержит указаний на организационно-правовую форму.
Таким образом, установлено нарушение п. 1 ст. 54 ГК РФ и п. 1 ст. 4 Закона № 7-ФЗ.
К некоммерческим организациям, созданным до вступления в силу Федерального закона от дата № 99-ФЗ, применяются нормы главы 4 ГК РФ об общественный объединениях.
Так как, общественные объединения отнесены ГК РФ к корпоративным некоммерческим организациям, то учредительные документы Организации не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ.
Согласно п. 3.1 ст. 32 Закона №7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В установленные законодательством сроки в Главное управление Организацией не представлена отчетность за 2019 и 2020 годы.
Срок представления отчетности за 2019 год – дата (Приказ Минюста от дата№).
В рамках обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в целях совершенствования законодательства РФ, регулирующего порядок предоставления в Минюст России (его территориальные органы) отчетности некоммерческими организациями, Минюстом России издан приказ от дата№, которым устанавливаются сроки представления отчетности некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, а также структурными подразделениями иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Согласно приказу срок представления отчетности за 2019 г. перенесен на дата
Одновременно данным приказом установлено, что размещение отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет за 2019 г. осуществляется до дата.
За не представление отчетности за 2019 г. дата Главным управлением Организации вынесено предупреждение (исх. № от дата) с установлением срока устранения нарушений до дата.
Предупреждение направлено по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ.
Почтовое отправление, направленное по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ, возвращено почтовым отделением за истечением срока хранения.
Нарушения в установленный срок не устранены.
За не представления отчетности за 2019 год дата Главным управлением составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от дата по делу №, юридическое лицо признано виновным в совершении данного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде предупреждения.
Нарушения Организацией в установленные сроки не устранены.
Предупреждение, вынесенное Главным управлением дата не исполнено.
За не исполнение предупреждения (исх. № от дата) дата Главным управлением составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от дата по делу №, юридическое лицо признано виновным в совершении данного правонарушения, предусмотренного ч. 1 т. 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Нарушения Организацией не устранены, административный штраф не оплачен.
Отчетность за 2020 год Организацией в Главное управление также не представлена.
В соответствии с приказом Минюста России от дата№ «О внесении изменения в приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от дата№ «Об установлении сроков предоставлении некоммерческими организациями отчетности» срок предоставления отчетности за 2020 год перенесен на дата.
Информация о продолжении деятельности Организации, отчет по формам ОН0001, ОН00дата год в Главное управление к установленному сроку не представлены.
За непредставление отчетности за 2019, 2020 годы Главным управлением Организации внесено предупреждение об устранении нарушений законодательства (исх. № от дата) с установлением срока устранения нарушений до дата.
Предупреждение направлено по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ.
Почтовое отправление, направленное по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ, возвращено почтовым отделением за истечением срока хранения.
Просит ликвидировать <адрес>№ (ОГРН <***>) и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца ГУ Министерства юстиции РФ по СК. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил письменное заявление.
В судебное заседание административный ответчик <адрес>№ надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, заявлений о рассмотрении дела в отсутствие представителя также не поступало.
Представитель заинтересованного лица – МИФНС России № по СК надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании положений статьи 18 Федерального закона от дата N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован:
если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.
Согласно требованиям статьи 19 Федерального закона от дата N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.
По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.
Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.
В силу статьи 62 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
В порядке требований статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 указанного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Судом установлено, что <адрес>№ (ОГРН <***>, учетный №) зарегистрирован в соответствии с положениями ст. 13.1 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 10 Федерального закона от дата № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Организация зарегистрирована Администрацией <адрес>дата.
дата Органом ФНС России по СК внесена запись о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до дата (ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 2635010001).
В соответствии с п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», положением о Главном управлении Минюста РФ по субъекту (субъектам) РФ и Перечня главных управлений Минюста РФ по субъектам РФ, утвержденных приказом Минюста № от дата, Главное управление Минюста РФ по СК осуществляет контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства РФ и целей, предусмотренных их учредительными документами.
В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ и п. 1 ст. 4 Закона № 7-ФЗ – наименование юридического лица должно содержать указание на организационно-правовую форму.
Ст. 50 ГК РФ предусматривается самостоятельная организационно-правовая форма «Территориальное общественное самоуправление».
Однако, наименование Организации не содержит указаний на организационно-правовую форму.
Таким образом, установлено нарушение п. 1 ст. 54 ГК РФ и п. 1 ст. 4 Закона № 7-ФЗ.
К некоммерческим организациям, созданным до вступления в силу Федерального закона от дата № 99-ФЗ, применяются нормы главы 4 ГК РФ об общественный объединениях.
Так как, общественные объединения отнесены ГК РФ к корпоративным некоммерческим организациям, то учредительные документы Организации не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ.
Согласно п. 3.1 ст. 32 Закона №7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В установленные законодательством сроки в Главное управление Организацией не представлена отчетность за 2019 и 2020 годы.
Срок представления отчетности за 2019 год – дата (Приказ Минюста от дата№).
В рамках обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в целях совершенствования законодательства РФ, регулирующего порядок предоставления в Минюст России (его территориальные органы) отчетности некоммерческими организациями, Минюстом России издан приказ от дата№, которым устанавливаются сроки представления отчетности некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, а также структурными подразделениями иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Согласно приказу срок представления отчетности за 2019 г. перенесен на дата
Одновременно данным приказом установлено, что размещение отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет за 2019 г. осуществляется до дата.
За не представление отчетности за 2019 г. дата Главным управлением Организации вынесено предупреждение (исх. № от дата) с установлением срока устранения нарушений до дата.
Предупреждение направлено по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ.
Почтовое отправление, направленное по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ, возвращено почтовым отделением за истечением срока хранения.
Нарушения в установленный срок не устранены.
За не представления отчетности за 2019 год дата Главным управлением составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от дата по делу №, юридическое лицо признано виновным в совершении данного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде предупреждения.
Нарушения Организацией в установленные сроки не устранены.
Предупреждение, вынесенное Главным управлением дата не исполнено.
За не исполнение предупреждения (исх. № от дата) дата Главным управлением составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от дата по делу №, юридическое лицо признано виновным в совершении данного правонарушения, предусмотренного ч. 1 т. 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Нарушения Организацией не устранены, административный штраф не оплачен.
Отчетность за 2020 год Организацией в Главное управление также не представлена.
В соответствии с приказом Минюста России от дата№ «О внесении изменения в приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от дата№ «Об установлении сроков предоставлении некоммерческими организациями отчетности» срок предоставления отчетности за 2020 год перенесен на дата.
Информация о продолжении деятельности Организации, отчет по формам ОН0001, ОН00дата год в Главное управление к установленному сроку не представлены.
За непредставление отчетности за 2019, 2020 годы Главным управлением Организации внесено предупреждение об устранении нарушений законодательства (исх. № от дата) с установлением срока устранения нарушений до дата.
Предупреждение направлено по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ.
Почтовое отправление, направленное по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ, возвращено почтовым отделением за истечением срока хранения.
Указанные обстоятельства законодательство признает основанием для ликвидации учреждения, в связи с чем, суд считает необходимым ликвидировать <адрес>№.
При этом исключение организации из Единого государственного реестра юридических лиц возможно только после окончания процедуры ликвидации, необходимость проведения которой закреплена законом и направлена на защиту интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица.
Пунктом 3 ст. 18 Федерального закона от дата N 7-ФЗ предусмотрена обязанность учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации некоммерческой организации, назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), определить порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
По смыслу данной нормы назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации не является обязанностью суда; в том случае, если суд, принимая решение о ликвидации некоммерческой организации, не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации, то это требование закона должны выполнить учредители (участник) некоммерческой организации.
Руководствуясь ст.ст. 18, 19 Федерального закона от дата N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст.ст. 62, 63, 64 ГК РФ, ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ГУ Министерства юстиции РФ по СК к <адрес>№ о ликвидации юридического лица - удовлетворить.
<адрес>№ (ОГРН <***>).
После завершения процедуры ликвидации исключить сведения о <адрес>№ (ОГРН <***>) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.В. Рогозин