Дело: №а-1321/2021 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 июня 2021 года <адрес> Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Калачевой О.А., при секретаре Зиновьевой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене постановления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О переводе жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое-под офис продаж журналов и газет», установил: ФИО1 обратился в суд с административным иском к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене постановления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О переводе жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое - под офис продаж журналов и газет». В обоснование требований указано, что в оспариваемом постановлении не указаны конкретные основания и фактические обстоятельства, по которым оно было вынесено, не приведены мотивы и доказательства несоответствия закону ранее изданного постановления, имеется только ссылка на протест прокурора об отмене постановления о переводе жилого помещения в нежилое в связи с нарушением требований статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации в части согласия всех собственников помещений в доме на такой перевод. Все необходимые для перевода жилого помещения в нежилое документы предоставлены, нарушений законодательства, в том числе в части получения согласия всех собственников помещений в указанном доме, не допущено. Обратившиеся в прокуратуру собственники помещений в доме, ссылающиеся на отсутствие их согласия на такой перевод, не воспользовались своим правом на оспаривание решения общего собрания, на котором выражено согласие на перевод всех собственников помещений в спорном доме. Кроме того, по мнению административного истца, в данном случае согласие всех собственников помещений не требуется, так как реконструкции, влекущей за собой присоединение к реконструированному помещению части общего имущества многоквартирного дома либо его уменьшение не предусмотрено проектом перепланировки и переустройства. Кроме того, постановление Исполнительного комитета № от ДД.ММ.ГГГГ было отменено административным истцом спустя более 13 месяцев, что, по мнению административного истца, также является нарушением действующего законодательства. К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Зеленодольская городская прокуратура, ООО УК «Жилкоплекс», ФИО2, ФИО3, ФИО4, проживающие в жилом <адрес> Республики Татарстан. Представитель административного истца – ФИО5, действующая по доверенности, в судебном заседании на требованиях настаивала. Представитель административного ответчика – ФИО6, действующая по доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснила, что обжалуемое административным истцом постановление вынесено на законных основаниях во исполнение протеста Зеленодольской городской прокуратуры № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось, что Отделом дознания ОМВД России по Зеленодольскому судебному району было установлено отсутствие в списке собственников помещений в многоквартирном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, давших согласие на перевод жилого помещения в нежилое, подписей 7 собственников. Имеющиеся в этом списке подписи этим собственникам не принадлежат. Представитель заинтересованного лица Зеленодольской городской прокуратуры – помощник прокурора Михайлов А.А., в судебном заседании заявленные требования не поддержал, пояснил, что для перевода жилого помещения в нежилое необходимо согласие всех собственников жилых помещений многоквартирного дома. Административным истцом не были предоставлены доказательства добровольного согласия всех собственников. Заинтересованное лицо – ООО УК «Жилкоплекс», в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте заседания извещено. В судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, представитель ООО УК «Жилкоплекс» - ФИО7, действующий по доверенности, оставил решение по делу на усмотрение суда (л.д.162 т.1). Заинтересованное лицо - ФИО2, являющаяся собственником <адрес> на праве совместной собственности с супругом ФИО3, что подтверждается регистрационным удостоверением (л.д.198 т.2), возражала против удовлетворения административного иска. В судебном заседании пояснила, что они с супругом согласия на перевод <адрес> нежилое помещение не давали, в собрании не участвовали, собрание никакое не проводилось, подписи свои в реестре уведомлений (л.д.71-72 т.1), в списке проголосовавших за перевод не ставили (л.д.73-75 т.1, л.д.16 т.2), на перевод не согласны. Обратились в прокуратуру с заявлением о проверке законности решения о переводе жилого помещения в нежилое после того, как в <адрес> начались работы по переустройству. Заинтересованное лицо ФИО4, являющаяся собственником <адрес>, что подтверждается регистрационным удостоверением, ордером (л.д.199, 200), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что своего согласия, как собственник квартиры в спорном жилом доме, на перевод <адрес> нежилое помещение не давала. Пояснила, что в реестре уведомлений (л.д.71-72 т.1), в списке собственников помещений в доме, давших согласие на перевод, подпись, выполненная от её имени, ей не принадлежит (л.д.73-75 т.1, л.д. 16 т.2). В одном из списков в качестве собственника <адрес> указан ФИО8 (л.д.16 т.2), которого она не знает, он никогда в квартире не проживал. Заинтересованное лицо - ФИО3, в судебное заседание не явился, о времени и месте заседания извещён, со слов его супруги ФИО2 Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему. В соответствии со статьёй 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, (должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Согласно статье 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В соответствии с частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. В силу статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); 6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; (п. 6 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ) 7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение. (п. 7 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ). Согласно части 1 статьи 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 40 ЖК РФ). В силу частей 1, 2 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе: - принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме; - принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме. В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее-ГрК РФ) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Часть 7 статьи 51 ГрК РФ предусматривает, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы, в том числе, согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома. Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Часть 1 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации). В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником <адрес> общей площадью ... в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, право собственности на которую зарегистрировано в Управлении Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации права №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17 т.1). ДД.ММ.ГГГГ года Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан было принято постановление № «О переводе жилого помещения по адресу: РТ, <адрес>, нежилое - под офис продаж журналов и газет» (л.д.18-19) по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на такой перевод. К заявлению были приложены: копии паспорта, доверенность для представителя, проект перепланировки и переустройства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25 - 66), протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16, 69-77 т.1). ДД.ММ.ГГГГ Зеленодольской городской прокуратурой в адрес Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района было вынесено представление № об устранении нарушений федерального законодательства, из которого следует, что при изменении назначения помещения по адресу: <адрес>, не были соблюдены требования статьи 40 ЖК РФ в части получения согласия всех собственников помещений многоквартирного <адрес>. Исполнительному комитету был предоставлен срок для принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений действующего законодательства, а также был поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственных лиц, допустивших указанные нарушения закона (л.д.184-185 т.1). ДД.ММ.ГГГГ Зеленодольской городской прокуратурой в адрес Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района был направлен протест № на постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое-под офис продаж журналов и газет», в котором Зеленодольская городская прокуратура требовала отменить вышеуказанное постановление Исполнительного комитета ЗМР (л.д.22-24 т.1). Из протеста следует, что дознавателем отдела дознания ОМВД России по <адрес> лейтенантом полиции ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО2, ФИО3, ФИО4, зарегистрированному в КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено постановление (л.д.129-134 т.2) об отказе в возбуждении уголовного дела, в результате проверки заявлений граждан объективно установлена подделка подписей 7 собственников помещений в многоквартирном <адрес>, в списке собственников, давших согласие на перевод <адрес> нежилое помещение (л.д.10-18 т.2). Опрошенные дознанием собственники помещений в доме не все согласны с переводом <адрес> нежилое помещение. Некоторые ссылаются на то, они не давали согласие, протокол, списки не подписывали (л.д.19, 20, 21, 104, 105, 106, 108, 109 т.2) Поскольку протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не является официальным документом, факт фальсификации в нем подписей собственников не образует состав уголовно наказуемого деяния и на основании пункта 1 части 1 статьи 24 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием в деянии события преступления в возбуждении уголовного дела по части 1 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации отказано. ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом административному истцу было направлено письмо с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения статьи 40 ЖК РФ в части получения согласия всех собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, и с предупреждением о том, что в случае не представления документов по устранению нарушений действующего законодательства, будет рассмотрен вопрос об отмене постановления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. «О переводе жилого помещения по адресу: РТ, <адрес>, нежилое - под офис продаж журналов и газет» (л.д.20 т.1). Поскольку ФИО1 данные нарушения устранены не были, постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ было отменено постановление Исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ№ «О переводе жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое-под офис продаж журналов и газет» (л.д.21 т.1). ДД.ММ.ГГГГ административному истцу письмом № была сообщено об отмене постановления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.67 т.1). Суд считает неподлежащим удовлетворению административное исковое заявление по следующим основаниям. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ). Глава 3 Федерального закона N 131-ФЗ предусматривает нормы, содержащие перечень вопросов местного значения, разрешаемые местным самоуправлением на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и внутригородских районах. Круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов в целях решения вопросов местного значения определен статьей 17 названного выше Федерального закона. Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Следовательно, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт при наличии предусмотренных законом оснований. Право на отмену ранее принятого акта затрагивающего интересы граждан и (или) организаций, не может быть безусловным. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права. Ненормативный акт должен содержать ссылки на нормы закона, а также на документы и материалы, обосновывающие и подтверждающие правомерность, обоснованность и необходимость его вынесения. Факт нарушения административным ответчиком в результате вынесения оспариваемого постановления прав и охраняемых законом интересов административного истца не доказан. При вынесении обжалуемого постановления Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан действовал в пределах своих полномочий, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ с соблюдением порядка и оснований принятия оспариваемых постановлений. Содержание оспариваемого постановления не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим возникшие спорные отношения. Основанием для отмены постановления послужили действия ФИО1 по непредоставлению согласия всех собственников помещений многоквартирного дома по адресу: РТ, <адрес>. В соответствии с пунктом 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации). Как следует из приложенного к заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ проекта перепланировки и переустройства от 2017 года, перевод жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, в нежилое помещение осуществлялся с целью размещения офиса продаж журналов и газет, с последующим переустройством и (или) перепланировкой, заключающейся в формировании из квартиры нежилого помещения, обеспеченного самостоятельным входом со стороны капитальной стены и лоджии. Как указано в части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с частью 1 и пунктами 1, 2 части 2 статьи 44 Кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им. Таким образом, несмотря на отсутствие в части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до внесения в неё изменений Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ (в период оформления административным истцом разрешения на перевод), указания о праве органа местного самоуправления требовать от заявителя представления протокола собрания, в котором было бы отражено согласие всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома, положения статьи 23 Кодекса необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Если в случае перевода помещения из жилого в нежилое возникает необходимость создания отдельного входа и разрушения части несущей стены многоквартирного дома или иного сооружения в целях обеспечения отдельного доступа в нежилое помещение, то для осуществления перевода и дальнейшего использования нежилого помещения требуется провести реконструкцию. На такую реконструкцию, в соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо получить согласие всех собственников. Кроме того, устройство отдельного входа связано с изменением режима пользования общим имуществом в многоквартирном жилом доме, что также невозможно без согласия участников общей долевой собственности в доме. Предполагаемое по проекту переустройство жилого помещения, принадлежащего ФИО1, влекло за собой использование наружной стены дома и придомовой территории, то есть общего имущества собственников многоквартирного дома, поэтому по вопросу перевода жилого помещения в нежилое правовое значение имеет получение соответствующего согласия всех собственников жилого дома. Согласно пункту 14 статьи 1 ГрК РФ под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. В силу пункта 6 части 7 статьи 51 ГрК РФ реконструкция объекта капитального строительства возможна при наличии согласия всех правообладателей данного объекта. На основании статьи 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Таким образом, необходимая для перевода в нежилое помещение реконструкция, переустройство и перепланировка в соответствии с вышеприведенными нормами законодательства допускается только с согласия всех собственников общего имущества многоквартирного дома. При этом ссылка представителя административного истца на то, что реконструкция проектом переустройства квартиры не предусмотрена, и, следовательно, согласие всех собственников на перевод не требуется, не может быть принята во внимание. Проектом перепланировки и переустройства квартиры под офис (л.д.25-49) предусматривается, что: 1. проектируется офисный зал, для этого: демонтируются перегородки между кухней и жилой комнатой; в кухне убирается газовая плита, газовый стояк заглушается, убирается мойка; демонтируются перегородки между кухней и коридором, коридором и ванной и туалетом; между жилой комнатой поз.1 поз.2 и коридором поз.6; между комнатами поз.1 м поз.2; демонтируется туалет и санузел; демонтируется подоконный блок в комнате поз.1; устанавливается перегородка с дверным проёмом на территории лоджии (раздел отопления разрабатывается отдельно). 2.Туалет организуется по проекту, раздел водоснабжения, канализации разрабатывается отдельно. 4. Входной узел планируется с лоджии: демонтируется оконный блок на территории кухни поз.1; устанавливается наружная металлопластиковая дверь с большой площадью остекления 2/3 от общего остекления; демонтируется кирпичная кладка лоджии окна. Устанавливается витражная группа с тёплым алюминиевым профилем, с термовставками, с двухкамерным энергосберегающим стеклопакетом. Кроме того, запланирована установка крыльца и козырька над ним. Крыльцо и пандус выходят на придомовую территорию. Таким образом, в результате переустройства обеспечивается самостоятельный вход в помещение со стороны капитальной стены и лоджии. Утверждение представителя административного истца о том, что придомовая территория составляет только территорию, занимаемую домом по конфигурации дома и не является имуществом общего пользования, не соответствует действительности, опровергается справкой БТИ, в которой на запрос суда сообщается о размере площади застройки жилого <адрес>. По данным технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ площадь застройки многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составляет ... (л.д.183 т.2), в то время как площадь земельного участка, на котором этот дом расположен составляет ... согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером № (л.д.143-144 т.2). Из этого следует, что часть придомовой территории, составляющей ... (... являющаяся общим имуществом собственников помещений в доме в соответствии с пунктом 4 статьи 36 ЖК РФ, будет занята имуществом административного истца (крыльцо и пандус), то есть уменьшится. Согласно части 3 статьи 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Административным истцом в Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан был представлен протокол принявшего решение о согласии на перевод жилого помещения в нежилое общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором, как было достоверно установлено в ходе прокурорской проверки, проверки отдела дознания ОМВД России, отсутствуют подписи семи собственников помещений в доме, давших согласие на перевод жилого помещения в нежилое (л.д.10-18 т.2). При отсутствии надлежащего согласия собственников помещений в многоквартирном жилом доме на использование ФИО1 общего имущества, Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ, в силу вышеуказанных норм закона, не вправе был разрешать перевод жилого помещения в нежилое. Таким образом, постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О переводе жилого помещения по адресу: <адрес><адрес>, в нежилое-под офис продаж журналов и газет» изначально принято с нарушением действующего законодательства. При таких обстоятельствах Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан правомерно в пределах своей компетенции отменил постановление от ДД.ММ.ГГГГ№, принятое на основании представленных заявителем недостоверных сведений. Действующим законодательством не запрещено местному органу самоуправления отменять свой же ранее принятый ненормативный акт, решение в случае установления того обстоятельства, что он принят в нарушение действующего законодательства на момент принятия. В Федеральном законе N 131-ФЗ нет указания на причину отмены акта, не указывается, что это происходит в связи с незаконностью акта или его нецелесообразностью. Закон допускает отмену акта по усмотрению органа местного самоуправления либо должностного лица. В то же время, реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, независимо от того, что законодательство об органах местного самоуправления не содержит сроков, в течение которых может быть вынесено решение об отмене ранее принятого ненормативного акта. Ссылка представителя административного истца на то, что в оспариваемом постановлении не приведены мотивы и доказательства несоответствия закону ранее изданного постановления, несостоятельны. Как установлено судом, до отмены оспариваемого постановления административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца направлялось письмо с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения статьи 40 ЖК РФ в части получения согласия всех собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, и с предупреждением о том, что в случае не представления документов по устранению нарушений действующего законодательства, будет рассмотрен вопрос об отмене постановления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района № от 07.11.2019г. «О переводе жилого помещения по адресу: РТ, <адрес>, нежилое - под офис продаж журналов и газет» (л.д.20 т.1). Из текста этого письма понятны основания несоответствия закону ранее изданного постановления, а также имеется указание на протест прокурора. Административный истец имел возможность ознакомиться с данным протестом. Административный ответчик доказал, что отмененный им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий акт органа местного самоуправления соответствует закону и не нарушает законных прав и интересов граждан, не ограничивает их субъективные права. Таким образом, оснований для признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене постановления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О переводе жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое-под офис продаж журналов и газет» суд не усматривает. При таких обстоятельствах исковые требования о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене постановления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О переводе жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое-под офис продаж журналов и газет» удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, ст.23, 25, 40, 44 Жилищного кодекса РФ, ст.1, 51 Градостроительного кодекса РФ, руководствуясь статьями 175-180, 218-228, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил: В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене постановления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О переводе жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое-под офис продаж журналов и газет» отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ. Судья Зеленодольского городского суда Республики Татарстан: О.А.Калачева |