К делу №а-1329/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2022 г. <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Хагундоковой Р.Р.
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием представителя административного истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению военного прокурора Майкопского гарнизона в защиту прав Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации об ограничении доступа к информации,
У С Т А Н О В И Л:
Военной прокуратурой Майкопского гарнизона в рамках проверки исполнения федерального законодательства о воинской обязанности и военной службе осуществлен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлен факт размещения в данной информационно-телекоммуникационной сети для свободного доступа неограниченного круга лиц информации о продаже удостоверений различных ведомств на интернет-странице с адресом: https://f.pbdq.net/topic/11276-udostovereniya-mvd-fsb-fskn-prokuratura-mchs-migratsionki-pensionnoe/.
Административный истец в судебном заседании поддержал заявление и просил удовлетворить его.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора России по Южному федеральному округу в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав доводы представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Судом установлено, что Военной прокуратурой Майкопского гарнизона проведена проверка, в ходе которой выявлен факт размещения запрещенной информации о продаже удостоверений различных ведомств, расположенной по адресу: https://f.pbdq.net/topic/11276-udostovereniya-mvd-fsb-fskn-prokuratura-mchs-migratsionki-pensionnoe/.
Проверкой установлено, что на данном сайте размещена информация о продаже удостоверений МВД, ФСБ, ФСКН, Прокуратуры РФ, МЧС, ФССП, СК РФ. При этом ограничения на передачу информации отсутствуют.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратится в суд в защиту прав неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации.
В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Право прокурора на обращение в суд в порядке административного судопроизводства в защиту неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой прокурор в случае нарушения прав значительного числа граждан, защищаемых в порядке административного судопроизводства, предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах этих граждан, либо неопределенного круга лиц.
Учитывая изложенное, прокурор не только вправе, но и обязан инициировать возбуждение производства по административному делу, когда спор затрагивает интересы неопределенного круга лиц - пользователей Интернет-ресурсов.
Таким образом, имеются основания для обращения с иском о прекращении обеспечения технической возможности доступа пользователей к интернет-сайту, на котором предлагается незаконно приобрести официальный документ - удостоверение различных ведомств, что побуждает граждан к совершению правонарушения, за которое предусмотрена уголовная ответственность, облегчает его совершение.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Как следует из п. 4 ст. 2 Закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов в соответствии со ст. 327 УК РФ является уголовно наказуемым деянием. Распространение информации о возможности свободного приобретения военного билета побуждает граждан к совершению правонарушений и преступлений.
Кроме того, ст. 59 Конституции РФ возлагает на граждан обязанность и долг по защите Отечества.
В соответствии с ст. 21.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность граждан за неисполнение обязанностей по воинскому учету.
Также, ч. 1 ст. 328 УК РФ установлена уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы.
Повышенное внимание со стороны государства к вопросу призыва на военную службу обусловлено серьезными трудностями с комплектованием Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации, что отрицательно сказывается на обороноспособности страны.
В силу ст. 9 Закона № 149-ФЗ ограничение доступа информации предусмотрено в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пересечение действий, нарушающих право или создающих угрозы его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются государственными органами при разрешении административно-правовых споров и не связанных с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер административно-правовой ответственности.
Обеспечение доступа к информации, способствующей совершению уголовно или административно-наказуемых деяний, облегчает его совершение, вводя в заблуждение неопределенный круг лиц о законности совершения таких действий.
Законодательством установлен запрет на распространение информации о продаже удостоверений различных ведомств. Вследствие этого имеется необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на данном сайте.
Наличие в свободном доступе вышеуказанной информации нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к интернет-сайту: https://f.pbdq.net/topic/11276-udostovereniya-mvd-fsb-fskn-prokuratura-mchs-migratsionki-pensionnoe/ необходимо ограничить, в связи с чем заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.1 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление военного прокурора Майкопского гарнизона в защиту прав Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации об ограничении доступа к информации – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на «Интернет-сайте» на страницах по URL-адресу: https://f.pbdq.net/topic/11276-udostovereniya-mvd-fsb-fskn-prokuratura-mchs-migratsionki-pensionnoe/, запрещенной к распространению на территории РФ.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу для включения указателей страниц сайтов в сети «Интернет» данного адреса в Единый реестр доменных умен, указателей страниц сайтов в «Интернете» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий подпись Р.Р. Хагундокова
Уникальный идентификатор дела 01RS0№-82
Подлинник находится в материалах дела №а-1329/2021
в Майкопском городском суде Республики Адыгея.