ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-1320/20 от 02.07.2020 Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело а- 1320/20

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

2 июля 2020 года

Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Губачевой В.А.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело по административному иску МИФНС по РО к ФИО2 о взыскании недоимки по налогу, пени,

УСТАНОВИЛ

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> (далее МИФНС по РО) обратилась в районный суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании недоимки по налогу НДФЛ за 2018 г., пени по налогу на обязательное медицинское страхование (ОМС) истекшие до ДД.ММ.ГГГГ и начиная с ДД.ММ.ГГГГ, пени по налогу на обязательное пенсионное страхование (ОПС) начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по перерасчетам недоимки и задолженности по соответствующему платежу, в том числе по отмененному. В обоснование своих требований указала, что ФИО2 ИНН616201988659 состоит на налоговом учете в МИФНС по РО по месту жительства. Ответчик зарегистрирован в качестве предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, представил в налоговый орган декларацию о доходах, полученных от предпринимательской, адвокатской деятельности за 2018 <адрес> задолженность по уплате налога НДФЛ за 2018 г., пени к нему, пени по обязательным страховым взносам на ОМС и ОПС. В требование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ вошли пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 г. – 368,22 руб., 0,26 руб., единый социальный налог 178,06 руб., 46,35 руб., страховые взносы на ОПС, начиная с ДД.ММ.ГГГГ – пени - 102,86 руб., 354,94 руб., страховые взносы на ОМС истекшие до ДД.ММ.ГГГГ – пене 7,15 руб., 2150,47 руб., страховые взносы на ОМС начиная с ДД.ММ.ГГГГ – пени 22,63 руб. (всего 3230,94 руб.). В требование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ вошли: НДФЛ пени – 0.06 руб., страховые взносы ОМС истекшие до ДД.ММ.ГГГГ – 205,52 руб., пени 0,90 руб., налог НДФЛ за 2017 г. – 663 руб., налог НДФЛ за 2017 г. – 325 руб., налог НДФЛ за 208 г. – 325 руб. (всего 1519,48 руб.). В требование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ вошли налог НДФЛ за 2018 г. – 1187 руб., пени 2,37 руб. (всего 1189,37 руб.). В связи с не исполнением требований в добровольном порядке имело место обращения к мировому судье за вынесением судебного приказа. Судебный приказ а-2-2635/19 вынесен ДД.ММ.ГГГГ, который впоследствии был отменен по заявлению должника на основании определения об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ В пределах шестимесячного срока с момента отмены судебного приказа МИФНС обратилась с настоящим иском в районный суд ДД.ММ.ГГГГ

Административный истец просит суд взыскать с ФИО2 задолженность по налогу НДФЛ за 2018 г. – 1313 руб., пени 370,91 руб., по налогу на обязательное медицинское страхование (ОМС) истекшие до ДД.ММ.ГГГГ – налог205,52 руб., пени 2158,52 руб., по налогу на обязательное медицинское страхование (ОМС) начиная с ДД.ММ.ГГГГ пене – 22,63 руб., пени по налогу на обязательное пенсионное страхование (ОПС) начиная с ДД.ММ.ГГГГ – пене 102,68 руб., по налогу на обязательное пенсионное страхование (ОПС) по перерасчетам недоимки и задолженности по соответствующему платежу, в том числе по отмененному – пене 104,43 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело без его участия.

Суд рассматривает дело в отношении неявившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации.

В силу требований пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

К числу таких плательщиков относятся, в том числе индивидуальные предприниматели (подпункт 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации) (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ). Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

Судом установлено и подтверждается материалами дела.

ФИО2 ИНН616201988659 состоит на налоговом учете в МИФНС по РО по месту жительства.

Ответчик зарегистрирован в качестве предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, представил в налоговый орган декларацию о доходах, полученных от предпринимательской, адвокатской деятельности за 2018 г.

Образовалась задолженность по уплате налога НДФЛ за 2018 г., пени к нему, пени по обязательным страховым взносам на ОМС и ОПС.

В требование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ вошли пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 г. – 368,22 руб., 0,26 руб., единый социальный налог 178,06 руб., 46,35 руб., страховые взносы на ОПС, начиная с ДД.ММ.ГГГГ – пени - 102,86 руб., 354,94 руб., страховые взносы на ОМС истекшие до ДД.ММ.ГГГГ – пене 7,15 руб., 2150,47 руб., страховые взносы на ОМС начиная с ДД.ММ.ГГГГ – пени 22,63 руб. (всего 3230,94 руб.). л.д. 27

В требование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ вошли: НДФЛ пени – 0.06 руб., страховые взносы ОМС истекшие до ДД.ММ.ГГГГ – 205,52 руб., пени 0,90 руб., налог НДФЛ за 2017 г. – 663 руб., налог НДФЛ за 2017 г. – 325 руб., налог НДФЛ за 208 г. – 325 руб. (всего 1519,48 руб.). л.д.30

В требование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ вошли налог НДФЛ за 2018 г. – 1187 руб., пени 2,37 руб. (всего 1189,37 руб.). л.д. 33

В связи с не исполнением требований в добровольном порядке имело место обращения к мировому судье за вынесением судебного приказа.

Судебный приказ а-2-2635/19 вынесен ДД.ММ.ГГГГ, который впоследствии был отменен по заявлению должника на основании определения об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 7

В пределах шестимесячного срока с момента отмены судебного приказа МИФНС обратилась с настоящим иском в районный суд ДД.ММ.ГГГГ

В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом (абзац 1).

В соответствии с абз.2 п.2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

По взысканию недоимки по налогу и пени на общую сумму 4 277,87 руб. налоговым органом учитываются три требования:

требование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (всего 1519,48 руб.);

требование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (всего 3230,94 руб.);

требование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (всего 1189,37 руб.);

Таким образом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая сумма налогов и пеней превысила 3000 руб., соответственно срок обращения в суд истекает до ДД.ММ.ГГГГ

С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах шестимесячного срока.

Задолженность по налогу НДФЛ за 2018 г. в размере 1313 руб. вошли в требование от ДД.ММ.ГГГГ – 1187 руб. и в требование от ДД.ММ.ГГГГ – 325 руб. (1187 руб. +325 руб. = 1512 руб.)

Пени по налогу НДФЛ за 2018 г. к сумме налог 1313 руб. в размере 368,22 руб. вошли в требование от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, учитывая, что задолженность по налогу НДФЛ за 2018 г. в сумме 1313 руб. и пени к нему составляют 368,22 руб. ответчиком не погашена, срок для взыскания задолженности по налогу в судебном порядке налоговым органом не пропущен, суд приходит к выводу об удовлетворении требований в части взыскания налога НДФЛ за 2018 г. – 1313 руб. и пени 368,22 руб.

Статьей 11 Закона N 436-ФЗ предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списание недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих двух условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до ДД.ММ.ГГГГ, и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Следовательно, исходя из смысла положений статьи 11 Закона N 436-ФЗ и статьи 14 Закона N 212-ФЗ списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Суд считает, что обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. (Определение Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ О-П, от ДД.ММ.ГГГГ-О).

Суд учитывает, что в соответствии с пунктом 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Допустимых доказательств того, что органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога суду не представлено.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4 ст. 289 КАС РФ).

С учетом системного толкования названных законоположений, а также правовой позиции Конституционного Суда РФ, административный истец, заявляя требования о взыскании пени, обязан предоставить суду совокупность доказательств, отвечающих требованиям процессуального закона об их относимости и допустимости, в подтверждение таких юридически значимых для рассмотрения подобного спора обстоятельств, как вид и размер налога, на который начислена пеня, факты неуплаты такого налога и его принудительного взыскания (либо несвоевременной его оплаты) при том, что не истек срок взыскания пени; соблюдение сроков обращения в суд с административным иском, а также проверяемый на правильность расчет заявленных требований.

Следовательно, действующим законодательством не предусмотрено взыскание пени отдельно от основного требования – недоимки по налогу.

Таким образом суд считает не подлежащим взысканию отдельно недоимки по налогу на ОМС истекшие до ДД.ММ.ГГГГ налог 205,52 руб. и пени 2158,52 руб., а также об отказе в удовлетворении требований о взыскании пени отдельно от налога по обязательным страховым взносам.

В соответствии со ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В силу абзаца третьего подпункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах, при цене иска до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.

Таким образом, размер госпошлины, подлежащей взысканию с ФИО2 составляет 400 руб.

Государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН 616201988659 в пользу МИФНС по <адрес> налог на доход физических лиц за 2018 г. – 1313 руб., пени 368,22 руб.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ